Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов

421

Аннотация

Представлены материалы исследования, проведенного на выборке студентов одного из ведущих национальных исследовательских университетов России (4897 студентов) с использованием метода многомерной регрессии. Авторы обращают внимание на то, что современное поколение студентов живет в условиях новейших технологий, позволяющих им иметь доступ к информации. Однако иметь доступ к информации и уметь грамотно работать с ней — это две разные задачи. Отмечается, что использование информации в любой форме невозможно без применения навыков критического мышления, поэтому его уровень и качество имеют в нынешних условиях первостепенное значение. Указывается на то, что в современной системе образования еще достаточно распространен традиционный тип обучения — классно-урочная форма обучения, где преподаватель является ведущей фигурой и предоставляет студентам на лекциях готовые знания. При этом студенты занимают пассивную позицию по отношению к усвоению знаний. Проведенное авторами исследование показало, что преподавание в рамках традиционного типа обучения может быть положительно связано с уровнем развития критического мышления, если у преподавателей развита предметно-логическая и организационная компетенции.

Общая информация

Ключевые слова: высшее образование, критическое мышление, классно-урочная система обучения, традиционный тип обучения, конструктивистский тип обучения, педагогические условия

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250608

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90039\19.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в подготовке статьи директора аспирантской школы по образованию Института образования НИУ ВШЭ Терентьева Е.А.

Для цитаты: Корешникова Ю.Н., Фрумин И.Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 88–103. DOI: 10.17759/pse.2020250608

Фрагмент статьи

Благодаря интернету и социальным сетям открывается свободный доступ к цифровым технологиям и информации. В этой ситуации одной из наиболее важных задач образования становится обучение студентов умению пользоваться, обрабатывать и применять полученную информацию.

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь // Москва.Государственное социально-экономическое издательство.1934.
  2. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика.1995.Том 995.С.29—40.
  3. Загвязинский В.И. Теория обучения.Современная интерпретация // Москва.Издательский центр «Академия».2001.Том 30.
  4. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить // Народное образование.1964.Том 11964.С.6—55.
  5. Карданова Е.Ю. и др.Сравнительное исследование убеждений и практик учителей математики основной школы в России, Эстонии и Латвии // Вопросы образования.2014.№ 2.С.44— 81.DOI:10.17323/1814-9545-2014-2-44-81
  6. Константиновский Д.Л. Неравенство в сфере образования: российская ситуация // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены.2010.№ 5 (99).С.40-65.
  7. Корешникова Ю.Н. и др. Барьеры для создания педагогических условий развития критического мышления в российских вузах // Педагогика.2020.№ 9.С.45—54.
  8. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: учебник // Москва.Академия.1999.
  9. Федеральные государственные образовательные стандарты Российской Федерации для высшего образования [Электронный ресурс].URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 09.09.2020).
  10. Фрумин И.Д., Добрякова М.С. Что заставляет меняться российские вузы: договор о невовлеченности // Вопросы образования.2012.№ 2.C.159—191.DOI:10.17323/1814-9545-2012-2-159-191.
  11. Abrami P.C. et al. Instructional interventions affecting critical thinking skills and dispositions: A stage 1 meta-analysis // Review of educational research.2008.Vol.78.№ 4.P.1102—1134.DOI:10.3102/0034654308326084
  12. Bonk C.J., Smith G.S. Alternative instructional strategies for creative and critical thinking in the accounting curriculum // Journal of accounting education.1998.№ 2.Р.261—293.DOI:10.1016/ S0748-5751(98)00012-8
  13. Brooks J.G., Brooks M.G. In search of understanding: The case for constructivist classrooms // Alexandria.ASCD.1999.
  14. Burford M.R., Chan K. Refining a strategic marketing course: Is a ‘flip’a good ‘fit’? // Journal of Strategic Marketing.2017.№ 2.Р.152—163.DOI:10.1 080/0965254X.2016.1182578
  15. Byrne G. Using Socratic circles to develop critical thinking skills // Practically Primary.2011.Vol.16.№ 2.Р.13—16.
  16. Carnoy M., Khavenson T., Ivanova A.Using TIMSS and PISA results to inform educational policy: a study of Russia and its neighbours // Compare: A Journal of Comparative and International Education.2015.№ 2.Р. 248—271.DOI:10.1080/03057925.2013.855002
  17. Chan C.K.Y. et al. A review of literature on challenges in the development and implementation of generic competencies in higher education curriculum // International Journal of Educational Development.2017.P.1—10.DOI:10.1016/j.ijedudev.2017.08.010
  18. Chao R., Good G.E. Nontraditional students’ perspectives on college education: A qualitative study // Journal of college counseling.2004.№ 1.Р.5—12.DOI:10.1002/j.2161-1882.2004.tb00253.x
  19. Drummond I., Nixon I., Wiltshire J. Personal transferable skills in higher education: The problems of implementing good practice // Quality assurance in education.1998..P.15—32.
  20. Ennis R.H. A logical basis for measuring critical thinking skills // Educational leadership.1985.№ 2.Р. 44—48.
  21. Facione P. Critical thinking: A statement of expert consensus for purposes of educational assessment and instruction // Fullerton.The Delphi Report.1990.
  22. Feldman K.A. The association between student ratings of specific instructional dimensions and student achievement: Refining and extending the synthesis of data from multisection validity studies // Research in Higher education.1989.№ 6.Р.583—645.
  23. Garcia T., Pintrich P.R. Regulating motivation and cognition in the classroom: The role of self-schemas and self-regulatory strategies // Self-regulation of learning and performance: Issues and educational applications.1994.Р.68-122.
  24. Gellin A. The effect of undergraduate student involvement on critical thinking: A meta-analysis of the literature 1991-2000 // Journal of college student development.2003.№ 6.Р.746—762.DOI:10.1353/ csd.2003.0066
  25. Graham S., Donaldson J.F. Adult students’ academic and intellectual development in college // Adult Education Quarterly.1999.№ 3.Р.147—161.
  26. Halpern D.F. Teaching critical thinking for transfer across domains: Disposition, skills, structure training, and metacognitive monitoring // American psychologist.1998.№ 4.Р.449.DOI:10.1037/0003-066X.53.4.449
  27. Hamouda A.M.S., Tarlochan F. A learning factory: Enhancing societal needs awareness and innovation through manufacturing class // Engineering Education Letters.2014.№ 1.P.7—26.DOI:10.5339/ eel.2015.7.Р.1-5
  28. Henson K.T. Foundations for learner-centered education: A knowledge base // Education.2003.№ 1.Р.36—85.
  29. Heyman G.D. Children’s critical thinking when learning from others // Current directions in psychological science.2008.№ 5.Р.344—347.DOI:10.1111/j.1467- 8721.2008.00603.x
  30. Hoogstraten J., Christiaans H. The relationship of the Watson-Glaser Critical Thinking Appraisal to sex and four selected personality measures for a sample of Dutch first-year psychology students // Educational and Psychological Measurement.1975.№ 4.Р.969—973.
  31. Loes C.N., Salisbury M.H., Pascarella E.T. Student perceptions of effective instruction and the development of critical thinking: A replication and extension // Higher Education.2015.№ 5.Р.823—838.DOI:10.1080/0022 1546.2017.1291257
  32. Lorenzo G., Dziuban C. Ensuring the Net Generation is Net Savvy // Educause Learn.Initiative.2006.No.2.Р.1—19.
  33. Mahapoonyanont N. Factors related to critical thinking abilities; a meta-analysis // Procedia-Social and Behavioral Sciences.2010.Р.986—990.
  34. Mohr K.A.J., Mohr E.S. Understanding Generation Z students to promote a contemporary learning environment // Journal on Empowering Teaching Excellence.2017.№ 1.P.9—28.DOI:10.15142/T3M05T
  35. Nelson C.E. Critical thinking and collaborative learning // New directions for teaching and learning.1994.Vol.59.P.45—58.
  36. Pascarella E.T., Terenzini P.T. How College Affects Students: A Third Decade of Research // San-Francisco.Jossey-Bass, An Imprint of Wiley.2005.
  37. Paul R.W.Critical thinking: What, why, and how? // New Directions for Community Colleges.1992.№.77.Р.3—24.
  38. Piaget J. The development of thought: Equilibration of cognitive structures (Trans.A.Rosin) // Paris.Viking.1977.
  39. Rumpagaporn M.W. Students’ critical thinking skills, attitudes to ICT and perceptions of ICT classroom learning environments under the ICT schools pilot project in Thailand // Bangkok.University of Adelaide.2007.
  40. Schonwetter D.J. et al. An Empirical Investigation of Effective College Teaching Behaviors and Student Differences: Lecture Organization and Test Anxiety // San-Francisco.American Educational Research Association.1995.
  41. Schunk D.H. Learning theories an educational perspective sixth edition // Boston.Pearson.2012.
  42. Sewell W.H., Hauser R.M. Causes and consequences of higher education: Models of the status attainment process // American Journal of Agricultural Economics.1972.Vol.54.№ 5.P.851—861.DOI:10.2307/1239228
  43. Tabachnick B.G., Fidell L.S., Ullman J.B. Using multivariate statistics // Boston.Pearson.2007.Vol.5.P.481—498.
  44. Thayer-Bacon B.J. Transforming critical thinking: Thinking constructively // New York.Teachers College Press.2000.
  45. Weimer M. Instructional interventions: a review of the literature on efforts to improve instruction.Higher Education // Handbook of theory and research.1991.Р.294—333.
  46. Willingham D.T. Critical thinking: Why it is so hard to teach? // American federation of teachers summer.2007.Р.8—19.
  47. Windschitl M. Framing constructivism in practice as the negotiation of dilemmas: An analysis of the conceptual, pedagogical, cultural, and political challenges facing teachers // Review of educational research.2002.Vol.72.№ 2.P.131—175.DOI:10.3102/00346543072002131
  48. Wulff S.S., Wulff D.H. “Of Course, I’m Communicating; I Lecture Every Day”: enhancing teaching and learning in introductory statistics // Communication Education.2004.Vol.53.№ 1.P. 124—180.
  49. Yang Y.T.C. A catalyst for teaching critical thinking in a large university class in Taiwan: Asynchronous online discussions with the facilitation of teaching assistants // Educational Technology Research and Development.2008.Vol.56.№ 3.Р.241—264.

Информация об авторах

Корешникова Юлия Николаевна, аспирант Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7566-0028, e-mail: koreshnikova@hse.ru

Фрумин Исак Давидович, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель Института образования, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9228-3770, e-mail: ifroumin@hse.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 779
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 421
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4