Ослон В.Н. кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307 e-mail: oslonvn@mgppu.ru
Семья Г.В. доктор психологических наук, профессор кафедры «Возрастная психология им. профессора Л.Ф. Обуховой», Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698 e-mail: gvsemia@yandex.ru
Прокопьева Л.М. начальник отдела мониторинга качества профессионального образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4404-9159 e-mail: prokopevalm@mgppu.ru
Колесникова У.В. научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621 e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru
Представлено обоснование теоретического конструкта «субъективное благополучие детей-сирот», его операциональной модели, а также надежности и валидности специально разработанного стандартизированного интервью (СИ) для измерения и оценки как общего уровня субъективного благополучия (СБ), так и его отдельных областей. Субъективное благополучие ребенка рассматривается с позиции его удовлетворенности «системой своих отношений» к себе, другим, со средой, своему «хронотопу».Выстроенная на его основе операциональная модель оценки включила 10 доменов, ставших базой для создания СИ. Проверка инструмента проводилась на выборке из 498 детей-сирот в возрасте от 13 до 17 лет. Доказаны его достоверность, внутренняя согласованность, надежность и валидность: содержательная, конструктная (коэффициент α Кронбаха=0,741); конвергентная (на уровне высокой статистической значимости показатели СИ коррелируют с методикой М. Розенберга и результатами теста «Жизнестойкость» (Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, скрининговая версия); критериальная (корреляционный анализ выявил устойчивость связи показателей субъективного благополучия и институционального опыта (r=0,017, р=0,702).Полученный инструментарий может быть использован для изучения СБ детей-сирот, находящихся в детских домах и замещающих семьях, что позволяет корректировать содержание работы специалистов сопровождения.
Изменение законодательных требований к условиям воспитания
детей-сирот позволило сформировать новую парадигму функционирования организаций
для них. Преобразования предполагали качественные изменения в жизни
воспитанников, критерием оценки которых стало их субъективное благополучие
(subjective well-being).
Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина
Е.Б.Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная
динамика // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№
6.С.68—76.DOI:10.17759/ pse.2017220606
Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью
// Общество и политика / Ред.В.Ю. Большаков.СПб.: Изд-во С.-Петербургского
университета, 2000.С.476—510.
Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с
ограниченными возможностями здоровья: автореф.дисс.… канд.психол.наук.М.:
Изд-во Моск.гор.псих.-пед.ун-та, 2012.26 с.
Монусова Г.А. Субъективное благополучие и возраст:
Россия в контексте международных сравнений // XII Международная научная
конференция по проблемам развития экономики и общества: сб.трудов в 4 т.Т.3.М.:
Изд.дом ВШЭ, 2012.С.98—109.
Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные
психологические труды: 4-е издание / Под ред.А.А.Бодалева.Воронеж: Модэк МПСИ,
2011.398 с.
Одинокова В.А., Русакова М.М., Усачёва Н.М. Опыт
оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот // Мониторинг
общественного мнения: Экономические и социальные перемены.2017.№
2.С.129—144.
Ослон В.Н. Модель оценки субъективного благополучия
воспитанников организаций для детей-сирот // Культурно-исторический подход в
современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сборник
тезисов участников VI Всероссийской научно-практической конференции по
психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф.
Обуховой (13—14 декабря 2018 г.) / Ред.И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А.
Кочетова.М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.639 с.
Ослон В.Н. Мониторинг субъективного благополучия
(subjective well-being) воспитанников как инструмент оценки качества
деятельности организаций для детей-сирот // Возможности и риски цифровой среды:
сборник тезисов участников VII Всероссийской научно-практической конференции по
психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) 12—13 декабря 2019 г./ Под
ред.Т.А.Басиловой, Е.Г.Дозорцевой, Т.А. Егоренко.М.: Издательство ФГБОУ ВО
МГППУ, 2019.Т.2.372 с.
Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А.Вызовы
современного детства: ключевые результаты реализации Национальной стратегии
действий в интересах детей // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№
6.С.5—24.DOI:10.17759/pse.2017220601
Русакова М.А., Одинокова В.А.Теоретические основы и
опыт мониторинга соблюдения прав и благополучия детей в интернатных
учреждениях: обзор публикаций // Теория и практика общественного
развития.2014.№ 16.С.40—52.
Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное
благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / Под
ред.Р.М.Шамионова.Саратов: СГУ им.Н.Г.Чернышевского, 2008.С. 36—41.
Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и
подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического
благополучия // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№
4.C.36—50.DOI:10.17759/pse.2019240403
Ященко Е.Ф. Субъективное благополучие и
самоактуализация // Психология в современном развивающемся мире: теория и
практика: материалы международной научно-практической конференции.М-во
образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос.ун-т,
Фак.психологии, Каф.прикладной психологии / Под науч.ред.Е.Ф.Ященко,
В.Д.Иванова.Челябинск: ЮУрГУ, 2012.259 с.
Ben-Arieh A., Casas F., Frønes I., Korbin
J.E. Multifaceted concept of child well-being // Handbook of Child
Well-Being.Springer,
Dordrecht.2014.P.1—27.DOI:10.1007/978-90-481-9063-8_134
Diener E. Guidelines for national indicators of
subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness
Studies.2006.Vol.7.P.397—404.DOI:10.1007/s10902-006-9000-y
Kashdan T.B., Biswas-Diener R., King L.A.
Reconsidering happiness: the costs of distinguishing between hedonics and
Eudaimonia // Journal of Positive Psychology.2008.Vol.3.№
4.P.219—233.DOI:10.1080/174397608023030 44
Kelly G., Gilligan R., Kerr K.P., Nixon S., Pinkerton
J., Houston S. Issues in Foster Care: Policy, Practice and Research.London:
Jessica Kingsley Publishers, 1999.240 p.
Medvedev O.N., Landhuis C.E. Exploring constructs
of well-being, happiness and quality of life // Peer J.2018.№
6.DOI:10.7717/peerj.4903/table-4
Michaelson J., Mahony S., Schifferes J. Measuring
well-being: a guide for practitioners.London: New Economic Foundation, 2012.32
p.
Pontin E., Schwannauer M., Tai S., Kinderman P. A
UK validation of a general measure of subjective well-being: the modified BBC
subjective well-being scale (BBC-SWB) // Health and Quality of Life
Outcomes.2013.Vol.11.DOI:10.1186/1477-7525-11-150
Seligman M.E.P. Flourish.A Visionary New
Understanding of Happiness and Well-being.New York: Free Press, 2011.349
p.
Zhang M.F., Selwyn J. The subjective well-being of
children and young people in out of home care: psychometric analyses of the
«your life, your care» survey // Child Indicators
Research.2019.Vol.13.DOI:10.1007/s12187-019-09658-y