Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

753

Аннотация

Представлено обоснование теоретического конструкта «субъективное благополучие детей-сирот», его операциональной модели, а также надежности и валидности специально разработанного стандартизированного интервью (СИ) для измерения и оценки как общего уровня субъективного благополучия (СБ), так и его отдельных областей. Субъективное благополучие ребенка рассматривается с позиции его удовлетворенности «системой своих отношений» к себе, другим, со средой, своему «хронотопу».Выстроенная на его основе операциональная модель оценки включила 10 доменов, ставших базой для создания СИ. Проверка инструмента проводилась на выборке из 498 детей-сирот в возрасте от 13 до 17 лет. Доказаны его достоверность, внутренняя согласованность, надежность и валидность: содержательная, конструктная (коэффициент α Кронбаха=0,741); конвергентная (на уровне высокой статистической значимости показатели СИ коррелируют с методикой М. Розенберга и результатами теста «Жизнестойкость» (Е.Н. Осин, Е.И. Рассказова, скрининговая версия); критериальная (корреляционный анализ выявил устойчивость связи показателей субъективного благополучия и институционального опыта (r=0,017, р=0,702).Полученный инструментарий может быть использован для изучения СБ детей-сирот, находящихся в детских домах и замещающих семьях, что позволяет корректировать содержание работы специалистов сопровождения.

Общая информация

Ключевые слова: субъективное благополучие, дети-сироты, подростки, операциональная модель, инструментарий, обоснование

Рубрика издания: Психологическое благополучие

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250604

Тематический сетевой сборник: Психологическое благополучие субъектов образовательных отношений

Для цитаты: Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 6. С. 41–50. DOI: 10.17759/pse.2020250604

Фрагмент статьи

Изменение законодательных требований к условиям воспитания детей-сирот позволило сформировать новую парадигму функционирования организаций для них. Преобразования предполагали качественные изменения в жизни воспитанников, критерием оценки которых стало их субъективное благополучие (subjective well-being).

Литература

  1. Антонова Н.А., Ерицян К.Ю., Цветкова Л.А. Субъективное благополучие подростков и молодежи: концептуализация и измерение [Электронный ресурс] // Известия РГПУ им.А.И. Герцена.2018.№ 187.С.70—78.URL: https:// cyberleninka.rp/article/n/spbektivnoe-blagopolpchie-podrostkov-i-molodezhi-kontseptpalizatsiya-i-izmerenie (дата обращения: 19.09.2020).
  2. Арчакова Т.О., Веракса А.Н., Зотова О.Ю., Перелыгина Е.Б.Субъективное благополучие у детей: инструменты измерения и возрастная динамика // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 6.С.68—76.DOI:10.17759/ pse.2017220606
  3. Куликов Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / Ред.В.Ю. Большаков.СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2000.С.476—510.
  4. Лебедева А.А. Субъективное благополучие лиц с ограниченными возможностями здоровья: автореф.дисс.… канд.психол.наук.М.: Изд-во Моск.гор.псих.-пед.ун-та, 2012.26 с.
  5. Монусова Г.А. Субъективное благополучие и возраст: Россия в контексте международных сравнений // XII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: сб.трудов в 4 т.Т.3.М.: Изд.дом ВШЭ, 2012.С.98—109.
  6. Мясищев В.Н. Психология отношений: Избранные психологические труды: 4-е издание / Под ред.А.А.Бодалева.Воронеж: Модэк МПСИ, 2011.398 с.
  7. Одинокова В.А., Русакова М.М., Усачёва Н.М. Опыт оценки благополучия детей в учреждениях для детей-сирот // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены.2017.№ 2.С.129—144.
  8. Ослон В.Н. Модель оценки субъективного благополучия воспитанников организаций для детей-сирот // Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы: сборник тезисов участников VI Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой (13—14 декабря 2018 г.) / Ред.И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова.М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018.639 с.
  9. Ослон В.Н. Мониторинг субъективного благополучия (subjective well-being) воспитанников как инструмент оценки качества деятельности организаций для детей-сирот // Возможности и риски цифровой среды: сборник тезисов участников VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л.Ф. Обуховой) 12—13 декабря 2019 г./ Под ред.Т.А.Басиловой, Е.Г.Дозорцевой, Т.А. Егоренко.М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2019.Т.2.372 с.
  10. Рубцов В.В., Семья Г.В., Шведовская А.А.Вызовы современного детства: ключевые результаты реализации Национальной стратегии действий в интересах детей // Психологическая наука и образование.2017.Том 22.№ 6.С.5—24.DOI:10.17759/pse.2017220601
  11. Русакова М.А., Одинокова В.А.Теоретические основы и опыт мониторинга соблюдения прав и благополучия детей в интернатных учреждениях: обзор публикаций // Теория и практика общественного развития.2014.№ 16.С.40—52.
  12. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Проблемы социальной психологии личности / Под ред.Р.М.Шамионова.Саратов: СГУ им.Н.Г.Чернышевского, 2008.С. 36—41.
  13. Шульга Т.И. Осознанность подростков-сирот и подростков, оставшихся без попечения родителей, как фактор психологического благополучия // Психологическая наука и образование.2019.Т.24.№ 4.C.36—50.DOI:10.17759/pse.2019240403
  14. Ященко Е.Ф. Субъективное благополучие и самоактуализация // Психология в современном развивающемся мире: теория и практика: материалы международной научно-практической конференции.М-во образования и науки Российской Федерации, Южно-Уральский гос.ун-т, Фак.психологии, Каф.прикладной психологии / Под науч.ред.Е.Ф.Ященко, В.Д.Иванова.Челябинск: ЮУрГУ, 2012.259 с.
  15. Ben-Arieh A., Casas F., Frønes I., Korbin J.E. Multifaceted concept of child well-being // Handbook of Child Well-Being.Springer, Dordrecht.2014.P.1—27.DOI:10.1007/978-90-481-9063-8_134
  16. Diener E. Guidelines for national indicators of subjective well-being and ill-being // Journal of Happiness Studies.2006.Vol.7.P.397—404.DOI:10.1007/s10902-006-9000-y
  17. Kashdan T.B., Biswas-Diener R., King L.A. Reconsidering happiness: the costs of distinguishing between hedonics and Eudaimonia // Journal of Positive Psychology.2008.Vol.3.№ 4.P.219—233.DOI:10.1080/174397608023030 44
  18. Kelly G., Gilligan R., Kerr K.P., Nixon S., Pinkerton J., Houston S. Issues in Foster Care: Policy, Practice and Research.London: Jessica Kingsley Publishers, 1999.240 p.
  19. Medvedev O.N., Landhuis C.E. Exploring constructs of well-being, happiness and quality of life // Peer J.2018.№ 6.DOI:10.7717/peerj.4903/table-4
  20. Michaelson J., Mahony S., Schifferes J. Measuring well-being: a guide for practitioners.London: New Economic Foundation, 2012.32 p.
  21. Pontin E., Schwannauer M., Tai S., Kinderman P. A UK validation of a general measure of subjective well-being: the modified BBC subjective well-being scale (BBC-SWB) // Health and Quality of Life Outcomes.2013.Vol.11.DOI:10.1186/1477-7525-11-150
  22. Seligman M.E.P. Flourish.A Visionary New Understanding of Happiness and Well-being.New York: Free Press, 2011.349 p.
  23. Zhang M.F., Selwyn J. The subjective well-being of children and young people in out of home care: psychometric analyses of the «your life, your care» survey // Child Indicators Research.2019.Vol.13.DOI:10.1007/s12187-019-09658-y

Информация об авторах

Ослон Вероника Нисоновна, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры возрастной психологии им. профессора Л.Ф. Обуховой, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9625-7307, e-mail: oslonvn@mgppu.ru

Семья Галина Владимировна, доктор психологических наук, профессор, Профессор кафедры «Возрастная психология имени профессора Л.Ф. Обуховой» факультета «Психология образования» , Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Профессор кафедры психологической антропологии Института детства Московского педагогического государственного университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9583-8698, e-mail: gvsemia@yandex.ru

Прокопьева Любовь Михайловна, начальник отдела мониторинга качества профессионального образования, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4404-9159, e-mail: prokopevalm@mgppu.ru

Колесникова Ульяна Владимировна, научный сотрудник Центра прикладных психолого-педагогических исследований, Московский государственный психолого-педагогический университет, (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5328-8621, e-mail: kolesnikovauv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 959
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 753
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 9