Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10411Новости 1992Ключевые слова 6180 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №2 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q4
SNIP: Q1
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов 576

|

Бочавер А.А.
кандидат психологических наук, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602
e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Аннотация

Представлены результаты изучения связи актуального благополучия у студентов с их опытом участия в буллинге в школьном возрасте. Материалы качественного и количественного анализа эмпирических данных получены на выборке 274 студентов московского вуза (средний возраст M=19,2, 20% мужчины). Использовались следующие методики: Шкала благополучия, Шкала аутентичности, Шкала депрессии, Шкала переживаний в близких отношениях, а также метод очного опроса, направленный на получение информации об опыте буллинга в школе. Полученные результаты показывают, что частота школьного буллинга и занимаемая в прошлом роль в этих ситуациях значимо связаны с актуальным уровнем депрессии и тревожности, избегания в близких отношениях. Также показано, что, по данным самоотчетов, за опытом буллинга в школе могут следовать отсроченные негативные последствия, проявляющиеся в сложностях в отношении к себе и отношениях с другими людьми, нарушениях физического и психического здоровья, а также сложностях с социальными достижениями. Сравнение опыта социализации в школе и вузе позволяет говорить о том, что есть разные траектории переживания своего благополучия внутри учебной организации: вуз может стать ресурсной средой после тяжелого школьного опыта, может восприниматься как более формальное пространство после сплоченного общения в школе, и школа, и вуз могут восприниматься как среды, сходные по доброжелательности или, наоборот, по враждебности.

Ключевые слова: школьный буллинг, последствия буллинга, благополучие, депрессия, аутентичность, качество близких отношений, школьники, студенты

Рубрика: Психология развития

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260202

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00941

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS (d) в диагностике депрессий в общемедицинской практике // Журнал неврологии и психиатрии.2003.Том 5.С.11—18.
  2. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2021, принята в печать.
  3. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал.2018.№ 4(32).С.62—76.DOI:10.11621/npj.2018.0406
  4. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Том 8.№ 4.С. 102— 116.DOI:10.17759/psyedu.2016080411 (дата обращения: 15.02.2021).
  5. Arseneault L., Bowes L., Shakoor S. Bullying victimization in youths and mental health problems: “Much ado about nothing”? // Psychological Medicine.2010.Vol.40.P.717—729.DOI:10.1017/ S0033291709991383
  6. Copeland W.E. et al. Adult psychiatric outcomes of bullying and being bullied by peers in childhood and adolescence // JAMA Psychiatry.2013.Vol.70(4).P. 419—426.DOI:10.1001/jamapsychiatry.2013.504
  7. Løhre A. et al. Peer victimization as reported by children, teachers, and parents in relation to children’s health symptoms // BMC Public Health.2011.Vol.11(278).DOI:10.1186/1471-2458-11-278
  8. Nartova-Bochaver S., Reznichenko S.I., Maltby J. The Authenticity Scale: Validation in Russian culture // Frontiers in Psychology.2021.Vol.11.№ JAN.P.609—617.
  9. OECD.PISA 2018 Results (Volume III).What School Life Means for Students’ Lives.Chapter 2.Bullying [Электронный ресурс].URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/cd52fb72-en/index.html?itemId=/content/ component/cd52fb72-en (дата обращения: 12.10.2020).
  10. Robinson O.C., Lopez F.G., Ramos K., Nartova- Bochaver S. Authenticity, social context, and well-being in the United States, England, and Russia: A three country comparative analysis // Journal of Cross- Cultural Psychology.2013.Vol.44.№ 5.P.719—737.
  11. Rothon C. et al. Can social support protect bullied adolescents from adverse outcomes? A prospective study on the effects of bullying on the educational achievement and mental health of adolescents at secondary schools in East London // Journal of Adolescence.2011.Vol.34(3).P.579—588.DOI:10.1016/j.adolescence.2010.02.007
  12. Sigurdson J.F., Wallander J., Sund A.M. Is involvement in school bullying associated with general health and psychosocial adjustment outcomes in adulthood? // Child Abuse & Neglect.2014.Vol.38(10).P.1607—1617.DOI:10.1016/j.chiabu.2014.06.001
  13. Sourander A. et al. Childhood bullies and victims and their risk of criminality in late adolescence: the Finnish From a Boy to a Man Study // Archives of Pediatrics & Adolescent medicine.2007.Vol.161.P. 546—552.DOI:10.1001/archpedi.161.6.546
  14. Sourander A. et al. Childhood bullying behavior and later psychiatric hospital and psychopharmacologic treatment: Findings from the Finnish 1981 Birth Cohort Study // Archives of General Psychiatry.2009.Vol.66(9).P.1005—1012.DOI:10.1001/ archgenpsychiatry.2009.122
  15. Ttofi M.M. et al. The predictive efficiency of school bullying versus later offending: A systematic/ meta-analytic review of longitudinal studies // Criminal Behavior and Mental Health.2011.Vol.21.P.80—89.DOI:10.1002/cbm.808
  16. Wei M. et al. The Experiences in Close Relationship Scale (ECR)-short form: Reliability, validity, and factor structure // Journal of Personality Assessment.2007.Vol. 88(2).P.187—204.DOI:10.1080/00223890701268041
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика