Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов

934

Аннотация

Представлены результаты изучения связи актуального благополучия у студентов с их опытом участия в буллинге в школьном возрасте. Материалы качественного и количественного анализа эмпирических данных получены на выборке 274 студентов московского вуза (средний возраст M=19,2, 20% мужчины). Использовались следующие методики: Шкала благополучия, Шкала аутентичности, Шкала депрессии, Шкала переживаний в близких отношениях, а также метод очного опроса, направленный на получение информации об опыте буллинга в школе. Полученные результаты показывают, что частота школьного буллинга и занимаемая в прошлом роль в этих ситуациях значимо связаны с актуальным уровнем депрессии и тревожности, избегания в близких отношениях. Также показано, что, по данным самоотчетов, за опытом буллинга в школе могут следовать отсроченные негативные последствия, проявляющиеся в сложностях в отношении к себе и отношениях с другими людьми, нарушениях физического и психического здоровья, а также сложностях с социальными достижениями. Сравнение опыта социализации в школе и вузе позволяет говорить о том, что есть разные траектории переживания своего благополучия внутри учебной организации: вуз может стать ресурсной средой после тяжелого школьного опыта, может восприниматься как более формальное пространство после сплоченного общения в школе, и школа, и вуз могут восприниматься как среды, сходные по доброжелательности или, наоборот, по враждебности.

Общая информация

Ключевые слова: школьный буллинг, последствия буллинга, благополучие, депрессия, аутентичность, качество близких отношений, школьники, студенты

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260202

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00941

Для цитаты: Бочавер А.А. Школьный опыт буллинга и актуальное благополучие у студентов // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 2. С. 17–27. DOI: 10.17759/pse.2021260202

Литература

  1. Андрющенко А.В., Дробижев М.Ю., Добровольский А.В. Сравнительная оценка шкал CES-D, BDI и HADS (d) в диагностике депрессий в общемедицинской практике // Журнал неврологии и психиатрии.2003.Том 5.С.11—18.
  2. Бочавер А.А. Последствия школьной травли для ее участников // Психология.Журнал Высшей школы экономики.2021, принята в печать.
  3. Давыдов Д.Г., Хломов К.Д. Массовые убийства в образовательных учреждениях: механизмы, причины, профилактика // Национальный психологический журнал.2018.№ 4(32).С.62—76.DOI:10.11621/npj.2018.0406
  4. Тарасова С.Ю., Осницкий А.К., Ениколопов С.Н. Социально-психологические аспекты буллинга: взаимосвязь агрессивности и школьной тревожности [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2016.Том 8.№ 4.С. 102— 116.DOI:10.17759/psyedu.2016080411 (дата обращения: 15.02.2021).
  5. Arseneault L., Bowes L., Shakoor S. Bullying victimization in youths and mental health problems: “Much ado about nothing”? // Psychological Medicine.2010.Vol.40.P.717—729.DOI:10.1017/ S0033291709991383
  6. Copeland W.E. et al. Adult psychiatric outcomes of bullying and being bullied by peers in childhood and adolescence // JAMA Psychiatry.2013.Vol.70(4).P. 419—426.DOI:10.1001/jamapsychiatry.2013.504
  7. Løhre A. et al. Peer victimization as reported by children, teachers, and parents in relation to children’s health symptoms // BMC Public Health.2011.Vol.11(278).DOI:10.1186/1471-2458-11-278
  8. Nartova-Bochaver S., Reznichenko S.I., Maltby J. The Authenticity Scale: Validation in Russian culture // Frontiers in Psychology.2021.Vol.11.№ JAN.P.609—617.
  9. OECD.PISA 2018 Results (Volume III).What School Life Means for Students’ Lives.Chapter 2.Bullying [Электронный ресурс].URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/cd52fb72-en/index.html?itemId=/content/ component/cd52fb72-en (дата обращения: 12.10.2020).
  10. Robinson O.C., Lopez F.G., Ramos K., Nartova- Bochaver S. Authenticity, social context, and well-being in the United States, England, and Russia: A three country comparative analysis // Journal of Cross- Cultural Psychology.2013.Vol.44.№ 5.P.719—737.
  11. Rothon C. et al. Can social support protect bullied adolescents from adverse outcomes? A prospective study on the effects of bullying on the educational achievement and mental health of adolescents at secondary schools in East London // Journal of Adolescence.2011.Vol.34(3).P.579—588.DOI:10.1016/j.adolescence.2010.02.007
  12. Sigurdson J.F., Wallander J., Sund A.M. Is involvement in school bullying associated with general health and psychosocial adjustment outcomes in adulthood? // Child Abuse & Neglect.2014.Vol.38(10).P.1607—1617.DOI:10.1016/j.chiabu.2014.06.001
  13. Sourander A. et al. Childhood bullies and victims and their risk of criminality in late adolescence: the Finnish From a Boy to a Man Study // Archives of Pediatrics & Adolescent medicine.2007.Vol.161.P. 546—552.DOI:10.1001/archpedi.161.6.546
  14. Sourander A. et al. Childhood bullying behavior and later psychiatric hospital and psychopharmacologic treatment: Findings from the Finnish 1981 Birth Cohort Study // Archives of General Psychiatry.2009.Vol.66(9).P.1005—1012.DOI:10.1001/ archgenpsychiatry.2009.122
  15. Ttofi M.M. et al. The predictive efficiency of school bullying versus later offending: A systematic/ meta-analytic review of longitudinal studies // Criminal Behavior and Mental Health.2011.Vol.21.P.80—89.DOI:10.1002/cbm.808
  16. Wei M. et al. The Experiences in Close Relationship Scale (ECR)-short form: Reliability, validity, and factor structure // Journal of Personality Assessment.2007.Vol. 88(2).P.187—204.DOI:10.1080/00223890701268041

Информация об авторах

Бочавер Александра Алексеевна, кандидат психологических наук, директор, старший научный сотрудник Центра исследований современного детства Института Образования, Национальный Исследовательский Университет «Высшая Школа Экономики» (ФГБОУ ВО НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6131-5602, e-mail: a-bochaver@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1502
В прошлом месяце: 23
В текущем месяце: 15

Скачиваний

Всего: 934
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 10