Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 126Рубрики 53Авторы 9800Новости 1911Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №4 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

SCImago Journal & Country Rank

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

1 место — направление «Психология»
2 место — направление «Народное образование. Педагогика»

86 место — общий рейтинг Science Index (3469 журналов)

2,540 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

2,154 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К проблеме построения модели «школы будущего» 61

|

Лазарев В.С.
доктор психологических наук, академик РАО, главный научный сотрудник Лаборатории инновационных образовательных технологий, БУ ВО ХМАО – Югры «Сургутский государственный педагогический университет», Сургут, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2018-7602
e-mail: inido-vallaz@mail.ru

Аннотация

Предлагается основанная на ключевых положениях психологической теории деятельности и теории развивающего обучения концепция подростковой школы будущего. Основная идея концепции состоит в том, что если в начальной школе главные цели — формирование субъекта учебной деятельности и развитие теоретического мышления учащихся, то в подростковой школе главными целями должны стать формирование субъекта общественно полезной деятельности и развитие у учащихся разумного (содержательного) практического мышления. Автор полагает, что в подростковой школе, продолжая развивать теоретическое мышление и познавательные способности учащихся, нужно учить прежде всего способам продуктивной деятельности и развивать соответствующие способности. Показано, что развитие практического мышления предполагает формирование у учащихся умственных действий анализа, целеполагания, планирования, рефлексии, контроля, оценки, отличающихся по целям и способам выполнения от аналогичных действий теоретического мышления. Основной формой развития практического мышления, согласно предлагаемой концепции, должно стать проектирование. Но проектная деятельность станет формой развития обучающихся, только если в процессе ее осуществления они будут осваивать саму эту деятельность. Это означает, что в учебной деятельности одновременно должны разворачиваться структуры действий в двух пространствах: предметном и метапредметном.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Антонов А.В. Системный анализ: учебник. М.: Высшая школа, 2004. 454 с.
  2. Бэгьюли Ф. Управление проектом: пер. с англ. М.: ФОАИР-ПРЕСС, 2004. 208 с.
  3. Воронцов А.Б., Львовский В.А. Новые проекты развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2020. Том. 25. № 5. C. 83—94. DOI:10.17759/pse.2020250507
  4. Подростковый этап школьного образования в системе Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова / Воронцов А.Б. [и др.] // Концепция развивающего обучения в основной школе. М.: ВИТА-ПРЕСС, 2009. С. 11—34.
  5. Голубков Е.П. Технология принятия управленческих решений. М.: Дело и Сервис, 2005. 544 с.
  6. Грей К.Ф., Ларсон Э.У. Управление проектами: пер. с англ. М.: Дело и сервис, 2007. 608 с.
  7. Громыко Ю.В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 1. C. 93—105. DOI:10.17759/pse.2018230108
  8. Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско- взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно- историческая психология. 2020.   Том   16.   №   1. С. 57—67. DOI:10.17759/chp.2020160107
  9. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. 2-е изд. М.: Педагогическое о-во России, 2000. 478 с.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 542 с.
  11. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Взаимосвязь обучения и развития: проблемы и перспективы // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. № 1. С. 4—12. DOI:10.17759/chp.2020160101
  12. Куркин Е.Б. Модель образования для сложного мира // Народное образование. 2019. № 4. С. 114— 123.
  13. Лазарев В.С., Носова Л.Н. Развитие проектного мышления будущих учителей. Сургут: РИО СурГПУ, 2019. 122 с.
  14. Мартин П., Тейт К. Управление проектами: пер. с англ. СПб.: Питер, 2006. 224 с.
  15. Образование для сложного общества: доклад Global Education Futures [Электронный ресурс]. 212 с. URL: https://drive.google.com/file/d/0B9ZvF6mQ5FMbSTFKVmhodU5rNTNiTXpUZ2QwZktiR0pzSmJR/ view (дата обращения: 08.02.2021).
  16. Оптнер С.Л. Системный анализ для решения проблем бизнеса и промышленности: пер. с англ. М.: Концепт, 2003. 206 с.
  17. Поливанова К.Н. К проблеме ведущей деятельности в подростничестве // Психологическая наука и образование. 1998. № 3-4. С. 13—17.
  18. Поливанова       К.Н.       Некоторые       подходы к проектированию подростковой школы // Психологическая наука и образование. 1998. Том 3. № 1. С. 102—105.
  19. Универсальные компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха завтра. Предварительные выводы международного доклада о тенденциях трансформации школьного образования [Электронный ресурс] / И.Д. Фрумин [и др.] // Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018. 28 с. URL: https:// ioe.hse.ru/data/2018/07/12/1151646087/2_19.pdf
  20. Эльконин Б.Д., Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Подростковый     этап      школьного      образования в системе Эльконина-Давыдова // Вопросы образования. 2004. № 3. С. 118—142.
  21. Evers J., Kneyber R. Flip the System: Changing Education form the Ground up. London: Routledge, 2016. 320 р. 22.             Fadel C., Bialik M., Trilling B. Four — dimensional education: The competencies learners need to succeed. Boston, MA: Center for Curriculum Redesign, 2015. 192 р.
  22. Manyika J., Chui M., Bughin J., Dobbs R., Bisson P., Marrs A. Disruptive technologies: Advances that will transform life, business, and the global economy [Electronic resource]. McKinsey Global Institute. 2013. 176 р. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/McKinsey/Business%20Functions/McKinsey%20 Digital/Our%20Insights/Disruptive%20technologies/MGI_Disruptive_technologies_Full_report_May2013. pdf (дата обращения: 10.02.2021).
  23. Prensky M. The World Needs a New Curriculum [Electronic resource]. 25 р. URL: https://marcprensky. com/wp- content/ uploads/ 2013 /05/ Prensky- 5- The-World_Needs_a_New_Curriculum.pdf   (дата обращения: 07.02.2021).
  24. Robinson K., Aronica L. Creative Schools: The Grassroots Revolution That’s Transforming Education. New York: Viking Penguin, 2015. 320 р.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2021 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика