Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация

340

Аннотация

В статье предложена параллельно-последовательная формализованная схема описания экопсихологической модели становления субъектности в учебных действиях обучающихся, включающая семь стадий. Это позволило разработать математически обоснованные коэффициенты связности и целостности стадий субъектности в соответствии с указанной моделью. На выборках обучающихся — студентов вузов (N1=79; М1=19,6; SD1=2,4, все девушки); студентов среднего профессионального образования (N2=47; М2=16,6; SD2=0,68, все юноши); школьников 9-х классов (N3=45; М3=15,2; SD3=0,42, юноши — 43%); школьников 11-х классов (N4=52; М4=16,9; SD4=0,38, юноши — 38%) — эмпирически показано, что модель стадий субъектности описывается двухфакторной структурой в зависимости от мотивов и целей учебной деятельности. Состав факторов стадий становления субъектности обусловлен направленностью на перспективные цели учебной деятельности, состоящие из стадий «критик», «мастер» и «творец», а также на актуальные цели настоящего времени, включающие стадии «наблюдатель», «подмастерье», «ученик».

Общая информация

Ключевые слова: становление субъектности, экопсихологическая модель, обучающиеся , структура стадий, формализованное описание, параллельно-последовательная схема, связность, целостность, коэффициент, формула расчета

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260408

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 20-13-00238А.

Для цитаты: Панов В.И., Капцов А.В. Структура стадий становления субъектности обучающихся: связность, целостность, формализация // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 91–103. DOI: 10.17759/pse.2021260408

Литература

  1. Акимов И.Б. Взаимосвязь стадий становления субъектности     и     способов     выполнения учебных действий обучающихся среднего профессионального образования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2020. № 2(28). С. 39—47.
  2. Афанасьев П.Н. Антропология процессуально- ориентированной психологической практики // Филология и культура. 2014. № 3(37). С. 301—307.
  3. Болдачев А.В. Новации. Суждения в русле эволюционной парадигмы. СПб., 2007.
  4. Волкова Е.С., Капцов А.В. Особенности факторов становления субъектности и способов выполнения учебных действий учащихся старших классов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2021. № 1(29). С. 11—25.
  5. Воронцов А.Б., Львовский В.А. Новые проекты развивающего обучения // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 5. С. 83—94. DOI:10.17759/pse.2020250507
  6. Ганзен В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  7. Гордеева Т.О., Осин Е.Н., Сычев О.А. Опросник «Шкалы академической мотивации» // Психологический журнал. 2014. Т. 35. № 4. С. 98—109.
  8. Журавлев А.Л., Ушаков Д.В., Юревич А.В. Перспективы психологии в решении задач российского общества. Часть II. Концептуальные основания // Психологический журнал. 2013. Том 34. № 2. С. 70—86.
  9. Знаков В.В. Психология возможного: Новое направление исследований понимания. 2-е изд., испр. и доп. М., 2021.
  10. Капичникова   О.Б.,   Романова    О.В., Дидусенко Е.Н., Капичников А.И. Перспективы деятельностного подхода к формированию универсальных компетенций студентов // Высшее образование сегодня. 2019. № 5. С. 21—24. DOI:10.25586/RMU.HET.19.05.P.21
  11. Капцов А.В. Организованность аксиосферы личности: сущность и методика исследования // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2013. № 1(13). С. 145—159.
  12. Капцов А.В. Оценка целостности психологической системы // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия Психология. 2018. № 2(24). С. 3—15.
  13. Капцов А.В. Психологическая аксиометрия личности и группы: Методическое пособие. Самара, 2015.
  14. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Идеографический метод оценки стадий становления субъектности обучающихся // Экопсихологические исследования — 6: экология детства и психология устойчивого развития: сб. научных статей / Отв. ред. В.И. Панов. М., 2020. С. 526—530.
  15. Капцов А.В., Колесникова Е.И. Избирательность взаимосвязи рефлексивности и стадий становления субъектности // Социальные и гуманитарные науки: теория и практика. 2018. Выпуск 1(2). С. 560—575.
  16. Капцов А.В., Колесникова    Е.И. Модифицированная методика диагностики стадий становления субъектности студентов // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2018. № 2(24). С. 107—117.
  17. Карпов А.В. Закономерности структурной организации рефлексивных процессов // Психологический журнал. 2006. Том 27. № 6. С. 18— 28.
  18. Козлов В.В., Новиков В.В. Интегративный подход в психологической практике // Ярославский педагогический вестник. 2012. Том II (Психолого- педагогические науки). № 1. С. 226—231.
  19. Криулина А.А. Принцип целостности как методологический вектор интеграции социально- психологической информации // Социальная и экономическая психология. Ч. 1. Состояния и перспективы исследования / Отв. ред. Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М., 2018. С. 58—65.
  20. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  21. Мазилов В.А. Проблема парадигмального статуса психологии // Методология психологической науки: История и современность. Ярославль: ЯрГПУ, 2017. С. 176—202.
  22. Марголис А.А. Зона ближайшего развития и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 6—27.
  23. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность // Вопросы психологии.   1988.   №   3. С. 71—78.
  24. Панов В.И. Экопсихологические предпосылки изучения психической активности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. Том 3. Вып. 3(11). С. 214—224.
  25. Панов В.И. Этапы   овладения профессиональными действиями: экопсихологическая модель становления субъектности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 2016. № 4. С. 16—25.
  26. Поздняков А.А. Значение концепции целостности организмов для эволюционной теории // Lethaea rossica. Российский палеоботанический журнал. 2020. Том 2. С. 54—78.
  27. Рыльская Е.А. Жизнеспособность как потенциал целостности человека и его бытия: интегративный подход // Жизнеспособность человека:    индивидуальные,     профессиональные и социальные аспекты / Отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. М., 2016. С. 111—126.
  28. Селезнева М.В. Сравнительный анализ понятий «субъект» и «субъектность» в зарубежной психологии // Вестник РУДН, серия Педагогика и психология. 2015. № 2. С. 49—55.
  29. Становление субъектности учащегося и педагога: экопсихологическая модель / Под ред. В.И. Панова. М.; СПб., 2018.
  30. Стромков В.Ю., Сысоев П.В., Завьялов А.В. «Школа компетенций» — технология формирования дополнительных компетенций студентов классического вуза // Высшее образование в России. 2018. № 5. С. 20—29.
  31. Эльконин Б.Д. Современность теории и практики Учебной Деятельности: ключевые вопросы и перспективы // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. № 4. С. 28—39. DOI:10.17759/pse.2020250403
  32. Di Paolo E.A. Process and Individuation: The Development of Sensorimotor Agency // Human Development. 2019. № 63. Р. 202—226.
  33. Downes P. Reconstructing Agency in Developmental and Educational Psychology. Inclusive Systems as Concentric Space. New York, NY: Routledge, 2020. 252 p.
  34. Martin J., Sugarman J.H., Hickinbottom S. Persons: Understanding psychological selfhood and agency. Springer Science + Business Media, 2010. DOI:10.1007/978-1-4419-1065-3.
  35. Panov V.I., Kaptsov A.V., Kolesnikova E.I. Diagnosis Of Stages Of Agency Formation // International Conference on Psychology and Education. ICPE 2018. P. 515—523. DOI:10.15405/epsbs.2018.11.02.57
  36. Roessler J., Eilan N. (eds.) Agency and Self- Awareness: Issues in Philosophy and Psychology. Oxford, 2003. 400 p.

Информация об авторах

Панов Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заведующий лабораторией экопсихологии развития и психодидактики, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3189-5455, e-mail: ecovip@mail.ru

Капцов Александр Васильевич, доктор психологических наук, руководитель научно-исследовательского центра, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Самарский филиал (СФ ГАОУ ВО МГПУ), Самара, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7999-6546, e-mail: avkaptsov@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 831
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 22

Скачиваний

Всего: 340
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 13