Стратегии самомотивации: качество внутреннего диалога важно для благополучия и академической успешности

847

Аннотация

Представлены результаты исследования, реализованного на объемной выборке студентов разных курсов (N=820) в период вынужденного онлайн-обучения, которое позволило изучить феномен самомотивации учебной деятельности и связи разных ее стратегий с академической успешностью и благополучием. Констатируется, что результаты, касающиеся субъективного благополучия, во многом соответствуют данным, полученным недавно К. Шелдоном с коллегами на американских выборках, и свидетельствуют в пользу важности внутреннего диалога с самим собой, основанном на поддержке собственной автономии. Кроме того, с помощью структурного моделирования показано, что учебные мотивы выступают частичным медиатором этих отношений. Так, автономная стратегия самомотивации выступает предиктором успешности учебной деятельности студентов, и эта связь частично опосредована другим важным источником благополучия — автономной мотивацией дистанционного обучения, представленной внутренней и идентифицированной мотивацией. Напротив, контролируемая стратегия самомотивации, предполагающая жесткий («давящий») стиль самомотивирования, выступила предиктором наличия контролируемой академической мотивации, амотивации и обратным предиктором субъективного благополучия. Полученные результаты полезны для консультирования студентов, испытывающих трудности с самомотивированием.

Общая информация

Ключевые слова: самомотивация, внутренний диалог, автономная стратегия самоактивации, академическая мотивация , субъективное благополучие, академическая успешность, дистанционное обучение

Рубрика издания: Педагогическая психология

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260501

Финансирование. Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Получена: 05.09.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Гордеева Т.О., Сычев О.А. Стратегии самомотивации: качество внутреннего диалога важно для благополучия и академической успешности // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. С. 6–16. DOI: 10.17759/pse.2021260501

Литература

  1. Выготский Л.С. Мышление и речь: Психологические исследования. Мышление и речь. М.: Соцэкгиз, 1934. 324 с.
  2. Гордеева Т.О. Психология мотивации достижения: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии. М.: Смысл, 2015. 334 с.
  3. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Лункина М.В. Школьное благополучие младших школьников: мотивационные и образовательные предикторы // Психологическая наука и образование. 2019. № 3. C. 32—42. DOI:10.17759/pse.2019240303
  4. Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Внутренняя и внешняя учебная мотивация студентов: их источники и влияние на психологическое благополучие // Вопросы психологии. 2013. № 1. C. 35—45.
  5. Кабрин В.И., Рыльская Е.А., Петрова В.Н., Мацута В.В., Мещерякова Э.И., Частоколенко Я.Б. Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. 400 с.
  6. Кучинский Г.М. Психология внутреннего диалога. Минск: Изд-во «Университетское», 1988. 304 с.
  7. Леонтьев Д.А., Клейн К.Г. Качество мотивации и качество переживаний как характеристики учебной деятельности // Вестник Московского Университета. Серия 14: Психология. 2018. № 4. C. 106—119. DOI:10.11621/vsp.2018.04.106
  8. Осин Е.Н. Измерение позитивных и негативных эмоций: разработка русскоязычного аналога методики PANAS // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2012. Т. 9. № 4. C. 91—110.
  9. Осин Е.Н., Леонтьев Д.А. Краткие русскоязычные шкалы диагностики субъективного благополучия: психометрические характеристики и сравнительный анализ // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2020. № 1. C. 117—142. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.06
  10. Россохин А.В. Рефлексия и внутренний диалог в измененных состояниях сознания: интерсознание в психоанализе. М.: Когито-центр, 2010. 304 с.
  11. Aguilera-Hermida A.P. College students’ use and acceptance of emergency online learning due to COVID-19 // International Journal of Educational Research Open. 2020. Vol. 1. P. 100011. DOI:10.1016/j. ijedro.2020.100011
  12. Dunkley D.M., Zuroff D.C., Blankstein K.R. Self-critical perfectionism and daily affect: Dispositional and situational influences on stress and coping // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84(1). P. 234—252. DOI:10.1037/0022-3514.84.1.234
  13. Gordeeva T.O., Sychev O.A., Lynch M.F. The Construct Validity of the Russian Version of the Modified Academic Self-Regulation Questionnaire (SRQ-A) among Elementary and Middle School Children // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. Vol. 13(3). P. 16—34. DOI:10.11621/pir.2020.0308
  14. Morin A. Possible Links Between Self-Awareness and Inner Speech: Theoretical Background, Underlying Mechanism, and Empirical Evidence // Journal of Consciousness Studies. 2005. Vol. 12(4—5). P. 115— 134.
  15. Rocchi M., Pelletier L., Cheung S., Baxter D., Beaudry S. Assessing need-supportive and need-thwarting interpersonal behaviours: The Interpersonal Behaviours Questionnaire (IBQ) // Personality and Individual Differences. 2017. Vol. 104. P. 423—433. DOI:10.1016/j.paid.2016.08.034
  16. Ryan R.M., Deci E.L. Self-determination theory: Basic psychological needs in motivation, development, and wellness. Self-determination theory. Guilford Publications, 2017. 756 p.
  17. Sheldon K.M., Corcoran M., Titova L. Supporting one’s own autonomy may be more important than feeling supported by others // Motivation Science. 2020. Advance online publication. DOI:10.1037/ mot0000215
  18. Sheldon K.M., Osin E.N., Gordeeva T.O., Suchkov D.D., Sychev O.A. Evaluating the Dimensionality of Self-Determination Theory’s Relative Autonomy Continuum // Personality and Social Psychology Bulletin. 2017. Vol. 43(9). P. 1215—1238. DOI:10.1177/0146167217711915
  19. Vandenkerckhove B., Soenens B., Van der Kaap- Deeder J., Brenning K., Luyten P., Vansteenkiste M.  The role of weekly need-based experiences and self-criticism in predicting weekly academic (mal)adjustment // Learning and Individual Differences. 2019. Vol. 69. P. 69—83. DOI:10.1016/j.lindif.2018.11.009

Информация об авторах

Гордеева Тамара Олеговна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и педагогики, факультет психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова), ведущий научный сотрудник Международной лаборатории позитивной психологии личности и мотивации, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3900-8678, e-mail: tamgordeeva@gmail.com

Сычев Олег Анатольевич, кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, ФГБОУ ВО "Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина" (ФГБОУ ВО АГГПУ), Бийск, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0373-6916, e-mail: osn1@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1289
В прошлом месяце: 37
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 847
В прошлом месяце: 26
В текущем месяце: 28