Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 147Рубрики 53Авторы 10644Новости 2024Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS
Психологическая наука и образование - №6 / 2021 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

Квартили журнала 2021

CiteScore : Q3
SNIP: Q2
SJR: Q3

Подробнее на scimagojr.com/

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психологическая наука и образование

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 1814-2052

ISSN (online): 2311-7273

DOI: https://doi.org/10.17759/pse

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1996 года

Периодичность: 6 выпусков в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации 293

|

Бобылева И.А.
кандидат педагогических наук, аналитик, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9736-6847
e-mail: bobyleva_ia@rambler.ru

Аннотация

Представлен обзор проблемы готовности сирот к самостоятельной жизни. Показано, что внешние детерминанты готовности к самостоятельной жизни связаны со спецификой взросления сирот и находятся в исследовательском поле социальной адаптации выпускников детских домов. Охарактеризованы внутренние детерминанты готовности к самостоятельной жизни как устойчивые социально-психологические особенности, являющиеся существенными предпосылками успешной жизнедеятельности в самостоятельной жизни. Раскрыты наборы выделяемых характеристик в зависимости от ключевого системообразующего понятия: самостоятельность, жизнестойкость, жизненные навыки, компетенции, жизненное самоопределение. Рассмотрено влияние выбранного подхода на содержание подготовки к самостоятельной жизни и ее оценку. Многомерность факторов готовности к самостоятельной жизни требует многоаспектности (комплексности) организации подготовки. Приведены пути модернизации процесса подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот.

Ключевые слова: готовность к самостоятельной жизни, воспитанники организаций для детей-сирот, взросление, самостоятельность, жизнестойкость, жизненные навыки, компетентность

Рубрика: Тематическое приложение «Психология детства»

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260614

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Благодарности. Автор благодарит за стимулы профессионального поиска, готовность к обсуждению и анализу Г.В. Семья и О.А. Русаковскую

Получена: 22.11.2021

Принята в печать: 10.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник.Вып.4 / Под ред.Ю.Ю.Ивашкиной, О.В.Костейчука.СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015.288 с.
  2. Алексеева Т.А. Формирование социально- правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.24 с.
  3. Алтынцева Е.Н. Педагогические условия формирования жизненного самоопределения старшеклассников детских интернатных учреждений: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.Минск, 2012.28 с.
  4. Араканцева Т.А., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Исследование взаимосвязи уровня включенности в интернет-среду и социально-психологической адаптированности современных молодых людей // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA — 2018) / Под ред.С.В.Ивановой.М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018.С.277—289.
  5. Арон И.С. Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 1.С.8—19.DOI:10.17759/ psyedu.2018100102 (дата обращения: 31.10.2021).
  6. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Кириченко Е.Б. Трудовое воспитание детей-сирот: учебное пособие / Под ред.Л.В.Байбородовой, М.И. Рожкова.2-е изд., перераб.и доп.Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта, 2010.287 с.
  7. Байер А.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта: Автореф.дисс.… докт.пед.наук.М., 2013.40 с.
  8. Басюк В.С. Психолого-педагогическое сопровождение, как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот.Монография.М: Изд-во «Прометей», МГПУ, 2007.240 с.
  9. Бобылева И.А. Условия и критерии социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Университета Российской академии образования.2004.№ 4.С. 36—47.
  10. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Условия развития региональных систем сопровождения выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.Методическое пособие.М.: ИИДСВ РАО, 2017.164 с.
  11. Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: Автореф.дисс. … канд.психол.наук.СПб., 2005.32 с.
  12. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов.М., 2007.176 с.
  13. Возрастные стандарты социализации детей- сирот / Иванова Н.П.и др.М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999.54 с.
  14. Володина Ю.А. Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Брянск, 2009.24 с.
  15. Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ.2015.Вып.9(149).С.101—107.
  16. Диагностический портфель для оценки степени готовности выпускников из замещающих семей к самостоятельной жизни / Под общ.ред.Иониной О.В.Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019.93 с.
  17. Дружинина А.А.Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гуманитарные науки.Проблемы социализации молодежи в современном мире.Вестник ТГУ.2015.Вып.8(148).С.240—249.
  18. Железовская И.А. Социальная адаптация детей- сирот через волонтерскую деятельность // Научные исследования в образовании.2012.№ 1 С.17—21.
  19. Исакова О.Е. Дети-сироты: формирование коммуникативной компетентности // Социальная педагогика.2010.№ 3.С.64—71.
  20. Куценко Г.П. Формирование практических социально-бытовых и гражданско-правовых навыков воспитанников как условие их социальной реабилитации // Сопровождение сирот: современные вызовы.Материалы межрегиональной научно- практической конференции (5—6 декабря 2013 г., г. Калуга).М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2014.С.145—151.
  21. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.Прага: Авиценум, 1984.334 с.
  22. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.Том 6.№ 3.С.125—135.DOI:10.17759/ psyedu.2014060313
  23. Лукина А.К., Галушка А.В. Формирование жизненных навыков детей-сирот в туристско- краеведческой деятельности // «Социальная педагогика».2020.№ 1.С.81—88.
  24. Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение.2019.Том 6.№ 4.С.53—82.DOI:10.17323/demreview.v6i4.10427
  25. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.М.: Московский общественный научный фонд, 2000.112 с.
  26. Овчинников А.Н. Компетентностный подход в социальном воспитании: перспективы социальной реабилитации // Вестник Университета Российской академии образования.2008.№ 2.С.172—176.
  27. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 6.С.41—50.DOI:10.17759/pse.2020250604
  28. Плешивцев В.В. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.19 с.
  29. Плясова Г.И. Воспитание будущего семьянина в условиях детского дома: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.Барнаул, 2008.24 с.
  30. Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.М., 2010.29 с.
  31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.2-е изд.СПб.: Питер, 2005.658 с.
  32. Русакова М.М., Одинокова В.А., Захарова Ю.П. Благополучие и соблюдение прав детей-сирот: руководство по проведению опроса детей и отчет о пилотном исследовании.СПб.: РОО СПСБН «Стеллит», 2015.124 с.
  33. Рылеева А.С. Особенности формирования готовности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности подростков группы риска в учреждениях общего образования // Вестник ЮУрГУ.Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.2008.Вып.15.С.107—113.
  34. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001.142 с.
  35. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование.2016.Том 21.№ 1.С.67—82.DOI:10.17759/pse.2016210105
  36. Социальная квартира интернатного учреждения: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни / А.А.Аббасова и др.М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2011.120 с.
  37. Танас Е.И. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.28 с.
  38. Усынина Т.П., Степанова Н.В., Маликов Л.В. К вопросу о формировании социоэмоциональной компетентности детей-сирот // Психолог.2017.№ 1.С.37—44 DOI:10.7256/2409-8701.2017.1.21363
  39. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации.URL: https://zakonbase.ru/content/base/19762 (дата обращения: 31.10.2021).
  40. Чикалов Н.А. Социально-психологическая диагностика готовности к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений: опыт разработки пакета методик // Сопровождение сирот: современные вызовы.Материалы межрегиональной научно-практической конференции (5—6 декабря 2013 г., г.Калуга) / Сост.И.А.Бобылева.М., 2014.С.173—179.
  41. Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 1.С.50—68.DOI:10.17759/pse.2019240104
  42. Вillari F.C., Liefвroer A.C. Towards a new pattern of transition to adultнood? 2010.DOI:10.1016/j.alcr.2010.10.003
  43. Erikson E.Н. Identity: Youtн and Crisis.New York: W.W.Norton & Company, 1995.
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика