Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации

763

Аннотация

Представлен обзор проблемы готовности сирот к самостоятельной жизни. Показано, что внешние детерминанты готовности к самостоятельной жизни связаны со спецификой взросления сирот и находятся в исследовательском поле социальной адаптации выпускников детских домов. Охарактеризованы внутренние детерминанты готовности к самостоятельной жизни как устойчивые социально-психологические особенности, являющиеся существенными предпосылками успешной жизнедеятельности в самостоятельной жизни. Раскрыты наборы выделяемых характеристик в зависимости от ключевого системообразующего понятия: самостоятельность, жизнестойкость, жизненные навыки, компетенции, жизненное самоопределение. Рассмотрено влияние выбранного подхода на содержание подготовки к самостоятельной жизни и ее оценку. Многомерность факторов готовности к самостоятельной жизни требует многоаспектности (комплексности) организации подготовки. Приведены пути модернизации процесса подготовки к самостоятельной жизни воспитанников организаций для детей-сирот.

Общая информация

Ключевые слова: готовность к самостоятельной жизни, воспитанники организаций для детей-сирот, взросление, самостоятельность, жизнестойкость, жизненные навыки, компетентность

Рубрика издания: Психология развития (Возрастная психология)

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260614

Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации от 11.06.2021 № 073-00041-21-03 «Научно-методическая разработка системы оценки готовности выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускников замещающих семей к самостоятельному проживанию и успешности социальной адаптации после выпуска из организаций и завершения пребывания в замещающих семьях».

Благодарности. Автор благодарит за стимулы профессионального поиска, готовность к обсуждению и анализу Г.В. Семья и О.А. Русаковскую

Получена: 22.11.2021

Принята в печать:

Для цитаты: Бобылева И.А. Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 176–188. DOI: 10.17759/pse.2021260614

Полный текст

 
 

Готовность воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни: подходы к оценке и организации

Введение

Результаты психологических и педагогических исследований, данные статистической отчетности, мнение молодых людей с опытом сиротства позволяют констатировать тот факт, что вхождение воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь сопряжено с большими сложностями и не всегда успешно. Проблемы постинтернатной адаптации связываются с низкой готовностью выпускников к самостоятельной жизни [Адаптация к условиям, 2015; Возрастные стандарты социализации, 1999; Ларин; Прихожан, 2005; Семья, 2001].

В последнем десятилетии задача подготовки воспитанников к самостоятельной жизни определена для социальных учреждений как одна из ключевых. Ее решение в направлении поиска баланса между защитой прав и развитием у воспитанников опыта самостоятельности и ответственности, принудительной и личностно значимой деятельностью. О сложности решения задачи подготовки сирот к самостоятельному проживанию после завершения пребывания в организации для детей-сирот свидетельствует выявленная у специалистов по результатам мониторинга Минпросвещения России потребность в повышении профессиональных компетенций именно в этой области.

Автором поставлен исследовательский вопрос: какие подходы лежат в основе организации и оценки подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот? Чтобы ответить на него, была проведена систематизация исследований подготовки сирот к самостоятельной жизни, что позволило показать многоаспектность решения данной задачи и выделить основные направления ее модернизации.

Внешние детерминанты готовности сирот к  самостоятельной жизни

Понятие «подготовка к самостоятельной жизни» как определенный жизненный этап близко к понятию «взросление», которое понимается как «комплексный процесс трансформации ребенка и обретения им опыта и статусов, позволяющих занять самостоятельную позицию в обществе» [Митрофанова]. Современная модель взросления характеризуется как «поздняя, растянутая и сложная» [Митрофанова; Вillari, 2010].

Однако в отношении сирот общая тенденция замедления и удлинения периода перехода во взрослую жизнь вступает в противоречие с необходимостью ускоренного взросления, связанного с более ранним наступлением стартовых событий взросления, меняющих социальный статус человека и устройство его жизни: завершение получения образования, первое трудоустройство, партнерство, рождение ребенка. Для воспитанника ключевым стартовым событием становится выпуск из сиротского учреждения (по данным статистической отчетности, у 48% воспитанников 2019 г. это событие произошло до наступления совершеннолетия).

Приобретение нового социального статуса «выпускник» означает не просто изменение условий, а начало нового этапа в жизни, резкий переход от модели социально и экономически несамостоятельной жизни (под попечительством) к новой модели самостоятельного поведения и образа жизни. При этом время обучения и начала карьеры, которое используется как пауза во взрослении, в отношении сирот ограничено в виду менее длительного периода обучения из-за получения ими профессий, не требующих длительной подготовки [Erikson, 1995]. Так, по данным государственной статистики, в 2020 г. только 1% выпускников поступили на обучение в образовательные организации высшего профессионального образования. Замедление периода перехода во взрослую жизнь сирот чаще всего происходит за счет откладывания постоянного трудоустройства.

Установлена взаимосвязь: чем больше поддержка государства, тем раньше и интенсивнее происходит взросление [Митрофанова]. В отношении сирот действуют дополнительные государственные гарантии по социальной поддержке — внешние детерминанты готовности к самостоятельной жизни [Федеральный закон от].

Взросление протекает на макроуровне (смена поколений), мезоуровне (сепарация от родителей) и микроуровне (встраивание в социальную структуру). У сирот прослеживается специфика каждого уровня взросления: наличие нескольких сиротских поколений, ранняя сепарация от родителей в силу объективных причин, связанных с изъятием из семьи или отказом родителей от воспитания, встраивание в социальную структуру в ситуации неготовности и отсутствия поддержки. Включение молодых людей с опытом сиротства в социум имеет ряд аспектов: социально-экономический (возможность устройства на достойно оплачиваемую работу, получение жилья), правовой (возможность реализации своих прав и интересов), социокультурный (получение качественного образования, освоение социальных ролей, проведение досуга). Все эти аспекты входят в содержание подготовки к самостоятельной жизни. В данных областях проявляются маркеры взросления, которые в исследованиях связаны с объективными показателями адаптированности в социуме: законопослушность, включая отсутствие долгов по коммунальным платежам, просроченных кредитов; приемлемый уровень жизни, не ниже размера прожиточного минимума в регионе; наличие места жительства на основе временной или постоянной регистрации; ответственное родительство; наличие занятости (трудовой деятельности), приносящей доход (жизнеобеспечение); самообслуживание в соответствии со статусом здоровья [Адаптация к условиям, 2015; Бобылева; Назарова, 2000].

Контекст особой социальной среды, в которой происходит взросление, подготовка к самостоятельной жизни воспитанников сиротских учреждений, определяется «недостаточностью» условий, необходимых для нормального роста и развития ребенка, обозначаемых понятием «психическая депривация» [Лангмейер, 1984]. В ключевых концепциях российской психологии выделены особенности влияния условий институционального воспитания. В частности, в концепции коммуникативной деятельности М.И. Лисиной показана разная реализация взрослым посреднической функции между ребенком и окружающим миром в семье и в учреждении. Концепция становления самосознания в онтогенезе В.С. Мухиной связывает депривационный характер внешней среды с деформацией каждого структурного компонента самосознания. Стра­тометрическая концепция группового развития М.Ю. Кондратьева раскрывает жесткое закрепление статуса во внутригрупповой иерархии, определяющее значение фактора власти (а не авторитет или аттракция) в стратификации как ключевые характеристики межличностных отношений в группе воспитанников организации для детей-сирот.

Для изменений внешних условий процесс подготовки к самостоятельной жизни в обществе предлагается рассматривать как содержание деинституционализации детей-сирот, включая все ее составляющие: предотвращение помещения в учреждение; развитие семейного устройства; реструктуризация и реформирование сети организаций для детей-сирот; качественное улучшение условий проживания, воспитания и образования тех детей, которые не могут быть переданы по разным причинам на воспитание в семьи; сопровождение выпускников в целях предупреждения вторичного сиротства [Володина, 2009; Семья]. Базовым условием подготовки к самостоятельной жизни выступает компенсирование состояния психической депривации у детей- сирот через психолого-педагогическое сопровождение [Басюк, 2007; Деева; Семья, 2001; Танас, 2010].

Поиск внутренних детерминант готовности сирот к самостоятельной жизни

В большинстве исследований готовность к самостоятельной жизни понимается как многомерный комплексный параметр, представляющий собой устойчивые социально­психологические особенности, которые, выступая личностными ресурсами, являются существенными предпосылками успешной жизнедеятельности в самостоятельной жизни [Алексеева, 2010; Алтынцева, 2012; Арон; Байер, 2013; Борисова, 2005; Владимирова, 2007; Диагностический портфель для, 2019; Дружинина А.А; Ослон; Плешивцев, 2010; Поскребышева, 2010; Прихожан, 2005; Рылеева; Семья, 2001; Чикалов, 2014; Шинина]. Набор этих характеристик связан с тем, какое понятие выбрано в качестве ключевого: самостоятельность, жизнестойкость, жизненное самоопределение, жизненные навыки, компетентность, психологическая готовность и др. Рассмотрим основные предложенные исследователями подходы.

Самостоятельность, по определению В.В. Плешивцева, «выражается в способности и умении без постоянного руководства и практической помощи извне ставить перед собой цели и добиваться их достижения (в т.ч. в нестандартных ситуациях) собственными силами, социально и морально приемлемыми способами» [Плешивцев, 2010].

Самостоятельность обеспечивает успешность и в настоящем, и в будущем во всех жизненных областях (образование, организация быта, социальная жизнь, профессиональная самореализация, семейная жизнь и др.), так как в каждой из них требуются самостоятельные действия. А критерии достижения результата связаны с овладением структурой деятельности: формированием навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов. В исследовании В.В. Плешивце- ва уровень самостоятельности определяется на основе частоты проявления выделенных критериев: умение сформулировать свою цель; независимость деятельности, поведения; социальная и моральная приемлемость цели деятельности и способов ее достижения [Плешивцев, 2010]. В исследовании А.А. Дружининой в качестве составляющих самостоятельности выделены: сформированность способности к самостоятельному принятию решений; овладение структурой деятельности для реализации принятого решения; развитость чувства ответственности за свои действия [Дружинина А.А]. Таким образом, деятельность определяется как место формирования, проявления и развития самостоятельности. Выделены области наиболее заметных проявлений самостоятельности: результаты продуктивных действий (что было сделано, совершено); изменения, которые произошли в повседневных практических действиях; изменения в «Я-концепции» [Бобылева, 2017].

В рамках исследований готовности к самостоятельной жизни сирот нередко предметом внимания ученых становится жизнестойкость, или устойчивость (resilience). В частности, А.А. Байер рассматривает жизнестойкость как «стержневой компонент личностных качеств и интегральный показатель готовности выпускника детского дома к жизни в социуме, отражающий его готовность к деятельности, связанной с преодолением трудностей, к самостоятельным действиям» [Байер, 2013].

В рамках концепции жизнестойкости рассматриваются жизненные навыки, способствующие вхождению подростков в мир «взрослости» и неопределенности. Выделяются разные наборы жизненных навыков. Комплекс, определенный ВОЗ, состоит из десяти ключевых навыков: решение проблем, критическое мышление, навыки эффективного общения, навыки принятия решений, творческое мышление, навыки межличностных взаимодействий, навыки самосознания, навыки сопереживания (эмпатии), навыки со­владания со стрессом и контроля эмоций [Русакова, 2015]. Человек, обладающий перечисленными жизненными навыками, способен изучить альтернативные варианты, взвесить все плюсы и минусы и принять рациональное решение в проблемной ситуации.

Наборы жизненных навыков находят отражение в специальном диагностическом инструментарии для оценки готовности к самостоятельной жизни. Т.В. Шинина и О.В. Ми­тина выделяют семь диагностических шкал: «готовность к самостоятельному проживанию в своей квартире, поведение в экстремальных ситуациях, финансовая грамотность, готовность вести здоровый образ жизни, социальные коммуникации, готовность к самообразованию, профессиональная ориентация» [Шинина].

В опроснике социальных навыков, сконструированном на основе модели социального поведения А.П. Гольдштейна, представлена группировка навыков по 5 параметрам: «начальные навыки — некоторые минимальные умения, которые позволяют человеку вступать в контакт другими людьми, участвовать в разговоре; самовыражение в разговоре, умение выразить свои чувства и переживания или передать информацию другому человеку; реакция на мнение другого человека в разговоре или на то, что он переживает; навыки планирования предстоящих действий; альтернативы агрессивному поведению, избегание конфликта и разрушения отношений, навыки продуктивного поведения в конфликте» [Семья, 2001]. В методике экспертной оценки сформирован- ности основных социальных навыков представлен более широкий перечень навыков, сгруппированных по 6 параметрам: участие в обучении или работе, создание и содержание собственного жизненного пространства; взаимодействие с руководством, общественными учреждениями и инстанциями; осмысленное проведение свободного времени; забота о здоровье и внешности; создание и поддержание дружбы и социальных контактов [Владимирова, 2007]. В методике, разработанной Н.А. Чикаловым, выделен блок навыков поиска и обработки информации, в том числе в сети Интернет, являющейся полезной для решения практических проблем и задач [Чикалов, 2014]. Гибкие навыки становятся в настоящий период особенно важными, что подтверждено исследованиями: разнообразное использование ресурсов интернета является неотъемлемой характеристикой успешно адаптированного в социуме современного молодого человека [Араканцева, 2018].

Формирование жизненных навыков является сегодня целью многих программ подготовки сирот к самостоятельной жизни. Расширяется спектр средств развития жизненных навыков: трудовая деятельность [Байбородова, 2010], физическая культура и спорт [Байер, 2013], туристско- краеведческая деятельности [Лукина], волонтерская деятельность [Железовская], дом молодежи [Куценко, 2014], тренировочные квартиры [Социальная квартира интернатного, 2011].

Компетентностный подход выступает следующим основанием для практики подготовки воспитанников организаций для детей-сирот к самостоятельной жизни. Он предусматривает формирование жизненно необходимых или базовых компетентностей и других ключевых компетентностей, позволяющих решать разносторонние проблемы в жизни человека. По определению А.Н. Овчинникова, «компетентность устойчивая способность человека к деятельности со знанием дела, которая складывается из глубокого понимания существа выполняемых задач и разрешаемых проблем, хорошего знания опыта, имеющегося в данной области, активного овладения его лучшими достижениями; умения выбирать средства и способы действия, адекватные конкретным обстоятельствам места и времени; чувства ответственности за достигнутые результаты; способности учиться на ошибках и вносить коррективы в процесс достижения целей» [Овчинников].

Основанием для выделения компетент­ностей служат социальные роли и жизненные области: социально-правовые отношения (гражданин), трудовые и профессиональные отношения (работник), социально-бытовая сфера (хозяин), семейные отношения (семьянин), культурно-досуговая сфера (творец), личностная компетентность (личность), компетентность в сфере здоровья (я здоров), коммуникативная компетентность (я общаюсь) [Алексеева, 2010; Исакова; Овчинников; Плясова, 2008; Усынина]. Наполнение содержанием программ подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, как правило, опирается на широкий ролевой набор. При этом программы настраиваются на целевую группу воспитанников с учетом возраста и состояния здоровья. Например, для воспитанников, живущих с ВИЧ, для готовности к самостоятельной жизни важно сформировать приверженность к терапии.

Компетентностный компонент входит наряду с ценностно-целевым и регулятивно­деятельностным в структуру жизненного самоопределения, еще одного из ключевых понятий в исследовательском поле готовности к самостоятельной жизни сирот [Алтынцева, 2012]. Жизненное самоопределение в сознании смысла жизни, формировании у индивида цели, соотнесении своих желаний, качеств, возможностей и требований со стороны социума. Способность осуществлять сознательный, самостоятельный выбор собственного жизненного пути на основе адекватной оценки своих способностей и возможностей понимается как готовность к самостоятельной жизни [Прихожан, 2005; Семья, 2001]. Профессиональное самоопределение важная составляющая жизненного самоопределения, сформировать которую ребенку-сироте нужно довольно рано. Уже к выходу из организации для детей-сирот воспитанник должен сделать профессиональный выбор и определиться с местом получения профессионального образования.

Жизненное самоопределение рассматривается и как интегративное качество личности, и как результат готовности к самостоятельной жизни [Рылеева]. Судить о степени готовности позволяет психологическое содержание представлений о будущем, их диф­ференцированность, смысловая согласованность и реалистичность [Борисова, 2005]. Не менее важна удовлетворенность перспективами будущего, поэтому оценка субъективного благополучия воспитанников детских домов включает данный параметр [Ослон]. Особый акцент делается на отношении к будущему у подростков, на характере их переживаний по поводу своего будущего, на уровне удовлетворенности своей готовностью к самостоятельной жизни. Подростков просят оценить свои жизненные перспективы в отношении получения полноценного профобразования, будущих профессиональных достижений, материального достатка, обеспечивающего нормальные условия жизни, создания семьи, воспитания благополучных детей и т.д.

В исследованиях акцентируется важность психологической готовности к самостоятельной жизни: когнитивной, деятельностной, мотивационной и личностной [Арон; Басюк, 2007; Бобылева]. В функциональном единстве данных компонентов развивается личностная автономия [Поскребышева, 2010].

Таким образом, готовность к самостоятельной жизни сирот рассматривается в разных аспектах, что находит отражение и в применяемом для оценки готовности к самостоятельной жизни диагностическом инструментарии. Так, диагностический портфель, предлагаемый специалистам, включает методики по следующим критериям: 1) психоэмоциональное развитие; 2) уровень жизненного самоопределения (оценка сформированности навыков самостоятельной жизни; оценка способности преодоления кризисных ситуаций; диагностика склонности ребенка к той или иной профессиональной деятельности (профориентационные тесты); оценка социальных качеств личности, эффективности коммуникаций; 3) уровень адаптивных способностей [Диагностический портфель для, 2019].

Для оценки готовности к самостоятельной жизни и деятельности получила распространение итоговая аттестация воспитанников по параметрам:

— физическая готовность (состояние здоровья, отношение к здоровью, физкультурная активность, знание о том, как быть здоровым),

— социальная готовность (культура поведения, уровень теоретической и практической ориентации в системе родственных связей, уровень экономико-правовой культуры, уровень готовности к самостоятельному выбору места жительства),

— профессионально-трудовая готовность (уровень профессиональной ориентированности, практическая подготовка к профессионально-трудовой деятельности, отношение к труду как жизненно-смысловой доминанте, наличие знаний, умений и навыков по самообслуживанию и житейских навыков),

— морально-волевая готовность (уровень способности к организации личной жизни и сосуществованию с другими членами общества, знания, умения и навыки по организации досуговой деятельности, уровень эмоционально-психической организации личности, уровень самооценки и адекватности реакции на ситуацию) [Басюк, 2007; Володина, 2009].

В ответ на актуальные запросы начинают разрабатываться специальные оценочные инструменты [Семья, 2001; Чикалов, 2014; Шинина]. В пакет диагностических методик, разработанных Н.А. Чикало- вым, личностные особенности, важные для самостоятельной жизни, формируются в три основных фактора: 1) личностная самостоятельность, под которой понимается высокая степень индивидуальной автономии, готовность активно действовать и самостоятельно решать собственные жизненные проблемы; 2) способность к самообслуживанию, которая подразумевает овладение воспитанниками такими деятельностями, как самостоятельная покупка продуктов и товаров, осуществление ухода за одеждой и домом, приготовление пищи, передвижение на общественном транспорте; 3) осведомленность и способность к поиску информации, под которой понимаются навыки в поиске и обработке информации, являющейся полезной для решения практических проблем [Чикалов, 2014].

Однако оценочные инструменты не всегда встроены в практику подготовки к самостоятельной жизни: результаты диагностики не обсуждаются с воспитанником и не служат основанием для постановки вместе с ним актуальных задач подготовки, не проходит рефлексия по результатам самодиагностики. В практике организаций для детей-сирот для оценки готовности к самостоятельной жизни могут создаваться условия для проявления заложенных в оценку параметров: тренировочные квартиры, игры-конкурсы (например, игра-конкурс «СтартБатл») и др. [Куценко, 2014; Социальная квартира интернатного, 2011]. Это позволяет не только решать задачу встраивания оценки в практику подготовки к самостоятельной жизни, но и делать результаты оценки более «осязаемыми» для воспитанников.

Выводы и предложения

1.    Взросление сирот начинается раньше и требует специальных программ подготовки к самостоятельной жизни. Анализ исследований подготовки воспитанников организаций для детей-сирот позволил выделить аспекты, связанные с внешними и внутренними детерминантами.

2.    Необходимое изменение внешних условий для обеспечения успешности сирот после выхода из организации связано с рассмотрением процесса подготовки к самостоятельной жизни как содержание процесса деинститу­ализации. Определение готовности к самостоятельной жизни как многомерного комплексного параметра, представляющего собой устойчивые социально-психологические особенности, направляет усилия практиков в сторону формирования данных личностных ресурсов, обеспечивающих успешность в самостоятельной жизни.

3.    Многомерность факторов готовности к самостоятельной жизни связана с широким полем их проявления, с внешней (объективной) и внутренней (субъективной) сторонами этого процесса. Это требует многоаспектно- сти (комплексности) организации подготовки в психофизиологическом, социальном, правовом, профессиональном направлениях.

4.    Модернизация практик подготовки к самостоятельной жизни связана с индивидуализацией процесса подготовки, деятельно­активной направленностью, возможностью для воспитанника проявлений субъектности в процессе подготовки к самостоятельной жизни, подходом на основе доказанной эффективности, встраиванием оценочных инструментов в процесс подготовки.

 

 

Информация об авторах

Бобылева Ирина Анатольевна, ка-дидат педагогических -аук, а-алитик ФГБУ «Це-тр защиты прав и и-тересов детей», глав-ый специалист-эксперт благотворитель-ого фо-да социаль-ой помощи детям «Расправь крылья!», г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9736- 6847, e-mail: bobylevaia@yandex.ru

 

 

Литература

  1. Адаптация к условиям самостоятельного проживания выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Социальное обслуживание семей и детей: научно-методический сборник.Вып.4 / Под ред.Ю.Ю.Ивашкиной, О.В.Костейчука.СПб.: СПбГБУ «Городской информационно-методический центр «Семья», 2015.288 с.
  2. Алексеева Т.А. Формирование социально- правовой компетентности детей-сирот старшего школьного возраста в интернатных учреждениях: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.24 с.
  3. Алтынцева Е.Н. Педагогические условия формирования жизненного самоопределения старшеклассников детских интернатных учреждений: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.Минск, 2012.28 с.
  4. Араканцева Т.А., Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Исследование взаимосвязи уровня включенности в интернет-среду и социально-психологической адаптированности современных молодых людей // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Образовательное пространство в информационную эпоху» (International conference “Education Environment for the Information Age”) (EEIA — 2018) / Под ред.С.В.Ивановой.М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2018.С.277—289.
  5. Арон И.С. Готовность к профессиональному самоопределению подростков-сирот в контексте их социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования.2018.Том 10.№ 1.С.8—19.DOI:10.17759/ psyedu.2018100102 (дата обращения: 31.10.2021).
  6. Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н., Кириченко Е.Б. Трудовое воспитание детей-сирот: учебное пособие / Под ред.Л.В.Байбородовой, М.И. Рожкова.2-е изд., перераб.и доп.Калининград: Изд-во РГУ им.И.Канта, 2010.287 с.
  7. Байер А.А. Педагогическая система формирования жизнестойкости детей-сирот средствами физической культуры и спорта: Автореф.дисс.… докт.пед.наук.М., 2013.40 с.
  8. Басюк В.С. Психолого-педагогическое сопровождение, как условие компенсирования состояния психической депривации у детей-сирот.Монография.М: Изд-во «Прометей», МГПУ, 2007.240 с.
  9. Бобылева И.А. Условия и критерии социальной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Вестник Университета Российской академии образования.2004.№ 4.С. 36—47.
  10. Бобылева И.А., Заводилкина О.В. Условия развития региональных систем сопровождения выпускников учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, и замещающих семей.Методическое пособие.М.: ИИДСВ РАО, 2017.164 с.
  11. Борисова Ю.В. Особенности представления о будущем подростков-сирот с задержкой психического развития и умственной отсталостью: Автореф.дисс. … канд.психол.наук.СПб., 2005.32 с.
  12. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Шаг за шагом: индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов.М., 2007.176 с.
  13. Возрастные стандарты социализации детей- сирот / Иванова Н.П.и др.М.: Исполнительная дирекция по президентской программе «Дети России», 1999.54 с.
  14. Володина Ю.А. Социально-психологическая реинтеграция детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях инновационной образовательной среды: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.Брянск, 2009.24 с.
  15. Деева Е.В. Сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в системе подготовки к самостоятельной жизни // Вестник ТГУ.2015.Вып.9(149).С.101—107.
  16. Диагностический портфель для оценки степени готовности выпускников из замещающих семей к самостоятельной жизни / Под общ.ред.Иониной О.В.Тула: ГУ ТО «Региональный центр «Развитие», 2019.93 с.
  17. Дружинина А.А.Основные направления социально-педагогической работы по формированию самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Гуманитарные науки.Проблемы социализации молодежи в современном мире.Вестник ТГУ.2015.Вып.8(148).С.240—249.
  18. Железовская И.А. Социальная адаптация детей- сирот через волонтерскую деятельность // Научные исследования в образовании.2012.№ 1 С.17—21.
  19. Исакова О.Е. Дети-сироты: формирование коммуникативной компетентности // Социальная педагогика.2010.№ 3.С.64—71.
  20. Куценко Г.П. Формирование практических социально-бытовых и гражданско-правовых навыков воспитанников как условие их социальной реабилитации // Сопровождение сирот: современные вызовы.Материалы межрегиональной научно- практической конференции (5—6 декабря 2013 г., г. Калуга).М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2014.С.145—151.
  21. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте.Прага: Авиценум, 1984.334 с.
  22. Ларин А.Н., Коноплева И.Н. Социальная адаптация детей, воспитывающихся в условиях детского дома [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.2014.Том 6.№ 3.С.125—135.DOI:10.17759/ psyedu.2014060313
  23. Лукина А.К., Галушка А.В. Формирование жизненных навыков детей-сирот в туристско- краеведческой деятельности // «Социальная педагогика».2020.№ 1.С.81—88.
  24. Митрофанова Е.С. Модели взросления разных поколений россиян // Демографическое обозрение.2019.Том 6.№ 4.С.53—82.DOI:10.17323/demreview.v6i4.10427
  25. Назарова И.Б. Адаптация и возможные модели мобильности сирот.М.: Московский общественный научный фонд, 2000.112 с.
  26. Овчинников А.Н. Компетентностный подход в социальном воспитании: перспективы социальной реабилитации // Вестник Университета Российской академии образования.2008.№ 2.С.172—176.
  27. Ослон В.Н., Семья Г.В., Прокопьева Л.М., Колесникова У.В. Операциональная модель и инструментарий для изучения субъективного благополучия детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Психологическая наука и образование.2020.Том 25.№ 6.С.41—50.DOI:10.17759/pse.2020250604
  28. Плешивцев В.В. Воспитание самостоятельности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.19 с.
  29. Плясова Г.И. Воспитание будущего семьянина в условиях детского дома: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.Барнаул, 2008.24 с.
  30. Поскребышева Н.Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка: Автореф.дисс.… канд.психол.наук.М., 2010.29 с.
  31. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства.2-е изд.СПб.: Питер, 2005.658 с.
  32. Русакова М.М., Одинокова В.А., Захарова Ю.П. Благополучие и соблюдение прав детей-сирот: руководство по проведению опроса детей и отчет о пилотном исследовании.СПб.: РОО СПСБН «Стеллит», 2015.124 с.
  33. Рылеева А.С. Особенности формирования готовности к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности подростков группы риска в учреждениях общего образования // Вестник ЮУрГУ.Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура.2008.Вып.15.С.107—113.
  34. Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.М.: БФРГТЗ «СЛОВО», 2001.142 с.
  35. Семья Г.В., Зайцев Г.О., Зайцева Н.Г. Формирование российской модели преодоления социального сиротства // Психологическая наука и образование.2016.Том 21.№ 1.С.67—82.DOI:10.17759/pse.2016210105
  36. Социальная квартира интернатного учреждения: подготовка воспитанников к самостоятельной жизни / А.А.Аббасова и др.М.: Благотворительный фонд социальной помощи детям «Расправь крылья!», 2011.120 с.
  37. Танас Е.И. Социально-педагогическое сопровождение ресоциализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в условиях социально-реабилитационного центра: Автореф.дисс.… канд.пед.наук.М., 2010.28 с.
  38. Усынина Т.П., Степанова Н.В., Маликов Л.В. К вопросу о формировании социоэмоциональной компетентности детей-сирот // Психолог.2017.№ 1.С.37—44 DOI:10.7256/2409-8701.2017.1.21363
  39. Федеральный закон от 21.12.1996 № 159- ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» [Электронный ресурс] // Законодательная база Российской Федерации.URL: https://zakonbase.ru/content/base/19762 (дата обращения: 31.10.2021).
  40. Чикалов Н.А. Социально-психологическая диагностика готовности к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений: опыт разработки пакета методик // Сопровождение сирот: современные вызовы.Материалы межрегиональной научно-практической конференции (5—6 декабря 2013 г., г.Калуга) / Сост.И.А.Бобылева.М., 2014.С.173—179.
  41. Шинина Т.В., Митина О.В. Разработка и апробация опросника «Готовность подростков к самостоятельной жизни»: оценка и развитие жизненных навыков // Психологическая наука и образование.2019.Том 24.№ 1.С.50—68.DOI:10.17759/pse.2019240104
  42. Вillari F.C., Liefвroer A.C. Towards a new pattern of transition to adultнood? 2010.DOI:10.1016/j.alcr.2010.10.003
  43. Erikson E.Н. Identity: Youtн and Crisis.New York: W.W.Norton & Company, 1995.

Информация об авторах

Бобылева Ирина Анатольевна, кандидат педагогических наук, аналитик, ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей», главный специалист-эксперт благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9736-6847, e-mail: bobyleva_ia@rambler.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1234
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 30

Скачиваний

Всего: 763
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 7