Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 107Рубрики 53Авторы 8884Новости 1776Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

17 место — направление «Психология»

0,674 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,000 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Проблема социализации старших школьников в условиях современного образования 1493

Милёхин А.В.
кандидат психологических наук, первый проректор, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
e-mail: milehinav@mgppu.ru

Аннотация

В статье раскрывается актуальность проблемы изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования, что является одним из приоритетных направлений работы со старшеклассниками в условиях перехода и внедрения Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования (ФГОС) в систему образования РФ. Представлен развернутый анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей и подростков, особое внимание уделено описанию особенностей процесса социализации и формирования самостоятельной зрелой личности старшеклассника с развитыми духовно-нравственными ценностями, психологически готовой к вступлению во взрослую жизнь. Описывая особенности современного процесса социализации, автор указывает на ряд рисков, которые могут исказить этот процесс, сделать его менее эффективным для подрастающего человека. Опираясь на собственный практический опыт преподавания учебного предмета «Психология» в школе, автор рассматривает уроки психологии для старшеклассников в качестве условия формирования психологической грамотности учащихся и, как следствие, повышения уровня социализации старшеклассников.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время в программных документах, определяющих перспективы развития системы школьного образования страны, установлены требования к личностным, метапредметным, предметным результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования. Проект ФГОС среднего (полного) общего образования, Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» определяют проблему эффективной социализации выпускника, формирование, развитие в ходе образовательного процесса его личностных качеств как ключевую в рассмотрении процессов и результатов деятельности образовательного учреждения. В связи с этим весьма актуальной является проблема изучения психологических особенностей социализации старшеклассников, их представлений о собственных личностных результатах освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования.

Литература
  1. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы. М, 1997.
  2. Демиденко М.В. Исследование социально-личностной рефлексии как средства социализации старших школьников: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Самара, 2000.
  3. Дубровин Д.Н. Психологические аспекты социализации // Право на детство: профилактика насилия и правонарушений среди детей и подростков: Материалы научно-практической конференции. Нижний Новгород, 2003.
  4. Дубровина И.В. Современное образование: проблемы и поиски // Известия Российской академии образования. 2010. №3(15).
  5. Игнатова В.В. Педагогические факторы духовно-творческого становления личности в процессе социализации: Автореф. дис. … д-ра пед. наук.  Челябинск, 2000.
  6. Кобазева Ю.А. Исследование процесса социализации современных подростков в отечественной психологии // Психология обучения. 2007. №5.
  7. Мудрик А.В. Социализация человека: Пособие для студ. высш. учеб. заведений: 2-е изд. М., 2006.
  8. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности// Народное образование.  2006. №9.
  9. Практическая психология образования/ Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для студ. высш. и средн. учеб. заведений. Спб., 2007.
  10. Проект Федерального Государственного Образовательного Стандарта Общего Образования  (среднее (полное) общее образование)  от 15 апреля 2011 г. Руководители разработки проекта: Л.П.Кезина, академик РАО; А.М.Кондаков, научный руководитель ИСИО РАО, член-корреспондент РАО.
  11. Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности // Фельдштейн Д.И. Избранные труды: В 2 т. Т. 1. М., Воронеж, 2005.
  12. Фельдштейн Д.И. Социализация и индивидуализация – содержание процесса социального взросления // Социальное развитие в пространстве- времени детства. М, 1997.
  13. Хузиахметов А.Н. Социализация и индивидуализация личности школьника. Казань.,1998.
  14. Шустова И.Ю. Самоанализ и «Я» старшеклассника // Новые ценности образования. 2005. №2 (21).
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика