Опыт организации практики студентов бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) *

1148

Аннотация

Представлен опыт апробации практики основной профессиональной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы. Определена необходимость изменения психологической подготовки будущих учителей начальных классов в плане организации практики. Нормативно обосновывается изменение содержания, форм и методов работы со студентами-практикантами. Необходимость сетевого взаимодействия вуза и школы определяется новыми требованиями к уровню развития профессиональных компетенций бакалавра. Установлены направления сотрудничества супервизора, преподавателя вуза и студента-практиканта в процессе подготовки студентов-бакалавров. Описаны результаты рефлексивных отчетов студентов по итогам практики в школе; определены основные трудности применения бакалаврами деятельностных технологий в ходе практики. Представлены экспертные оценки профессионально-личностных характеристик студента-практиканта, а также профессиональных действий студентов в динамике за учебный год.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской федерации: Государственный контракт № 05.043.11.0010 от 12.05.2014, проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей “Образование и педагогика” по направлению подготовки “Психолого-педагогическое образование” (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования».

Ключевые слова: профессиональный стандарт, психолого-педагогическое образование, профессиональные компетенции учителя начальной школы, супервизор, студент-бакалавр, деятельностный подход

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2015070404

Для цитаты: Захарова И.М. Опыт организации практики студентов бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 4. С. 32–41. DOI: 10.17759/psyedu.2015070404

Фрагмент статьи

Профессиональный стандарт педагога [6] определяет изменение требований к психологической подготовке будущих учителей начальной школы. В общей подготовке студента-бакалавра, будущего учителя начальных классов, важно добиваться, чтобы у него был тот же предмет деятельности, что и у работающего учителя начальных классов, а именно: субъекты учебно-воспитательного процесса (ученик, учитель, администратор школы, родитель), коллектив учащихся, педагогический коллектив, собственная личность. К началу профессиональной деятельности у студента важно сформировать исследовательский подход и профессиональную позицию к психолого-педагогической деятельности [2].

Одним из требований к организации учебного процесса в соответствии с основной профессиональной образовательной программой бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) является то, что обучение студентов должно быть практико-ориентированным [5]. Данное требование предполагает не просто увеличение объема часов на практическую подготовку студентов, а совершенно другой принцип организации практики. В нашем вузе практика носит распределенный характер: студенты, начиная с I курса обучения, один раз в две недели выходят в школу и выполняют программу практики под руководством группового руководителя и учителя начальных классов (супервизора).

Литература

  1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 32–40.
  2. Гуружапов В.А., Марголис А.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 143–159.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Изд. центр «Академия», 2004. 288 с.
  4. Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ  // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. № 3. С. 41–57.
  5. Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров  // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С.105–126.
  6. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”» [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129 (дата обращения: 15.09.2014).
  7. Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. О деятельностном содержании психолого-педагогической подготовки современного учителя для новой школы // Культурно-историческая психология. 2010. № 4. C. 62–68.
  8. Сафронова М.А., Бысик Н.В. Описание проекта модернизации педагогического образования  // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 78–86.
  9. Федеральный государственный образовательный стандарт общего (начального) образования. М.: Просвещение, 2011. 32 с.

Информация об авторах

Захарова Ирина Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой теории и методики начального и дошкольного образования, Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов (ФБГОУ ВПО «НИСПТР»), Набережные Челны, Россия, e-mail: zaharova-i@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1801
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1148
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2