Психолого-педагогические исследования
2016. Том 8. № 2. С. 29–39
doi:10.17759/psyedu.2016080204
ISSN: 2587-6139 (online)
Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный стандарт
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080204
Для цитаты: Антонова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 29–39. DOI: 10.17759/psyedu.2016080204
Полный текст
Описано значение организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Рассматривается определенный профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт педагога) перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у педагога, занимающегося процессом профессионального самоопределения учащихся, а также проанализированы основные требования к составлению учебных программ для подготовки педагогов данного профиля. Организация системы профессионального самоопределения молодежи рассматривается на основании опыта Республики Мордовия, где профориентационная работа с учащимися общеобразовательных школ республики регламентирована Региональным образовательным модулем «Старт в профессию». Обращается внимание на то, что данный модуль разработан с учетом региональной специфики и в единой системе реализует деятельность, направленную на содействие эффективной профориентации учащихся сельских поселений, районов, городов Республики Мордовия.
Современные социально-экономические условия в России, следствием которых являются пересмотр востребованности перспективных профессий, требуют значительного повышения качества подготовки кадров на всех уровнях образования. Важной составляющей такой подготовки является профессиональная ориентация школьников и развитие форм социального партнерства как «особого типа взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [Смирнов, 2004].
В новых условиях профессия рассматривается людьми как фактор социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения желаемого (престижного) социального статуса в обществе. Невозможность реализовать свои профессиональные предпочтения – это вполне реальная ситуация в силу того, что профессиональное самоопределение происходит слишком поздно или осознается как вынужденное. Данная ситуация приводит к отрицательным последствиям как для личности, так и для общества в целом. Сознательный выбор профессии позволяет избежать экономических, производственных, финансовых потерь и дает возможность человеку построить свою судьбу без трагических переломов и деформаций.
Решение этой важной социальной задачи возможно лишь при научной организации и профессионально-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся силами не только образовательных структур, но и других институтов социума, социальных учреждений, предприятий и организаций [Блинов, 2013; Блинов, 2014].
Современный взгляд на профессиональную успешность каждой личности заключается в том, что она формируется в процессе его трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Чем раньше школьники познакомятся со спецификой профессиональной деятельности работников предприятий и учреждений региона, тем удачнее будет профессиональный выбор и определение траектории обучения с последующим профессиональным продвижением. Это определило новый социальных заказ образованию – развитие форматов профессионального самоопределения обучающихся как успешной платформы его дальнейшей индивидуальной траектории развития.
Такой социальный заказ образованию не мог не найти своего отражения в основных организационно-методологических документах, направленных на изменение и развитие системы образования: Федеральном государственном образовательном стандарте и Профессиональном стандарте педагога.
В Профессиональном стандарте педагога, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, профориентационная деятельность нашла свое отражение в пункте «Воспитательная деятельность», код A/02.6, уровень (подуровень) квалификации – 6, «Развивающей деятельности», код A/03.6, уровень (подуровень) квалификации – 6 [Приказ Минтруда России].
В таблице представлен перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у педагога, занимающегося процессом профессионального самоопределения, внутри каждого блока.
Указанные компетенции, которыми должен в конечном итоге обладать специалист по сопровождению профессионального самоопределения учащихся, внутри каждого блока позволят сформировать основные требования к составлению учебных программ для подготовки специалистов данного профиля.
Они основаны на общих положениях Стандарта, однако могут и должны быть дополнены региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности. Работа по профессиональному самоопределению учащихся должна быть выстроена с учетом требований регионального рынка труда.
В Республике Мордовия данная проблема решается с учетом требований регионального рынка труда и регламентирована Региональным образовательным модулем «Старт в профессию» (утвержден Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия – Протокол № 4 от 11.08. 2014г. – и рекомендован к внедрению в общеобразовательных организациях республики).
Необходимость создания регионального образовательного модуля профориентационной направленности объясняется следующим [Антонова, 2014]: во-первых, необходимостью реализации новых подходов к профессиональной ориентации в системе образования; во-вторых, необходимостью координации деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей и ее конкретизации с учетом потребностей рынка труда и перспективы размещения производительных сил на территории республики; в-третьих, важностью организации взаимодействия школы с предприятиями республики и органами службы занятости населения на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Впервые в рамках методики в единой системе реализуется деятельность, направленная на содействие эффективной профориентации учащихся сельских поселений, районов, городов республики.
Реализация регионального образовательного модуля направлена на достижение следующих задач, как: • оказание помощи школьникам в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности, а также в осознании ими потребностей общества в кадрах в условиях своего региона; • расширение знания обучающихся о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами, возможностями профессиональной подготовки; помощь в осознании собственной профессиональной пригодности и в компенсации своих ограничений. • знакомство обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, их подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – с будущей профессией; выработка навыка планирования своей профессиональной карьеры.
Структура регионального образовательного модуля представляет собой гибкую систему тем, объединенных по деятельным и функциональным признакам. Она дает возможность учитывать возраст и уровень сформированности у школьников универсальных учебных действий и предметных знаний; содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора обучающихся.
В каждом блоке модуля организаторам профориентационных мероприятий предлагаются на выбор различные формы и методы работы с детьми и родителями, а также формы и методы активизирующей профессиональной диагностики. Таким образом, предусмотрено поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия на окончательном этапе курса осознанного решения по выбору профессии.
Отдельный блок модуля – профориентационный проект «Город мастеров», цель которого – внедрение инновационных методов и технологий в профориентационное воспитание школьников.
Задачи проекта: - подготовка учащихся, в том числе сельских школ, к осознанному выбору профессии обучения в соответствии с потребностью рынка труда; - предоставление школьникам полной и наглядной информации, а также возможности получить первые трудовые навыки при освоении профессий и специальностей в различных сферах деятельности; - повышение мотивации школьников к получению специальностей, востребованных в регионе; - создание условий получения профессиональных знаний и трудовых навыков на базе предприятий для последующего решения проблемы кадрового дефицита на рынке труда.
Основные конкурсные площадки для школ разработаны с учетом специфики каждого района: «Агрокомплекс», «Животноводческая ферма», «Производственные технологии», «Машинно-тракторная станция», «Строй-мастер», «Народные промыслы» и др.
Итогами внедрения регионального образовательного модуля «Старт в профессию» с начала учебного 2014/2015 года стало проведение: • 450 консультаций (10 тыс. участников); • 45 родительских собраний (3,5 тыс. участников); • 90 экскурсий (3,7 тыс. участников); • 350 профориентационных мероприятий (10 тыс. участников); • 110 профориентационных тренингов (3,7 тыс. участников); • 700 классных часов (22,4 тыс. участников); • мероприятий проекта «Город мастеров» (внутришкольный, районный, республиканский этапы, 60,0 тыс. участников).
Главным критерием эффективности профориентационной работы в республике служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих в профессиональные образовательные учебные заведения по профессиям, отвечающим актуальным потребностям региона. По данным Министерства образования Республики Мордовия план приема по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования на 2015/2016 учебный год выполнен на 91,6%, в том числе в разрезе следующих основных направлений подготовки: • Монтаж и наладка оборудования: 100% (план – 150 чел., факт. – 150 чел.); • Технология машиностроения: 100% (план – 75 чел., факт. – 75 чел.); • Слесарь по ремонту автомобилей: 100% (план – 133 чел., факт. – 133 чел.); • Агрономия: 100% (план – 37 чел., факт. – 37 чел.); • Ветеринария: 100% (план – 50 чел., факт. – 50 чел.); • Зоотехния: 100% (план – 37 чел., факт. – 37 чел.); • Механизация с/х: 96,2% (план – 265 чел., факт. – 255 чел.); • Обучение по программам строительного профиля: 95,6 %(план – 135 чел., факт. – 129 чел.); • Технология продукции общественного питания: 94,3% (план – 175 чел., факт. – 165 чел.); • Электросварочные и газосварочные работы: 85,5% (план – 255 чел., факт. – 218 чел.); • Электрификация: 84,5% (план – 200 чел., факт. – 169 чел.); • Повар: 82,9% (план – 123 чел., факт. – 102 чел.); • Мастер с/х производства: 54,7% (план – 139 чел., факт. – 76 чел.).
Учитывая положительный опыт профориентационной работы в республике, в 2015 г. заключено соглашение между ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» и ФГАУ «Федеральный институт развития образования» о создании экспериментальной площадки по теме «Создание региональной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования». Направление деятельности экспериментальной площадки – совершенствование и апробация новых форм, методов и инновационных педагогических технологий; экспериментальная деятельность, направленная на разработку новых эффективных способов решения современных проблем образования.
В целях реализации деятельности экспериментальной площадки в структуре ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» создан Центр профориентации и профессионального самоопределения, разработаны положение о деятельности Центра, должностные инструкции для специалистов центра и составлен план работы центра.
В соответствии с планом реализации деятельности экспериментальной площадки на IV квартал 2015 – I полугодие 2016 г. проведен мониторинг, качества профориентационной работы в общеобразовательных организациях республики, который помог выявить те слабые места в них, которые связаны с реализацией профориентационной работы. Для этого была разработана анкета, с помощью которой проведен опрос специалистов, реализующих профориентационную работу в школе. В анкету вошли вопросы: о наличии в школе планов профориентационной работы; о закреплении персонала за выполнением профориентационных мероприятий; о наличии учебных и методических материалов по профессиональной ориентации; о системности и качестве реализуемых мероприятий; о количестве специалистов, прошедших повышение квалификации по этому направлению; о системе поощрения специалистов, выполняющих эту работу. Представленная информация позволяет сделать вывод о низкой мотивации и активности специалистов, выполняющих профориентационную работу в общеобразовательных школах республики. Называемые формы и методы работы, а также проводимые мероприятия в 80% случаев дублируют основные положения модуля «Старт в профессию».
Еще одно анкетирование было проведено со школьниками 9–11 классов. Необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся знания основ: Что такое профессиональная ориентация? Что такое востребованные и невостребованные профессии? Какие профессии востребованы на рынке труда республики? Что такое вакансия? Что такое резюме? Кем я хочу стать? Почему выбираю именно эту профессию? и др.
Таким образом, мы выявили для себя ряд проблем, на решение которых и будет направлена экспериментальная работа площадки.
1. Разработка программ курсового обучения для повышения квалификации специалистов, занимающихся профориентацинной работой; учебных блоков для включение в курсы повышения квалификации педагогов-предметников и учителей начальных классов. 2. Подготовка учебно-методических пособий для специалистов системы общего образования, включающих рекомендации по развитию мотивации к обучению и социальной ориентации школьников. 3. Разработка новых форм и методов работы со школьниками (профлагерь). 4. Организация конкурсов на лучшую профориентационную идею.
В соответствии с этим определены и основные направления работы Центра. 1. Нормативно-правовое обеспечение и социальное партнерство. Оно предполагает изучение на основе литературных источников современного состояния проблемы профессионального самоопределения учащихся; изучение республиканского рынка труда; организацию взаимодействия всех заинтересованных структур в части разработки нормативно-правовых актов; координацию деятельности всех субъектов, ответственных за профориентацию в регионе. 2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы профессионального самоопределения обучающихся: разработка алгоритма построения профориентационной работы для каждой организации/ведомства, участвующего в реализации профориентационной политики республики; разработка, апробация и внедрение современных профориентационных продуктов (учебные фильмы и мультфильмы, игры, материалы для диагностики профессиональных интересов и склонностей), позволяющих создать материально-техническую базу для успешной реализации данного направления в республике. 3. Научно-программное и учебно-методическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в республике, внедрение оригинальных дополнительных общеразвивающих программ, направленных на актуализацию личностного развития творческого потенциала обучающихся на разных этапах развития личности, разработка организационных и технологических механизмов профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования, разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов образовательных организаций, поиск и отбор лучших практик (технологий, форм и методов работы), обеспечивающих реализацию психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, формирование системы поддержки инженерно-технического творчества учащейся молодежи. 4. Кадровое обеспечение предполагает разработку профессионального стандарта и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (данное направление отмечено в качестве приоритетного Правительством Республики Мордовия); формирование системы подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих), а также системы сертификации соответствующих кадров; разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач; создание системы условий для привлечения внешних экспертов (представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных учреждениях.
Успешное решение обозначенных задач в перспективе должно обеспечить создание единой профориентационной среды в республике и в долгосрочной перспективе решить кадровые проблемы региона.
Именно такой долгосрочной перспективе должны служить и федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты педагога.
Литература
- Антонова М.В. Старт в профессию: (региональный образовательный модуль). Саранск: МО РМ, 2014. 36 с.
- Блинов В.И. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы II Международного совещания «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (12–13 ноября 2013 г). Вып.3. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. 175 c.
- Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / [В.И. Блинов, И.С. Сергеев, и др.]. М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. 38 с.
- Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/ 129 (дата обращения: 27.04.2016).
- Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: Что ждет работодателей? (Итоги пилотного Всероссийского социального исследования). М: ООО «Аспект», 2004. 32с.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2106
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 17
Скачиваний
Всего: 1293
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1