Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога

1293

Аннотация

Описано значение организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Рассматривается определенный профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт педагога) перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у педагога, занимающегося процессом профессионального самоопределения учащихся, а также проанализированы основные требования к составлению учебных программ для подготовки педагогов данного профиля. Организация системы профессионального самоопределения молодежи рассматривается на основании опыта Республики Мордовия, где профориентационная работа с учащимися общеобразовательных школ республики регламентирована Региональным образовательным модулем «Старт в профессию». Обращается внимание на то, что данный модуль разработан с учетом региональной специфики и в единой системе реализует деятельность, направленную на содействие эффективной профориентации учащихся сельских поселений, районов, городов Республики Мордовия.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональный стандарт

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2016080204

Для цитаты: Антонова М.В. Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся через призму профессионального стандарта педагога [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 2. С. 29–39. DOI: 10.17759/psyedu.2016080204

Полный текст


Описано значение организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся. Рассматривается определенный профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профессиональный стандарт педагога) перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у педагога, занимающегося процессом профессионального самоопределения учащихся, а также проанализированы основные требования к составлению учебных программ для подготовки педагогов данного профиля. Организация системы профессионального самоопределения молодежи рассматривается на основании опыта Республики Мордовия, где профориентационная работа с учащимися общеобразовательных школ республики регламентирована Региональным образовательным модулем «Старт в профессию». Обращается внимание на то, что данный модуль разработан с учетом региональной специфики и в единой системе реализует деятельность, направленную на содействие эффективной профориентации учащихся сельских поселений, районов, городов Республики Мордовия.

Современные социально-экономические условия в России, следствием которых являются пересмотр востребованности перспективных профессий, требуют значительного повышения качества подготовки кадров на всех уровнях образования. Важной составляющей такой подготовки является профессиональная ориентация школьников и развитие форм социального партнерства как «особого типа взаимодействия образовательных учреждений со всеми субъектами рынка труда, его институтами, территориальными органами управления, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса [Смирнов, 2004].
В новых условиях профессия рассматривается людьми как фактор социальной мобильности, источник материального благополучия и обретения желаемого (престижного) социального статуса в обществе. Невозможность реализовать свои профессиональные предпочтения – это вполне реальная ситуация в силу того, что профессиональное самоопределение происходит слишком поздно или осознается как вынужденное. Данная ситуация приводит к отрицательным последствиям как для личности, так и для общества в целом. Сознательный выбор профессии позволяет избежать экономических, производственных, финансовых потерь и дает возможность человеку построить свою судьбу без трагических переломов и деформаций.
Решение этой важной социальной задачи возможно лишь при научной организации и профессионально-педагогическом сопровождении профессионального самоопределения обучающихся силами не только образовательных структур, но и других институтов социума, социальных учреждений, предприятий и организаций [Блинов, 2013; Блинов, 2014].
Современный взгляд на профессиональную успешность каждой личности заключается в том, что она формируется в процессе его трудовой деятельности, а не дана человеку от рождения. Чем раньше школьники познакомятся со спецификой профессиональной деятельности работников предприятий и учреждений региона, тем удачнее будет профессиональный выбор и определение траектории обучения с последующим профессиональным продвижением. Это определило новый социальных заказ образованию – развитие форматов профессионального самоопределения обучающихся как успешной платформы его дальнейшей индивидуальной траектории развития.
Такой социальный заказ образованию не мог не найти своего отражения в основных организационно-методологических документах, направленных на изменение и развитие системы образования: Федеральном государственном образовательном стандарте и Профессиональном стандарте педагога.
В Профессиональном стандарте педагога, утвержденном Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н, профориентационная деятельность нашла свое отражение в пункте «Воспитательная деятельность», код A/02.6, уровень (подуровень) квалификации – 6, «Развивающей деятельности», код A/03.6, уровень (подуровень) квалификации – 6 [Приказ Минтруда России].
В таблице представлен перечень профессиональных компетенций, которые должны быть сформированы у педагога, занимающегося процессом профессионального самоопределения, внутри каждого блока.

Указанные компетенции, которыми должен в конечном итоге обладать специалист по сопровождению профессионального самоопределения учащихся, внутри каждого блока позволят сформировать основные требования к составлению учебных программ для подготовки специалистов данного профиля.
Они основаны на общих положениях Стандарта, однако могут и должны быть дополнены региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности. Работа по профессиональному самоопределению учащихся должна быть выстроена с учетом требований регионального рынка труда.
В Республике Мордовия данная проблема решается с учетом требований регионального рынка труда и регламентирована Региональным образовательным модулем «Старт в профессию» (утвержден Республиканским экспертным советом при Министерстве образования Республики Мордовия – Протокол № 4 от 11.08. 2014г. – и рекомендован к внедрению в общеобразовательных организациях республики).
Необходимость создания регионального образовательного модуля профориентационной направленности объясняется следующим [Антонова, 2014]: во-первых, необходимостью реализации новых подходов к профессиональной ориентации в системе образования; во-вторых, необходимостью координации деятельности работников образовательного учреждения по повышению эффективности профориентационной работы среди учащихся, их родителей и ее конкретизации с учетом потребностей рынка труда и перспективы размещения производительных сил на территории республики; в-третьих, важностью организации взаимодействия школы с предприятиями республики и органами службы занятости населения на основе признания значимости проблемы управления трудовыми ресурсами и профориентационной работы.
Впервые в рамках методики в единой системе реализуется деятельность, направленная на содействие эффективной профориентации учащихся сельских поселений, районов, городов республики.
Реализация регионального образовательного модуля направлена на достижение следующих задач, как: • оказание помощи школьникам в оценке своих личностных качеств и осознании возможностей в сфере профессиональной деятельности, а также в осознании ими потребностей общества в кадрах в условиях своего региона; • расширение знания обучающихся о мире профессий через знакомство с их классификацией, типами и подтипами, возможностями профессиональной подготовки; помощь в осознании собственной профессиональной пригодности и в компенсации своих ограничений. • знакомство обучающихся с содержанием профессиональной деятельности, их подготовка к осознанному выбору профиля обучения в старшей школе и в перспективе – с будущей профессией; выработка навыка планирования своей профессиональной карьеры.
Структура регионального образовательного модуля представляет собой гибкую систему тем, объединенных по деятельным и функциональным признакам. Она дает возможность учитывать возраст и уровень сформированности у школьников универсальных учебных действий и предметных знаний; содержит учебный материал, актуальный и полезный не только для развития учебной мотивации и выбора профиля обучения, но и для повседневной жизни, расширения кругозора обучающихся.
В каждом блоке модуля организаторам профориентационных мероприятий предлагаются на выбор различные формы и методы работы с детьми и родителями, а также формы и методы активизирующей профессиональной диагностики. Таким образом, предусмотрено поэтапное формирование у учащихся умений и навыков, необходимых для принятия на окончательном этапе курса осознанного решения по выбору профессии.
Отдельный блок модуля – профориентационный проект «Город мастеров», цель которого – внедрение инновационных методов и технологий в профориентационное воспитание школьников.
Задачи проекта: - подготовка учащихся, в том числе сельских школ, к осознанному выбору профессии обучения в соответствии с потребностью рынка труда; - предоставление школьникам полной и наглядной информации, а также возможности получить первые трудовые навыки при освоении профессий и специальностей в различных сферах деятельности; - повышение мотивации школьников к получению специальностей, востребованных в регионе; - создание  условий получения профессиональных знаний и трудовых навыков на базе предприятий для последующего решения проблемы кадрового дефицита на рынке труда.
Основные конкурсные площадки для школ разработаны с учетом специфики каждого района: «Агрокомплекс», «Животноводческая ферма», «Производственные технологии», «Машинно-тракторная станция», «Строй-мастер», «Народные промыслы» и др.
Итогами внедрения регионального образовательного модуля «Старт в профессию» с начала учебного 2014/2015 года стало проведение: • 450 консультаций (10 тыс. участников); • 45 родительских собраний (3,5 тыс. участников); • 90 экскурсий (3,7 тыс. участников); • 350 профориентационных мероприятий (10 тыс. участников); • 110 профориентационных тренингов (3,7 тыс. участников); • 700 классных часов (22,4 тыс. участников); • мероприятий проекта «Город мастеров» (внутришкольный, районный, республиканский этапы, 60,0 тыс. участников).
Главным критерием эффективности профориентационной работы в республике служит мера сбалансированности количества учащихся, поступающих в профессиональные образовательные учебные заведения по профессиям, отвечающим актуальным потребностям региона. По данным Министерства образования Республики Мордовия план приема по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования на 2015/2016 учебный год выполнен на 91,6%, в том числе в разрезе следующих основных направлений подготовки: • Монтаж и наладка оборудования: 100% (план – 150 чел., факт. – 150 чел.); • Технология машиностроения: 100% (план – 75 чел., факт. – 75 чел.); • Слесарь по ремонту автомобилей: 100% (план – 133 чел., факт. – 133 чел.); • Агрономия: 100% (план – 37 чел., факт. – 37 чел.); • Ветеринария: 100% (план – 50 чел., факт. – 50 чел.); • Зоотехния: 100% (план – 37 чел., факт. – 37 чел.); • Механизация с/х: 96,2% (план – 265 чел., факт. – 255 чел.); • Обучение по программам строительного профиля: 95,6 %(план – 135 чел., факт. – 129 чел.); • Технология продукции общественного питания: 94,3% (план – 175 чел., факт. – 165 чел.); • Электросварочные и газосварочные работы: 85,5% (план – 255 чел., факт. – 218 чел.); • Электрификация: 84,5% (план – 200 чел., факт. – 169 чел.); • Повар: 82,9% (план – 123 чел., факт. – 102 чел.); • Мастер с/х производства: 54,7% (план – 139 чел., факт. – 76 чел.).
Учитывая положительный опыт профориентационной работы в республике, в 2015 г. заключено соглашение между ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» и ФГАУ «Федеральный институт развития образования» о создании экспериментальной площадки по теме «Создание региональной системы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования». Направление деятельности экспериментальной площадки – совершенствование и апробация новых форм, методов и инновационных педагогических технологий; экспериментальная деятельность, направленная на разработку новых эффективных способов решения современных проблем образования.
В целях реализации деятельности экспериментальной площадки в структуре ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования» создан Центр профориентации и профессионального самоопределения, разработаны положение о деятельности Центра, должностные инструкции для специалистов центра и составлен план работы центра.
В соответствии с планом реализации деятельности экспериментальной площадки на IV квартал 2015 – I полугодие 2016 г. проведен мониторинг, качества профориентационной работы в общеобразовательных организациях республики, который помог выявить те слабые места в них, которые связаны с реализацией профориентационной работы. Для этого была разработана анкета, с помощью которой проведен опрос специалистов, реализующих профориентационную работу в школе. В анкету вошли вопросы: о наличии в школе планов профориентационной работы; о закреплении персонала за выполнением профориентационных мероприятий; о наличии учебных и методических материалов по профессиональной ориентации; о системности и качестве реализуемых мероприятий; о количестве специалистов, прошедших повышение квалификации по этому направлению; о системе поощрения специалистов, выполняющих эту работу. Представленная информация позволяет сделать вывод о низкой мотивации и активности специалистов, выполняющих профориентационную работу в общеобразовательных школах республики. Называемые формы и методы работы, а также проводимые мероприятия в 80% случаев дублируют основные положения модуля «Старт в профессию».
Еще одно анкетирование было проведено со школьниками 9–11 классов. Необходимо было ответить на ряд вопросов, касающихся знания основ: Что такое профессиональная ориентация? Что такое востребованные и невостребованные профессии? Какие профессии востребованы на рынке труда республики? Что такое вакансия? Что такое резюме? Кем я хочу стать? Почему выбираю именно эту профессию? и др.

Таким образом, мы выявили для себя ряд проблем, на решение которых и будет направлена экспериментальная работа площадки.

1. Разработка программ курсового обучения для повышения квалификации специалистов, занимающихся профориентацинной работой; учебных блоков для включение в курсы повышения квалификации педагогов-предметников и учителей начальных классов. 2. Подготовка учебно-методических пособий для специалистов системы общего образования, включающих рекомендации по развитию мотивации к обучению и социальной ориентации школьников. 3. Разработка новых форм и методов работы со школьниками (профлагерь). 4. Организация конкурсов на лучшую профориентационную идею.

В соответствии с этим определены и основные направления работы Центра. 1. Нормативно-правовое обеспечение и социальное партнерство. Оно предполагает изучение на основе литературных источников современного состояния проблемы профессионального самоопределения учащихся; изучение республиканского рынка труда; организацию взаимодействия всех заинтересованных структур в части разработки нормативно-правовых актов; координацию деятельности всех субъектов, ответственных за профориентацию в регионе. 2. Создание многоуровневой инфраструктуры, обеспечивающей функционирование системы профессионального самоопределения обучающихся: разработка алгоритма построения профориентационной работы для каждой организации/ведомства, участвующего в реализации профориентационной политики республики; разработка, апробация и внедрение современных профориентационных продуктов (учебные фильмы и мультфильмы, игры, материалы для диагностики профессиональных интересов и склонностей), позволяющих создать материально-техническую базу для успешной реализации данного направления в республике. 3. Научно-программное и учебно-методическое обеспечение предполагает разработку рекомендаций по реализации целостной стратегии и тактики профориентационной и кадровой политики в республике, внедрение оригинальных дополнительных общеразвивающих программ, направленных на актуализацию личностного развития творческого потенциала обучающихся на разных этапах развития личности, разработка организационных и технологических механизмов профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования, разработка и реализация программ повышения квалификации специалистов образовательных организаций, поиск и отбор лучших практик (технологий, форм и методов работы), обеспечивающих реализацию психолого- педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся, формирование системы поддержки инженерно-технического творчества учащейся молодежи. 4. Кадровое обеспечение предполагает разработку профессионального стандарта и регламента деятельности специалиста по сопровождению самоопределения (данное направление отмечено в качестве приоритетного Правительством Республики Мордовия); формирование системы подготовки и повышения квалификации (переподготовки), нацеленной на развитие всех необходимых для данного типа специалистов групп компетенций (психолого-педагогических, управленческих, общих), а также системы сертификации соответствующих кадров; разработка и реализация системы психолого-педагогического и организационно-методического сопровождения специалистов системы образования, отвечающих за решение профориентационных задач; создание системы условий для привлечения внешних экспертов (представителей работодателей, служб занятости и др.) к решению профориентационных задач в образовательных учреждениях.
Успешное решение обозначенных задач в перспективе должно обеспечить создание единой профориентационной среды в республике и в долгосрочной перспективе решить кадровые проблемы региона.
Именно такой долгосрочной перспективе должны служить и федеральные государственные образовательные стандарты и профессиональные стандарты педагога.

Литература

  1. Антонова М.В. Старт в профессию: (региональный образовательный модуль).  Саранск: МО РМ, 2014. 36 с.
  2. Блинов В.И. Организационно-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования // Профессиональная ориентация в современной России: задачи, содержание, технологии. Материалы II Международного совещания «Профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение в современной России: задачи, содержание, технологии» (12–13 ноября 2013 г). Вып.3. М.: Федеральный институт развития образования, 2013. 175 c.
  3. Концепция организационно-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования / [В.И. Блинов, И.С. Сергеев, и др.]. М.: ФИРО; Изд-во «Перо», 2014. 38 с.
  4. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/ 129 (дата обращения: 27.04.2016).
  5. Смирнов И.П., Ткаченко Е.В. Социальное партнерство: Что ждет работодателей? (Итоги пилотного Всероссийского социального исследования). М: ООО «Аспект», 2004. 32с.

Информация об авторах

Антонова Марина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент, ректор председатель ученого совета профессор, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Мордовский республиканский институт образования», Саранск, Россия, e-mail: mrio@edurm.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2106
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1293
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1