Возрастно-нормативная модель развития младших школьников

1853

Аннотация

В статье проводится обоснование актуальности разработки нормативной модели развития в младшем школьном возрасте. Выявляются субъектные предпосылки потребности ребенка в школьном обучении. Приведено исследование феномена кризиса 7 лет как кризиса дошкольного детства и перехода к новому этапу развития. Представлена структура возрастно-нормативной модели развития, включающая в себя три компонента: 1) главные линии развития, 2) ситуации развития, 3) новообразования развития. Описывается возрастно-нормативная модель развития субъектности в младшем школьном возрасте по главным линиям развития: субъктности в деятельности, субъектности в общности, субъектности в сознании. Приводится обобщенная схема возрастно-нормативной модели развития в младшем школьном возрасте по типам ситуаций развития и интегральным новообразованиям развития.

Общая информация

Ключевые слова: младший школьный возраст, возрастно-нормативная модель развития, субъектность в деятельности, субъектность в общении, субъектность в сознании, типы ситуаций развития младшего школьника, интегральные новообразования развития

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090215

Для цитаты: Исаев Е.И. Возрастно-нормативная модель развития младших школьников [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 2. С. 178–189. DOI: 10.17759/psyedu.2017090215

Фрагмент статьи

В отечественной психологии развития и возрастной психологии младший школьный возраст изучен наиболее основательно. Именно для начальной ступени общего образования были созданы системы развивающего обучения, получившие мировое признание, – развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, дидактическая система Л.В. Занкова; были выявлены и исследованы особенности и новообразования психического развития младших школьников. Вместе с тем, попыток создать возрастно-номативную модель развития младшего школьника в возрастной психологии не предпринималось. В основу построения возрастно-номативной модели развития младшего школьника нами были положены результаты исследований Лаборатории психологии детей младшего школьного возраста, выполненные под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Литература

  1. Бугрименко Е.А., Поливанова К.Н. Рекомендации к построению перехода от дошкольного возраста к младшему школьному возрасту. Красноярск: Красноярский гос. ун-т, 1997. 78 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т.4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986. 240 с.
  4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
  5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопросы психологии.1997. № 1. С. 4-19.
  6. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1999. № 6. С. 3-18.
  7. Психическое развитие в младшем школьном возрасте / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1990. 160 с.
  8. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. М.: Аспект Пресс, 2005. 460 с.
  9. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопросы психологии. 1990. № 3. С. 25–36.
  10. Цукерман Г.А. Развитие учебного сообщества // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 50-67.
  11. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 560 с.

Информация об авторах

Исаев Евгений Иванович, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры педагогической психологии им. профессора В.А. Гуружапова факультета «Психология образования», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4652-5780, e-mail: eiisaev@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2934
В прошлом месяце: 30
В текущем месяце: 26

Скачиваний

Всего: 1853
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 7