Региональные особенности внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (опыт Московской области)

362

Аннотация

Рассматривается вопрос введения системы профессиональных стандартов как основы построения Национальной системы квалификаций. На примере профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» описывается региональный опыт внедрения профессиональных стандартов, основанный на системе аттестации педагогических работников Московской области. Раскрываются этапы внедрения профессиональных стандартов, в основу которых положена региональная модель. Описываются результаты информационного сопровождения профессиональных стандартов, приводятся материалы общественно-профессионального обсуждения перспектив внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», организованного среди высококвалифицированных специалистов – экспертов по аттестации педагогов-психологов и представителей профессиональной ассоциации педагогов-психологов Московской области (21 человек). На основе указанных материалов выявляются условия (кадровые, материально-технические) внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», обсуждаются новые трудовые функции, определяются перспективные направления дальнейшей деятельности.

Общая информация

Ключевые слова: Национальная система квалификаций, профессиональный стандарт, общественно-профессиональное обсуждение

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090310

Для цитаты: Долгоаршинных Н.В. Региональные особенности внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (опыт Московской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 93–103. DOI: 10.17759/psyedu.2017090310

Полный текст

 

Формирование Национальной системы квалификаций в Российской Федерации становится определяющим фактором эффективного механизма регулирования взаимодействия рынка труда и профессионального образования и является закономерным долговременным процессом, предопределенным мировой тенденцией.

Важная составляющая Национальной системы квалификаций - профессиональные стандарты. В профессиональных стандартах представлена информация о требованиях к содержанию и качеству труда, условиях осуществления трудовой деятельности, уровне квалификации работника в рамках конкретной области профессиональной деятельности.

Процесс создания отечественной системы профессиональных стандартов определен нормативными правовыми актами. Разработка профессиональных стандартов регламентируется Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», статьей 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Апробация и применение профессиональных стандартов в сфере образования осуществляется в соответствии с Письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 ноября 2015 г. № АК-3192/06 «О пилотном введении профессиональных стандартов» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности».

Вопросы, связанные с разработкой и внедрением профессиональных стандартов, детально рассматриваются учеными. Сегодня раскрыты понятийный аппарат профессиональных стандартов, механизмы формирования системы профессиональных стандартов, описаны процедура разработки профессиональных стандартов, предметные области их применения (В.И. Блинов, И.А. Волошина, Ю.М. Забродин, О.Ф. Клинк, А.Н. Лейбович, П.Н. Новиков, О.Н. Олейникова, Ф.Т. Прокопов, В.В. Рубцов и др.). Существенный вклад в становление системы профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы вносят А.Г. Асмолов, Л.Ю. Ельцова, Ю.М. Забродин, В.В. Рубцов, А.Л. Сафонов, В.В. Сизикова, В.Д. Шадриков, Т.И. Шульга, Е.А. Ямбург и др.

Немалый интерес представляют исследования С.Ю. Андреевой, М.В. Антоновой, И.А. Баевой, А.В. Бутенко, Т.В. Дубовицкой, Ф.З. Мустафиной, Л.В. Мозгарева, С.В. Тарасова, И.Н. Федекина, Н.Г. Хакимовой и др., посвященные региональному опыту апробации профессионального стандарта педагога в рамках деятельности стажировочных площадок, действующих в различных субъектах Российской Федерации [4], а также публикации Н.Н. Васягиной, Н.В. Долгоаршинных, С.В. Королевой, С.В. Краюшкиной, С.А. Минюровой, И.Я. Мурзиной, Т.В. Самсоновой, С.Л. Фроловой, Т.Л. Худяковой, Е.Г. Шаин, Ю.Л. Ярецкого и др., в которых представлен региональный опыт межведомственного взаимодействия при реализации социальных и образовательных услуг на основе применения профессиональных стандартов [5]. Положительный опыт ряда регионов по апробации, внедрению и применению профессиональных стандартов, безусловно, заслуживает обобщения и диссеминации [3].

При создании системы сопровождения процессов внедрения профессионального стандарта педагога-психолога очевидна необходимость учета специфики региона, его ресурсов и уже имеющегося опыта.

В Московской области введение профессиональных стандартов осуществляется на основе сформировавшейся системы аттестации педагогических работников.

Главной особенностью Подмосковного региона является наибольшая среди субъектов России (кроме Москвы) плотность населения, что обусловлено высокой долей городского населения. Соответственно, здесь большое количество образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и воспитанников. Учитывая эту особенность, экспертизу профессиональной деятельности педагогов на соответствие требованиям, предъявляемым первой/высшей квалификационной категории, осуществляют 27 экспертных монопредметных групп, включающих в себя около 7 тыс. экспертов из числа лучших представителей профессиональных педагогических сообществ.

Организационное, научно-методическое и консультационное сопровождение аттестации педагогов Московской области осуществляется региональным научно­методическим центром экспертной оценки педагогической деятельности ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». С 2011 г., благодаря разработке и реализации трех взаимосвязанных моделей (региональная модель аттестации, эталонная модель компетентностей педагогического работника, модель мотивации и поддержки профессионального роста педагогов), аттестация педагогических работников рассматривается в единстве и комплексе с системой методического сопровождения. Она обеспечивается контрольно-измерительными, диагностическими, методическими, инструктивными материалами, программами курсов повышения квалификации, научно­методическими публикациями, индивидуальными и групповыми консультациями, что создает благоприятные условия для профессионального роста педагогов. Разработанная в 2015 г. безрисковая модель экспертизы педагогической деятельности, реализуемая вместе с другими моделями, позволяет механизму аттестации педагогов Московской области функционировать достаточно эффективно [1].

Первый этап работы (2015-2016 гг.) по внедрению профессиональных стандартов включал в себя создание региональной модели введения профессиональных стандартов на основе системы аттестации педагогических работников Московской области.

Разработанная региональная модель введения профессиональных стандартов, с нашей точки зрения, позволила показать сложное многомерное пространство введения профессиональных стандартов как структурированное явление и обеспечивает системный подход к решению задач. Модель включает в себя взаимосвязанные компоненты: содержательный, деятельностный и результативный. Содержательный компонент модели представлен профессиональными стандартами и другими документами. Деятельностный компонент включает в себя организацию и проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании профессиональных стандартов и этапах их введения. Результативный компонент предполагает наличие обновленного диагностического инструментария оценки уровня квалификации педагогов, созданного на основе интеграции требований профессиональных стандартов и аттестации педагогических работников Московской области; готовность специалистов экспертных групп по аттестации к проведению экспертизы уровня квалификации работников системы образования с учетом требований профессиональных стандартов [1].

На втором этапе работы (2016-2017 гг.) организованы:

■    информирование педагогических работников о вводимых новшествах;

■    широкое общественное обсуждение утверждаемых профессиональных стандартов.

Информационное сопровождение введения профессиональных стандартов в сфере образования осуществляется путем проведения мероприятий (конференции, совещания, семинары и др.), индивидуальных и групповых консультаций, размещения информационно­методических материалов и документов на сайтах, подготовки публикаций. С целью информирования руководящих и педагогических работников образовательных организаций Московской области о содержании и применении профессиональных стандартов региональный научно-методический центр экспертной оценки педагогической деятельности в период с ноября 2016 г. по май 2017 г. провел 5 вебинаров (табл.).

Таблица

Тематика вебинаров, количество участников

 

п/п

Тема вебинара

Количество участников

1.

Профессиональные стандарты в сфере образования

539 зарегистрированных пользователей

329 точек подключения

2.

Особенности применения профессиональных стандартов в образовательных организациях

245 человек

174 точки подключения

3.

Применение профессиональных стандартов: внесение изменений в должностные инструкции работников образовательных организаций Московской области

711 зарегистрированных пользователей

413 точек подключения

4.

Применение          профессиональных стандартов:

правовые и организационные аспекты перехода на эффективный контракт

739 зарегистрированных пользователей

506 точек подключения

5.

Методическое               обеспечение               применения

профессионального стандарта педагога в образовательных          организациях          Московской

области

712 зарегистрированных пользователей

428 точек подключения

Необходимо отметить очевидную востребованность данных мероприятий, подтверждаемую количеством участников, а также интерес и высокую активность руководителей образовательных организаций Московской области. В работе участвовали:

на 1-м вебинаре - 324 руководящих работника (60,1 % от числа присутствующих);

на 2-м вебинаре - 133 руководящих работника (54,2 % от числа присутствующих);

на 3-м вебинаре - 571 руководящий работник (80,3 % от числа присутствующих);

на 4-м вебинаре - 433 руководящих работника (58,5 % от числа присутствующих);

на 5-м вебинаре - 606 руководящих работников (85,1 % от числа присутствующих).

Наименьшее количество участников вебинара было в декабре 2016 г. Объяснение этому - недостаточно удобное время проведения вебинара. Снижение количества руководящих работников (58,5 %) отмечено на 4-м вебинаре, однако на данном вебинаре помимо руководителей присутствовали специалисты по кадрам, делопроизводители и др.

В ноябре-декабре 2016 г. работники системы образования Московской области приняли участие в общественно-профессиональном обсуждении профессионального стандарта педагога, организованного на сайте ПРОФСТАНДАРТПЕДАГОГА.РФ. Анализ количества работников системы образования Московской области, принявших участие в обсуждении профессионального стандарта педагога, также зафиксировал высочайшую активность руководящих и педагогических работников образовательных организаций Московской области - 21 % от общего числа участников. Доля других субъектов РФ (в Российской Федерации - 85 субъектов) в обсуждении составила 79 % (рис.).

 

Рис. Количество работников системы образования Московской области, принявших участие в обсуждении профессионального стандарта педагога (%):      - Московская область, - другие субъекты РФ

Обсуждение профессионального стандарта педагога было организовано также на интернет-портале Правительства Московской области.

Приведенные статистические данные свидетельствуют о достаточной включенности работников системы образования Московской области в процессы, связанные с внедрением профессиональных стандартов, что позволяет говорить об успешности реализации второго этапа работы в данном направлении.

Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день имеется ряд проблем, которые не позволяют оценивать процесс информационного сопровождения введения профессиональных стандартов как процесс полномасштабного характера. Это связано, прежде всего, с отсутствием дорожной карты региона по внедрению профессиональных стандартов, а также с тем, что не созданы региональные рабочие группы по координации и оперативному контролю применения профессиональных стандартов.

Третий этап работы (2017-2018 гг.) в соответствии с региональной моделью введения профессиональных стандартов на основе системы аттестации педагогических работников Московской области предполагает разработку диагностического инструментария оценки уровня квалификации педагогов, созданного на базе интеграции требований утвержденных и введенных в действие профессиональных стандартов и аттестации педагогов.

Данный этап предполагает решение следующих задач:

■ корректировка методики оценки педагогической деятельности при аттестации педагогов на квалификационные категории (первую и высшую) в соответствии с требованиями утвержденных и введенных в действие профессиональных стандартов;

■  информирование специалистов экспертных групп по аттестации, формирование их готовности к осуществлению экспертизы педагогической деятельности с учетом требований профессиональных стандартов;

■   информирование педагогических работников, формирование их готовности к прохождению аттестации с учетом требований профессиональных стандартов.

В связи с вступлением в действие с 1 января 2017 г. профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [6] в настоящее время возникает потребность в выявлении условий его эффективного применения, в прогнозе вероятностных проблем внедрения и в определении возможностей их устранения.

Продвижение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», по мнению Ю.М. Забродина, является важным направлением модернизации психолого-педагогического образования, способствующим привлечению абитуриентов и повышению их заинтересованности в получении специальности, обеспечению процесса адаптации и закрепления выпускников в системе образования [2]. Ценность профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» для системы высшего и дополнительного профессионального образования определяет одно из главных условий его успешного внедрения в практику - необходимость приведения образовательных программ подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогов-психологов в соответствие с требованиями профессионального стандарта.

Процесс внедрения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» - это, с одной стороны, реформа широкомасштабного характера, так как модифицируется вся система профессиональных квалификаций в Российской Федерации. С другой стороны, это - реформа, которая коснется каждого психолога, работающего в сфере образования, поскольку скорректируются должностные обязанности, изменится система оценки профессиональной компетентности и результатов деятельности.

Внедрение профессионального стандарта инициирует обновление профессиональной деятельности педагога-психолога и предполагает его профессиональное преобразование. В этой ситуации очень важно принятие специалистом вводимых новшеств и положительное отношение к ним. В связи с вышесказанным мы посчитали необходимым активизировать деятельность педагогического сообщества по изучению и анализу профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» в формате общественной дискуссии.

С этой целью в январе 2017 г. региональный научно-методический центр экспертной оценки педагогической деятельности провел общественно-профессиональное обсуждение проблем и перспектив введения стандарта и условий его реализации. В обсуждении приняли участие председатели и специалисты экспертных групп по аттестации педагогов- психологов Московской области, а также представители профессиональной ассоциации педагогов-психологов Подмосковья. Выборка квотная: 7 председателей экспертных групп, 7 специалистов экспертных групп, 7 представителей ассоциации педагогов-психологов из семи зональных объединений. Охват территорий Московской области достаточно широкий: Наро-Фоминский, Одинцовский, Коломенский, Ступинский, Пушкинский муниципальные районы; городские округа: Подольск, Серпухов, Красноармейск, Электросталь, Реутов, Красногорск, Люберцы, Коломна, Котельники. Опрос осуществлялся через Интернет, посредством распространения респондентам рассылки по электронной почте.

Привлекая к обсуждению экспертов по аттестации и представителей ассоциации педагогов-психологов, мы использовали экспертный метод анализа. К достоинствам указанного метода можно отнести быстроту получения необходимой информации, к недостаткам - элемент субъективизма и интуитивной оценки. Для снижения возможных недостатков был проведен тщательный отбор участников исследования с учетом их профессиональных и личностных качеств.

Обсуждение позволило выявить важнейшие условия реализации профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и проанализировать возможные проблемы, которые, как правило, сопутствуют проектам масштабного характера, каким является введение профессиональных стандартов, а также высказать предложения по снижению уровня возможных негативных последствий.

Абсолютное большинство респондентов (85,7 %) главным условием реализации профессионального стандарта педагога-психолога назвали кадровые условия, отметили высокую вероятность возникновения проблем, связанных с отсутствием достаточного количества специалистов в образовательных организациях, а также с тем, что не существует определенных временных соотношений по исполнению тех или иных видов работы в пределах должностных обязанностей педагога-психолога.

Ниже представлены некоторые высказывания по этом поводу участников обсуждения (сохраняется авторский стиль):

■   Еще раз проштудировала стандарт педагога-психолога. Все замечательно при условии что в школе работают несколько психологов. В наше время - это малореально. Одному специалисту все это выполнить очень сложно»;

■   Желательно прописать нормы затрат рабочего времени на разные виды деятельности и нормы количества учащихся на ставку (в зависимости от типа учебного заведения)».

Наличие данной проблемы констатирует министр образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильева в своем интервью РИА Новости от 3 апреля 2017 г.: «У нас в общеобразовательных организациях работает сейчас 16 141 педагог-психолог. Практически это один педагог-психолог на 2,5 школы».

Большое внимание в рамках общественной дискуссии было уделено материально­техническим условиям реализации профессионального стандарта педагога-психолога (61,9 % респондентов). В качестве обязательного условия реализации профессионального стандарта многие респонденты называют наличие современного специализированного кабинета педагога-психолога: площадь должна составлять не менее 20 м2; оборудованные зоны для индивидуального консультирования, проведения индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы; релаксационное оборудование; рабочее место психолога; техническое оснащение; Интернет. К сожалению, на сегодняшний день кабинеты педагогов-психологов в образовательных организациях нередко не соответствуют или частично соответствуют современным требованиям. В среднем 50 % педагогов-психологов имеют только рабочее место: стол, стул, шкаф, минимум диагностического инструментария. Часто один кабинет находится в распоряжении двух-трех специалистов: педагога-психолога, логопеда или социального педагога.

Также по результатам проведенного обсуждения профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» можно констатировать следующее:

■    педагогической общественностью в целом поддерживается введение профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»;

■ респонденты отмечают, что такие трудовые функции, как психологическое консультирование, коррекционно-развивающая работа с детьми и обучающимися, психодиагностика, психопросвещение, психопрофилактика, хорошо знакомы практикующим педагогам-психологам. В то же время в профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» добавлены новые трудовые функции: психолого­педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательной организации. На данном этапе не совсем понятно, как их реализовать, как оценить, какие использовать критерии. Соответственно, эти вопросы требуют более тщательной проработки и разъяснений.

В рамках завершения третьего этапа работы по внедрению профессиональных стандартов в 2017 г. была осуществлена разработка проекта обновленной формы экспертного заключения на педагога-психолога.

Для этого 16 мая 2017 г. был проведен круглый стол «Оценка эффективности деятельности педагога-психолога в условиях введения профессионального стандарта», в котором приняли участие председатели и специалисты (эксперты) экспертной группы «Педагоги-психологи» при аттестационных комиссиях Министерства образования Московской области (2 человека от экспертной группы «Педагогов-психологов» каждого зонального объединения), члены профессиональной ассоциации педагогов-психологов и социальных педагогов Московской области. Общее количество участников - 25 человек.

В процессе работы круглого стола было сделано следующее:

■  обсуждены структура и содержание профессионального стандарта «Педагог- психолог (психолог в сфере образования)»;

■  соотнесены требования профессионального стандарта (трудовые действия) с показателями (пунктами) формы экспертного заключения на педагога-психолога;

■   внесены предложения по корректировке критериев и показателей формы экспертного заключения на педагога-психолога.

В период с июня по август 2017 г. было организовано общественно­профессиональное обсуждение проекта формы экспертного заключения на педагога- психолога, по результатам которого осуществлены его коррективы.

Анализ проведенной в 2015-2017 гг. работы позволяет определить перспективные направления дальнейшей деятельности по внедрению профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» с учетом региональных особенностей:

■   детальная проработка механизмов внедрения профессионального стандарта педагога-психолога на уроне региона (подготовка региональной дорожной карты, нормативных документов и рекомендаций, регламентирующих и объясняющих процедуру внедрения профессионального стандарта, создание региональных рабочих групп по координации и оперативному контролю применения профессиональных стандартов);

■ формирование готовности педагогов-психологов к прохождению аттестации с учетом требований профессионального стандарта, осуществление информационно-просветительской             работы (публикации в профессиональных изданиях, средствах массовой информации, семинары, вебинары, совещания и др.);

■  формирование готовности специалистов экспертных групп по аттестации к осуществлению экспертизы профессиональной деятельности педагогов- психологов с учетом требований профессионального стандарта, обучение (семинары, вебинары, курсы повышения квалификации и др.);

■использование обновленного диагностического инструментария оценки уровня квалификации  педагогов-психологов, созданного с учетом требований профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и региональных особенностей аттестации при экспертизе профессиональной деятельности педагогов-психологов.

Литература

  1. Долгоаршинных Н.В., Фролова С.Л. Региональная модель применения профессиональных стандартов на основе системы аттестации педагогических работников Московской области // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы/ Под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 117–125.
  2. Забродин Ю.М. Модернизация психолого-педагогического образования как стратегический ориентир разработки профессионального стандарта педагога- психолога // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 3. С. 58–73.
  3. Забродин Ю.М., Рубцов В.В. Апробация, внедрение и применение профессиональных стандартов при решении задач образования и социальной сферы // Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы / Под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. С. 13–30.
  4. Межведомственные модели оказания социальных и образовательных услуг и практика апробации и применения профессиональных стандартов работников образования и социальной сферы / Под ред. Л.Ю. Ельцовой, В.В. Рубцова. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2016. 268 с.
  5. Научно-методические разработки в области экспериментального внедрения профессионального стандарта педагога // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 2. 97 с.
  6. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 31.03.2017).
  7. Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)“» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=56367 (дата обращения: 15.06.2017).

Информация об авторах

Долгоаршинных Нелли Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, начальник регионального научно-методического центра экспертной оценки педагогической деятельности, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления», Москва, Россия, e-mail: nelli_dol@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1391
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 5

Скачиваний

Всего: 362
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 0