Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования" (опыт Самарской области)

343

Аннотация

Описывается опыт Самарского региона по разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Анализируется ход реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) с точки зрения требований к формированию профессиональных компетенций у выпускников вузов. Рассматриваются проблема соответствия указанных требований требованиям профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» и возможности частичного ее решения через систему дополнительного профессионального образования. Приводятся примеры конкретных программ дополнительного профессионального образования, разработанных специалистами Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр» и направленных на формирование недостающих профессиональных компетенций педагогов-психологов.

Общая информация

Ключевые слова: программа дополнительного профессионального образования, профессиональные компетенции, трудовая функция, трудовые действия , профессиональный стандарт

Рубрика издания: Методология и технология образования

Тип материала: обзорная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090307

Для цитаты: Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования" (опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 61–70. DOI: 10.17759/psyedu.2017090307

Полный текст

 
 

В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [2] с 1 января 2017 г. данный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. В постановлении Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной или муниципальной собственности» определен порядок поэтапной организации применения профессиональных стандартов. В рамках одного из этапов организации применения профессиональных стандартов работодатель обязан проанализировать уровень соответствия квалификации специалистов квалификационным требованиям, содержащимся в профессиональных стандартах на основе их анализа. По результатам проведенного анализа определяется потребность в дополнительном профессиональном образовании.

Специалисты Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования (ГБУ ДПО) Самарской области «Региональный социопсихологический центр» проанализировали уровень квалификации педагогов- психологов, работающих в образовательных организациях Самарской области. Было установлено, что все специалисты имеют высшее образование; из них более 95 % специалистов имеют высшее образование по направлению своей деятельности, 91 % специалистов - специалитет, 9 % специалистов - бакалавриат.

С целью определения направлений повышения квалификации педагогов-психологов специалистами ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» был проведен сравнительный анализ требований к квалификации работника, заложенных в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», и профессиональных компетенций, формируемых как образовательные результаты в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [4], 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [3].

Кроме этого были проанализированы квалификационные требования, предъявляемые к педагогу-психологу, которые изложены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н.

Необходимо отметить, что образовательные стандарты третьего поколения:

■   имеют выраженный компетентностный характер;

■    характеризуются общностью фундаментальных основ

■     образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра;

■   содержат обоснованные требования к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные);

■   характеризуются отсутствием компонентной структуры (федерального, национально-регионального, вузовского) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ;

■  устанавливают новые формы исчисления трудоемкости учебных занятий в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов.

Критерием сравнения выступали, с одной стороны, профессиональные компетенции, определяющие эффективность профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами, а с другой стороны, профессиональные компетенции выпускника образовательной организации высшего образования.

Проведенный сравнительный анализ документов (ФГОС ВО, основных образовательных программ ряда ведущих вузов, требований статьи 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], профессионального стандарта педагога-психолога) показал, что существует значительный разрыв между требованиями к профессиональным компетенциям специалиста, заложенными в профессиональном стандарте, и профессиональными компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускника вуза на уровне бакалавриата. Изучение квалификационных требований, представленных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н., и должностных инструкций, разработанных на его основе, также выявило ряд несоответствий между требованиями профессионального стандарта и выполняемыми в настоящее время педагогом-психологом трудовыми функциями.

В связи с этим можно сделать вывод о том, что профессиональные компетенции педагога-психолога лишь частично обеспечивают трудовые функции профессионального стандарта педагога-психолога, что создает серьезную проблему при осуществлении практической деятельности специалиста. Система дополнительного профессионального образования дает возможность решить обозначенную выше проблему.

В Самарском регионе над решением указанной проблемы работают не первый год. Так, в ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» уже разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования, направленные на формирование недостающих профессиональных компетенций педагогов- психологов.

Ниже приводятся конкретные программы дополнительного профессионального образования, обеспечивающие необходимые профессиональные компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (табл. 1).

Таблица 1
Программы дополнительного профессионального образования, направленные на формирование компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»

 

Трудовая функция

Трудовые действия

Программы дополнительного профессионального образования

3.1.2

Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций

Психологическая экспертиза программ                        развития

образовательной организации                                        с           целью

определения                   степени

безопасности                                 и

комфортности образовательной среды. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности                               по

совершенствованию образовательного процесса

«Проектирование

психологически безопасной комфортной

образовательной среды» (объем - 36 ч), обучены 67 чел.

2016-2017 учебный год

3.1.7

Психологическая профилактика (профессиональна я деятельность, направленная на сохранение              и

укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Разработка психологических рекомендаций                              по

проектированию образовательной            среды,

комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном         этапе,          для

своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер

3.1.4

Коррекционно­развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

Формирование и реализация планов            по            созданию

образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся.

Проектирование                           в

сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов

«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся» (объем -36 ч), обучены 43 чел.

«Психологические основы проектирования индивидуальных образовательных траекторий для одаренных обучающихся» (объем - 36 ч), обучен 151 чел.

 

 

для обучающихся

2016-2017 учебный год

3.1.6

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса

Просветительская работа с родителями            (законными

представителями)                    по

принятию             особенностей

поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка

3.1.7

Психологическая профилактика (профессиональна я деятельность, направленная на сохранение              и

укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях)

Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения.

Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения

«Технологии и приемы ранней                                профилактики

вредных привычек в начальной школе» (объем - 36 ч), обучены 70 чел.

«Технологии и приемы формирования у старших подростков           социальных

установок на здоровый образ жизни» (объем - 36 ч), обучены 87 чел.

2016-2017 учебный год

3.1.4

Коррекционно­развивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации

Разработка и реализация планов                         проведения

коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на                                               развитие

интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы,                              познавательных

процессов,                           снятие

тревожности,                 решение

проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении

«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности                                               службы

медиации в                 условиях

образовательной организации» (объем - 36 ч), обучены 69 чел. «Психолого-педагогические технологии                                     разрешения

кризисных ситуаций в образовательной организации» (объем - 72 ч), обучен 61 чел. 2016-2017 учебный год

3.2.1

Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса                   в

области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и

Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с                   ограниченными

возможностями         здоровья,

детей          и          обучающихся,

испытывающих трудности в освоении                        основных

общеобразовательных программ,         развитии           и

«Специфика       организации

психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи разным категориям детей,               испытывающих

трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в

 

обучающихся, испытывающих трудности                в

освоении основных общеобразователь ных           программ,

развитии                  и

социальной адаптации

социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном              порядке

обвиняемыми                           или

подсудимыми,                        либо

являющихся потерпевшими или                                      свидетелями

преступления

том                                           числе

несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые                             предусмотрены

уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми                       или

подсудимыми                       по

уголовному делу либо являющихся потерпевшими или                           свидетелями

преступления» (объем - 72 ч), обучен 41 чел. 2016-2017 учебный год

3.2.4

Психологическая коррекция поведения              и

развития детей и обучающихся       с

ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности                в

освоении основных общеобразователь ных           программ,

развитии                  и

социальной адаптации

Разработка и реализация планов                 коррекционно­

развивающих занятий для обучающихся, направленных на                                               развитие

интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы,                              познавательных

процессов,                           снятие

тревожности,                 решение

проблем в сфере общения. Организация                                   и

осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом                                               развитии

обучающихся,         нарушений

социализации

«Психологическое

сопровождение реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации в рамках ФГОС начального                      общего

образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (объем - 72 ч), обучены 48 чел.

«Психологическое сопровождение                детей

дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (объем - 72 ч), обучены 43 чел.

2016-2017 учебный год

Всего в 2016 г. и 2017 г. по вышеперечисленным программам дополнительного профессионального образования прошли повышение квалификации 1 106 педагогов- психологов в Самарском регионе.

Вся информация о разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [2] размещена на официальном сайте ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» [6].

Повышение квалификации педагогов-психологов в 2018 г. по вышеперечисленным программам будет продолжено. Предполагается, что в рамках государственного задания Министерства образования и науки Самарской области ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» в 2018 г. будут дополнительно реализованы следующие программы дополнительного образования (табл. 2).

Таблица 2 План реализации программ повышения квалификации для педагогов-психологов на базе ГБУ

ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» в 2018 г.

Наименование программы повышения квалификации

2018 г.

Объем, ч

Количество групп

Психологические основы деятельности воспитателя по разработке и реализации адаптированной образовательной программы для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

72

2

Психолого-педагогическая     помощь детям дошкольного

возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации

36

2

Психолого-педагогическое                                              сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно­процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся         потерпевшими            или            свидетелями преступления

36

2

 

Анализ результатов обучения показал, что педагоги-психологи Самарской области, имеющие высшее образование по профильному направлению подготовки и квалификацию «специалист», «магистр» [5], прошедшие обучение по программам дополнительного образования, в полной мере могут осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом. Педагоги-психологи Самарской области, имеющие высшее образование по профильному направлению подготовки и квалификацию «бакалавр», прошедшие обучение по программам дополнительного образования, могут осуществлять свои трудовые функции не в полной мере.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1.  Вне зависимости от уровня образования, квалификации и стажа работы все специалисты должны пройти повышение квалификации по дополнительным образовательным программам (повышение квалификации), направленным на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».

2.  Профессиональные компетенции выпускника образовательной организации высшего образования, заложенные в основных профессиональных образовательных программах высшего образования, которые разработаны вузами на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по уровню подготовки «бакалавриат», не в полном объеме обеспечивают выполнение трудовых функций и операций, необходимых для выполнения в процессе профессиональной деятельности.

3. Выявленный разрыв между требованиями к профессиональным компетенциям специалиста, заложенными в профессиональном стандарте, и профессиональными компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускника вуза на уровне бакалавриата, только частично может быть преодолен путем обучения по программам повышения квалификации.

4.   Решение обозначенной проблемы может быть обеспеченно, с одной стороны, возвратом подготовки педагогов-психологов через систему специалитета, с другой стороны, введением годичной интернатуры (стажировки) на базе центров, работающих в области практической психологии в образовании, имеющих опыт как в области организации профессиональной деятельности специалистов, так и в области повышения их квалификации.

Литература

  1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2017).
  2. Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2017).
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. № 200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 14–16 ноября 2010 года). М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. С. 196–218.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
  5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. № 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
  6. Интернет-сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный социопсихологический центр» [Электронный ресурс]// URL: http://rspc-samara.ru/ (дата обращения: 10.09.2017).

Информация об авторах

Клюева Татьяна Николаевна, кандидат психологических наук, директор, Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов — центр повышения квалификации «Региональный социопсихологический центр», Самара, Россия, e-mail: klyueva_tatyana@mail.ru

Илюхина Наталья Валерьевна, Заместитель директора, Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования Самарской области «Региональный социопсихологический центр», Самара, Россия, e-mail: natalya_ilyuhina@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1468
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 343
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0