Психолого-педагогические исследования
2017. Том 9. № 3. С. 61–70
doi:10.17759/psyedu.2017090307
ISSN: 2587-6139 (online)
Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования" (опыт Самарской области)
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: программа дополнительного профессионального образования, профессиональные компетенции, трудовая функция, трудовые действия , профессиональный стандарт
Рубрика издания: Методология и технология образования
Тип материала: обзорная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090307
Для цитаты: Клюева Т.Н., Илюхина Н.В. Разработка и реализация программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования" (опыт Самарской области) [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 3. С. 61–70. DOI: 10.17759/psyedu.2017090307
Полный текст
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [2] с 1 января 2017 г. данный стандарт применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда. В постановлении Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находятся в государственной или муниципальной собственности» определен порядок поэтапной организации применения профессиональных стандартов. В рамках одного из этапов организации применения профессиональных стандартов работодатель обязан проанализировать уровень соответствия квалификации специалистов квалификационным требованиям, содержащимся в профессиональных стандартах на основе их анализа. По результатам проведенного анализа определяется потребность в дополнительном профессиональном образовании.
Специалисты Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования (ГБУ ДПО) Самарской области «Региональный социопсихологический центр» проанализировали уровень квалификации педагогов- психологов, работающих в образовательных организациях Самарской области. Было установлено, что все специалисты имеют высшее образование; из них более 95 % специалистов имеют высшее образование по направлению своей деятельности, 91 % специалистов - специалитет, 9 % специалистов - бакалавриат.
С целью определения направлений повышения квалификации педагогов-психологов специалистами ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» был проведен сравнительный анализ требований к квалификации работника, заложенных в профессиональном стандарте «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)», и профессиональных компетенций, формируемых как образовательные результаты в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата) [4], 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») [3].
Кроме этого были проанализированы квалификационные требования, предъявляемые к педагогу-психологу, которые изложены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 № 761н.
Необходимо отметить, что образовательные стандарты третьего поколения:
■ имеют выраженный компетентностный характер;
■ характеризуются общностью фундаментальных основ
■ образовательных программ бакалавра, специалиста и магистра;
■ содержат обоснованные требования к результатам освоения основных образовательных программ (результатов образования) в виде компетенций, подразделяемых на общие (универсальные) и профессиональные (предметно-специализированные);
■ характеризуются отсутствием компонентной структуры (федерального, национально-регионального, вузовского) с одновременным значительным расширением академических свобод высших учебных заведений в части разработки основных образовательных программ;
■ устанавливают новые формы исчисления трудоемкости учебных занятий в виде зачетных единиц вместо часовых эквивалентов.
Критерием сравнения выступали, с одной стороны, профессиональные компетенции, определяющие эффективность профессиональной деятельности в соответствии с профессиональными стандартами, а с другой стороны, профессиональные компетенции выпускника образовательной организации высшего образования.
Проведенный сравнительный анализ документов (ФГОС ВО, основных образовательных программ ряда ведущих вузов, требований статьи 42 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], профессионального стандарта педагога-психолога) показал, что существует значительный разрыв между требованиями к профессиональным компетенциям специалиста, заложенными в профессиональном стандарте, и профессиональными компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускника вуза на уровне бакалавриата. Изучение квалификационных требований, представленных в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н., и должностных инструкций, разработанных на его основе, также выявило ряд несоответствий между требованиями профессионального стандарта и выполняемыми в настоящее время педагогом-психологом трудовыми функциями.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что профессиональные компетенции педагога-психолога лишь частично обеспечивают трудовые функции профессионального стандарта педагога-психолога, что создает серьезную проблему при осуществлении практической деятельности специалиста. Система дополнительного профессионального образования дает возможность решить обозначенную выше проблему.
В Самарском регионе над решением указанной проблемы работают не первый год. Так, в ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» уже разработаны и реализуются программы дополнительного профессионального образования, направленные на формирование недостающих профессиональных компетенций педагогов- психологов.
Ниже приводятся конкретные программы дополнительного профессионального образования, обеспечивающие необходимые профессиональные компетенции в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» (табл. 1).
Таблица 1
Программы дополнительного профессионального образования, направленные на формирование компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»
№ |
Трудовая функция |
Трудовые действия |
Программы дополнительного профессионального образования |
3.1.2 |
Психологическая экспертиза (оценка) комфортности и безопасности образовательной среды образовательных организаций |
Психологическая экспертиза программ развития образовательной организации с целью определения степени безопасности и комфортности образовательной среды. Оказание психологической поддержки педагогам и преподавателям в проектной деятельности по совершенствованию образовательного процесса |
«Проектирование психологически безопасной комфортной образовательной среды» (объем - 36 ч), обучены 67 чел. 2016-2017 учебный год |
3.1.7 |
Психологическая профилактика (профессиональна я деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) |
Разработка психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося на каждом возрастном этапе, для своевременного предупреждения нарушений в развитии и становлении личности, ее аффективной, интеллектуальной и волевой сфер |
|
3.1.4 |
Коррекционноразвивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
Формирование и реализация планов по созданию образовательной среды для обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе одаренных обучающихся. Проектирование в сотрудничестве с педагогами индивидуальных образовательных маршрутов |
«Психолого-педагогическое сопровождение одаренных обучающихся» (объем -36 ч), обучены 43 чел. «Психологические основы проектирования индивидуальных образовательных траекторий для одаренных обучающихся» (объем - 36 ч), обучен 151 чел. |
|
|
для обучающихся |
2016-2017 учебный год |
3.1.6 |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) по принятию особенностей поведения, миропонимания, интересов и склонностей, в том числе одаренности ребенка |
|
3.1.7 |
Психологическая профилактика (профессиональна я деятельность, направленная на сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания в образовательных организациях) |
Планирование и реализация совместно с педагогом превентивных мероприятий по профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и девиаций поведения. Разъяснение субъектам образовательного процесса необходимости применения сберегающих здоровье технологий, оценка результатов их применения |
«Технологии и приемы ранней профилактики вредных привычек в начальной школе» (объем - 36 ч), обучены 70 чел. «Технологии и приемы формирования у старших подростков социальных установок на здоровый образ жизни» (объем - 36 ч), обучены 87 чел. 2016-2017 учебный год |
3.1.4 |
Коррекционноразвивающая работа с детьми и обучающимися, в том числе работа по восстановлению и реабилитации |
Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для детей и обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении |
«Психолого-педагогическое сопровождение деятельности службы медиации в условиях образовательной организации» (объем - 36 ч), обучены 69 чел. «Психолого-педагогические технологии разрешения кризисных ситуаций в образовательной организации» (объем - 72 ч), обучен 61 чел. 2016-2017 учебный год |
3.2.1 |
Психологическое просвещение субъектов образовательного процесса в области работы по поддержке лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и |
Помощь в сохранении и укреплении психологического здоровья лиц с ограниченными возможностями здоровья, детей и обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и |
«Специфика организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи разным категориям детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в |
|
обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразователь ных программ, развитии и социальной адаптации |
социальной адаптации, в том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в установленном порядке обвиняемыми или подсудимыми, либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
том числе несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления» (объем - 72 ч), обучен 41 чел. 2016-2017 учебный год |
3.2.4 |
Психологическая коррекция поведения и развития детей и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, а также обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразователь ных программ, развитии и социальной адаптации |
Разработка и реализация планов коррекционно развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения. Организация и осуществление совместно со специалистами (педагогами, преподавателями, учителями-дефектологами, учителями-логопедами) психолого-педагогической коррекции отклонений в психическом развитии обучающихся, нарушений социализации |
«Психологическое сопровождение реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образовательной организации в рамках ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (объем - 72 ч), обучены 48 чел. «Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» (объем - 72 ч), обучены 43 чел. 2016-2017 учебный год |
Всего в 2016 г. и 2017 г. по вышеперечисленным программам дополнительного профессионального образования прошли повышение квалификации 1 106 педагогов- психологов в Самарском регионе.
Вся информация о разработке и реализации программ дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)» [2] размещена на официальном сайте ГБУ ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» [6].
Повышение квалификации педагогов-психологов в 2018 г. по вышеперечисленным программам будет продолжено. Предполагается, что в рамках государственного задания Министерства образования и науки Самарской области ГБУ ДПО «Региональный социопсихологический центр» в 2018 г. будут дополнительно реализованы следующие программы дополнительного образования (табл. 2).
Таблица 2 План реализации программ повышения квалификации для педагогов-психологов на базе ГБУ
ДПО Самарской области «Региональный социопсихологический центр» в 2018 г.
Наименование программы повышения квалификации |
2018 г. |
|
Объем, ч |
Количество групп |
|
Психологические основы деятельности воспитателя по разработке и реализации адаптированной образовательной программы для ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья |
72 |
2 |
Психолого-педагогическая помощь детям дошкольного возраста, находящимся в трудной жизненной ситуации |
36 |
2 |
Психолого-педагогическое сопровождение несовершеннолетних обучающихся, признанных в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовнопроцессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющихся потерпевшими или свидетелями преступления |
36 |
2 |
Анализ результатов обучения показал, что педагоги-психологи Самарской области, имеющие высшее образование по профильному направлению подготовки и квалификацию «специалист», «магистр» [5], прошедшие обучение по программам дополнительного образования, в полной мере могут осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с профессиональным стандартом. Педагоги-психологи Самарской области, имеющие высшее образование по профильному направлению подготовки и квалификацию «бакалавр», прошедшие обучение по программам дополнительного образования, могут осуществлять свои трудовые функции не в полной мере.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
1. Вне зависимости от уровня образования, квалификации и стажа работы все специалисты должны пройти повышение квалификации по дополнительным образовательным программам (повышение квалификации), направленным на формирование профессиональных компетенций в соответствии с требованиями профессионального стандарта «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)».
2. Профессиональные компетенции выпускника образовательной организации высшего образования, заложенные в основных профессиональных образовательных программах высшего образования, которые разработаны вузами на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по уровню подготовки «бакалавриат», не в полном объеме обеспечивают выполнение трудовых функций и операций, необходимых для выполнения в процессе профессиональной деятельности.
3. Выявленный разрыв между требованиями к профессиональным компетенциям специалиста, заложенными в профессиональном стандарте, и профессиональными компетенциями, которые должны быть сформированы у выпускника вуза на уровне бакалавриата, только частично может быть преодолен путем обучения по программам повышения квалификации.
4. Решение обозначенной проблемы может быть обеспеченно, с одной стороны, возвратом подготовки педагогов-психологов через систему специалитета, с другой стороны, введением годичной интернатуры (стажировки) на базе центров, работающих в области практической психологии в образовании, имеющих опыт как в области организации профессиональной деятельности специалистов, так и в области повышения их квалификации.
Литература
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]// URL: http://base.consultant.ru (дата обращения: 10.09.2017).
- Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. № 514н «Об утверждении профессионального стандарта ”Педагог-психолог (психолог в сфере образования)”» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты РФ. Банк документов. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh-standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963 (дата обращения: 10.09.2017).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2010 г. № 200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции (Москва, 14–16 ноября 2010 года). М.: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», ГОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет, 2010. С. 196–218.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г. № 1457 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (уровень бакалавриата)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/440302.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2016 г. № 549 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры)» [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/440402.pdf (дата обращения: 10.09.2017).
- Интернет-сайт Государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Региональный социопсихологический центр» [Электронный ресурс]// URL: http://rspc-samara.ru/ (дата обращения: 10.09.2017).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1468
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 343
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0