Модель развития самодетерминации как основа профилактики зависимого поведения подростков в современных образовательных организациях

1106

Аннотация

В статье представлен анализ современных отечественных исследований проблемы самодетерминации. Показано, что подростковый возраст является сензитивным периодом развития самодетерминации, но исследований ее динамики в этом возрасте и путей формирования недостаточно. Самодетерминация рассматривается в статье как антипод зависимого поведения, что составляет ее ресурс в плане профилактики патологических зависимостей. В связи с чем, предложен подход к оптимизации системы профилактики в образовательных организациях посредством развития самодетерминации в подростковом возрасте, в основе которого – развитие духовной наполненности личности, как основного этапа формирования самодетерминации. Предложена модель взаимодействия специалистов образования в ходе профилактики зависимого поведения в образовательной организации, отражающая основные этапы развития самодетерминации в ходе профилактической работы.

Общая информация

Ключевые слова: самодетерминация, подростковый возраст, зависимое поведение, профилактика , образовательные организации

Рубрика издания: Психология образования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2017090403

Для цитаты: Степанова Н.А. Модель развития самодетерминации как основа профилактики зависимого поведения подростков в современных образовательных организациях [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2017. Том 9. № 4. С. 21–32. DOI: 10.17759/psyedu.2017090403

Фрагмент статьи

Психология свободы или самодетерминации берёт своё начало в зарубежной психологической науке (А. Бандура, Дж. Истербрук, Дж. Ричлак, У. Тейджсон, Р. Харре и др.). Одной из наиболее известных и получивших развитие в работах отечественных авторов является теория самодетерминации Э. Деси и Р. Райана.

Литература

  1. Аршинова В.В. Антиаддиктивные личностные компетенции обучающихся в системе общего образования: дис. … докт. психол. наук. М., 2014. 303 c.
  2. Белоус Е.И. Психология духовности / Общ. ред. Е.И. Белоус. Владивосток: Дальневост. федерал. ун-т, 2014. 474 c.
  3. Бузина Т.С. Психологическая модель профилактики зависимости от психоактивных веществ и сочетанных ней перентеральных инфекций: дис. … докт. психол. наук. М.,
  4. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Часть 1: Проблемы развития теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 4(12). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n4-12/343-gordeeva12 (дата обращения: 10.12.2016).
  5. Гордеева Т.О. Теория самодетерминации: настоящее и будущее. Ч. 2: Вопросы практического применения теории [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. № 5 (13). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5-13/378- (дата обращения: 10.12.2016).
  6. Иванова В.П., Юсупова А.Ж. Самодетерминация и интеллектуальная компетентность // Вестник КРСУ. 2016. Том 16. № 4. С. 94-97
  7. Каширский Д.В. Психология личностных ценностей / Общ. ред. Д.В. Каширский. Барнаул: Изд-во ААЭП, 2014. 332 с.
  8. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция и ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета: Гуманитарные проблемы современной психологии. 2005. № 7. С. 16–21.
  9. Леонтьев Д.А. Феномен свободы: от воли к автономии личности // Только уникальное глобально: сб. статей в честь 60-летия Г.Л. Тульчинского. СПб.: СПбГУКИ, 2007. С. 64-89.
  10. Леонтьев Д.А., Калитеевская Е.Р., Осин Е.Н. Личностный потенциал при переходе от детства к взрослости и становление самодетерминации // Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д.А. Леонтьева. М.: Смысл, 2011. С. 611–641.
  11. Лозовой В.В., Кремлева О.В., Лозовая Т.В. Профилактика зависимостей: опыт создания системы первичной профилактики. М.: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ) в РФ, 2011. 450 с.
  12. Олехнович И.Б. Зависимая личность и национальная безопасность / Общ. ред. П.С. Самыгина. М.: РУСАЙНС, 2016. 308 с.
  13. Смирнов А.В. Базовые психологические компоненты аддиктивного поведения в структуре интегральной индивидуальности: дис. … докт. психол. наук. Екатеринбург, 2015. 489 с.
  14. Сулимина О.В. Проблема становления личностных и социальных регуляторов в период перехода от детства к взрослости [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование PSYEDU.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 91–101. doi:10.17759/psyedu.2014060208 (дата обращения: 15.02.2017)
  15. Тарасьян Н.А. Значение самосознания для раскрытия духовности российского юношества / Общ. ред. Н.А. Тарасьян. Ставрополь: Орфей, 2011. 416 с.
  16. Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Общ. ред. Д.И. Фельдштейн. 2-е изд.: М.: Флинта, 2004. 670 с.
  17. Хватова М.В. Концепция развития акмеологических ресурсов психологического здоровья молодёжи: дис. ... докт. психол. наук. Тамбов, 2012. 432 с.
  18. Шабалина В.В. Зависимое поведение школьников / Общ. ред. В.В. Шабалина. СПб.: Медпресса, 2012. 176 с.
  19. Deci E.L., Ryan R.M. Self-determination theory: A macrotheory of human motivation, development and health // Canadian Psychology. 2008. Vol. 49. P. 182–185.
  20. Hardy S. A., et al. Adolescent motivations to engage in prosocial behaviors and abstain from health-risk behaviors: A self-determination theory approach // Journal of Personality. 2015. Vol. 83. Р. 479-490. doi: 10.1111/jopy.12123
  21. Jang, H., Reeve J., Halusic M. A new autonomy-supportive way of teaching that increases conceptual learning: teaching in students' preferred ways // The Journal of Experimental Education. 2016. Vol. 84(4). P. 686-701. doi: https://doi.org/10.1080/00220973.2015.1083522
  22. Ryan, R. M., et al. Beyond illusions and defense: Exploring the possibilities and limits of human autonomy and responsibility through self-determination theory. In P. R. Shaver, M. Mikulincer (ed.) Meaning, mortality, and choice: The social psychology of existential concerns. Washington, WA: American Psychological Association, 2012. P. 215-233. doi: 10.1037/13748-012
  23. Skinner E., Edge K. Self-determination, coping, and development. In E. Deci, R. Ryan (ed.) Handbook of Self-determination Research. Rochester (NY): The University of Rochester Press, 2002. P. 297-337.
  24. Taylor, G., et al. A self-determination theory approach to predicting school achievement over time: The unique role of intrinsic motivation // Contemporary Educational Psychology. 2014. Vol. 39. P. 342-358. doi: doi:10.1016/j.cedpsych.2014.08.002
  25. Weinstein, N., Przybylski, A.K., Ryan, R.M. The index of autonomous functioning: Development of a scale of human autonomy // Journal of Research in Personality. 2012. Vol. 46. P. 397-413. doi: 10.1016/j.jrp.2012.03.007

Информация об авторах

Степанова Наталья Алексеевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог, Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа с углублённым изучением математики №1360», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0976-996X, e-mail: natalia0663@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2083
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 16

Скачиваний

Всего: 1106
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 7