Взаимосвязь и взаимообусловленность установок выбора жизненного пути и склонности к девиантному поведению у военнослужащих

268

Аннотация

Полноценное развитие и оптимальная адаптация человека в социуме являются актуальной задачей общества. Снижение рисков возникновения девиантного поведения отражается на психологическом здоровье и благополучии субъекта, их предупреждение во многом связано с особенностями выбора жизненного пути. Новизна данной статьи заключается в том, что она посвящена проблеме выбора жизненного пути юношами, находящимися на срочной военной службе и имеющими склонность к девиантному поведению. В исследовании приняли участие военнослужащие срочной службы от 18 до 23 лет мужского пола в количестве 50 человек. Были использованы тестовые и проективные методики. В ходе исследования устанавливалась взаимосвязь между типами установок, связанных с выбором юношами жизненного пути, и их склонностью к различным формам девиантного поведения. Результаты свидетельствуют о том, что у юношей, имеющих гедонистические установки выбора жизненного пути, не наблюдается склонности к возникновению девиантного поведения, в то время как у юношей, находящихся на службе в армии и имеющих ценностные и творческие установки, наблюдается склонность к девиациям. Кроме того, военнослужащие, имеющие творческие установки выбора жизненного пути, проявляют признаки аддиктивного поведения и агрессии при службе в армии. А творческая установка выбора жизненного пути обуславливает возникновение аддикций.

Общая информация

Ключевые слова: стратегия жизненного пути, склонность к девиациям, военнослужащие, установки , выбор

Рубрика издания: Психология развития

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2020120309

Благодарности. Авторы благодарят организаторов Международной научно-практической конференции «Практическая психология и новая реальность», проводимой Российским государственным гуманитарным университетом, за возможность представить обсуждаемые в статье материалы, а также заместителя командира по работе с личным составом 27-ой отдельной гвардейской Севастопольской Краснознаменной мотострелковой бригады имени 60-летия образования СССР (27-я ОМСБр), находящейся в п. Мосрентген, НАО (Новомосковский административный округ города Москвы).

Для цитаты: Левина М.В., Кригер Е.Э. Взаимосвязь и взаимообусловленность установок выбора жизненного пути и склонности к девиантному поведению у военнослужащих [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 137–151. DOI: 10.17759/psyedu.2020120309

Полный текст

 

Введение

Под девиантным поведением подразумевается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм в определенных сообществах в определенный период их развития, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также характеризующееся социальной невключенностью. Методологической основой для исследования послужили научные труды известных отечественных и зарубежных педагогов и психологов. В качестве теоретической базы исследования были использованы несколько направлений изучения жизненного пути:

-           генетический, в рамках которого исследуются объективно-биографические изменения в жизни человека [2; 6; 13; 19 и др.], в частности мы обращали внимание на появление армейской службы в жизни юношей;

-           личностный, рассматривающий жизненный путь через его объективацию в поведении, через реальное использование времени жизни [1; 4; 5; 11; 12; 20 и др.].

Различные исследователи рассматривают выбор жизненного пути как потенциально переломный момент жизни субъекта, предопределяющий его дальнейшее содержание, который включает в себя его активную деятельность по изменению существующей ситуации, а также принятие определенного решения и ответственности субъекта выбора за свои действия. В процессе жизненного пути возникает множество автономных направлений, траекторий развития, реализующихся в большей мере от личного выбора субъекта, от жизненной стратегии индивида. Юношеский возраст по многим периодизациям является достаточно непродолжительным (17-21 год), у военнослужащих он практически весь выпадает на период армейской службы. В этот период происходит возникновение такого возрастного новообразования, как самоопределение, человек выстраивает свои перспективы жизни, планирует будущее. Поэтому в этом возрасте особенно важно, чтобы человек осознавал стратегии своего жизненного пути и не уходил в девиантные формы поведения.

В работах Е.В. Змановской и Е.Б. Усовой под девиантным поведением подразумевается устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм в определенных сообществах в определенный период их развития, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией [8]. Факторы, влияющие на проявления индивидуальной дезадаптации, лежащей в основе девиантного поведения, которые начинают чаще всего проявляться именно в юношеском возрасте, были рассмотрены в ряде работ [6; 7; 15; 17; 18; 19; 21].

Программа исследования

Целью предпринятого нами исследования было изучение и расширение представлений о выборе жизненного пути и определяющих его факторах, а также соотнесение особенностей выбора жизненного пути и склонности к девиантному поведению у юношей, находящихся на срочной военной службе.

Гипотеза исследования: фактор жизненных установок обуславливает склонность к девиантному поведению юношей, проходящих военную службу.

Организация эмпирического исследования включала в себя несколько этапов. На первом этапе исследования респондентам была предъявлена методика «СОП» на диагностику разных форм девиантного поведения [13]. Второй этап исследования заключался в прохождении юношами опросника «Типология личностного выбора жизненного пути» А.С. Мальцевой, В.Г. Грязевой-Добшинской [5]. На третьем этапе юношам предлагалось пройти проективную методику «Куда пойдет Иван Царевич?» Т.Ю. Колошиной, направленную на проективное изучение выбора в смоделированной ситуации «перекрестка жизненных дорог» [10]. Заключительный этап был посвящен анализу результатов исследования данных методик (с использованием непараметрического U-критерия Манна-Уитни и Н-критерия Краскела- Уоллиса, корреляционного анализа Ч. Спирмена и Хи-квадрата) и их сопоставлений. Обработка данных происходила с помощью стандартного пакета статистической обработки SPSS Statistics (2011).

Эмпирическое исследование проводилось на базе войсковой части 61899 - 27-я отдельная гвардейская Севастопольская Краснознаменная мотострелковая бригада имени 60-летия образования СССР (27-я ОМСБр), находящейся в п. Мосрентген, НАО (Новомосковский административный округ города Москвы). Участие приняли военнослужащие срочной службы от 18 до 23 лет мужского пола в количестве 50 человек. Таким образом, сопоставлялись две группы: 27 человек (не склонных к девиантному поведению) и 23 человека (склонных к девиантному поведению).

Выбор методик объясняется возможностью сравнения данных по выбору установок на жизненный путь юношами и их склонностью к различным формам девиаций, а также поиску возможных причин, влияющих на этот процесс. Исследование с использованием первых двух методик проводилось со всеми респондентами одновременно, а по третьей методике индивидуально и сопровождалось собеседованием.

Методика СОП (на выявление склонности к отклоняющемуся поведению) А.Н. Орел [13].

Опросник состоит из набора специализированных психодиагностических шкал, направленных на измерение готовности (склонности) к реализации отдельных форм отклоняющегося поведения - агрессивного; саморазрушающего и самоповреждающего; аддиктивного; делинквентного; направленного на преодоление каких-либо норм и правил;

волевого контроля поведенческих проявлений эмоциональных реакций; готовности субъекта давать о себе в основном социально одобренную информацию.

Методика «Типологии личностного выбора жизненного пути» (исследование особенностей выбора) А.С. Мальцевой, В.Г. Грязевой-Добшинской.

Для определения типа выбора жизненного пути юношей была использована методика «Типологии личностного выбора жизненного пути» (А.С. Мальцева, В.Г. Грязева- Добшинская, 2008) [5].

С помощью данной методики возможно выделение четырех типов установки на выбор жизненного пути, исходя из соотношений показателей по уровням двух шкал:

1)    рефлексия и принятие внутренней сложности;

2)     осознание и принятие внешней сложности.

Соответственно авторы выделяют 4 типа жизненных установок - гедонистическую, реалистическую, творческую, ценностную.

Проективная методика «Куда пойдет Иван Царевич?» Т.Ю. Калошиной [10].

Данная методика нацелена на проективное изучение выбора в смоделированной ситуации «перекрестка жизненных дорог».

Результаты

Рассмотрим полученные в ходе исследования результаты.

На рис. 1 представлены данные по методике «СОП» (склонность к отклоняющему поведению). Анализ полученных результатов по методике «СОП» показал, что среди 50 респондентов 23 человека входят в группу склонных к девиантному поведению, 27 человек составили группу нормы. Для склонных к девиантному поведению характерно проявление поступков, действий, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам), конфликтности, непонимания, противодействия, возмущения во взаимоотношениях с окружающими людьми, наличие эмоционального дискомфорта. В то время как для несклонных к девиантному поведению свойственны нормальное установление социальных контактов, адекватные формы поведения в социуме, стремление к самореализации и др.

Респонденты были разделены по двум группам следующим образом: «входящие в норму», те, у кого наблюдались единичные высокие баллы или же баллы в диапазоне от 50 до 59; «склонные к девиации» - эту группу составляли юноши, имеющие высокие показатели по трем и больше шкалам опросника, это баллы в диапазоне от 60 до 69.

Рис. 1. Распределение форм склонности к девиациям каждой группы юношей

 

Различия между выделенными группами («склонные к девиации» и «входящие в норму») мы проверяли на значимость с помощью статистической обработки (табл. 1).

Таблица 1

Выраженность склонности к возникновению девиантного поведения

СОП

Средние

ранги

U-

эмп

Р- уровень

Н0

Норма

Девиация

Разница

Преодоление норм и правил

14.96

37.87

22.91

595

<0.000

Отклоняется

Аддиктивное поведение

20.20

31.72

11.52

453

0.105

Принимается

Самоповреждающее поведение

15.33

37.43

22.1

585

<0.000

Отклоняется

Агрессия и насилие

14.85

37.98

23.13

605

<0.000

Отклоняется

Волевой контроль эмоциональных реакций

18.33

33.91

15.58

534

0.002

Отклоняется

Делинквентное поведение

20.35

31.54

11.19

494

0.107

Принимается

Использование U-критерия Манна-Уитни, направленного на установление различий в выраженности девиации между двумя группами, позволило установить, что значимые различия между двумя группами юношей имеются у следующих показателей методики СОП:

•     склонность к преодолению норм и правил;

•     склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению;

•     склонность к агрессии и насилию;

•     волевой контроль эмоциональных реакций.

На следующим этапе мы использовали методику «Типология личностного выбора жизненного пути», согласно которой возможно выделение четырех типов установок на жизненный путь исходя из соотношений показателей.

Рис. 2. Распределение установок выбора жизненного пути каждой группы юношей

График (рис. 2) наглядно показывает, что наибольшему числу юношей (50% выборки) свойственна гедонистическая установка в выборе жизненного пути, при этом в большей мере данную установку выбирают юноши, входящие в группу нормы. Далее по показателям идет реалистическая установка в выборе жизненного пути у юношей (30% от общей выборки). В обеих группах имеется одинаковое количество юношей, избравших данную установку. Следующей по числу избравших ее юношей идет (12% от выборки) ценностная установка в выборе жизненного пути. Самой последней на графике является творческая установка в выборе жизненного пути, данная установка отмечается только у юношей группы склонных к девиациям (8% выборки).

Далее мы исследовали обусловленность девиаций выбором стратегии жизненного пути. Анализ был осуществлен при помощи Н-критерия Краскела-Уоллиса, который помогает понять, влияет ли фактор, на основании которого были выделены группы ТВЛ, на наличие разных форм девиаций (табл. 2). В таблице указан порядковый номер ценностной установки: 1 - гедонистическая; 2 - ценностная; 3 - творческая; 4 - реалистическая.

Таблица 2 ____ Обусловленность девиаций выбором стратегий жизненного пути_____ 

СОП

Медиана

Н-

эмп

Р- уровень

Н0

1

2

3

4

установки

Преодоление норм и правил

21.92

24.92

29.50

30.69

3.72

0.293

Принимается

Аддиктивное поведение

20.94

22.75

41.62

29.90

9.01

0.029

Отклоняется

Самоповреждающее поведение

21.44

34.67

34.38

26.23

5.88

0.117

Принимается

Агрессия и насилие

21.12

27.67

39.50

28.20

6.46

0.084

Принимается

Волевой контроль эмоциональных реакций

21.68

33.00

29.25

27.87

4.00

0.261

Принимается

Делинквентное поведение

22.64

18.33

30.38

31.83

5.75

0.124

Принимается

Были обнаружены значимые различия в склонности к аддиктивному поведению между группами с разными преобладающими установками. На основании этого можно заключить, что существует взаимосвязь между преобладанием той или иной установки и склонностью к аддиктивному поведению. Можно сказать о том, что группа юношей с творческой установкой в выборе жизненного пути более склонна к проявлению аддиктивного поведения по сравнению с другими группами.

Затем мы рассматривали наличие значимых различий между установками выбора стратегии жизненного пути методики «ТВЛ» и различными формами девиаций методики «СОП» при помощи U-критерия Манна-Уитни, чтобы понять, отличаются ли группы установок между собой. Статистический анализ показал, что склонность к агрессии и насилию значимо различается между группой юношей с гедонистической установкой и группой с творческой установкой (табл. 3).

Таблица 3

Выбор стратегий жизненного пути

СОП

Средние ранги

U-

эмп

Р- уровень

Н0

Гедонистическая установка

Творческая установка

Разница

Склонность к агрессии и насилию

13.74

22.88

9.14

81.5

0.043

Отклоняется

 Проведя статистический анализ наличия связей и различий методики «ТВЛ», можно сделать вывод о том, что существует группа, которая имеет явные отличия от других:

Группа юношей с творческой установкой выбора жизненного пути:

•          S          Более склонны к проявлению аддиктивного поведения по сравнению с другими

группами.

•          S          В большей мере склонны к агрессии и насилию в своем поведении по сравнению с

группой имеющих гедонистическую установку.

Третий этап исследования заключался в проведении проективной методики «Куда пойдет Иван Царевич?» Т.Ю. Калошиной, направленной на изучение выбора в смоделированной ситуации «перекрестка жизненных дорог». Использование этой методики было необходимым, поскольку она позволяет обнаружить стратегию направления пути, которую выбирает для себя каждый юноша, при этом значение имеет не только сам выбор юноши, но и, прежде всего, его собственная уникальная интерпретация, тот смысл, который он вкладывает в совершаемый выбор.

На рис. 3 представлена графическая модель определения стратегий направления жизненного пути юношей на основе интерпретации полученных результатов с помощью выделения смысловых единиц и их обобщения.

Рис. 3. Распределение стратегий направления пути каждой группы юношей, %

Проективное изучение выбора в смоделированной ситуации «перекрестка жизненных дорог» у юношей показало, что доминирует стратегия «страх потери, разделения с товарищами, друзьями», и выбирают ее юноши обеих групп (33% группы нормы и 42% - склонных к девиациям). Стоит обратить внимание на две стратегии, которые имеют наименьший процент, но очень хорошо характеризуют группы юношей, которые их избирали:

•           «сохранение стабильности» (15%) - данная стратегия свойственна только для юношей группы несклонных к девиации, они отличаются своей ригидностью, неготовностью к изменениям, постановкой узкоутилитарных сиюминутных целей;

•           стратегия «личностные трансформации» (22%) характерна для группы склонных к девиациям, отличаются от общей выборки склонностью к трансформациям и нацеленностью на личностный рост и личностные изменения.

По результатам проективной методики и специально проведенного собеседования видно, что осознанный, выстроенный и долгосрочный выбор жизненного путь имеют лишь 10% из общей выборки, это может свидетельствовать о том, что готовность к выбору и способность к его реализации либо мало осознана у данной группы молодых людей, либо имеет место влияние социальной ситуации (служба в армии), в которой находятся юноши на момент исследования.

Затем было проведено статистическое сравнение показателей данной методики между группами: склонных к девиациям и входящих в норму юношей. Так как в данной методике использовались не количественные, а качественные данные, то для расчета был использован Хи-квадрат (табл. 4).

Таблица 4

Статистическое сравнение ценностных установок у военнослужащих

Ценностная установка

Тип поведения

X 2

р-уровень

Н0

Склонность к девиациям

Группа нормы

Страх потери, разделения с товарищами, друзьями

9

10

11.76

0.011

Отклоняется

Прагматизм

6

5

Обмен

2

3

Страх смерти

1

5

Сохранение стабильности

0

4

Личностные трансформации

5

0

В результате статистической обработки были выявлены значимые различия между двумя группами юношей. Можно сказать о том, что члены группы нормы с большей вероятностью проявят «страх смерти», постоянство и неизменчивость относительно себя, тогда как склонные к девиациям юноши с большей вероятностью окажутся способными к трансформациям при выборе жизненного пути.

Обсуждение результатов

Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем была исследована взаимосвязь и взаимообусловленность установок выбора жизненного пути военнослужащих срочной службы. Подобное исследование было проведено впервые, вместе с тем его результаты сопоставимы с исследованиями девиаций у сотрудников МВД, представленными в российской печати [9; 14; 23]. Сравнительный анализ установок выбора жизненного пути у склонных к девиациям и несклонных к девиациям при помощи Н-критерия Краскела-Уоллиса позволил заключить, что фактор жизненных установок оказывает влияние на склонность к аддиктивному поведению. Данные смыслового анализа выбора через интерпретацию сказочного сюжета подтверждают полученные результаты. Вполне вероятно, такая ситуация наблюдается в особой, жестко регламентированной среде армейской жизни. Влияния на другие показатели опросника установлено не было.

Проективное изучение выбора в смоделированной ситуации «перекрестка жизненных дорог» у юношей показало, что осознанную, выстроенную и долгосрочную стратегию жизненного пути имеют лишь 10% из общей выборки, это может свидетельствовать о том, что готовность к выбору и способность к его реализации либо мало осознана у данной группы молодых людей, либо имеет место влияние социальной ситуации (служба в армии), в которой находятся юноши на момент исследования. Было выявлено, что члены группы нормы с большей вероятностью проявляют тревогу и ригидность (неизменчивость) при выборе жизненного пути, тогда как склонные к девиациям юноши больше демонстрируют склонность к личностным трансформациям при выборе жизненного пути.

Выводы

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование было посвящено изучению стратегий выбора жизненного пути и возникновению девиаций у юношей, проходящих срочную службу в армии. Это позволило выделить связь между проявлением различных форм девиаций в собственном поведении и выбором юношей. Результаты исследования показали, что юноши, не склонные к девиантному поведению, выбирают гедонистический тип стратегии жизненного пути, в то время как имеющие склонность к девиантному поведению предпочитают творческие и ценностные установки. Казалось бы, должно быть наоборот. Однако группа, не проявляющая склонности к девиациям, не имеет выраженных ценностных и творческих установок, следовательно, их поведение, скорее, может носить адаптивный характер, необходимый для конкретных условий. Это значит, что они не имеют сложившихся ценностно-смысловых структур личности, что может свидетельствовать об отсутствии личностной зрелости и инфантильности военнослужащих и, возможно, молодежи в целом, поскольку значительная часть молодых людей в этом периоде идут на службу в армию. При этом выбор творческих и ценностных установок выбора жизненного пути в армейской службе вызывает проявление аддиктивной девиации, что может в последующем создавать проблемы, связанные с адаптацией к социальному окружению, и нарушать психологическое здоровье. И здесь имеется еще один интересный момент: творческие люди с ценностными установками проявляют в армии склонность к девиации.

В ходе проверки гипотезы нами были выделены проблемы, обращающие наше внимание на наличие девиаций у юношей, среди них: склонность к агрессии и насилию среди группы юношей, имеющих предпосылки к девиациям, избиравших творческую установку; проявление аддиктивного поведения у этой же группы респондентов; низкий волевой контроль эмоциональных реакций у военнослужащих, склонных к девиациям, а также недостаточность личностной самоорганизации.

Результаты исследования могут быть полезны в формулировании организационно­психологических рекомендаций для предупреждения девиаций юношей в период прохождения срочной службы, позволяющих оптимизировать подходы к психологическому сопровождению военнослужащих с учетом человеческого фактора. А также правильно распределять деятельность среди военнослужащих срочной службы, снизить проявления агрессивного поведения, содействовать развитию личностных качеств военнослужащих. В то же время они помогут расширить спектр методов работы специалистов психологической службы и работников с личным составом.

В последующем нам кажется целесообразным провести это исследование на начало призыва в армию, чтобы выявить причины возникновения склонности к девиациям и в то же время понять, является ли армейская служба местом появления склонности к аддикциям, а также условием, провоцирующим образование отклонения в формировании личности военнослужащего.

Литература

  1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 298 с.
  2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  3. Арапова П.И. Образ будущего и выбор жизненного пути в юношеском возрасте // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2015. № 1 (36). С. 122–129.
  4. Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. 2002. № 2. С. 28–39.
  5. Грязева-Добшинская В.Г. Типология личностного выбора жизненного пути: описание методики и результаты психометрической проверки // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». 2016. Т. 9. № 2. С. 14–21. DOI:10.14529/psy160202
  6. Гут Ю.Н., Кабардов М.К. Природные и социальные факторы девиантного поведения у подростков // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23. № 4. С. 80–90. DOI:10.17759/pse.2018230408
  7. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М.: Изд-во МГУ, 1981. С. 18–32.
  8. Змановская Е.В. Девиантология: Психология отклоняющегося поведения. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 288 с.
  9. Кравцов О.Г. Проблема творчества в контексте изучения девиантного поведения [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 85–92. DOI:10.17759/psyedu.2019110107
  10. Колошина Т.Ю. Арт-терапия. Методические рекомендации [Электронный ресурс]. М., 2010. URL: https://klex.ru/eqz (дата обращения: 11.07.2020).
  11. Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003. 286 с.
  12. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  13. Логинова Н.А. Жизненный путь как проблема психологии // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 103–108.
  14. Мешкова Н.В. Особенности взаимосвязи антисоциально направленной креативности и ценностей у подростков с разным уровнем агрессии [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 2. С. 77–87. DOI:10.17759/psyedu.2018100207
  15. Никитская Е.А. Формы психолого-педагогической работы по преодолению негативных факторов в профессиональном самоопределении подростков с девиантным поведением [Электронный ресурс] // Психология и право. 2017. Том 7. № 1. С. 25–33. DOI:10.17759/psylaw.2017070103
  16. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Клейберг Ю.А. // Социальная психология девиантного поведения. М.: Сфера, 2004. С. 141–154.
  17. Ошевский Д.С., Фролова М.С. Динамика моральных суждений у юношей-военнослужащих в период прохождения действительной службы [Электронный ресурс] // Психология и право. 2015. Том 5. № 2. С. 138–153. DOI:10.17759/psylaw.2015100211
  18. Психология формирования личности и коллектива в мире неопределенности / Под ред. Е.Э. Кригер. М.: РГГУ, 2018. 224 с.
  19. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: «Педагогика», 1973. 424 с.
  20. Саликова Э.М.В. Трансформация метафорических репрезентаций жизненного пути личности в период самоизоляции у взрослых [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 147–160. DOI:10.17759/cpse.2020090207
  21. Собкин В.С., Мнацаканян М.А. Особенности восприятия студенческой молодежью современных политических лидеров России (по материалам психосемантического исследования) // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 46–63. DOI:10.17759/sps.2015060304
  22. Шамионов Р.М. Роль индивидуальных ценностей, авторитарных установок и социальной идентичности в общей дискриминационной направленности личности в России // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 2. С. 54–73. DOI:10.17759/sps.2020110204
  23. Шлычков В.Р. Профилактика аддиктивных форм девиантного поведения сотрудников организации: анализ проблемы и пути ее решения [Электронный ресурс] / Под общей ред. М.Г. Ковтунович // Социально-экономические и психологические проблемы управления. Сборник научных статей по материалам I (IV) Международной научно-практической конференции, проходившей в Московском городском психолого-педагогическом университете с 23 по 25 апреля 2013 года. Часть 1. М.: МГППУ, 2013.

Информация об авторах

Левина Мария Владимировна, студент, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2836-1305, e-mail: lmariav97@yandex.ru

Кригер Евгения Эвальдовна, доктор психологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедры психологии и педагогики образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0649-9191, e-mail: ekrig@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 561
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 268
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 5