Бережковская Е.Л. научный сотрудник лаборатории Проектирования культурно-исторических моделей образования, Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6392-3521 e-mail: berezhkovskayael@mgpu.ru
Кравцов Л.Г. кандидат психологических наук, заведующий лабораторией Проектирования культурно-исторических моделей образования, Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского, ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» (ГАОУ ВО МГПУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7394-9290 e-mail: KravcovLG@mgpu.ru
Взаимодействие средней школы и университета чаще всего ориентировано не на развитие личности учащихся, а на выбор ими направления дальнейшего обучения. Мы предполагаем, что уровень развития личности подростков не соответствует возрастной задаче профессионального самоопределения. Для проверки этой гипотезы мы использовали батарею проективных и опросных методик, направленных на изучение уровня развития самосознания, понятийного мышления и мотивационной сферы, в том числе в отношении выбора профессии. Кроме того, мы изучали актуальные интересы подростков и их отношение к школе. Исследование проведено на выборке из 153 учащихся московских школ в возрасте 14-17 лет. Полученные результаты показывают, что переживания по поводу близкого окончания школы и выбора профессии накладывают отпечаток на состояние школьников, а успех в этом деле представляется им сверхценным. Личные интересы и планы ребят подавляются страхом перед выпускными экзаменами и поступлением в вуз. Опираясь на полученные данные, мы сделали вывод о необходимости преодоления разрыва между реальными интересами и потребностями школьников и образовательной средой. В качестве средства для этого предлагается особое подразделение школы и вуза – «Школьный кампус». Работа «Школьного кампуса» может дать изменение социальной ситуации развития школьников, снимающее данное противоречие.
Бережковская Е.Л. Психологический портрет современного первокурсника
// Материалы XVI Международных чтений памяти Л.С. Выготского «Обучение и
развитие: современная теория и практика» (г. Москва, 15–17 ноября 2015 г.). М.:
РГГУ, 2015. Том 2. С. 20–27.
Бережковская Е.Л. Психолого-педагогические условия формирования
учебной самостоятельности у студентов педагогического колледжа // Материалы XXV
Межрегиональных педагогических чтений, посвященных великому русскому педагогу
К.Д. Ушинскому «К.Д. Ушинский и национальное образование. Исторические уроки,
идеи и современность» (г. Москва, 25 марта 2021 г.). М.: МГПУ, 2021. С.
117–119.
Бережковская Е.Л., Ховрина Г.Б. Проблема психологического возраста
современных старшеклассников // Цели и задачи образования, способствующие
психическому и личностному развитию. Сборник научных статей. М.: Белый ветер,
2020. С. 18–31.
Бережковская Е.Л., Гавриш Н.В., Прихожан А.М. Психологические
условия становления активной позиции личности в процессе ее самоопределения //
Сборник трудов, посвященный 10-летию Института психологии им. Л.С. Выготского
РГГУ. М.: РГГУ, 2005. С. 278–296.
Бережковская Е.Л., Сугак Ж.П. Интересы и увлечения подростков как
фактор их социализации // Цели и задачи образования, способствующие
психическому и личностному развитию. Сборник научных статей. М.: Белый ветер,
2020. С. 7–17.
Выготский Л.С. Педология подростка. Психологическое и социальное
развитие ребенка. Серия «Мастера психологии». СПб.: Питер, 2021. 224 с.
Голованова Н.Ф., Дерманова И.Б. Направленность самоосуществления и
личностное развитие подростка [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические
исследования. 2018. Том 10. № 3. С. 126–134.
DOI:10.17759/psyedu.2018100311
Гузич М.Э., Хохлова Н.И. О готовности юношества северного региона
России к профессиональному выбору [Электронный ресурс] // Психологическая наука
и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 86–95.
DOI:10.17759/psyedu.2016080108
Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: Теория и
практика. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2004. С.
138–144.
Иванова Е.В., Нестерова О.В., Виноградова И.А. Физические параметры
и комфортность школьной среды в оценках обучающихся и педагогов [Электронный
ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2018. Том 10. № 1. С. 81–93.
DOI:10.17759/psyedu.2018100108
Ильина О.Б. Профессиональное самоопределение современных подростков:
проблемы и пути их решения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 3. С. 255–263.
DOI:10.17759/psyedu.2014060324
Иченко Н.А. Подросток как субъект самоопределения: ресурсы и риски
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014.
Том 6. № 1. С. 69–76. DOI:10.17759/psyedu.2014060109
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.:
Издательский центр Академия. 2010. 304 с.
Кондаков И.М. Диагностика профессиональных установок подростков //
Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 122–130.
Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к
получению высшего образования и ее структура [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 43–57.
DOI:10.17759/psyedu.2019110205
Кудрявцев В.Т., Бережковская Е.Л., Кравцов О.Г. Психология раннего
студенческого возраста / Под ред. Е.Л. Бережковской. М.: Проспект, 2014. 192
с.
Литвинова А.В. Психологическая сепарация от родителей как условие
развития целеполагания студентов [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 1. С. 59–71.
DOI:10.17759/psyedu.2020120105
Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл,
2004. 608 с.
Панфилова А.П., Долматов А.В. Взаимодействие участников
образовательного процесса: учебник и практикум для академического бакалавриата
/ Под ред. А.П. Панфиловой. М.: Юрайт, 2017. 487 с.
Прихожан А.М. Диагностика личностного развития детей подросткового
возраста. М.: АНО «ПЭБ», 2007. 56 с.
Прозументова Г.Н. Потенциал взаимодействия вузов и школ:
эмпирические модели // Вестник Томского государственного университета. 2012. №
358. С. 182–187.
Психологические тесты / сост. С. Касьянов. М.: Эксмо, 2006. С. 344–345,
350.
Реан А.А. Психология и психодиагностика личности: Теория, методы
исследования, практикум. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. С. 84–86.
Сардушкина Ю.А. Взаимодействие школы и вуза как средство повышения
результативности профориентационной работы // Вестник Самарского муниципального
института управления. 2013. № 2 (25). С. 165–173.
Сулимина О.В. Проблема становления личностных и социальных
регуляторов в период перехода от детства к взрослости [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 91–101.
DOI:10.17759/psyedu.2014060208
Толстых Н.Н. Использование метода мотивационной индукции для
изучения мотивации и временной перспективы будущего // Психологическая
диагностика. 2005. № 3. С. 77–94.
Хаймовская Н.А., Бочарова А.Л. Социально-психологические аспекты
профессионального самоопределения в современном обществе [Электронный ресурс]
// Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2016. Том 8. № 1. С. 105–113.
DOI:10.17759/psyedu.2016080110
Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация,
анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 2–10.
DOI:10.17759/psyedu.2014060102
Эриксон Эрик Г. Детство и общество. Спб.: Питер. Серия Мастера
психологии, 2008. 448 с.
Marcia J.E. The Ego Identity Status Approach to Ego Identity. Ego
Identity, New York: Springer New York Publ., 1993. P. 3–21.
DOI:10.1007/978-1-4613-8330-7_1