Психолого-педагогические исследования
2021. Том 13. № 4. С. 147–161
doi:10.17759/psyedu.2021130409
ISSN: 2587-6139 (online)
Коррекция психологических защит и тревожности студентов с помощью тренинговых VR-программ
Аннотация
В данной работе описывается коррекция психологических защит и тревожности студентов посредством тренинговых виртуальных программ для оптимизации учебно-воспитательного процесса. Представлены материалы эмпирического исследования, полученные на выборке студентов смоленских вузов. В исследовании приняли участие респонденты (N=63) в возрасте от 18 до 25 лет (M=19,4, SD=0,25), из которых 84% были мужского пола, 16% – женского пола. Исследование проводилось в несколько этапов. Для коррекции психических особенностей использовались тест «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина), методика «Индекс жизненного стиля», программа виртуальной реальности по преодолению никтофобий. Достоверность полученных результатов по изменению показателей тревожности и механизмов психологической защиты студентов проверялась при помощи статистического критерия Фишера (F). Полученные результаты дают возможность говорить о том, что наиболее чувствительны к воздействию VR оказались защитные механизмы: вытеснение, регрессия, замещение, отрицание, которые изменяют оценку происходящего и адекватность поведенческих и эмоциональных реакций. Показатели по механизму «рационализация» в контрольной и экспериментальной группах также претерпели изменения, но без значимых результатов.
Общая информация
Ключевые слова: программы виртуальной реальности, личностная тревожность, ситуативная тревожность, никтофобия, стиль жизни, механизмы психологической зашиты
Рубрика издания: Психология образования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130409
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-02 от 08.06.2021 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».
Благодарности. Авторы благодарят за помощь в проведении исследования научного руководителя проекта В.В. Селиванова, программиста В.П. Титова.
Получена: 15.11.2021
Принята в печать:
Для цитаты: Побокин П.А., Ивченкова Ю.Ю., Капустина В.Ю. Коррекция психологических защит и тревожности студентов с помощью тренинговых VR-программ [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. С. 147–161. DOI: 10.17759/psyedu.2021130409
Полный текст
Введение
В последнее десятилетие широкое распространение получили технологии «виртуальной реальности» (VR), активно внедряющиеся в экспериментальные психологические исследования. Виртуальная реальность представляет собой интерактивную компьютерную среду, которая погружает пользователя в трехмерный виртуальный мир, воспринимаемый как реальный [Аникина, 2021; Барабанщиков, 2021а; Взаимодействие личности и, 2019; Войскунский, 2008; Войскунский, 2006; Testing the Continuum, 2010; Woodford].
Сегодня исследования виртуальной реальности прежде всего затрагивают область компьютерных технологий и интернет-разработок [Барабанщиков, 2021; Барабанщиков, 2020; Войскунский, 2006; Интеллект, креативность и, 2020; Майтнер, 2021; Меньшикова, 2013; Онлайн-поддержка исследований познания, 2018; Селиванов, 2021], все активнее ведется дискуссия о перспективах использования VR-технологий [Анализ перспектив использования, 2011; Alone Together? Exploring, 2006; Khan, 2001; Yee, 2007]. Отечественные и зарубежные психологи активно изучают технологии VR как стимулирующее средство для развития когнитивных процессов [4;7; 12; 14; 18; 19], психических состояний [Аникина, 2021а; Барабанщиков, 2020; Взаимодействие личности и, 2019; Селиванов, 2021], ЗУНов [Взаимодействие личности и, 2019; Побокин, 2015].
Несмотря на интенсивное развитие данных технологий и ряд серьезных научных работ [Riva, 2001; Shubert, 2002], влияние VR на психическое здоровье человека требует дальнейшего изучения. Особое внимание в этом направлении должно уделяться коррекционному и психотерапевтическому потенциалу виртуальной реальности в работе с людьми [1 1; 15; 17].
В ранее опубликованной статье в рамках исследования влияния VR на психику юношества подробно описаны позитивные изменения в преодолении состояния тревожности под влиянием VR-технологий [Аникина, 2021а]. Обучающиеся с высокими показателями уровня тревожности склонны воспринимать ситуации как в образовательной среде, так и в межличностных отношениях как угрозу, продуцировать эмоциональные срывы. Показатели низкого уровня тревожности свидетельствуют о низком осознании личной ответственности, о низком уровне мотивации у субъекта. Однако в условиях высокой психологической напряженности, связанной с учебной деятельностью, это, с одной стороны, объясняется вытеснением психотравмирующих ситуаций, с другой - свидетельствует о вытесненных травмах и высоком уровне сформированности механизмов психологической защиты с целью показать себя социально одобряемым. Данные показатели указывают на недостаточность проводимых традиционных методов психокоррекции и психопрофилактики стрессовых состояний студентов, а также на необходимость введения дополнительных методов психокоррекции состояния тревожности. Такими методами могут выступать VR-технологии, поэтому эта статья представляется особенно актуальной.
Программа исследования
В рамках представленного эмпирического исследования была сформулирована общая цель - изучение специфики взаимодействия личности с технологиями виртуальной реальности. Гипотеза исследования заключается в том, что непродолжительные тренинговые виртуальные программы можно использовать в коррекции психических состояний студентов в ходе учебно-воспитательного процесса, в ходе их использования изменению подвержены тревожность и механизмы психологической защиты. В исследовании был использован следующий диагностический материал:
1) тест «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина) на определение уровня личностной и ситуативной тревожности;
2) методика «Индекс жизненного стиля» для изучения основных механизмов психологической защиты;
3) программа виртуальной реальности по преодолению никтофобий (разработчик - проф. В.В. Селиванов).
Исследование проводилось в несколько этапов:
1) полевой этап заключался в подготовке и проведении диагностического исследования для последующей обработки и анализа полученных данных;
2) формирующий этап - проведение психологической беседы с использованием программы виртуальной реальности по преодолению никтофобий;
3) повторный диагностический этап - повторная диагностика в целях выявления различий показателей в диагностических методиках до и после проведения программы виртуальной реальности по преодолению никтофобий;
4) этап математической обработки данных проведенного исследования с помощью программного пакета Statistica 7.0 с использованием критерия Фишера (F).
Выборка исследования - 63 студента смоленских вузов в возрасте от 18 до 25 лет, из них 84% составляли мужчины, 16% - женщины (M=19,4, SD=0,25). Выборка была разделена на две группы: экспериментальную (34 человека) и контрольную (29 человек).
Результаты исследования
Результаты эмпирического исследования по методике «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина) показывают, что наибольшее распространение среди респондентов имеет средний (нормальный) уровень тревожности, в выборке его имеют 56% в контрольной группе и 52% - в экспериментальной группе (табл. 1). Следующий по распространенности в группах испытуемых - низкий уровень тревожности (в контрольной группе составил 28%, в экспериментальной группе - 26%). Однако зафиксированный в меньшей степени показатель по шкале «высокий уровень тревожности» повышен (в контрольной группе - 16% респондентов, в экспериментальной - 22%).
Таблица 1
Результаты диагностики по методике «Исследование тревожности»
Результаты Факторы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Низкий уровень тревожности (до 30 баллов) |
28% |
26% |
Умеренный уровень тревожности (31-44 баллов) |
56% |
52% |
Высокий уровень тревожности (45 и более баллов) |
16% |
22% |
Общеизвестно, что под влиянием повышенной тревожности и фрустрированности личности формируются защитные механизмы. Изучение основных механизмов психологической защиты в группах студентов проходило по методике «Индекс жизненного стиля» (табл. 2).
Таблица 2
Показатели методики «Индекс жизненного стиля» (%)
Механизм защиты |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Вытеснение |
35 |
38 |
Регрессия |
25 |
22 |
Замещение |
24 |
32 |
Отрицание |
32 |
28 |
Проекция |
16 |
28 |
Компенсация |
26 |
15 |
Сублимация |
25 |
38 |
Рационализация |
28 |
35 |
В обеих группах высокие показатели (верхняя граница нормы) были получены по шкале защитного механизма «вытеснение» (35% и 38%), что говорит о неразрешенных (подавленных) вытесненных эмоциональных переживаниях. Вытеснение сохраняет внутренний конфликт личности, который вызывает состояние немотивированной тревожности, понижает самооценку перед референтной группой. Часто более выраженные защитные механизмы образуют кластеры с другими защитными механизмами. Высокий показатель по шкале «замещение» (24% и 32%) коррелирует с высокими показателями по шкалам «сублимация» (25% и 38%), «рационализация» (28% и 35%), «отрицание» (32% и 28%), что указывает на способы выхода личности из конфликтных, фрустрирующих ситуаций.
Следующий формирующий этап исследования предполагал проведение виртуальной психотерапевтической программы по преодолению никтофобии только в экспериментальной группе. Виртуальные сессии проводились с использованием обычных 3D-мониторов. Исследование проводилось в соответствии с Хельсинкской декларацией 1975 года, пересмотренной в 2013 году. Все участники были старше 18 лет и дали письменное согласие на участие в экспериментах с VR-программой. В контрольной группе проводилась процедура психологической беседы в обычном регламентированном режиме.
После формирующего этапа были проведены повторные измерения уровня тревожности по методикам Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина и «Индекс жизненного стиля» на определение уровня преобладающих механизмов психологической защиты, а также сравнение результатов (табл. 3).
Таблица 3Результаты диагностики студентов «Исследование тревожности» (опросник Ч.Д. Спилбергера-Ю.Л. Ханина) после VR
Факторы |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Низкий уровень тревожности (до 30 баллов) |
44% |
48% |
Умеренный уровень тревожности (31-44 баллов) |
46% |
40% |
Высокий уровень тревожности (45 и более баллов) |
10% |
12% |
Изменения данных произошли по всем уровням тревожности как в контрольной, так и в экспериментальной группах: в обеих группах высокий уровень тревожности снизился, но в экспериментальной группе высокий уровень тревожности снизился на 10%, а в контрольной - на 6%; показатели низкого уровня тревожности в контрольной группе составили 44%, а в экспериментальной группе - 48%; средний уровень тревожности в контрольной группе был равен 46%, в экспериментальной группе - 40%. Соответственно, наибольшие изменения произошли на низком и высоком уровнях тревожности, средний уровень тревожности не на много изменился в сравнении с показателями до формирующего эксперимента.
После проведения виртуальных сессий при повторном измерении по методике «Индекс жизненного стиля» были получены следующие результаты: по шкале «вытеснение» в контрольной группе прослеживается динамика на 10%, в экспериментальной группе показатели уменьшились на 20%: с 38% до 18%; по механизму «регрессия» отмечены существенные снижения показателей в обеих группах: с 25% до 18% в контрольной группе, c
22% до 11% в экспериментальной группе; по механизму «проекция» показатели в контрольной группе изменились незначительно, но в экспериментальной группе они уменьшились на 12 единиц (с 28% до 16%). Результаты диагностики механизмов психологической защиты после VR-программы и беседы отражены в табл. 4.
Таблица 4
Показатели методики «Индекс жизненного стиля» после VR
Механизм защиты |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Вытеснение |
25 |
18 |
Регрессия |
18 |
11 |
Замещение |
22 |
26 |
Отрицание |
18 |
10 |
Проекция |
14 |
16 |
Компенсация |
20 |
11 |
Сублимация |
21 |
31 |
Рационализация |
23 |
20 |
Для более подробного анализа полученных данных был использован программный пакет Statistica 7.0. Достоверность полученных результатов по изменению тревожности студентов проверялась при помощи критерия Фишера (F) (табл. 5). Уровень статистической значимости: *p<0,05, **p<0,001.
Таблица 5
Результаты достоверности изменения уровня тревожности
|
Факторы |
|
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
1 |
Низкий уровень тревожности (до 30 баллов) |
До сеанса VR |
28 |
26 |
После сеанса VR |
44 |
48 |
||
Ф* |
1,8 |
2,05* |
||
2 |
Умеренный уровень тревожности (31-44 баллов) |
До сеанса VR |
56 |
52 |
После сеанса VR |
46 |
40 |
||
Ф* |
0,18 |
0,16 |
3 |
Высокий уровень тревожности (до 30 баллов) |
До сеанса VR |
16 |
22 |
После сеанса VR |
10 |
12 |
||
Ф* |
0,14 |
2,08* |
При сравнении полученных данных были установлены существенные изменения по шкале «Низкий уровень тревожности». Так, до проведения программы VR в обеих группах наблюдалось повышение процента выборки с низким уровнем тревожности. При этом отмечен значимый результат в экспериментальной группе 2,05 (p<0,05). Значимые
показатели были получены по шкале «Высокий уровень тревожности». Зафиксировано их уменьшение в обеих группах, но в экспериментальной группе, где проведение психологической беседы сопровождалось сеансами виртуальной программы «Никтофобия», снижение показателей оказалось значимым и составило 2,08* (p<0,05). Достоверность
данных показателей приведена в табл. 6. Уровень статистической значимости: *p<0,05, **p<0,001.
Таблица 6
Результаты достоверности изменения показателя механизмов психологической защиты
Механизм защиты |
Контрольная группа |
ф* |
Экспе риментальная группа |
ф* |
||
До сессии психологи ческих бесед |
После сессии психологи ческих бесед |
|
До сессии психологи ческих бесед с VR |
После сессии психологиче ских бесед с VR |
|
|
Вытеснение |
35 |
25 |
2,42* |
38 |
18 |
3,6** |
Регрессия |
25 |
18 |
1,85 |
22 |
11 |
2,48* |
Замещение |
24 |
22 |
1,05 |
32 |
26 |
0,96 |
Отрицание |
32 |
18 |
2,45* |
28 |
10 |
2,78* |
Проекция |
16 |
14 |
1,4 |
28 |
16 |
2,36* |
Компенсация |
26 |
20 |
1,28 |
15 |
11 |
1,5 |
Сублимация |
25 |
21 |
1,5 |
38 |
31 |
1,81 |
Рационализация |
28 |
23 |
1,5 |
35 |
28 |
1,71 |
По всем показателям механизмов защиты после обработки данных зафиксированы микроизменения значений, которые произошли в обеих группах. По отдельным шкалам они представлены следующим образом. Наиболее чувствительными к воздействию метода VR оказались: «вытеснение» (в контрольной группе 2,42* при p<0,05, в экспериментальной группе 3,6** при p<0,001), «регрессия» (показатель по данной шкале оказался значимым и составил 2.48* (p<0,05)), «проекция» (значимые результаты показаны в экспериментальной группе 2,36* (p<0,05)). Изменения показателей по шкале «отрицание» оказались значимыми в обеих группах: в контрольной группе показатель составил 2,45*(p<0,05), вэкспериментальной - 2,78** (p<0,05). По другим шкалам изменения были незначительны в обеих группах. Важно отметить, что после проведения процедуры психологической беседы данные показатели снизились.
Обсуждение результатов
Анализ результатов исследования показал на его первом этапе зафиксированные в экспериментальной и контрольной группах высокий и умеренный уровни тревожности студентов. Они чаще связаны с такими механизмами психологической защиты, как «вытеснение», сопряженным с «замещением», «сублимацией», «рационализацией» и «отрицанием», что указывает на преобладание стратегий вытеснения или подавления социально неодобряемых поступков или желаний, а также замены данных поступков или желаний. Механизмы рационализации и сублимации способствуют социально приемлемыми способами личности справляться с напряжением и внутренними конфликтами, которые могут возникнуть у студентов в ходе учебной деятельности.
Проведение психологических бесед и применение тренинговых VR- программ способствовали снижению со значимыми показателями прибеганию испытуемых к механизму психологической защиты «вытеснение». При этом также снижаются показатели по шкалам механизмов «отрицание», «регрессия», «проекция», которые в своих проявлениях более способствуют неадекватности и деградации личности. Наряду с этим способствующие развитию личности, осознанности действий и деятельности механизмы «сублимации» и «рационализации» в ходе проработки тревожных состояний почти не подвергаются изменениям. В ходе исследования было обнаружено, что тренинговый метод с применением VR-среды, минуя сознание, позитивно воздействует на состояние немотивированной тревожности студентов.
Заключение
Полученные в исследовании результаты позволяют сделать следующие выводы.
1. Наиболее чувствительны к воздействию VR-программ оказались защитные механизмы, которые можно объединить в один кластер, который характеризуется мало осознаваемыми подавленными, вытесненными чувствами и желаниями студентов, сопровождающиеся высокой тревожностью, снижением критичности к своим поступкам, неуверенностью, сниженной самооценкой. Высокие показатели данных механизмов также характеризуются в поведенческом плане понижением эмоционального фона, апатией к происходящему, безынициативностью. Защитные механизмы, которые можно отнести к «социальным» (сублимация, рационализация, компенсация), оказались также чувствительны к воздействию VR, но не дали значимых результатов.
2. «Социальная» группа защитных механизмов несет большую значимость и важность для субъектов. Незначительное снижение показателей по шкалам этой группы под влиянием тренинговых VR- программ показывает эффективность последних при коррекции психических особенностей субъектов образовательной среды.
Таким образом, тренинговые VR-программы могут быть использованы в практической деятельности педагогов и психологов образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования для профилактики возникновения отрицательно окрашенных эмоциональных состояний студентов. На основе результатов данного исследования могут быть разработаны программы коррекционной работы по снижению агрессивности и тревожности обучающихся.
Литература
- Анализ перспектив использования технологий виртуальной реальности в дистанционном обучении / Я.Г. Подкосова [и др.] // Вопросы современной науки и практики. 2011. № 2(33). С. 104–111.
- Аникина В.Г. Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического анализа понятий к пониманию сущностных отношений // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 19–26. DOI:10.17759/pse.2021000002
- Аникина В.Г., Побокин П.А., Ивченкова Ю.Ю. Применение технологий виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 40–50. DOI:10.17759/exppsy.2021000004
- Барабанщиков В.А., Маринова М.М. Deepfake в исследованиях восприятия лица // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 4–19. DOI:10.17759/exppsy.2021000001
- Барабанщиков В.А., Маринова М.М., Абрамов А.Д. Виртуальная личность подвижного тэтчеризированного лица // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 5–18. DOI:10.17759/pse.2021000001
- Барабанщиков В.А., Суворова Е.В. Оценка эмоционального состояния человека по его видеоизображению // Экспериментальная психология. 2020. Том. 13. № 4. С. 4–24. DOI:10.17759/exppsy.2020130401
- Взаимодействие личности и виртуальной реальности: психическое развитие и личностная детерминация: монография / Под ред. В.А. Барабанщикова, В.В. Селиванова. М.: Универсум, 2019. 479 c.
- Войскунский А.Е., Меньшикова М.Я. О применении систем виртуальной реальности в психологии // Вестник Московского университета. Серия 14: «Психология». 2008. № 1. С. 22–36.
- Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Психологическое применение систем виртуальной реальности // Интернет и современное сообщество. Труды IX Всероссийской объединенной конференции (14–16 ноября 2006 г., г. Санкт-Петербург). СПб, 2006. С. 8–14.
- Интеллект, креативность и успешность решения задач учащимися среднего школьного возраста в компьютерной игре «PLines» / А.А. Марголис [и др.] // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 122–137. DOI:10.17759/exppsy.2020130109
- Майтнер Л., Селиванов В.В. Критический анализ использования виртуальных технологий в клинической психологии в Европе (по содержанию журнала «Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking») [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 2. С. 36–43. DOI:10.17759/jmfp.2021000001 URL: https://psyjournals.ru/files/121390/jmfp_2021_n2_Meitner_Selivanov.pdf (дата обращения: 18.11.2021).
- Меньшикова Г.Я. Зрительные иллюзии: психологические механизмы и модели. Дис. … д-ра психол. наук. М., 2013. 301 с.
- Онлайн-поддержка исследований познания и общения / И.В. Богданова [и др.] // Экспериментальная психология. 2018. Том 11. № 2. С. 149–163. DOI:10.17759/exppsy.2018110220
- Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности на развитие мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 25 с.
- Применение виртуальной реальности в качестве психотерапевтического средства для помощи страдающим от психологических фобий. Проект исследования / М.А. Селисская [и др.] // Технологии информационного общества – Интернет и современное общество: Труды VII Всероссийской объединенной конференции: 15Т/1М8-2004. СПб.: Изд-во Филологического факультета СПбГУ, 2004. С. 39–42.
- Селиванов В.В. Психические состояния личности в дидактической vr-среде // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 20–28. DOI:10.17759/exppsy.2021000002
- Селиванов В.В., Майтнер Л., Грибер Ю.А. Особенности использования технологий виртуальной реальности при коррекции и лечении депрессии в клинической психологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2021. Том 10. № 3. C. 231–255. DOI:10.17759/cpse.2021100312
- Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Воздействие виртуальной реальности на личностные и мыслительные характеристики учащихся // Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (20–21 мая 2016 г.). Калуга, 2016. C. 309–320.
- Селиванов В.В., Сорочинский П.В. Механизмы и закономерности влияния образовательной виртуальной реальности на мышление человека // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 29–39. DOI:10.17759/exppsy.2021000003
- Alone Together? Exploring the Social Dynamics of Massively Multiplayer Games / Ducheneaut N. et al. // Human Factors in Computing Systems CHI 2006 Conference Proceedings. April 22–27, Montreal, PQ, Canada. 2006. P. 407–416. DOI:10.1145/1124772.1124834
- Khan Y., Xu Zh., Stigant. M. Virtual reality for Neuropsychological diagnosis and rehabilitation: A Survey // Proceedings of the Seventh International Conference on Information Visualization. IEEE Computer Society, Washington DC, USA. 2001. P. 158–163. DOI:10.1109/IV.2003.1217973
- Riva G. Virtual Reality in Psychotherapy: Review // CyberPsychology & Behavior. 2001. Vol. 8. № 3. P. 220–230.
- Shubert T., Crusius J. Five theses on the book problem: presence in books, film and VR // Fifth Annual International Workshop PRESENCE 2002 Proceedings. Universidade Fernando Pessoa, Porto, Portugal, 2002. P. 53–58.
- Testing the Continuum of Delusional Beliefs: An Experimental Study Using Virtual Reality / D. Freeman et al. // Journal of Abnormal Psychology. 2010. Vol. 119. № 1. Р. 83–92.
- Woodford C. Virtual reality [Электронный ресурс]. 2021/29/08. URL: https://www.explainthatstuff.com/virtualreality.html (дата обращения: 18.11.2021).
- Yee N. Psychological research in virtual worlds [Электронный ресурс]. 2007. URL: bps-research-digest.blogspot.com/2007/06/psychological-research-in-virtual.html (дата обращения: 18.11.2021).
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 930
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 395
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7