Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 141Рубрики 53Авторы 10506Новости 2002Ключевые слова 6178 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Аксиологический и методологический анализ народных игр 106

|

Теплова А.Б.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1363-251X
e-mail: abteplova@mail.ru

Чернушевич В.А.
доцент кафедры юридической психологии и права, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1401-5070
e-mail: vasiha@mail.ru

Аннотация

Игра определяется как особая форма свободной активности по правилам, которая в отличие от деятельности не производит отчуждаемого продукта. Рассматривается социально-психологический механизм воздействия условий игры на участников. Концептуальный анализ игры с точки зрения ключевого, смыслообразующего переживания в игре (счастья-радости) показывает, что это переживание обусловлено особенностями отношений участников: внутренним самоограничением (совестью) и бесконфликтностью общения (наличием сочувствия, сопереживания, сорадования, содействия). Этими факторами объясняются коррекционно-профилактические ресурсы игровой практики в работе специалистов с девиантным поведением детей и подростков (с безответственностью, агрессией, нарушением социальных норм). Игровая практика моделирует благоприятные социальные условия развития. Смысловое определение переживания счастья-радости сделано с опорой на содержательное понимание счастья детей специалистами по работе с детьми как своей профессиональной целевой установки. Определены и показаны на примерах народных игр фазы становления игры: выполнение правил, игра для себя, игра для Другого.

Ключевые слова: народная игра, счастье, радость, удовольствие, аксиология и методология игры, девиантное поведение, ценности воспитания, коррекционно-профилактическая работа, переживание

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2021130402

Финансирование. Исследование выполнено при поддержке проекта Федерации психологов образования России и ФГБОУ ВО МГППУ «Экосистема детства: создание системной модели профилактики социальных рисков в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», реализуемого в 2020-2021 годах за счет средств гранта Департамента труда и социальной защиты г. Москвы. Теплова А.Б. проводит исследование в рамках государственного задания ФГБНУ «ИИДСВ РАО» № 073-00015-21-01.

Благодарности. Авторы благодарны специалистам и руководителям Центров содействия семейному воспитанию (ЦССВ): «им. Ю.В. Никулина», «№ 1», «Каховские ромашки», а также студентам-волонтерам факультета «Юридическая психология» МГППУ, которые сопровождали игровую практику. Благодаря им всем эта работа стала возможной.

Получена: 06.08.2021

Принята в печать: 05.12.2021

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Богданович Н.В., Делибалт В.В. Профилактика девиантного поведения детей и подростков как направление деятельности психолога в образовательных учреждениях [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. DOI:10.17759/psylaw.2020100201
  2. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 с.
  3. Григорьев В.М. Этнопедагогика игры // Традиционная культура. 2000. № 1. С. 99–106.
  4. Кириллов И.Л., Склезнева И.В. Игра с правилами как средство психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития старших дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 1. С. 16–20. DOI:10.17759/bppe.2020170102
  5. Коновалов А.Ю., Путинцева Н.В. Круг сообщества // Каталог психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде. М.: Общественная организация «Федерация психологов образования России», 2018. 358 с.
  6. Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Игра как зона ближайшего развития детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 4. C. 5–21. DOI:10.17759/psyedu.2019110401
  7. Леонтьев Д.А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. С. 14-37. DOI:10.14515/monitoring.2020.1.02 (дата обращения: 28.05.2021).
  8. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление. М.: Наука, 1978. 392 с.
  9. Панфилов В.В. Режиссеру праздника – об игре. М.: Всероссийский центр художественного творчества, 2004. 307 с.
  10. Петрукович Н.П. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка в семье // Здоровье для всех. 2020. № 1. С. 52–56.
  11. Покровский Е.А. Русские детские подвижные игры. СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009. 184 с.
  12. Святитель Иоанн Златоуст Беседы на Матфея Евангелиста. Часть 1. М., 1781. Издание на церковно-славянском языке (с особо выделенными в беседах нравоучениями). URL: https://zapovedi.wordpress.com/3-златоуст/беседа-1-15/ (дата обращения: 28.05.2021).
  13. Смирнова Е.О. К проблеме воли и произвольности в культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 9–15. DOI:10.17759/chp.2015110302
  14. Смолова Л.В. Смысл счастья: осмысление счастья как важнейшей категории логотерапии В. Франкла // Учёные записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2020. Том 33. № 1. С. 19–28.
  15. Соколов А.В. Феномен социально-культурной деятельности. СПб.: Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2003. 203 с.
  16. Степанова О.А., Вайнер М.Э., Чутко Н.Я. Теория и методика игры // Учебник и практикум для СПО / под ред. Г.Ф. Кумариной, О.А. Степановой. 2-е изд.: М.: Издательство Юрайт, 2018. 265 с.
  17. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Коррекционно-профилактический потенциал традиционной игры (планирование экспериментального исследования) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2019. Том 9. № 3. С. 296–309. DOI:10.17759/psylaw.20190903214
  18. Теплова А.Б., Чернушевич В.А. Ресурсы народной игры как социокультурного средства профилактики девиантного поведения // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 51–59. DOI:10.17759/chp.2017130307
  19. Теплова А.Б., Чернушевич В.А., Чупракова Н.Н. Проблемы внедрения фольклорной игровой практики как коррекционно-профилактического ресурса (результаты и перспективы экспериментальной работы) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 64–77. DOI:10.17759/psylaw.2020100206
  20. Толковая Библия или комментарий на все книги Священного Писания Ветхого и Нового Заветов. Под ред. А.П. Лопухина. В 7-ми т. Изд. 4-е. М.: ДАРЪ, 2009. Т.YI: Четвероевангелие. 1232 с.
  21. Ухтомский А.А. Доминанта. СПб.: Питер, 2002. 448 с.
  22. Чернушевич В.А. Народные игры как ресурс в профилактике агрессивного поведения // Материалы научно-практических мероприятий Международной научно-практической конференции «Теоретические и практические проблемы развития уголовно-исполнительной системы в Российской Федерации и за рубежом» в 2 т. Т. 2 (г. Рязань, 28–29 ноября 2018 г.). Рязань: Академия ФСИН России, 2018. С. 1187–1195.
  23. Чернушевич В.А. Экспериментальное исследование психоэмоциональных ресурсов народных игр (фольклора) [Электронный ресурс] // Психология и право. 2014. Том 4. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2014/n1/68310.shtml (дата обращения: 28.05.2021).
  24. Эльконинова Л.И., Бажанова Т.В. Форма и материал сюжетно-ролевой игры дошкольников // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 2. С. 2–11.
Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика