Зикеева Е.А. магистрант, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0248-2432 e-mail: elizavetazikeeva@gmail.com
Селиванов В.В. доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Смоленск, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8386-591X e-mail: vvsel@list.ru
Капустина В.Ю. кандидат педагогических наук, преподаватель кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-7628-4308 e-mail: 14057796@mail.ru
Стрижова И.В. кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2106-3900 e-mail: irinaswift1112@mail.ru
Применение современных дидактических программ по математике в виртуальной реальности (ВР) требует апробации, доказательства эффективности и экологичности. Свойства ВР – возможность анимации (осуществления действий с объектами), интерактивности и иммерсии в информационном пространстве – особенно важны для подготовки будущих инженеров, математиков и программистов. Однако такие программы сегодня еще являются плохо изученным новшеством, вызывающим научные споры. Цель представленного исследования – обоснование эффективности дидактических ВР-программ в обучении студентов вузов технических направлений через определение уровня полученных знаний, влияния на формирование учебной мотивации и уровня креативности у студентов при изучении высшей математики. Методологическую основу исследования составили основные положения психологии виртуальной реальности, виртуальной онтологии (В.А. Барабанщиков, В.В. Селиванов). Оценка изменения учебной мотивации проведена с помощью методики А.А. Реана и В.А. Якунина (модификация Н.Ц. Бадмаевой). Диагностика уровня креативности проведена с помощью опросника Джонсона, адаптированного Е.Е. Туник. В результате показано, что у студентов, включенных в работу с ВР-программами, на уровне достоверной статистической значимости повышаются показатели по параметрам учебной мотивации, активности и креативности.
Финансирование. Исследование выполнено в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-00041-21-02 от 08.06.2021 «Влияние технологий виртуальной реальности высшего уровня на психическое развитие в юношеском возрасте».
Получена: 28.10.2021
Принята в печать: 05.12.2021
Ссылка для цитирования
Литература
Аникина В.Г. Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического
анализа понятий к пониманию сущностных отношений // Психологическая наука и
образование. 2021. Том 26. № 1. С. 19–26. DOI:10.17759/pse.2021000002
Аникина В.Г., Побокин П.А., Ивченкова Ю.Ю. Применение технологий
виртуальной реальности в преодолении состояния тревожности // Экспериментальная
психология. 2021. Том 14. № 1. C. 40–50. DOI:10.17759/exppsy.2021000004
Барабанщиков В.А., Маринова М.М., Абрамов А.Д. Виртуальная личность
подвижного тэтчеризированного лица // Психологическая наука и образование.
2021. Том 26. № 1. С. 5–18. DOI:10.17759/pse.2021000001
Величковский Б.М., Игнатьев М.Б. Виртуальная реальность // Большая
российская энциклопедия. Т. 5. М., 2006. С. 371–372.
Взаимодействие личности и виртуальной реальности: психическое развитие и
личностная детерминация / под ред. Барабанщикова В.А., Селиванова В.В.
(монография). М.: Универсум, 2019. 430 с.
Гордашников В.А., Осин А.Я. Образование и здоровье студентов
медицинского колледжа. М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009. 395
с.
Интеллект, креативность и успешность решения задач учащимися среднего
школьного возраста в компьютерной игре «PLines» / А.А. Марголис [и др.] //
Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 1. С. 122–137.
DOI:10.17759/exppsy.2020130109
Крушельницкая О.И., Полевая М.В., Третьякова А.Н. Мотивация к
получению высшего образования и ее структура [Электронный ресурс] //
Психолого-педагогические исследования. 2019. Том 11. № 2. С. 43–57.
DOI:10.17759/psyedu.2019110205 URL:
https://psyjournals.ru/files/107660/Krushelnitskaya_et_al.pdf (дата обращения:
11.11.2021).
Малютина Т.В. Психологические и психофизиологические особенности
развития в юношеском возрасте // Омский научный вестник. 2014. № 2(126). С.
129–133.
Молохина Г.А. Возрастные и гендерные особенности стиля мышления
студентов: Автореф. дис. … канд. психол. наук. Ростов-н/Дону, 2010. 19 с.
Перспективы развития цифрового образования: анализ с позиции
системно-деятельностного подхода / С.Ю. Егоров [и др.] // Вестник Российского
фонда фундаментальных исследований. 2019. № 4(104). С. 120–127.
DOI:10.22204/2410-4639-2019-104-04-120-127
Побокин П.А. Влияние средств виртуальной реальности на развитие
мышления и знаний школьников по математике в ходе обучения. Автореф. дис. …
канд. психол. наук. Ярославль, 2015. 25 с.
Рабинович П.Д. Создание мотивирующей интерактивной среды раннего
личностного и профессионального самоопределения детей и подростков, развития у
них множественного интеллекта, интереса к естественным наукам и
научно-техническому творчеству // Вестник Московского государственного
областного университета. Серия: Физика-математика. 2014. № 4. С. 136–146.
Селиванов В.В. Психические состояния личности в дидактической
vr-среде // Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 20–28.
DOI:10.17759/exppsy.2021000002
Селиванов В.В., Сорочинский П.В. Механизмы и закономерности влияния
образовательной виртуальной реальности на мышление человека //
Экспериментальная психология. 2021. Том 14. № 1. С. 29–39.
DOI:10.17759/exppsy.2021000003
Селиванов В.В. Теория мышления как процесса: экспериментальное
подтверждение // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 1. С. 40–52.
DOI:10.17759/exppsy.2019120104
Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и
средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17. № 3.
C. 378–391.
Фридман Л.М. Теоретические основы методики обучения математике. М.:
Ленанд, 2014. 248 с.
Хозе Е.Г. Виртуальная реальность и образование [Электронный ресурс]
// Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 68–78.
DOI:10.17759/jmfp.2021000002 URL:
https://psyjournals.ru/files/123315/jmfp_2021_n3_Khoze.pdf (дата обращения:
28.10.2021).
Azevich A.I. Virtual reality: educational and methodological aspects
// Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования. 2019. № 4. С. 338–350. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/virtual-reality-educational-and-methodological-aspects
(дата обращения: 28.05.2021).
Chalmers D.J. The virtual and the real // Disputatio. 2017. № 9. С.
309–352. DOI:10.1515/disp-2017-0009 URL:
https://sciendo.com/article/10.1515/disp-2017-0009 (дата обращения:
28.05.2021).
Combined Cognitive-Motor Rehabilitation in Virtual Reality Improves Motor
Outcomes in Chronic Stroke – A Pilot Study / A.L. Faria [et al.] // Frontiers
in Psychology. 2018. Front. Psychol. DOI:0.3389/fpsyg.2018.00854
Leetaru K. Why 2016 was not the year of virtual reality [Электронный
ресурс] URL:
https://www.forbes.com/sites/kalevleetaru/2017/01/09/why-2016-was-not-the-year-of-virtual-reality/#3b6efb8c58c5
(дата обращения: 28.05.2021).
Morris Ch. Is 2016 the year of virtual reality? [Электронный ресурс]
Fortune 2015 URL:
http://fortune.com/2015/12/04/2016-the-year-of-virtual-reality / (дата
обращения: 28.05.2021).
Nyíri K. Images in conservative education // How to do things with
pictures: Skill, practice, performance / A. Benedek, K. Nyíri (Eds.). Series
Visual Learning. 2012. Vol. 3. P. 191–207.
Postnonclassical methodology and application of virtual reality
technologies in social research / Yu.P. Zinchenko [et al.] // Psychology in
Russia: State of the Art. 2015. Vol. 8, Issue 4. P. 60–71.
DOI:10.11621/pir.2015.0405
Riva G., Dakanalis A., Mantovani F. Leveraging psychology of virtual
body for health and wellness // The handbook of the psychology of communication
technology Chichester / S.S. Sunder (ed.). Wiley-Blackwell. 2015. P.
528–547.
Selivanov V.V., Selivanova L.N. Cognitive processes and personality
characteristics in the educational virtual reality [Электронный ресурс] //
Jökull Journal, 2015. Vol. 65. Issue 6. URL: http://www.jokulljournal.com/
(дата обращения: 28.05.2021).
Selivanov V.V., Selivanova L.N. Personality and Personal Attitudes
in Virtual Training Reality [Электронный ресурс] // Wulfenia Iournal, Ausria,
2016. Vol. 23. № 7. P. 2–7. URL: http://multidisciplinarywulfenia.org (дата
обращения: 28.05.2021).
Selivanov V. Virtual reality as means of activation mental resources
of the person // Possibilities of Actualization of Mental Resources, Collection
of scientific articles // International Higher School of Practical Psychology /
Ed. J. Mikhailov, G.V. Ozhiganova. Riga, 2015. P. 116–121.
Sherman W.R., Craig A.B. Understanding virtual reality: Interface,
application and design [Электронный ресурс] // Morgan Kaufmann-Elsevier: San
Francisco, CA. 2003. URL:
https://www.elsevier.com/books/understanding-virtual-reality/sherman/978-1-55860-353-0
(дата обращения: 28.05.2021).
The potentials and trends of virtual reality in education. A bibliometric
analysis on top research studies in the last two decades / D. Liu [et al.] //
Virtual, Augmented and Mixed Realities in Education / D. Liu [et al].
Singapore: Springer, 2017. P. 105–130. DOI:10.1007/978-981-10-5490-7_7