Доний Е.И. аспирант кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2180-7060 e-mail: kido06_86@mail.ru
В данной статье представлены результаты исследования теста Урбана как инструмента выявления специфики проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. В литературе отмечается специфика проявления креативности у младших подростков с данными видами одаренности. Автор отмечает, что анализ показателей категорий теста Урбана вне зависимости от его общего показателя позволяет предположить, что они могут выявить специфику проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. В исследовании приняли участие 196 младших подростков, из которых 63 интеллектуально одаренных (М=11,6 лет, 30 мальчиков и 33 девочки), 34 художественно одаренных (М=12,1 лет, 5 мальчиков и 29 девочек) и 99 из контрольной группы (М=11,6 лет, 46 мальчиков и 53 девочки). Анализ средних значений показателей теста Урбана выявил статистически значимые межгрупповые различия по таким категориям, как юмор, нетрадиционное использование – любая манипуляция с бланком; любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное использование элементов или рисунка; любое использование символов и знаков, а также скорость. Впервые предпринята попытка анализа показателей категорий теста Урбана вне зависимости от его общего показателя в контексте выявления специфики проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Результаты расширяют инструментарий специалистов, уточняя возможности уже знакомого теста и позволяя оптимизировать процесс диагностики.
Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90002-19.
Получена: 21.04.2021
Принята в печать: 10.03.2022
Ссылка для цитирования
Подкаст
Литература
Валуева Е.А., Лаптева Е.М., Овсянникова В.В. Оценка эффективности
программы развития эмоциональных способностей у школьников старших классов
[Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С.
70–79. DOI:10.17759/jmfp.2018070207
Доний Е.И. Применение теста Урбана на российской выборке для
определения творческого потенциала младших подростков [Электронный ресурс] //
Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психология
способностей и одаренности» (г. Ярославль, 21–22 ноября 2019 г.). Ярославль:
РИО ЯГПУ, 2019. С. 412–413.
Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных
характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и
художественной одаренностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические
исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 110–123.
DOI:10.17759/psyedu.2020120307
Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы
художественного образования. М.: Просвещение, 2008. 175 с.
Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Истоки
и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014. 84
с.
Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 150
с.
Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование
одаренности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120–127.
URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/912/912120.htm (дата обращения:
07.07.2021).
Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А. Идентификация одаренных
учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности
[Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 97–177. URL:
http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961097.htm (дата обращения:
07.07.2021).
Эфроимсон В.А. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и
факторы наивысшей интеллектуальной активности. М.: Тайдекс Ко, 2003. 375
с.
Beal O. Assessing the creative abilities of primary school children
[Электронный ресурс]. MPhiI University of Central Lancashire September, 1998.
236 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/16414732.pdf (дата обращения:
03.12.2020).
Cox M. Children’s drawings. London: Penguin, 1992. 244 p.
Gardner H. Artful Scribbles: The Significance of Children's
Drawings. New York: Basic Books, 1980. 280 p.
Golomb C. Compositional development in children’s drawings, 1985.
URL:
http://www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/search/detailmini.jsp?_nfpb=true&_&ERICExtSearch_SearchValue_0=ED260795&ERICExt
Search_SearchType_0=no&accno=ED260795 (дата
обращения: 02.12.2020).
Hurwitz A. The gifted and talented in art: A guide to program
planning. Worcester. Mass.: Davis Publications, 1983. 148 p. URL:
https://archive.org/details/giftedtalentedin0000hurw (дата обращения:
02.12.2020).
Lowenfeld V., Brittain W.L. Creative and mental growth. New York,
NY: ABD: Macmillan Publishing Company, 1987. URL:
https://archive.org/stream/creativementalgr00/creativementalgr00_djvu.txt (дата
обращения: 02.12.2020).
Maksic S., Tenjovic L. (2010). Temporal stability of scores on
Urban-Jellen test for creative thinking in childhood / In J. Fortikova & J.
Raffan (Eds.) // ECHA – Prague 2008, «From giftedness to successful
intelligence» Proceedings of 11th Conference of ECHA (Prague, September 16–20,
2008). Prague: Center of Giftedness, 2008. P. 24–32.
Pariser D. Conceptions of Children's Artistic Giftedness from Modern
and Postmodern Perspectives [Электронный ресурс] // Journal of Aesthetic
Education. 1997. Vol. 31. № 4. P. 35–47. DOI:10.2307/3333142
Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A
developmental model for creative productivity / Sternberg R.J., Davidson J.E.
(Eds.) // Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. P.
53–92.
Ronksley-Pavia M. Enhancing creativity for gifted and talented
students: a visual art classroom perspective [Электронный ресурс] //
TalentEd. 2014. Vol. 28. P. 32–44. URL:
https://www.researchgate.net/publication/260002057_Enhancing_creativity_for_gifted_and_talented_students_A_visual_arts_classroom_perspective
(дата обращения: 02.12.2020).
Sawyer R.K. Explaining creativity: The science of human innovation.
New York, NY: Oxford University Press, 2006. 363 p.
Sloane K.D., Sosniak L.A. The development of accomplished sculptors
/ In B.S. Bloom (Ed.) // Developing talent in young people. New York:
Ballantine Books, 1985. P. 90–138.
Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking
giftedness and gifted education: a proposed direction forward based on
psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011.
Vol. 12. № 1. P. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
Shumakova N. Creativity in Intellectually gifted primary school
children and gifted children in art // ICPE 2018. International Conference on
Psychology and Education. The European Proceedings of Social and Behavioural
Sciences. 2018. P. 629–635. URL:
https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICPE2018F072.pdf (дата
обращения: 02.11.2020).
Talent development in achievement domains: A psychological framework for
within and cross-domain research / Preckel F. et al // Perspectives on
Psychological Science. 2020. Vol. 15. P. 691–722.
DOI:10.1177/1745691619895030
Urban K.K. On the Development of Creativity in Children [Электронный
ресурс] // Creativity Research Journal. 1991. Vol. 4. № 2. P. 177–191.
DOI:10.1080/10400419109534384
Urban K.K. Assessing Creativity: The Test for Creative Thinking –
Drawing Production (TCT-DP): the concept, application, evaluation, and
international studies [Электронный ресурс] // Psychology Science. 2004. Vol.
46. № 3. P. 387–397. URL:
http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.536.8590&rep=rep1&type=pdf
(дата обращения: 02.12.2020).
Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking –
Drawing Production (TCT-DP) [Электронный ресурс] // International Education
Journal. 2005. Vol. 6. № 2. P. 272–280. URL:
https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения:
02.12.2020).
VanTassel-Baska J. Creativity as an elusive factor in giftedness.
Update [Электронный ресурс] // The electronic magazine of the School of
Education at the College of William and Mary. 2004. URL:
https://www.hoagiesgifted.org/creativity_as_elusive_factor.htm (дата обращения:
02.12.2020).
Winner E., Martino G. Artistic Giftedness / In N. Colangelo and G.
Davis (Eds.) // Handbook of Gifted Education (3rd edition). Allyn & Bacon,
2002. 640 p.
Winner E., Drake J.E. Children gifted in drawing. The incidence of
precocious realism [Электронный ресурс] // Gifted Education International.
2012. Vol. 29. № 2. P. 125–139. DOI:10.1177/0261429412447708
Winner E., Drake J.E. Children with exceptional drawing skills
[Электронный ресурс] // The Psychologist. 2013. Vol. 26. P. 730–733. URL:
https://www.researchgate.net/publication/283123269_Children_with_exceptional_drawing_skills
(дата обращения: 02.12.2020).