Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 139Рубрики 53Авторы 10333Новости 1983Ключевые слова 5081 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Тест Урбана (TCT-DP) как инструмент выявления специфики проявления креативности у младших подростков с разными видами одаренности 74

|

Доний Е.И.
аспирант кафедры возрастной психологии имени Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2180-7060
e-mail: kido06_86@mail.ru

Аннотация

В данной статье представлены результаты исследования теста Урбана как инструмента выявления специфики проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. В литературе отмечается специфика проявления креативности у младших подростков с данными видами одаренности. Автор отмечает, что анализ показателей категорий теста Урбана вне зависимости от его общего показателя позволяет предположить, что они могут выявить специфику проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. В исследовании приняли участие 196 младших подростков, из которых 63 интеллектуально одаренных (М=11,6 лет, 30 мальчиков и 33 девочки), 34 художественно одаренных (М=12,1 лет, 5 мальчиков и 29 девочек) и 99 из контрольной группы (М=11,6 лет, 46 мальчиков и 53 девочки). Анализ средних значений показателей теста Урбана выявил статистически значимые межгрупповые различия по таким категориям, как юмор, нетрадиционное использование – любая манипуляция с бланком; любое сюрреалистичное, вымышленное и/или абстрактное использование элементов или рисунка; любое использование символов и знаков, а также скорость. Впервые предпринята попытка анализа показателей категорий теста Урбана вне зависимости от его общего показателя в контексте выявления специфики проявления креативности младших подростков с художественной и интеллектуальной одаренностью. Результаты расширяют инструментарий специалистов, уточняя возможности уже знакомого теста и позволяя оптимизировать процесс диагностики.

Ключевые слова: интеллект, креативность, младшие подростки, тест Урбана, художественная одаренность

Рубрика: Психология развития

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140109

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-313-90002-19.

Получена: 21.04.2021

Принята в печать: 10.03.2022

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература
  1. Валуева Е.А., Лаптева Е.М., Овсянникова В.В. Оценка эффективности программы развития эмоциональных способностей у школьников старших классов [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7. № 2. С. 70–79. DOI:10.17759/jmfp.2018070207
  2. Доний Е.И. Применение теста Урбана на российской выборке для определения творческого потенциала младших подростков [Электронный ресурс] // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Психология способностей и одаренности» (г. Ярославль, 21–22 ноября 2019 г.). Ярославль: РИО ЯГПУ, 2019. С. 412–413.
  3. Доний Е.И., Шумакова Н.Б. Сравнительный анализ когнитивных характеристик и креативности младших подростков с интеллектуальной и художественной одаренностью [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2020. Том 12. № 3. С. 110–123. DOI:10.17759/psyedu.2020120307
  4. Мелик-Пашаев А.А. Художник в каждом ребенке: цели и методы художественного образования. М.: Просвещение, 2008. 175 с.
  5. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н., Адаскина А.А., Чубук Н.Ф. Истоки и специфика детского художественного творчества. М.: Навигатор, 2014. 84 с.
  6. Монкс Ф., Ипенбург И. Одаренные дети. М.: Когито-Центр, 2014. 150 с.
  7. Хеллер К.А., Перлет К., Сиервальд В. Лонгитюдное исследование одаренности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 120–127. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/912/912120.htm (дата обращения: 07.07.2021).
  8. Щебланова Е.И., Аверина И.С., Хеллер К.А. Идентификация одаренных учащихся как первый этап лонгитюдного исследования развития одаренности [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1996. № 1. С. 97–177. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1996/961/961097.htm (дата обращения: 07.07.2021).
  9. Эфроимсон В.А. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М.: Тайдекс Ко, 2003. 375 с.
  10. Beal O. Assessing the creative abilities of primary school children [Электронный ресурс]. MPhiI University of Central Lancashire September, 1998. 236 p. URL: https://core.ac.uk/download/pdf/16414732.pdf (дата обращения: 03.12.2020).
  11. Cox M. Children’s drawings. London: Penguin, 1992. 244 p.
  12. Gardner H. Artful Scribbles: The Significance of Children's Drawings. New York: Basic Books, 1980. 280 p.
  13. Golomb C. Compositional development in children’s drawings, 1985. URL: http://www.eric.ed.gov/ERICWebPortal/search/detailmini.jsp?_nfpb=true&_&ERICExtSearch_SearchValue_0=ED260795&ERICExt Search_SearchType_0=no&accno=ED260795 (дата обращения: 02.12.2020).
  14. Hurwitz A. The gifted and talented in art: A guide to program planning. Worcester. Mass.: Davis Publications, 1983. 148 p. URL: https://archive.org/details/giftedtalentedin0000hurw (дата обращения: 02.12.2020).
  15. Lowenfeld V., Brittain W.L. Creative and mental growth. New York, NY: ABD: Macmillan Publishing Company, 1987. URL: https://archive.org/stream/creativementalgr00/creativementalgr00_djvu.txt (дата обращения: 02.12.2020).
  16. Maksic S., Tenjovic L. (2010). Temporal stability of scores on Urban-Jellen test for creative thinking in childhood / In J. Fortikova & J. Raffan (Eds.) // ECHA – Prague 2008, «From giftedness to successful intelligence» Proceedings of 11th Conference of ECHA (Prague, September 16–20, 2008). Prague: Center of Giftedness, 2008. P. 24–32.
  17. Pariser D. Conceptions of Children's Artistic Giftedness from Modern and Postmodern Perspectives [Электронный ресурс] // Journal of Aesthetic Education. 1997. Vol. 31. № 4. P. 35–47. DOI:10.2307/3333142
  18. Renzulli J.S. The three-ring conception of giftedness: A developmental model for creative productivity / Sternberg R.J., Davidson J.E. (Eds.) // Conceptions of giftedness. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. P. 53–92.
  19. Ronksley-Pavia M. Enhancing creativity for gifted and talented students: a visual art classroom perspective [Электронный ресурс] // TalentEd. 2014. Vol. 28. P. 32–44. URL: https://www.researchgate.net/publication/260002057_Enhancing_creativity_for_gifted_and_talented_students_A_visual_arts_classroom_perspective (дата обращения: 02.12.2020).
  20. Sawyer R.K. Explaining creativity: The science of human innovation. New York, NY: Oxford University Press, 2006. 363 p.
  21. Sloane K.D., Sosniak L.A. The development of accomplished sculptors / In B.S. Bloom (Ed.) // Developing talent in young people. New York: Ballantine Books, 1985. P. 90–138.
  22. Subotnik R.F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F.C. Rethinking giftedness and gifted education: a proposed direction forward based on psychological science // Psychological Science in the Public Interest. 2011. Vol. 12. № 1. P. 3–54. DOI:10.1177/1529100611418056
  23. Shumakova N. Creativity in Intellectually gifted primary school children and gifted children in art // ICPE 2018. International Conference on Psychology and Education. The European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2018. P. 629–635. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/ICPE2018F072.pdf (дата обращения: 02.11.2020).
  24. Talent development in achievement domains: A psychological framework for within and cross-domain research / Preckel F. et al // Perspectives on Psychological Science. 2020. Vol. 15. P. 691–722. DOI:10.1177/1745691619895030
  25. Urban K.K. On the Development of Creativity in Children [Электронный ресурс] // Creativity Research Journal. 1991. Vol. 4. № 2. P. 177–191. DOI:10.1080/10400419109534384
  26. Urban K.K. Assessing Creativity: The Test for Creative Thinking – Drawing Production (TCT-DP): the concept, application, evaluation, and international studies [Электронный ресурс] // Psychology Science. 2004. Vol. 46. № 3. P. 387–397. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.536.8590&rep=rep1&type=pdf (дата обращения: 02.12.2020).
  27. Urban K.K. Assessing creativity: The Test for Creative Thinking – Drawing Production (TCT-DP) [Электронный ресурс] // International Education Journal. 2005. Vol. 6. № 2. P. 272–280. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/EJ854980.pdf (дата обращения: 02.12.2020).
  28. VanTassel-Baska J. Creativity as an elusive factor in giftedness. Update [Электронный ресурс] // The electronic magazine of the School of Education at the College of William and Mary. 2004. URL: https://www.hoagiesgifted.org/creativity_as_elusive_factor.htm (дата обращения: 02.12.2020).
  29. Winner E., Martino G. Artistic Giftedness / In N. Colangelo and G. Davis (Eds.) // Handbook of Gifted Education (3rd edition). Allyn & Bacon, 2002. 640 p.
  30. Winner E., Drake J.E. Children gifted in drawing. The incidence of precocious realism [Электронный ресурс] // Gifted Education International. 2012. Vol. 29. № 2. P. 125–139. DOI:10.1177/0261429412447708
  31. Winner E., Drake J.E. Children with exceptional drawing skills [Электронный ресурс] // The Psychologist. 2013. Vol. 26. P. 730–733. URL: https://www.researchgate.net/publication/283123269_Children_with_exceptional_drawing_skills (дата обращения: 02.12.2020).
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика