Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 148Рубрики 53Авторы 10647Новости 2026Ключевые слова 6329 Подать рукописьRSS RSS

РИНЦ

Включен в Science Index РИНЦ

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Психолого-педагогические исследования

Прежнее название: Психологическая наука и образование psyedu.ru

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (online): 2587-6139

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2009 года

Периодичность: 4 номера в год

Формат: сетевое издание

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Модель формирования ценностных ориентаций детей в образовательных организациях: подходы к проектированию 53

|

Казначеева Н.Н.
кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9454-5076
e-mail: kaznacheeva@institutdetstva.ru

Метлик И.В.
доктор педагогических наук, доцент, главный научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-6025-8909
e-mail: metlik@institutdetstva.ru

Шестакова О.А.
кандидат технических наук, заместитель директора, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» (ФГБНУ «ИИДСВ РАО»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1036-3708
e-mail: shestakova@institutdetstva.ru

Аннотация

В статье обоснована теоретическая модель формирования ценностных ориентаций детей в различных образовательных организациях. Показана корреляция традиционных духовно-нравственных ценностей народов России и общих российских базовых (конституционных) ценностей, которые представляют общее, конвенциональное содержание первых. Отмечено, что формирование ценностных ориентаций личности – это процесс, детерминированный потребностями личности, семьи, российского общества с учетом его мировоззренческого и культурного разнообразия и современной социальной ситуации развития детей, обусловленной цифровой социализацией. Обоснованы целевые ориентиры результатов воспитания детей на основе российских базовых ценностей как инвариантных установок, векторов воспитательной деятельности в образовательных организациях. Определено структурное содержание модели формирования ценностных ориентаций детей: ценностно-целевой, содержательный, организационный блоки. В каждом блоке охарактеризованы инвариантные и вариативные компоненты. Выявлена необходимость проектирования программ воспитания на единой ценностной основе российских базовых конституционных ценностей с учетом особенностей образовательных организаций разного типа, уровня, вида образования. Актуализирована разработка комплекса примерных рабочих программ воспитания для различных образовательных организаций. Сообщается о разработке и апробации таких программ в Институте изучения детства семьи и воспитания РАО.

Ключевые слова: воспитание, дети, образовательные организации, теоретическая модель, ценностные ориентации, цели образования

Рубрика: Методология и технология образования

Тип: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/psyedu.2022140306

Финансирование. Результаты, изложенные в статье, получены в рамках государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации по проекту «Формирование ценностных ориентаций детей посредством реализации программ воспитания в образовательных организациях» № 122041800028-8. Номер для публикаций IMLY-2023-0001.

Благодарности. Авторы благодарят за помощь в сборе данных для исследования директора ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» Н.В. Агре.

Получена: 05.09.2022

Принята в печать: 26.09.2022

Ссылка для цитирования

Подкаст
Литература
  1. Авдеева Н.Н., Егорова М.А., Кочетова Ю.А. Психологическое просвещение как воспитательный ресурс современной системы образования [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2021. Том 13. № 4. C. 73–93. DOI:10.17759/psyedu.2021130405
  2. Брызгалина Е.В., Станченко С.В. Воспитание как образовательный результат: ценностно ориентированный подход к оцениванию в системе общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2021. Том 25. № 4. С. 574–588. DOI:10.22363/2313-2302-2021-25-4-574-588
  3. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Том 4. М.: Педагогика, 1984. 432 с.
  4. Голубева Н., Марцинковская Т. Информационная социализация: психологический подход [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 6(20). С. 2. DOI:10.54359/ps.v4i20.808
  5. Духовно-нравственное воспитание: вопросы теории, методологии и практики в российской школе / И.В. Метлик, И.А. Галицкая, А.В. Ситников; под ред. И.В. Метлика. М.: ПРО-ПРЕСС, 2012. 264 с.
  6. Елишев С.О. Изучение понятий «ценность», «ценностные ориентации» в междисциплинарном аспекте // Ценности и смыслы. 2011. № 2(11). С. 82–96.
  7. Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.04.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73642836/ (дата обращения: 05.09.2022).
  8. Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80adrabb4aegksdjbafk0u.xn--p1ai/programmy-vospitaniya/ (дата обращения: 05.09.2022).
  9. Казначеева Н.Н. Воспитание в учебном процессе. Воспитательный потенциал отечественной литературы в условиях информационной социализации (научно-методическое пособие) [Электронный ресурс] // Воспитание школьников. 2017. № 2.
  10. Карабанова О.А. Ориентирующий образ в структуре социальной ситуации развития ребенка: от Л.С. Выготского к П.Я. Гальперину // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012. № 4. С. 73–81.
  11. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/doc/constitution/ (дата обращения: 05.09.2022).
  12. Куприянов Б.В. Уклады школьной жизни // Народное образование. 2015. № 8(1451). С. 147–154.
  13. Лодатко Е.А. Типология педагогических моделей // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. № 1(16). С. 126–128.
  14. Лукина А.К., Севостьянова А.С. Уклад школьной жизни как элемент воспитательной системы школы // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 14. DOI:10.17513/spno.29619
  15. Общая психология. Словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.: ПЕР СЭ, 2005. 251 с.
  16. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрена решением ФУМО по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15 в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015) [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-osnovnaia-obrazovatelnaia-programma-osnovnogo-obshchego-obrazovaniia-1 (дата обращения: 05.09.2022).
  17. Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций [Электронный ресурс]. URL: https://fgosreestr.ru/poop/primernaia-rabochaia-programma-vospitaniia-dlia-obshcheobrazovatelnykh-organizatsii (дата обращения: 05.09.2022).
  18. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 05.09.2022).
  20. Солдатова Г.У. Цифровая социализация в культурно-исторической парадигме: изменяющийся ребенок в изменяющемся мире // Социальная психология и общество. 2018. Том 9. № 3. С. 71–80. DOI:10.17759/sps.2018090308
  21. Сорокоумова Е.А. Социальная ситуация развития цифрового поколения // Социокультурная детерминация субъектов образовательного процесса: сборник материалов международной конференции XI Левитовские чтения в МГОУ, Москва, 20–21 апреля 2016 года. М.: Московский государственный областной университет, 2016. С. 98–101.
  22. Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова и З.И. Рябикиной. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2005. С. 9–44.
  23. Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/401425792/ (дата обращения: 05.09.2022).
  24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/77308190/ (дата обращения: 05.09.2022).
  25. Шаляпина Т.А., Викторов Ю.М. Формирование уклада школьной жизни как необходимое условие достижения результатов ФГОС общего образования // Непрерывное образование. 2018. № 4(26). С. 34–37.
  26. Smith J., Hewitt B., Skrbiš Z. Digital socialization: young people’s changing value orientations towards internet use between adolescence and early adulthood // Information, Communication & Society. 2015. Vol. 18. № 9. P. 1022–1038. DOI:10.1080/1369118X.2015.1007074
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика