Современные проблемы дошкольного образования*

426

Аннотация

Статья посвящена проблемам воспитания и обучения детей младшего возраста (ВОДМВ), которые будут обсуждаться на Всемирной конференции ЮНЕСКО 27–29 сентября 2010 года. Авторы выделяют и анализируют ключевые, с их точки зрения, современные тенденции в развитии дошкольного образования в разных странах, предлагают и обосновывают свой взгляд на возникающие в этом контексте проблемы. В статье проанализированы две противоположные модели образования детей младшего возраста, показаны основные следствия реализации каждого из существующих подходов. Особое значение уделяется построению единой системы дошкольного и начального школьного образования. С точки зрения авторов, именно точка «стыка» этих двух образовательных ступеней является критической и во многих отношениях тестовой для определения «лица» всей национальной системы образования детей младшего возраста в разных странах. Представлен общий анализ существующих программ дошкольного образования и их влияния на развитие детей этого возраста. Авторы подчеркивают важность и особую роль личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, а также игры в контексте развивающего дошкольного образования. Затронуты проблемы, связанные с подготовкой педагогов для работы с детьми младшего возраста.

Общая информация

* Статья опубликована в научном журнале «Психологическая наука и образование», №3, 2010 год.

Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, две модели ВОДМВ, преемственность дошкольного образования и школы, рамочные и конспектные программы, развивающая программа ВОДМВ, игра, подготовка дошкольных педагогов

Рубрика издания: Дошкольное образование

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. Том 3. № 2011-2. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2011_2/48142 (дата обращения: 25.04.2024)

Фрагмент статьи

В Москве 27–29 сентября 2010 года состоится Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и обучению детей младшего возраста. Как следует из названия, она будет посвящена проблемам образования детей дошкольного возраста (с рождения до 7–8 лет). Процессы, связанные с развитием маленьких детей, в последнее время вызывают огромный интерес во всем мире. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка проблематика развития детей раннего возраста (ВОДМВ) является междисциплинарной. Она включает в себя проблемы здравоохранения, питания, образования, социальных наук, экономики, а также защиту детей и их социальное благосостояние.

ЮНЕСКО предлагает следующее определение для образования в этом возрасте: «Дошкольное образование – воспитание и обучение детей младшего возраста (ВОДМВ) – это действия, которые способствуют выживанию, росту, развитию и обучению детей, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены, – познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно-эстетическому развитию, – начиная с рождения ребенка и заканчивая его поступлением в начальную школу в рамках официального и неофициального, формального и неформального образования». Подход РДРВ, в основном направленный на достижение нормального уровня жизни для детей младшего возраста в первые годы, также важен и с точки зрения перспектив развития взрослых. Он имеет своей целью помочь им стать здоровыми, социально и экологически ответственными, интеллектуально компетентными и экономически продуктивными.

Литература

  1. Выготский Л. С. Собр.: соч.: В 6-ти т. / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1984.
  2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
  3. Давыдов В. В. Последние выступления. М., 1998.
  4. Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10.
  5. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
  6. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. М., 2000.
  7. Коул М. (ред). Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1989.
  8. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.
  9. Мануйленко З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
  10. Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М.; ЮНЕСКО, 2007.
  11. Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.-Воронеж, 1996.
  12. Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
  13. Эльконин Б. Д., Зинченко В. П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского). Интернет-ресурс: http://www.psychology.ru/library/00073.shtml
  14. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
  15. Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
  16. Юдина Е. Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2002.
  17. Bodrova E., & Leong, D. Tools of the mind: Vygotskian approach to early childhood education. (2-nd ed.) Columbus, OH: Merrill / Prentice Hall, 2007.
  18. Chaiklin, S. The Zone of Proximal Development in Vygotsky’s analysis of learning and instruction. In: A. Kozulin, B. Gindis, V. Fgeev, S. Miller (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context / Cambridge University Press, 2003.
  19. Cole, M. & Griffin, P. A. Sociohistorical approach to remediation. In S. deCastell, A. Luke & K. Egan (Eds.), Literacy, society, and schooling, 1986.
  20. Fromberg, D. P., Bergen, D. (Eds.) Play from birth to twelve and beyond. Contexts, perspectives, and meanings. New York-London, 1998.
  21. Haywood, C. H. & Lidz, C. S. Dynamic assessment in practice: Clinical and educational applications. New York: Cambridge University Press, 2007.
  22. Heckman, J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54.
  23. Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006.
  24. Leong, D. J., Bodrova, E. Tools of the Mind: A Vygotskian based early childhood curriculum. Early Childhood Services: An Interdisciplinary Journal of Effectiveness. Vol. 3 (3). 2009.
  25. McGregor S. G., Cheung Y. B., Santiago C., Glewwe P., Richter L., Strupp B., and the International Child Development Steering Group. Child development in developing countries. Lancet Series, 2007.
  26. Miller, S. How literature discussion shapes thinking: ZPDs for teaching/learning habits of the heart and mind. In: A. Kozulin, B. Gindis, V. Fgeev, S. Miller (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context/Cambridge University Press, 2003.
  27. Wertsch, J. V. Mind as action. N.-Y.–Oxford, 1988.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Юдина Елена Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Старший научный сотрудник Института психологии Российской академии образования, заведующая кафедрой управления дошкольным образованием Московской высшей школы социальных и экономических наук, Москва, Россия, e-mail: eleyudina@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2135
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 11

Скачиваний

Всего: 426
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7