Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru
2011. Том 3. № 2011-2
Современные проблемы дошкольного образования*
Аннотация
Общая информация
* Статья опубликована в научном журнале «Психологическая наука и образование», №3, 2010 год.
Ключевые слова: дошкольная образовательная среда, две модели ВОДМВ, преемственность дошкольного образования и школы, рамочные и конспектные программы, развивающая программа ВОДМВ, игра, подготовка дошкольных педагогов
Рубрика издания: Дошкольное образование
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Рубцов В.В., Юдина Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования [Электронный ресурс] // Электронный сборник статей портала психологических изданий PsyJournals.ru. 2011. Том 3. № 2011-2. URL: https://psyjournals.ru/serialpublications/pj/archive/2011_2/48142 (дата обращения: 05.12.2024)
Фрагмент статьи
В Москве 27–29 сентября 2010 года состоится Всемирная конференция ЮНЕСКО по воспитанию и обучению детей младшего возраста. Как следует из названия, она будет посвящена проблемам образования детей дошкольного возраста (с рождения до 7–8 лет). Процессы, связанные с развитием маленьких детей, в последнее время вызывают огромный интерес во всем мире. В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка проблематика развития детей раннего возраста (ВОДМВ) является междисциплинарной. Она включает в себя проблемы здравоохранения, питания, образования, социальных наук, экономики, а также защиту детей и их социальное благосостояние.
ЮНЕСКО предлагает следующее определение для образования в этом возрасте: «Дошкольное образование – воспитание и обучение детей младшего возраста (ВОДМВ) – это действия, которые способствуют выживанию, росту, развитию и обучению детей, включая аспекты их здоровья, питания и гигиены, – познавательно-речевому, физическому, социально-личностному и художественно-эстетическому развитию, – начиная с рождения ребенка и заканчивая его поступлением в начальную школу в рамках официального и неофициального, формального и неформального образования». Подход РДРВ, в основном направленный на достижение нормального уровня жизни для детей младшего возраста в первые годы, также важен и с точки зрения перспектив развития взрослых. Он имеет своей целью помочь им стать здоровыми, социально и экологически ответственными, интеллектуально компетентными и экономически продуктивными.
Литература
- Выготский Л. С. Собр.: соч.: В 6-ти т. / Под ред. А. В. Запорожца. М., 1984.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1991.
- Давыдов В. В. Последние выступления. М., 1998.
- Запорожец А. В. Некоторые психологические проблемы детской игры // Дошкольное воспитание. 1965. № 10.
- Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т. М., 1986.
- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) // Содержание образования в двенадцатилетней школе. М., 2000.
- Коул М. (ред). Социально-исторический подход в психологии обучения. М., 1989.
- Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. М.-Воронеж, 1997.
- Мануйленко З. В. Развитие произвольного поведения у детей дошкольного возраста // Известия АПН РСФСР. 1948. Вып. 14.
- Прочная основа. Образование и воспитание детей младшего возраста // Всемирный доклад по мониторингу ОДВ. М.; ЮНЕСКО, 2007.
- Рубцов В. В. Основы социально-генетической психологии. М.-Воронеж, 1996.
- Смирнова Е. О., Гударева О. В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. 2004. № 1.
- Эльконин Б. Д., Зинченко В. П. Психология развития (по мотивам Л. Выготского). Интернет-ресурс: http://www.psychology.ru/library/00073.shtml
- Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М., 1989.
- Эльконин Д. Б. Психология игры. М., 1999.
- Юдина Е. Г. Общение и деятельность в дошкольном и младшем школьном возрасте // Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2002.
- Bodrova E., & Leong, D. Tools of the mind: Vygotskian approach to early childhood education. (2-nd ed.) Columbus, OH: Merrill / Prentice Hall, 2007.
- Chaiklin, S. The Zone of Proximal Development in Vygotsky’s analysis of learning and instruction. In: A. Kozulin, B. Gindis, V. Fgeev, S. Miller (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context / Cambridge University Press, 2003.
- Cole, M. & Griffin, P. A. Sociohistorical approach to remediation. In S. deCastell, A. Luke & K. Egan (Eds.), Literacy, society, and schooling, 1986.
- Fromberg, D. P., Bergen, D. (Eds.) Play from birth to twelve and beyond. Contexts, perspectives, and meanings. New York-London, 1998.
- Haywood, C. H. & Lidz, C. S. Dynamic assessment in practice: Clinical and educational applications. New York: Cambridge University Press, 2007.
- Heckman, J. Policies to foster human capital // Research in Economics (2000) 54.
- Heckman J., Cunha F., Lochner L., Masterov D. Interpreting the evidence on life cycle skill formation // Handbook of the Economics of Education. Vol. 1. Amstgerdam: Elsevier, 2006.
- Leong, D. J., Bodrova, E. Tools of the Mind: A Vygotskian based early childhood curriculum. Early Childhood Services: An Interdisciplinary Journal of Effectiveness. Vol. 3 (3). 2009.
- McGregor S. G., Cheung Y. B., Santiago C., Glewwe P., Richter L., Strupp B., and the International Child Development Steering Group. Child development in developing countries. Lancet Series, 2007.
- Miller, S. How literature discussion shapes thinking: ZPDs for teaching/learning habits of the heart and mind. In: A. Kozulin, B. Gindis, V. Fgeev, S. Miller (Eds). Vygotsky’s educational theory in cultural context/Cambridge University Press, 2003.
- Wertsch, J. V. Mind as action. N.-Y.–Oxford, 1988.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 2196
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 1
Скачиваний
Всего: 449
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 0