Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Квартили журнала 2021
![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: https://doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Особенности интрагруппового структурирования и межличностных отношений в десятых классах общеобразовательной школы, претерпевших композиционные изменения разной степени интенсивности 952Кондратьев М.Ю. Ковалева В.В. АннотацияВ статье представлены и проинтерпретированы результаты экспериментального исследования, направленного на анализ особенностей интрагруппового структурирования и отношений межличностной значимости в десятых классах общеобразовательной школы, претерпевших композиционные изменения разной степени интенсивности. Показано, что в десятых классах, в которых изменения состава минимизированы, система межличностных отношений приобретает «застойный» характер; в десятых классах, в которых изменения состава максимализированы, интрагрупповая структура приобретает принципиально новые черты — высокостатусные «старожилы» частично теряют свой статус, а «низкостатусные» старожилы и «новички» получают шанс для выстраивания своей вполне благополучной статусной карьеры; в десятых классах, претерпевших композиционные изменения «среднего уровня», траектория развития интрагрупповой структуры и отношений межличностной значимости оказывается двоякой — если в десятом классе остается «старый» классный руководитель, ситуация развивается по «застойному» сценарию; если приходит новый классный руководитель, ситуация развивается по тому же сценарию, что и в классах, где произошли кардинальные композиционные изменения. Ключевые слова: интрагрупповая структура, отношения межличностной значимости, статус, аттракция, референтность, композиция группы Рубрика: Экспериментальные исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Сегодня, когда в современной России происходит реальная смена, к сожалению, в течение долгих лет господствовавшей учебно-дисциплинарной модели образования на личностно-ориентированную, учащийся, наконец, становится действительно полноценным субъектом образовательного процесса. Понятно, что в этих условиях детальное и углубленное изучение процессов группообразования и личностного развития в рамках ученических сообществ приобретает особую актуальность. Однако несмотря на достаточно пристальное внимание психологов-исследователей как у нас в стране, так и за рубежом к проблематике интрагруппового структурирования и межличностных отношений в условиях обычных средних школ, целый ряд проблем оказался до конца непроясненным. Одной из них является вопрос об определенной зависимости динамики характера межличностных отношений и процесса интрагруппового структурирования в школьном классе от того, каким образом происходит его композиционное переформирование, по сути дела, институционально заданное на рубеже 9 — 10-х годов обучения. Конечно, подобные исследования, хоть и локально, но все же проводились, правда, главным образом в педагогическом плане, а если и в психологическом, то, как правило, в психолого-педагогическом направлении, напрямую связанном с отслеживанием динамики успеваемости и развития познавательных процессов. Что касается социально-психологического ракурса рассмотрения проблемы и в ее рамках оценки того, позитивным или негативным фактором выступает практически неизбежная «ломка» устоявшегося в течение девяти лет обучения персонифицированного «каркаса» классного сообщества, то сколько-нибудь значимых работ встретить практически невозможно. Причиной подобного положения дел являются, как минимум, три обстоятельства. Во-первых, устоявшееся мнение педагогов-практиков и, частично, «педагогизированных» психологов, что существует достаточно отчетливо выраженная обратная зависимость между степенью «перемешивания» девятых классов при создании десятых и уровнем дисциплины и успеваемости. Во-вторых, это то, что хотя педагоги и психологи порой в рамках своих экспериментальных исследований косвенно затрагивали интересующую нас проблему, но они, с одной стороны, не ставили в качестве своей базовой цели изучение именно этого вопроса, а с другой — при интерпретации наработанных эмпирических данных опирались на различные, порой прямо противостоящие друг другу концептуальные модели. И наконец, в-третьих, уже по самому своему замыслу подобное исследование должно проводиться как минимум в течение двух лет. <...> Литература
Статьи по теме
Психология личности, Психология развития | Копейкин Г.К. Особенности активизации человеческого потенциала работников пожилого возраста Педагогическая психология | Кочетков Н.В., Воложаева Е.Н. Взаимосвязь увлеченности онлайн-играми и мотивации к обучению разностатусных школьников Психология образования | Куравский Л.С., Поминов Д.А., Юрьев Г.А., Юрьева Н.Е., Сафронова М.А., Куланин Е.Д., Антипова С.Н. Концепция адаптивного тренажера и оценка его эффективности в математическом обучении Психология образования | Нуркаева И.М., Артемова А.А. Информационная система диагностики стрессоустойчивости педагогов |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|