Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений 1502

Шульга Т.И., доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный областной университет (ГОУ ВО МГОУ МО), Москва, Россия, shulgatatiana@gmail.com

Аннотация

В статье раскрываются проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих эксклюзивные барьеры ограничения включенности в общественную жизнь. Выделены условия восстановления взаимодействия воспитанников с социальной средой, формирования их личностного социального потенциала, доверительных отношений, а также преодоления социальной эксклюзии.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Переход воспитанников  учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, в самостоятельную жизнь во всех странах мира  является  сложным процессом как  для  них  самих, так и для  окружающих людей. Трудности этого перехода из закрытого образовательного учреждения в открытый социум и успешной  социализации воспитанников в обществе обусловлены  целым рядом  факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей  свободной самостоятельной жизнью,  отсутствие референтных лиц, под  контролем которых  воспитанники находились  годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности  устройства на работу, учебу, нередко окончательная потеря  взаимоотношений  с родственниками и родными. Перечисление этих факторов  можно было бы  практически бесконечно продолжать.

Исследования отечественных и зарубежных  психологов и педагогов (С. Райкус, К. Хьюз, А.М.Прихожан, Г.В.Семья., Н.Н.Толстых) показывают, что  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей имеют более выраженное желание и мощные мотивы, чем дети из семьи, иметь свой  дом, хорошую семью, любящих родителей.

По результатам  наших исследований воспитанники интернатных учреждений представляют свой  будущий дом непохожим ни на государственное учреждение, в котором они выросли, ни на свой  бывший  родительский  дом (если такой существовал или существует), а как некоторый сказочный  дом, не существующий в реальности. При этом выпускники, с одной  стороны, с нетерпением ждут того момента, когда они выйдут за  стены  детского дома или школы-интерната, приюта, а с другой  стороны, очень боятся этого, переживают неуверенность в своих возможностях жить самостоятельно. Находясь на государственном  обеспечении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей,  мало задумывались о том, кто и как решал их  проблемы, они   практически не  прикладывали усилий для  решения  многих собственных проблем.

Литература
  1. Бобылева И.А. Постинтернатная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения  родителей. М., 2008.
  2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической  поддержки для  детей-сирот и подростков. М., 2003.
  3. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. «Шаг за шагом». Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.
  4. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат:Технология создания  сети  социально поддерживающих контактов выпускников. М., 2008.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
  6. Семья Г.В. Основы  социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. М., 2001.
  7. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Быков А.В. Социально-психологическая  помощь обездоленным детям. М., 2003.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика