Тени Интернета: как анонимность влияет на психологическое здоровье подростков

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 10 мин. чтения

Резюме

Контекст и актуальность. В условиях быстрой цифровизации общества проблема анонимности в Интернете является особенно актуальной для подростковой среды. Современные подростки активно используют анонимные цифровые платформы, что, с одной стороны, предоставляет новые возможности для самовыражения и поиска поддержки, а с другой — связано с рисками для психического здоровья, включая кибербуллинг, интернет-зависимость и повышение психологического напряжения. Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа влияния цифровой анонимности на психологическое здоровье подростков для разработки методов профилактики и просвещения. Целью настоящего исследования является анализ влияния цифровой анонимности на психологическое состояние и социальное поведение подростков, а также определение факторов риска и ресурсов, связанных с анонимным онлайн-взаимодействием. Гипотеза. Предполагается, что анонимность в Интернете выступает одновременно фактором риска для психического здоровья подростков, а также ресурсом для личностного развития при наличии определенных условий поддержки и цифровой грамотности. Методы и материалы. В работе проведен обзор отечественных и зарубежных научных публикаций, посвященных цифровой анонимности и ее влиянию на подростков. Проанализированы эмпирические и теоретические исследования, охватывающие вопросы кибербуллинга, интернет-зависимости, формирования идентичности, а также психолого-педагогические аспекты обеспечения безопасности подростков в цифровой среде. Результаты. Обзор показал, что цифровая анонимность приводит к риску возникновения тревожности, депрессии, агрессивного и девиантного поведения, а также способствует распространению кибербуллинга и интернет-зависимости среди подростков. Вместе с тем анонимные платформы могут выполнять функцию психологической поддержки, обеспечивая самовыражение и формирование позитивной идентичности, особенно при наличии функций цифровой грамотности и поддержки со стороны взрослых. Выводы. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости комплексного подхода к предотвращению последствий цифровой анонимности. Важно развивать у подростков навыки критического мышления, цифровой грамотности и ответственного поведения в сети, а также обеспечивать психологическую поддержку для минимизации риска и открытия позитивного потенциала анонимных цифровых средств.

Общая информация

Ключевые слова: цифровая анонимность, подростки, психологическое здоровье, интернет-зависимость, кибербуллинг, социальные сети, формирование идентичности , психологическая безопасность, самовыражение, социальная поддержка

Рубрика издания: Научная обоснованность реализуемых в системе образования практик психолого-педагогической работы с детством

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/bppe.2025220314

Поступила в редакцию 02.04.2025

Поступила после рецензирования 30.05.2025

Принята к публикации

Опубликована

Для цитаты: Базаров, Р.И. (2025). Тени Интернета: как анонимность влияет на психологическое здоровье подростков. Вестник практической психологии образования, 22(3), 210–220. https://doi.org/10.17759/bppe.2025220314

© Базаров Р.И., 2025

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Введение

В условиях быстрой цифровизации общества вопрос анонимности в Интернете приобретает особую значимость для подростковой среды. Современные подростки активно используют анонимные цифровые платформы, которые, с одной стороны, открывают новые возможности для самовыражения, поиска поддержки и развития коммуникативных навыков, а с другой — связаны с рисками для психического здоровья, кибербуллингом, интернет-зависимостью, снижением самооценки и развитием тревожных состояний (Власова, Буслаева, 2023; Brand et al., 2024; Twenge, Campbell, 2018). Актуальность исследования обусловлена необходимостью комплексного анализа влияния анонимности на психику подростков для разработки методов профилактики и поддержки.

Сравнительный анализ показывает, что подростки в большей степени подвержены негативным последствиям анонимности по сравнению со взрослыми пользователями, что связано с незрелостью механизмов саморегуляции и социальной ответственности (Войшель, 2021). В условиях современного «общества риска» анонимность в виртуальном общении способствует не только поддержке, но и формированию новых форм социальной тревожности и неопределенности среди подростков (Желнина, Медведева, 2020).

В то же время, наряду с рисками, анонимное интернет-общение может способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению кругозора и формированию позитивной идентичности у подростков (Шевякова, 2020). Для части подростков, склонных к одиночеству, анонимные платформы становятся источником поддержки и способствуют расширению социальных связей (Волкова, 2025; Харарбахова и др., 2021).

Эмпирические данные показывают, что подростки из разных социальных групп одинаково реагируют на анонимное онлайн-общение: у одних усиливается уже существующая тревожность, а у других она появляется, хотя ранее предпосылок к ней не наблюдалось (Холмогорова и др., 2015). Кроме того, специфические социально-психологические установки личности во многом определяют роль подростка в ситуации кибербуллинга и эффективность преодоления негативных последствий анонимных атак (Фазилова, 2024). Анонимность также модифицирует поведение подростков под влиянием мнения сверстников, снижая барьеры для самовыражения, но постепенно увеличивая вероятность негативных последствий (Юдеева, 2022).

Таким образом, феномен цифровой анонимности выступает одновременно и как фактор риска, и как ресурс для личностного развития подростка, что требует комплексного и дифференцированного подхода к его изучению и регулированию. Настоящее исследование направлено на анализ влияния анонимности на психологическое состояние и социальное поведение подростков, а также на определение факторов риска и ресурсов, связанных с анонимным онлайн-взаимодействием.

Материалы и методы

В исследовании применен обзор научных публикаций, посвященных феномену цифровой анонимности среди подростков. Дизайн исследования предполагал последовательное выполнение этапов: формулирование критериев включения и исключения источников, поиск релевантных работ в российских и международных базах данных (eLIBRARY, PsyJournals, PubMed, Scopus, Web of Science), а также анализ библиографических списков в ключевых публикациях.

На первом этапе были определены поисковые запросы и ключевые слова, связанные с тематикой анонимности в Интернете, психическим здоровьем подростков, кибербуллингом, интернет-зависимостью, формированием идентичности и психологической безопасности. Затем проведен отбор публикаций, соответствующих установленным критериям: период издания с 2014 по 2024 год, фокус на подростковую аудиторию 12—18 лет, рассмотрение психолого-педагогических, социальных и юридических аспектов цифровой анонимности.

Итоговая выборка включила 20 работ, среди которых представлены оригинальные исследования, обзоры, метаанализы и теоретические статьи. Для анализа материалов использовались методы качественного контент-анализа и сравнительного анализа эмпирических данных. Основное внимание уделялось выявлению общих тенденций, противоречий и пробелов в существующих исследованиях, что позволило систематизировать данные о двойственной природе цифровой анонимности и ее влиянии на подростковую психику.

К ограничениям данного исследования следует отнести то, что в обзор были включены не все возможные публикации по теме, а лишь те, что соответствовали критериям отбора. Кроме того, обзорный характер работы не позволяет установить причинно-следственные связи, а лишь выявляет ассоциации и тенденции, описанные в литературе.

Результаты

Проведенный анализ научных публикаций выявил сложную и противоречивую роль цифровой анонимности в психологическом благополучии подростков. Полученные данные позволяют констатировать, что анонимность в интернет-пространстве выступает значимым фактором риска, но также может выполнять функцию ресурса при определенных условиях.

В ходе обзора было установлено, что анонимная среда существенно повышает уязвимость подростков к кибербуллингу, агрессивному и девиантному поведению (Булаев, 2024; Власова, Буслаева, 2023; Kowalski et al., 2014). Важным результатом анализа является вывод о том, что ощущение безнаказанности и ослабление социального контроля в условиях анонимности способствуют не только распространению деструктивного контента, но и связаны с ростом тревожных и депрессивных состояний, снижением самооценки и общего психологического благополучия (Коваленко, 2022; Польская, Якубовская, 2019; Brand et al., 2024). Было выявлено, что эти риски особенно выражены у подростков с низким уровнем социальной поддержки и недостаточно развитой цифровой грамотностью (Карпов, Воронова, 2021; Livingston, Smith, 2014).

Анализ литературы также подтвердил наличие тесной связи между анонимным использованием цифровых платформ и риском формирования интернет-зависимости и компульсивного онлайн-поведения (Brand et al., 2024; Kuss, Griffiths, 2017). Кроме того, обзор позволил выявить корреляцию анонимности с ростом случаев самоповреждающего поведения, особенно среди подростков, испытывающих дефицит социальной поддержки или находящихся в состоянии изоляции (Польская, Якубовская, 2019; Солдатова, Илюхина, 2021).

В то же время результаты анализа не являются однозначными и свидетельствуют о дуальности феномена. Было обнаружено, что анонимные платформы могут способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению кругозора и формированию позитивной идентичности (Шевякова, 2020), а для части подростков, склонных к одиночеству, — становиться источником поддержки и способствовать расширению социальных связей (Харарбахова, Мусатова, Шпагина, 2021).

Особое внимание в рамках анализа было уделено феномену кибербуллинга, который в анонимной среде приобретает новые формы и масштабы. Полученные данные свидетельствуют, что анонимность способствует росту агрессивного поведения, снижая риск идентификации и ответственности агрессора (Власова, Буслаева, 2023; Kowalski et al., 2014), а жертвы анонимных атак чаще сталкиваются с выраженными стрессовыми состояниями и социальной дезадаптацией (Манукян, Гутиева, 2023; Livingston, Smith, 2014).

Таким образом, итогом проведенного аналитического обзора является заключение о двойственной природе цифровой анонимности: она может как усугублять психологические проблемы подростков, так и служить ресурсом для их личностного развития и социальной адаптации — при условии грамотного сопровождения и минимизации негативных последствий.

Обсуждение результатов

Обсуждение результатов систематического обзора позволяет по-новому взглянуть на феномен цифровой анонимности как на сложный и многоплановый фактор, формирующий психологическое здоровье и социальное поведение подростков. Анализ отечественных и зарубежных исследований показывает, что анонимность в интернет-пространстве одновременно является серьезным риском, а также потенциальным ресурсом для личностного развития, требующим комплексного и дифференцированного исследования для ее анализа и регулирования (Будыкин, 2017; Brand et al., 2024; Marciano, Vishwanath, 2023).

Во-первых, результаты обзора подтверждают, что анонимность повышает уязвимость подростков перед психологическими угрозами. Анонимная среда способствует распространению кибербуллинга, агрессии и девиантного поведения, что связано с феноменом сниженной социальной ответственности и ощущениями безнаказанности. У подростков, сталкивающихся с анонимными формами агрессии, чаще возникают тревожные и депрессивные состояния, снижение самооценки, стрессовые состояния, а также проявляются признаки социальной дезадаптации. Особенно высока уязвимость у подростков с низким уровнем социальной поддержки и недостаточной цифровой грамотностью.

Во-вторых, выявлена тесная связь между анонимностью и риском интернет-зависимости, а также риском компульсивного онлайн-поведения. У подростков, активно вовлеченных в анонимные цифровые сообщества, часто снижается самоконтроль, появляется склонность к компульсивному использованию социальных сетей и к развитию зависимого поведения. Анонимность также коррелирует с ростом случаев самоповреждающего поведения и суицидальных настроений, особенно среди подростков, испытывающих недостаток поддержки.

В то же время анализ исследования выявил выраженную разнонаправленность проблемы анонимности. В частности, цифровые пространства становятся компенсаторным ресурсом, позволяющим безопасно обсуждать сложные или табуированные темы, искать эмоциональную поддержку и апробировать новые модели ролевого поведения (Водяха, Водяха, 2020; Волкова, 2025; Шевякова, 2020; Marciano, Vishwanath, 2023). Стремление к риску и анонимное интернет-общение могут способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению кругозора и формированию позитивной идентичности у подростков.

Особое значение имеет проблема формирования идентичности в условиях анонимного онлайн-взаимодействия. С одной стороны, анонимные платформы позволяют подросткам экспериментировать с социальными ролями и моделями поведения, что может способствовать развитию личностной устойчивости и социальной адаптации. С другой стороны, усиление увлечения анонимным общением может привести к фрагментации личности, нарушению социальных ролей и усилению чувства одиночества.

Анонимность модифицирует поведение подростков в ответ на мнение сверстников, снижая барьеры для самовыражения, но постепенно увеличивая вероятность негативных последствий и критики. Это требует отдельного анализа в период развития цифровой культуры и профилактики рисков.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости системного междисциплинарного профилактического подхода к работе с подростками в условиях анонимного онлайн-взаимодействия. Практические рекомендации должны включать развитие цифровой грамотности, критического мышления, навыков саморегуляции и эмоциональной поддержки, а также создание безопасных условий для позитивного самовыражения и формирования идентичности. Только комплексное сопровождение и участие всех субъектов социализации — семьи, школы, специалистов — способно минимизировать риски и раскрыть ресурсный потенциал анонимности для полноценного развития подростков в цифровом мире.

Заключение

В заключение проведенного анализа можно утверждать, что феномен цифровой анонимности занимает центральное место в психологическом климате подросткового периода и оказывает существенное влияние на психологическое здоровье, социальное поведение и личностное развитие подростков. Анализ научных источников показывает, что анонимность в Интернете является значимым фактором риска, а также потенциальным ресурсом для подростков.

С одной стороны, анонимная цифровая среда способствует росту кибербуллинга, развитию интернет-зависимости, снижению самооценки, формированию тревожных и делинквентных форм поведения, а также росту самоповреждающего поведения. Эти риски особенно выражены у подростков с низким уровнем социальной поддержки и недостаточной развитой цифровой грамотностью.

С другой стороны, анонимность может создавать условия для безопасного самовыражения, поиска поддержки и обсуждения сложных тем, что важно для формирования позитивной идентичности и преодоления социального страха. Для части подростков анонимные платформы открывают пространство для апробации новых ролевых моделей и перехода к социальным инновациям.

Проведенный анализ свидетельствует о необходимости системного междисциплинарного вмешательства в отношении негативных последствий цифровой анонимности. Особую роль в этом процессе играют образовательные организации, семья и специалисты, которые должны способствовать развитию навыков критического мышления, цифровой грамотности и культуры ответственного поведения в сети. Важно также рассмотреть вопросы формирования идентичности в условиях анонимного онлайн-взаимодействия, поскольку усиление вовлечения в анонимные платформы может привести к фрагментации личности и трудностям в построении устойчивых межличностных отношений.

Литература

  1. Будыкин, С.В. (2017). Информационная безопасность детей и подростков в современном мире: психологические аспекты проблем. Психология и право, 7(1), 13—24. https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070102
    Budykin, S.V. (2017). Information security of children and adolescents in the modern world: Psychological aspects of the problem. Psychology and Law, 7(1), 13—24. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2017070102
  2. Булаев Д.Ю. (2024). Психологические особенности коммуникации и агрессивного поведения подростков в онлайн-пространстве. Известия Волгоградского государственного педагогического университета, 1(184), 85—91. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63893582 (дата обращения: 19.05.2025).
    Bulaev D.Yu. (2024). The psychological peculiarities of the communication and the aggressive behavior of the teenagers in the online environment. Ivzestia of the Volgograd State Pedagogical University, 1(184), 85—91. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=63893582 (viewed: 19.05.2025).
  3. Власова, Н.В., Буслаева, Е.Л. (2023). Кибербуллинг в подростковом возрасте: агрессор и жертва. Психология и право, 13(3), 56—71. https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130305
    Vlasova, N.V., Buslaeva, E.L. (2023). Cyberbullying in Adolescence: Bully and the Victim. Psychology and Law, 13(3), 56—71. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130305
  4. Водяха, С.А., Водяха, Ю.Е. (2020). Влияние Интернета на психологическое благополучие подростков. Вестник психологии и педагогики Алтайского государственного университета, 2, 35—43. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43142195 (дата обращения: 19.05.2025).
    Vodyakha, S.A., Vodyakha, Yu.E. (2020). Influence of the Internet on the psychological well-being of teenagers. Bulletin of Psychology and Pedagogy of Altai State Univerity, 2, 35—43. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=43142195 (viewed: 19.05.2025).
  5. Войшель, Т.И. (2021). Риски интернета как поля общения подростков и людей среднего возраста в сравнении. В: В.В. Рубцов, М.Г. Сорокова, Н.П. Радчикова (ред.), Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. (с. 456—464). М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2021/contents/Voishal (дата обращения: 15.05.2025).
    Voishal, T.I. (2021). The risks of the Internet as a communication field for adolescents and middle-aged people in comparison. In: V.V. Rubtsov, M.G. Sorokova, N.P. Radchikova (Eds.), Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): Collection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation. November 11–12, 2021 (pp. 456—464). Moscow: Moscow State University of Psychology and Education Publ. (In Russ.). URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/dhte2021/contents/Voishal (viewed: 15.05.2025).
  6. Волкова, Е.Н. (2025). Феномены социализации современных подростков: Pro et contra. Социальная психология и общество, 16(2), 23—42. https://doi.org/10.17759/sps.2025160203
    Volkova, E.N. (2025). Socialization' phenomenas of modern adolescents: Pro et contra. Social Psychology and Society, 16(2), 23—42. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2025160203
  7. Ермакова, П.Н., Стародубцева, Г.А. (Ред.). (2014). Оценка негативной информации о развитии психики ребенка. Ижевск: ИПКРО.
    Ermakova, P.N., Starodubtseva, G.A. (Eds.). (2014). Assessment of negative information about child mental development. Izhevsk: IPKRO Publ. (In Russ.)
  8. Желнина, Е.В., Медведева, М.А. (2020). Особенности виртуального общения в обществе риска. Карельский научный журнал, 9(3), 97—104. https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0903-0023
    Zhelnina, E.V., Medvedeva, M.A. (2020). Features of Virtual Communication in the Risk Society. Karelian Scientific Journal, 9(3), 97—104. (In Russ.) https://doi.org/10.26140/knz4-2020-0903-0023
  9. Карпов, А.В., Воронова, Т.А. (2021). Цифровизация и развитие психики ребенка: вызовы нового времени. Человеческий капитал, 8(152), 22—28. https://doi.org/10.25629/HC.2021.08.02
    Karpov, A.V., Voronova, T.A. (2021). Digitalization and development of child psyche: challenges of a new time. Human Capital, 8(152), 22—28. (In Russ.). https://doi.org/10.25629/HC.2021.08.02
  10. Коваленко, С.В., Маковецкая, А.Д., Тюстина, Г.Г. (2022). Исследование интернет-зависимости подростков в условиях образовательной среды как фактора психологической безопасности личности. Мир науки. Педагогика и психология, 10(5), Статья 36. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49986674 (дата обращения: 13.05.2025).
    Kovalenko, S.V., Makovetskaya, A.D., Tyustina, G.G. Analysis of Internet addiction of teenagers in the educational environment as a factor of psychological safety of the personality. World of Science. Pedagogy and psychology, 10(5), Article 36. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49986674 (viewed: 13.05.2025).
  11. Манукян, А.Р., Гутиева, И.Г. (2023). Некоторые социально-психологические аспекты кибербуллинга несовершеннолетних. Право и управление, 5, 35—39. https://doi.org/10.24412/2224-9133-2023-5-35-39
    Manukyan, A.R., Gutieva, I.G. (2023). Some socio-psychological aspects of underage cyberbullying. Law and Management, 5, 35—39. (In Russ.) https://doi.org/10.24412/2224-9133-2023-5-35-39
  12. Польская, Н.А., Якубовская, Д.К. (2019). Влияние социальных сетей на самоповреждающее поведение у подростков. Консультативная психология и психотерапия, 27(3), 156—174. https://doi.org/10.17759/cpp.2019270310
    Polskaya, N.A., Yakubovskaya, D.K. (2019). The Impact of Social Media Platforms on Self-Injurious Behavior in Adolescents. Counseling Psychology and Psychotherapy, 27(3), 156—174. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2019270310
  13. Русаков, А.А., Городова, Д.Д., Пачина, Н.Н. (2021). Кибербуллинг в подростковой среде. В: Национальная безопасность и молодежная политика: киберсоциализация и трансформация ценностей в VUCA-мире: материалы Международной научно-практической конференции 21–22 апреля 2021 г. (с. 485—491). Челябинск: Издательство Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45792480 (дата обращения: 13.05.2025).
    Rusakov, A.A., Gorodova, D.D., Pachina, N.N. (2021). Cyberbullying in Adolescent Environment. In: National Security and Youth Policy: Cybersocialization and Value Transformation in the VUCA World: Collection of scientific articles on the materials of International Scientific and Practical Conference April 21–22, 2021 (pp. 485—491). Chelyabinsk: South Ural State Humanitarian Pedagogical University Publ. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=45792480 (viewed: 13.05.2025).
  14. Солдатова, Г.У., Илюхина, С.Н. (2021). Аутодеструктивный онлайн-контент: особенности оценки и реагирования подростков и молодежи. Консультативная психология и психотерапия, 29(1), 66—91. https://doi.org/10.17759/cpp.2021290105
    Soldatova, G.U., Ilyukhina, S.N. (2021). Self-Destructive Online Content: Features of Attitude and Response of Adolescents and Youth. Counseling Psychology and Psychotherapy, 29(1), 66—91. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2021290105
  15. Солдатова, Г.У., Рассказова, Е.И. (2023). Цифровая социализация российских подростков: сквозь призму сравнения с подростками 18 европейских стран. Социальная психология и общество, 14(3), 11—30. https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
    Soldatova, G.U., Rasskazova, E.I. (2023). Digital Socialization of Russian Adolescents: through the Prism of Comparison with Adolescents in 18 European Countries. Social Psychology and Society, 14(3), 11—30. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/sps.2023140302
  16. Сомкин, А.А. (2024). Кибербуллинг в современном обществе: основные признаки и разновидности. Гуманитарий: актуальные проблемы гуманитарной науки и образования, 24(1), 80—90. https://doi.org/10.15507/2078-9823.065.024.202401.080-090
    Somkin, A.A. (2024). Cyberbullying in Modern Society: basic features and varieties. Russian Journal of the Humanities, 24(1), 80—90. (In Russ.). https://doi.org/10.15507/2078-9823.065.024.202401.080-090
  17. Фазилова, А.Э. (2024). Социально-психологические установки личности, включенной в ситуацию кибербуллинга в цифровой среде. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета, 4(182), 315—333. https://doi.org/10.25588/CSPU.2024.182.4.017
    Fazilova, A.E. (2024). Socio-Psychological Attitudes of a person involved in a Cyberbullying situation in a Digital Environment. The Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University, 4(182), 315—333. (In Russ.). https://doi.org/10.25588/CSPU.2024.182.4.017
  18. Харарбахова, М.А., Мусатова, О.А., Шпагина, Е.М. (2021). Интернет и одиночество подростков. Психология и право, 11(4), 2—13. https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110401
    Khararbakhova, M.A., Musatova, O.A., Shpagina, E.M. (2021). Internet and Loneliness of Adolescents. Psychology and Law, 11(4), 2—13. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/psylaw.2021110401
  19. Холмогорова, А.Б., Авакян, Т.В., Клименкова, Е.Н., Малюкова, Д.А. (2015). Общение в интернете и социальная тревожность у подростков из разных социальных групп. Консультативная психология и психотерапия, 23(4), 102—129. https://doi.org/10.17759/cpp.2015230407
    Kholmogorova, A.B., Avakyan, T.V., Klimenkova, E.N., Malyukova, D.A. (2015). Internet communication and social anxiety among different social groups of adolescents. Counseling Psychology and Psychotherapy, 23(4), 102—129. (In Russ.). https://doi.org/10.17759/cpp.2015230407
  20. Чагин, В.С. (2024). Суицид как ответ подростка на давление социально культурной цифровой системы. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 1(334), 99—104. https://doi.org/10.53598/2410-3691-2024-1-334-99-104
    Chagin, V.S. (2024). Suicide as adolescents’ response to socio-cultural digital system pressures. Bulletin of Adyghe State University. Series “Area Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences, Cultural Studies”, 1(334), 99—104. (In Russ.). https://doi.org/10.53598/2410-3691-2024-1-334-99-104
  21. Шевякова, О.В. (2020). Позитивное влияние интернет-общения на развитие личности подростка. Студенческий электронный журнал «СтРИЖ», 1(30), 56—61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42274781 (дата обращения: 15.04.2025).
    Shevyakova, O.V. (2020). Positive influence of internet communication on the development of teenager’s personality. Student Electronic Magazine “StRIZH”, 1(30), 56—61. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=42274781 (viewed: 20.05.2025).
  22. Юдеева, Т.В. (2022). Особенности реагирования подростков на мнение сверстников в интернет-пространстве. Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Социология. Педагогика. Психология, 8(74), 195—205. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49806593 (дата обращения: 15.04.2025).
    Yudeeva, T.V. (2022). Features of response of teenagers to the opinion of peeers in the internet space. Scientific Notes of V.I. Vernadsky Crimean Federal University. Sociology. Pedagogy. Psychology, 8(74), 195—205. (In Russ.). URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49806593 (viewed: 15.04.2025).
  23. Brand, C., Fochesatto, C.F., Gaya, A.R., Schuch, F.B., López-Gil, J.F. (2024). Scrolling through adolescence: Uncovering the link between social media use and its addictive behaviors with psychosocial health. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health, 18, Article 107. https://doi.org/10.1186/s13034-024-00805-0
  24. Kowalski, R.M., Giumetti, G.W., Schreder, A.N., Lattanner, M.R. (2014). Bullying in the digital age: a critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin, 140(4), 1073—1137. https://doi.org/10.1037/a0035618
  25. Kuss, D.J., Griffiths, M.D. (2017). Social Networking Sites and Addiction: Ten Lessons Learned. International Journal of Environmental Research and Public Health, 14(3), Article 311. https://doi.org/10.3390/ijerph14030311
  26. Livingstone, S., Smith, P.K. (2014). Harms experienced by child users of online and mobile technologies: the nature, prevalence and management of sexual and aggressive risks in the digital age. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 55(6), 635—654. https://doi.org/10.1111/jcpp.12197
  27. Marciano, L., Vishwanath, K. (2023). Social media use and adolescents’ well-being: A note on flourishing. Frontiers in Psychology, 14, Article 1092109. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2023.1092109
  28. Orben, A., Przybylski, A.K. (2019). The association between adolescent well-being and digital technology use. Nature Human Behaviour, 3(2), 173—182. https://doi.org/10.1038/s41562-018-0506-1
  29. Twenge, J.M., Campbell, W.K. (2018). Associations between screen time and lower psychological well-being among children and adolescents: Evidence from a population-based study. Preventive Medicine Reports, 12, 271—283. https://doi.org/10.1016/j.pmedr.2018.10.003

Информация об авторах

Расул Иртышевич Базаров, педагог-психолог, Городской психолого-педагогический центр Департамента образования и науки города Москвы (ГБУ ГППЦ ДОНМ), Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0009-0003-0555-319X, e-mail: rasul.bazarov.2016@mail.ru

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Метрики

 Просмотров web

За все время: 241
В прошлом месяце: 104
В текущем месяце: 12

 Скачиваний PDF

За все время: 37
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 1

 Всего

За все время: 278
В прошлом месяце: 116
В текущем месяце: 13