Социальная психология и общество
2011. Том 2. № 1. С. 119–125
ISSN: 2221-1527 / 2311-7052 (online)
Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, социальная компетентность, личностный рост, социальная эксклюзия, социальные сети, беспомощность
Рубрика издания: Прикладные исследования и практика
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Шульга Т.И. Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений // Социальная психология и общество. 2011. Том 2. № 1. С. 119–125.
Полный текст
Переход воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в самостоятельную жизнь во всех странах мира является сложным процессом как для них самих, так и для окружающих людей. Трудности этого перехода из закрытого образовательного учреждения в открытый социум и успешной социализации воспитанников в обществе обусловлены целым рядом факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей свободной самостоятельной жизнью, отсутствие референтных лиц, под контролем которых воспитанники находились годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности устройства на работу, учебу, нередко окончательная потеря взаимоотношений с родственниками и родными. Перечисление этих факторов можно было бы практически бесконечно продолжать.
Исследования отечественных и зарубежных психологов и педагогов (С. Райкус, К. Хьюз, А.М.Прихожан, Г.В.Семья., Н.Н.Толстых) показывают, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей имеют более выраженное желание и мощные мотивы, чем дети из семьи, иметь свой дом, хорошую семью, любящих родителей.
По результатам наших исследований воспитанники интернатных учреждений представляют свой будущий дом непохожим ни на государственное учреждение, в котором они выросли, ни на свой бывший родительский дом (если такой существовал или существует), а как некоторый сказочный дом, не существующий в реальности. При этом выпускники, с одной стороны, с нетерпением ждут того момента, когда они выйдут за стены детского дома или школы-интерната, приюта, а с другой стороны, очень боятся этого, переживают неуверенность в своих возможностях жить самостоятельно. Находясь на государственном обеспечении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, мало задумывались о том, кто и как решал их проблемы, они практически не прикладывали усилий для решения многих собственных проблем.
Наиболее сложной проблемой социализации воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является социальная эксклюзия. Социальная эксклюзия - это ситуация, при которой ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного социального воздействия и взаимодействия. Ситуация усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как трудной жизненной ситуации, с которой они самостоятельно справиться не могут. Социальная эксклюзия не может быть преодолена воспитанником интернатного учреждения индивидуально, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной социализации. Совместные действия референтных лиц и воспитанников могут привести к изменению положения последних, обеспечат компенсацию отсутствия социальной компетенции, необходимой в самостоятельной жизни при адаптации к труду и т.д.
Для преодоления социальной эксклюзии (отчуждения от общества) у воспитанников интернатных учреждений необходимо целенаправленно формировать специфический личностный ресурс, который позволит им преодолеть эксклюзивные барьеры и социальные затруднения. В качестве эксклюзивных барьеров мы рассматриваем препятствия, трудности, преграды, возникающие на пути успешной социализации воспитанников уже в условиях самостоятельной жизни. Обобщение опыта работы психологов и воспитателей в учреждениях социальной и психолого-педагогической поддержки позволяет говорить о том, что главной проблемой социальных затруднений, барьеров далеко не всегда являются материальные трудности, чаще возникают именно психологические сложности. К ним относятся отсутствие у воспитанников интернатных учреждений удовлетворения потребности в социально теплых отношениях с другими людьми (кровными родителями и родственниками, близким человеком, референтным лицом и т.п.). Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, живущие в интернатных учреждениях, копируют ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно – контакты, основанные на подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной по своему характеру образовательной системы.
В данном случае речь идет не о том, что в интернатных учреждениях работают неквалифицированные специалисты, при этом не любящие детей (как раз, наоборот, и психологи, и воспитатели в своем большинстве являются и высококвалифицированными специалистами, и просто людьми, искренне заинтересованными в счастливом настоящем и полноценном будущем воспитанников), а о том, что сама существующая система, регламентирующая их профессиональную деятельность, «задает» преимущественную ориентацию не на развивающуюся личность воспитанников, а на жесткое соблюдение режима и порядка.
Во многом именно поэтому взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение «режимных» требований. Отсутствие похвалы за инициативную активность воспитанников формирует чувство вины, постоянный контроль и постоянное оценивание поведения ребенка заставляют порой вопреки его желанию «делать все, как надо», как требуют взрослые. Все это создает атмосферу холода, формализма, вызывает чувство тревоги, страха, а потому порой и проявления агрессии. Активность детей, как правило, не находит должного отклика, так как практически отсутствуют условия ее поддержания, а свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решения исключается, личность воспитанника подавляется, деформируется, что приводит к осложненному поведению.
Кроме того, социальные затруднения воспитанников опираются на ряд их личностных особенностей, таких как психологическая незащищенность, одиночество, беспомощность, неуверенность, отсутствие временной перспективы и т.п. По данным наших исследований существуют три важных условия, обеспечивающие положительные успешные жизненные сценарии развития воспитанников: наличие социальных сетей, гарантирующих поддержку в самостоятельной жизни, жилье и качественное образование, дающее возможность устроиться на престижные, хорошо оплачиваемые должности в соответствии с выбранной профессией.
Эмоционально-личностные затруднения, детерминирующие нарушения социализации, лежат в основе социальной эксклюзии: деструктивное и асоциальное поведение воспитанников, нежелание работодателей принимать на работу бывших воспитанников интернатных учреждений, неумение последних строить взаимоотношения в трудовых коллективах, нарушенные взаимоотношения с кровными родителями и родственниками - приводят к субъективно тяжелым переживаниям своей ненужности и невозможности справиться с затруднениями.
У воспитанников интернатных учреждений социальные затруднения, связные с эмоциональными трудностями, приводят к нарушениям личностного роста, практически разрушается возможность формирования личностного ресурса, позволяющего преодолевать, по сути дела, экстремальные жизненные ситуации. Личностный рост воспитанников интернатных учреждений затруднен поиском смысла жизни, отсутствием целей и перспектив своего будущего. По данным наших исследований выпускники интернатных учреждений затрудняются определить перспективы своей будущей жизни даже на 5 лет вперед, а 10-летняя перспектива вперед представляется им вообще крайне смутной и туманной,
Потребность воспитанников в положительных эмоциях, позитивных личностных переживаниях, связанных с собственным успехом и проявлением инициативности, практически не удовлетворяется и подменяется асоциальными формами эмоционального удовлетворения, такими как экстремальное поведение, рискованное поведение, алкоголь, секс и т.д. В результате появляются опасные связи и увлечения выпускников, которые не только приводят к трудной жизненной ситуации, но и создают ситуацию социальной эксклюзии.
Таким образом, воспитанник, наблюдая и, главное, проживая жизнь в интернатных учреждениях, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства и опыт самостоятельности. Важными признаются послушание, следование требованиям взрослых, безропотное их исполнение. У воспитанников остается всегда практически однозначный выбор: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернатива быть открытым, активным, небезразличным к другим в интернатных учреждениях не формируются, а если все же складывается именно такая траектория личностного развития, то подобная ориентация складывается, как правило, вопреки типичной ситуации в интернатном учреждении, а не благодаря.
Социальные барьеры вызваны еще и тем, что воспитанники интернатных учреждений имеют ряд ограничений социальных сетей по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях. При этом круг социальных сетей сужается, по меньшей мере, по двум причинам. Первая заключается в ограничении контактов воспитанников с родственниками и кровной семьей (зачастую ни родственники, ни кровная и расширенная семья не проявляют желания контактировать с детьми). Вторая причина связана с ограничением контактов самого учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с различными институтами социализации. Отношения со сверстниками, которые возникают в отдельном институте социализации, не приводят к расширению сети социальных контактов, а продолжаются в том же социальном поле, где преобладают такие же по социальному статусу дети. По данным наших исследований личные социальные контакты с другими сверстниками, более старшими товарищами, друзьями в 70-80% оказываются негативными, конфликтными, приводящими к осложненному поведению. Они не способствуют успешной социализации, а, наоборот, пропагандируют легкую жизнь, отсутствие проблем, желание развлекаться, требовать от государства продолжения заботы о себе, формируют мотивы возврата в свою кровную семью с желанием установления «рентных» отношений и т.д.
Следует учитывать и то, что изменчивость общества может превратить, казалось бы, достигнутую социализированность в социальную неудачу, так как окончательное достижение личностью успеха определяется ее умением адаптироваться к новым условиям и интегрироваться в их рамках. Как известно, выделены определенные характеристики личности, практически обеспечивающие успешную социализацию:
способность к изменению своих ценностных ориентаций;
умение находить баланс между личными ценностями и внешними «вызовами»;
ориентация не на конкретные требования, а на понимание, прежде всего, общих, универсальных моральных норм. Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием адекватного разрешения внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособлением в обществе.
Если говорить о воспитанниках интернатных учреждений, то имеющаяся ослабленность общественного контроля со стороны социальных институтов способствует появлению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ощущения потерянности, ненужности, психологического дискомфорта и, главное, личностной и социальной беззащитности.
Понятно, что проблема беззащитности и чувства психологической незащищенности не только не снимается после окончания воспитанниками интернатных учреждений и их выхода в широкий социум, но и качественно усугубляется. Более того, выявлены целевые группы выпускников интернатных учреждений, которые требуют обязательного постинтернатного сопровождения, в том числе психологического, хотя в действительности реальное постинтернатное сопровождение практически не имеет методического и организационно-технологического обеспечения. К таким группам нами отнесены дети из специнтернатов, молодые матери, выпускники и воспитанники учреждений социальной зашиты, воспитанники образовательных учреждений 8 вида.
Беспомощность рассматривается как состояние подростка, когда он не может справиться сам с возникающими проблемами, не получает и не может попросить помощи от других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; трудными жизненными ситуациями, в которых они оказываются; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор, при нахождении в учреждениях социально-педагогической поддержки и др. Теоретические представления о психологической природе состояния беспомощности мы находим в теории З.Фрейда, который считал разлуку и утрату факторами, приводящими к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию "внутренних опасностей", приводящих к беспомощности, невозможности противостоять ситуации и, в конечном итоге, к осознанию отсутствия действенных способов борьбы. Переживание беспомощности приводит к актуализации страхов, боязни, тревожности у подростков (И.С.Коростелева, В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, M.E.Seligman, K.Hock, H.Hess, E.Schwarz и др.
Беспомощность подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поисков, наличием неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую сложноразрешимую значимую ситуацию или ее последствия. Как правило, это выражается в форме:
- стереотипной деятельности, неадекватной конкретной ситуации;
- перебора стереотипных действий ( наличием неконструктвиных способов поведения и деятельности, не приносящих необходимого результата);
- отказа от выполнения деятельности, сопровождающимся апатией, депрессией;
- состояния оцепенения, расстройства, плачем и т.д.;
- переноса или смещения одной цели на другую.
Переживание состояния беспомощности у подростка может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним и т.д. В данной ситуации у подростков может формироваться болезненное нарушение представлений о будущем: " Как я теперь буду жить?", " Что мне делать одному в этом мире?, "Кому я нужен на земле?" и т.д. Пережитые травмы могут приводить подростка в состояние депрессии, и тогда он не смеется, не играет, агрессивно защищается от окружающих, не вступает в общение с другими и т.д. В случае эмоционального отвержения подростка со стороны родителей происходит его изоляция, нахождение такого круга "своих", в котором все такие и я на равных, уход из подлинно просоциальной действительности к алкоголю, наркотикам, токсикомании). Именно такое проявление беспомощности нередко наблюдается у воспитанников интернатных учреждений. Для преодоления этой «выученной» беспомощности у воспитанников интернатных учреждений необходимо формировать навыки социальной компетентности, которые помогут сподвигнуть их к полноценной социализации в открытом социуме.
Под социальной компетентностью мы понимаем обладание человеком достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом адаптироваться, не нарушая норм и правил общественной жизни. Объем необходимых навыков и умений человек приобретает на разных возрастных этапах своего жизненного пути.
Основными путями преодоления социальной эксклюзии воспитанников интернатных учреждений являются повышение социальной компетенции в вопросах овладения социальными жизненно важными навыками и умениями, а также повышение сопротивления негативным воздействиям среды. Все это требует расширения сети социальных контактов, постинтернатногго сопровождения, повышения мотивации личностного достижения успеха в самостоятельной жизни и, в конечном счете, качественного повышения социальной компетентности.
Литература
- Бобылева И.А. Постинтернатная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения родителей. М., 2008.
- Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической поддержки для детей-сирот и подростков. М., 2003.
- Владимирова Н.В., Спаньярд Х. «Шаг за шагом». Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.
- Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат:Технология создания сети социально поддерживающих контактов выпускников. М., 2008.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
- Семья Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2001.
- Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Быков А.В. Социально-психологическая помощь обездоленным детям. М., 2003.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 8037
В прошлом месяце: 18
В текущем месяце: 10
Скачиваний
Всего: 1282
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1