Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений

 
Аудио генерируется искусственным интеллектом
 11 мин. чтения

Резюме

В статье раскрываются проблемы социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих эксклюзивные барьеры ограничения включенности в общественную жизнь. Выделены условия восстановления взаимодействия воспитанников с социальной средой, формирования их личностного социального потенциала, доверительных отношений, а также преодоления социальной эксклюзии.

Общая информация

Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, социальная компетентность, личностный рост, социальная эксклюзия, социальные сети, беспомощность

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

Опубликована

Для цитаты: Шульга, Т.И. (2011). Особенности социализации воспитанников интернатных учреждений. Социальная психология и общество, 2(1), 119–125. URL: https://psyjournals.ru/journals/sps/archive/2011_n1/39741 (дата обращения: 05.12.2025)

© Шульга Т.И., 2011

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Полный текст

Переход воспитанников  учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, в самостоятельную жизнь во всех странах мира  является  сложным процессом как  для  них  самих, так и для  окружающих людей. Трудности этого перехода из закрытого образовательного учреждения в открытый социум и успешной  социализации воспитанников в обществе обусловлены  целым рядом  факторов. Это, прежде всего, неготовность к самостоятельной жизни, неумение управлять своей  свободной самостоятельной жизнью,  отсутствие референтных лиц, под  контролем которых  воспитанники находились  годы, невозможность быстро адаптироваться к одиночеству, сложности  устройства на работу, учебу, нередко окончательная потеря  взаимоотношений  с родственниками и родными. Перечисление этих факторов  можно было бы  практически бесконечно продолжать.

Исследования отечественных и зарубежных  психологов и педагогов (С. Райкус, К. Хьюз, А.М.Прихожан, Г.В.Семья., Н.Н.Толстых) показывают, что  дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей имеют более выраженное желание и мощные мотивы, чем дети из семьи, иметь свой  дом, хорошую семью, любящих родителей.

По результатам  наших исследований воспитанники интернатных учреждений представляют свой  будущий дом непохожим ни на государственное учреждение, в котором они выросли, ни на свой  бывший  родительский  дом (если такой существовал или существует), а как некоторый сказочный  дом, не существующий в реальности. При этом выпускники, с одной  стороны, с нетерпением ждут того момента, когда они выйдут за  стены  детского дома или школы-интерната, приюта, а с другой  стороны, очень боятся этого, переживают неуверенность в своих возможностях жить самостоятельно. Находясь на государственном  обеспечении, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей,  мало задумывались о том, кто и как решал их  проблемы, они   практически не  прикладывали усилий для  решения  многих собственных проблем.

Наиболее сложной  проблемой  социализации воспитанников интернатных учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, является социальная  эксклюзия. Социальная  эксклюзия - это ситуация, при  которой  ребенок или подросток отчуждается обществом и исключается из полноценного  социального воздействия и взаимодействия. Ситуация  усугубляется переживаниями и восприятием ее воспитанниками как  трудной жизненной ситуации, с которой  они самостоятельно справиться не могут. Социальная  эксклюзия не может быть преодолена воспитанником  интернатного учреждения индивидуально, без помощи со стороны лиц, заинтересованных в его успешной  социализации. Совместные действия референтных лиц и воспитанников  могут привести к изменению  положения последних, обеспечат компенсацию отсутствия    социальной  компетенции, необходимой в самостоятельной  жизни при  адаптации к  труду и т.д.

Для  преодоления  социальной  эксклюзии (отчуждения  от  общества) у воспитанников интернатных учреждений необходимо целенаправленно формировать специфический личностный ресурс, который  позволит им  преодолеть эксклюзивные барьеры  и  социальные затруднения. В качестве эксклюзивных барьеров  мы  рассматриваем препятствия, трудности, преграды, возникающие на пути успешной  социализации воспитанников  уже в условиях самостоятельной жизни.       Обобщение опыта работы психологов и воспитателей в учреждениях  социальной и психолого-педагогической поддержки позволяет говорить о том, что главной  проблемой социальных затруднений, барьеров далеко не всегда являются материальные трудности, чаще  возникают именно психологические сложности. К ним относятся отсутствие у воспитанников  интернатных учреждений удовлетворения потребности в социально теплых отношениях с другими людьми (кровными родителями и родственниками, близким человеком, референтным лицом и т.п.). Дети-сироты  и дети, оставшиеся без попечения  родителей, живущие в интернатных учреждениях, копируют ту модель в своей будущей жизни, какую они видят каждодневно – контакты, основанные на  подчиненности, жесткая вертикаль зависимости от старших, доминирование авторитарной по своему характеру образовательной системы.

В данном случае речь идет не о том, что в интернатных учреждениях работают неквалифицированные специалисты, при этом не любящие детей (как раз, наоборот, и психологи, и воспитатели в своем большинстве являются и высококвалифицированными специалистами, и просто людьми, искренне заинтересованными в счастливом настоящем и полноценном будущем воспитанников), а о том, что сама существующая система, регламентирующая их профессиональную деятельность, «задает» преимущественную ориентацию не на развивающуюся личность воспитанников, а на жесткое соблюдение режима и порядка.

Во многом именно поэтому взрослые ориентируют воспитанников на абсолютную дисциплину, подчинение и выполнение «режимных» требований. Отсутствие  похвалы за инициативную активность воспитанников формирует чувство вины, постоянный  контроль и постоянное оценивание поведения ребенка заставляют порой вопреки его желанию «делать все, как надо», как требуют взрослые. Все это создает атмосферу холода, формализма, вызывает чувство тревоги, страха, а потому порой и проявления агрессии. Активность детей, как правило, не находит должного отклика, так как практически отсутствуют условия ее поддержания, а свобода выбора и возможность самостоятельного принятия решения исключается, личность воспитанника  подавляется, деформируется, что приводит к осложненному поведению.

Кроме того, социальные затруднения  воспитанников опираются  на ряд их личностных особенностей, таких как  психологическая незащищенность, одиночество, беспомощность, неуверенность, отсутствие  временной перспективы и т.п.  По данным наших исследований существуют  три важных условия, обеспечивающие  положительные успешные жизненные сценарии развития воспитанников: наличие  социальных сетей, гарантирующих поддержку  в самостоятельной жизни, жилье и качественное  образование, дающее возможность устроиться на престижные, хорошо оплачиваемые должности в соответствии с выбранной профессией.

Эмоционально-личностные  затруднения, детерминирующие нарушения  социализации, лежат в основе  социальной эксклюзии: деструктивное  и асоциальное поведение воспитанников, нежелание  работодателей  принимать на работу бывших воспитанников интернатных учреждений, неумение последних строить  взаимоотношения  в трудовых коллективах, нарушенные взаимоотношения  с  кровными родителями и родственниками - приводят к субъективно тяжелым переживаниям своей ненужности и невозможности  справиться с затруднениями.

У воспитанников  интернатных учреждений  социальные затруднения, связные с эмоциональными трудностями,  приводят к нарушениям личностного роста, практически разрушается возможность формирования  личностного ресурса, позволяющего преодолевать, по сути дела, экстремальные жизненные ситуации. Личностный  рост  воспитанников интернатных учреждений  затруднен поиском смысла жизни, отсутствием  целей и перспектив  своего  будущего. По данным  наших исследований выпускники интернатных учреждений  затрудняются определить перспективы  своей будущей жизни даже  на 5 лет вперед, а 10-летняя перспектива вперед  представляется им вообще крайне смутной и туманной,

Потребность воспитанников  в  положительных эмоциях, позитивных личностных переживаниях, связанных с собственным успехом и проявлением инициативности, практически не удовлетворяется и подменяется асоциальными формами эмоционального удовлетворения, такими как экстремальное поведение, рискованное  поведение,  алкоголь, секс и т.д. В результате  появляются опасные связи и  увлечения выпускников, которые не только  приводят к трудной  жизненной  ситуации, но и создают ситуацию  социальной эксклюзии.

Таким образом, воспитанник,  наблюдая и, главное, проживая жизнь в интернатных учреждениях, получает личностный опыт, из которого исключаются его чувства и опыт самостоятельности. Важными признаются  послушание, следование требованиям взрослых, безропотное их исполнение. У воспитанников остается всегда практически однозначный выбор: или быть пассивным, подчиненным, или сильным, властным, жестоким. Альтернатива  быть открытым, активным, небезразличным к другим в интернатных учреждениях не формируются, а если все же складывается именно такая траектория личностного развития, то подобная ориентация складывается, как правило, вопреки типичной ситуации в интернатном учреждении, а не благодаря.

Социальные  барьеры  вызваны еще и тем, что воспитанники  интернатных учреждений имеют ряд ограничений социальных  сетей по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях. При этом  круг социальных сетей  сужается, по меньшей мере, по двум  причинам. Первая заключается в ограничении контактов  воспитанников с родственниками и кровной семьей (зачастую ни родственники, ни кровная и расширенная  семья не проявляют желания контактировать с детьми). Вторая  причина  связана  с ограничением контактов самого учреждения  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей, с  различными институтами социализации. Отношения  со сверстниками, которые возникают в отдельном институте  социализации, не приводят к расширению сети  социальных контактов, а продолжаются в том же  социальном  поле, где преобладают  такие же по социальному  статусу дети. По данным  наших исследований личные  социальные контакты  с другими сверстниками, более старшими товарищами, друзьями в 70-80%  оказываются негативными, конфликтными, приводящими к осложненному  поведению. Они  не способствуют успешной  социализации, а, наоборот,  пропагандируют легкую жизнь, отсутствие  проблем, желание  развлекаться, требовать  от государства продолжения  заботы  о себе, формируют мотивы  возврата в свою кровную семью с  желанием установления «рентных» отношений и т.д.

Следует учитывать и то, что изменчивость общества может превратить, казалось бы,  достигнутую социализированность в социальную неудачу, так как окончательное достижение личностью успеха определяется ее умением адаптироваться к новым условиям и интегрироваться в их рамках. Как известно, выделены определенные характеристики личности, практически обеспечивающие успешную социализацию:

способность к изменению своих ценностных ориентаций;

умение находить баланс между личными ценностями и внешними «вызовами»;

ориентация не на конкретные требования, а на понимание, прежде всего, общих, универсальных моральных норм. Таким образом, процесс и результат социализации являются следствием адекватного разрешения внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособлением в обществе.

Если говорить о воспитанниках интернатных учреждений, то имеющаяся ослабленность общественного контроля со стороны социальных институтов способствует появлению у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ощущения потерянности, ненужности, психологического дискомфорта и, главное, личностной и социальной беззащитности.

Понятно, что проблема беззащитности и чувства психологической незащищенности не только не снимается после окончания воспитанниками интернатных учреждений и их выхода в широкий социум, но и качественно усугубляется. Более того, выявлены целевые группы выпускников  интернатных учреждений, которые требуют обязательного  постинтернатного сопровождения, в том числе психологического, хотя в действительности реальное постинтернатное сопровождение практически не имеет методического и организационно-технологического обеспечения. К таким группам нами отнесены дети из специнтернатов, молодые матери, выпускники и воспитанники  учреждений  социальной зашиты, воспитанники  образовательных учреждений  8 вида.

Беспомощность рассматривается как состояние  подростка, когда он не может справиться сам с возникающими проблемами, не получает и не может попросить помощи от других или находится в дискомфортном состоянии. У подростков группы риска это состояние связано с конкретными ситуациями жизни: невозможностью изменить взаимоотношения с родителями, взрослыми, педагогами, сверстниками; трудными жизненными ситуациями, в которых они оказываются; невозможностью принимать самостоятельные решения или делать выбор, при нахождении в учреждениях  социально-педагогической  поддержки и др. Теоретические представления о психологической природе состояния беспомощности мы находим в теории З.Фрейда, который  считал разлуку и утрату факторами, приводящими к накоплению напряжения, возбуждения, с которыми субъект не может справиться, к состоянию "внутренних опасностей", приводящих к беспомощности, невозможности противостоять ситуации и, в конечном итоге, к осознанию отсутствия действенных способов борьбы. Переживание беспомощности приводит к актуализации страхов, боязни, тревожности у подростков (И.С.Коростелева, В.С.Ротенберг, В.В.Аршавский, M.E.Seligman, K.Hock, H.Hess,  E.Schwarz  и др.

Беспомощность подростков вызывается переживанием неудач, травм, отказом от поисков, наличием неконструктивных способов решения проблем и т.д. Проявление беспомощности можно наблюдать при реагировании подростков на переживаемую сложноразрешимую значимую ситуацию или ее последствия. Как правило, это выражается в форме:

  • стереотипной деятельности, неадекватной конкретной  ситуации;
  • перебора стереотипных действий ( наличием неконструктвиных способов  поведения и деятельности, не приносящих необходимого результата);
  • отказа от выполнения деятельности, сопровождающимся апатией, депрессией;
  • состояния оцепенения, расстройства, плачем и т.д.;
  • переноса или смещения одной цели на другую.

Переживание состояния беспомощности у подростка может возникнуть и как реакция на горе, утрату близкого человека, разлуку с ним и т.д. В данной ситуации у подростков может формироваться  болезненное нарушение представлений о будущем: " Как я теперь буду жить?", " Что мне делать одному в этом мире?, "Кому я нужен на земле?" и т.д. Пережитые травмы  могут приводить подростка в состояние депрессии, и тогда он не смеется, не играет, агрессивно защищается от окружающих, не вступает в общение с другими и т.д. В случае эмоционального отвержения  подростка со стороны родителей происходит его изоляция, нахождение такого круга "своих", в котором все такие и я на равных, уход из подлинно просоциальной действительности к алкоголю, наркотикам, токсикомании). Именно  такое  проявление  беспомощности  нередко наблюдается у воспитанников  интернатных учреждений. Для  преодоления  этой «выученной»  беспомощности у воспитанников интернатных учреждений  необходимо формировать  навыки  социальной  компетентности, которые  помогут сподвигнуть их к полноценной социализации в открытом социуме.

Под социальной компетентностью мы  понимаем  обладание человеком достаточным объемом навыков, с помощью которых он может адекватным образом адаптироваться, не  нарушая норм и правил общественной жизни. Объем необходимых навыков и умений человек  приобретает на разных возрастных этапах своего жизненного пути.

Основными путями  преодоления  социальной  эксклюзии воспитанников  интернатных учреждений являются повышение социальной  компетенции в вопросах овладения  социальными жизненно важными навыками и умениями, а также повышение  сопротивления негативным  воздействиям среды. Все это требует расширения  сети  социальных контактов, постинтернатногго сопровождения, повышения  мотивации личностного достижения  успеха в самостоятельной  жизни и, в конечном счете, качественного повышения социальной компетентности.

Литература

  1. Бобылева И.А. Постинтернатная адаптация выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, лишенных попечения  родителей. М., 2008.
  2. Быков А.В., Шульга Т.И. Психологическая служба в учреждениях социально-педагогической  поддержки для  детей-сирот и подростков. М., 2003.
  3. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. «Шаг за шагом». Индивидуальное консультирование выпускников детских домов и школ-интернатов. М., 2007.
  4. Владимирова Н.В., Спаньярд Х. Постинтернат:Технология создания  сети  социально поддерживающих контактов выпускников. М., 2008.
  5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М., 1999.
  6. Семья Г.В. Основы  социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений  для  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения  родителей. М., 2001.
  7. Олиференко Л.Я., Шульга Т.И., Быков А.В. Социально-психологическая  помощь обездоленным детям. М., 2003.

Информация об авторах

Татьяна Ивановна Шульга, доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии, ФГАОУ ВО «Государственный университет просвещения», Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3584-6087, e-mail: shulgatatiana@gmail.com

Метрики

 Просмотров web

За все время: 8202
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 4

 Скачиваний PDF

За все время: 1331
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0

 Всего

За все время: 9533
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 4