Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Квартили журнала 2021
![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: https://doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Об использовании проективных методик для изучения особенностей межличностных отношений в детских домах семейного типа 1892Виноградова Е.В. АннотацияВ статье раскрывается опыт применения проективных методик для изучения межличностных отношений в детских домах семейного типа. Показана взаимодополняемость используемых методик «Рисунок семьи», «Исследование внутрисемейных отношений Р. Жиля», «Незаконченные предложения» при изучении взаимоотношений подобного рода. Обнаружено сходство в восприятии межличностных отношений у воспитанников разного возраста, но находящихся в одном детском доме семейного типа. Показано, что сами межличностные отношения могут находиться на разных уровнях развития в каждом заведении. Проводится сравнение особенностей межличностных отношений воспитанников традиционных учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детских домов и школ-интернатов) и детских домов семейного типа. Ключевые слова: межличностные отношения, проективные методики, детский дом семейного типа, школа-интернат, детский дом, воспитанники, родитель-воспитатель Рубрика: Прикладные исследования и практика Тип: научная статья Фрагмент статьи
До недавнего времени основными типами учебно-воспитательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являлись школы-интернаты и детские дома. Но, как показали многочисленные психологические и педагогические исследования, длительное пребывание ребенка в такого рода заведениях (ввиду специфики организации их жизнедеятельности) оказывает неблагоприятное влияние на его интеллектуальное, эмоциональное, личностное развитие [3; 5; 6; 8; 9; 10]. Межличностные отношения в группах воспитанников детских закрытых учреждений (школ-интернатов и детских домов) также отличаются от таковых в других детских сообществах [1; 2; 4; 8; 9; 11]. На взаимоотношения воспитанников интернатных учреждений оказывают влияние и жесткая регламентация деятельности детей и персонала, и акцент на дисциплинарные моменты, и замкнутость детей в рамках одного учебно-воспитательного заведения, что влечет за собой ограниченность контактов воспитанников, определенную «заданность» и обязательность общения, малую возможность выбора партнеров по общению. Как показывает педагогическая практика, нередко такая «безусловная» принадлежность ребенка или подростка к группе не гарантирует ему эмоциональной стабильности и становления чувства защищенности, не обеспечивает формирования взаимоотношений в учебно-воспитательном коллективе, аналогичных взаимоотношениям в семье. Кроме того, достаточно ограниченный круг контактов членов таких групп, как правило, не способствует выработке у воспитанников навыков общения со сверстниками и взрослыми, что проявляется в повышенной конфликтности детей, сниженной эмоциональности, пассивности в организации деятельности, отсутствии способности к сопереживанию. В результате нередко можно наблюдать, как в условиях детских закрытых учреждений в длительно функционирующих группах ухудшается психологическая атмосфера, понижается показатель удовлетворенности членством в группе, уменьшается сплоченность группы. Особенно ярко эти процессы проявляются в выпускных классах школ-интернатов. У воспитанников часто вообще пропадает интерес друг к другу; в их анкетах можно встретить ответы типа: «Меня никто не интересует», «Мне никто не нужен» и т. п. [2]. Казалось бы, в условиях постоянного взаимодействия (совместное проживание, совместная учеба, решение общих проблем) отношения между детьми должны быть подобны родственным, но, к сожалению, в большинстве случаев наблюдается иная картина. <...> Литература
Статьи по теме
Психология труда, Социальная психология | Араканцева Т.А., Заводилкина О.В., Романова Е.А. Психология личности, Социальная психология | Харарбахова М.А., Мусатова О.А., Шпагина Е.М. Педагогическая психология, Социальная психология | Семья Г.В. |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|