Включен в Web of Science СС (ESCI) Включен в Scopus Квартили журнала 2021
![]() Социальная психология и общество Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2221-1527 ISSN (online): 2311-7052 DOI: https://doi.org/10.17759/sps Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 2010 года Периодичность: 4 номера в год Язык журнала: русский Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Социальная психология и общество Современные исследования эгоцентризма в контексте социального восприятия и общения 2971Тинигина А.А. АннотацияВ статье рассматриваются наработанные данные и результаты их интерпретации, изложенные в исследованиях, посвященных проблеме познавательного эгоцентризма, связанных с ним понятий и их значения для процессов социального восприятия и общения. Описываются специфические характеристики проявлений эгоцентризма, влияющие на успешность взаимодействия человека с окружающими в понятиях и терминах, разрабатываемых в зарубежной психолого-педагогической литературе и при этом мало используемых в отечественной науке. Ключевые слова: эгоцентризм, децентрация, фокализм, perspective taking, аллоцентризм Рубрика: Теоретические исследования Тип: научная статья Фрагмент статьи
Термин «эгоцентризм» впервые употребил Ж. Пиаже в книге «Речь и мышление ребенка» (издана в 1923 г.), подразумевая под ним одну из характеристик мышления ребенка — неспособность встать на позицию другого, неспособность представить иные точки зрения, кроме своей собственной [4]. Хотя в сознании большинства феномен эгоцентризма, описываемый Ж. Пиаже, относится исключительно к дошкольному возрасту, сам автор упоминал и об эгоцентризме у подростков, и об отголосках эгоцентризма в более зрелых возрастах [2—5]. Часто понимание феномена эгоцентризма ограничивается представлением о знаменитых экспериментах Ж. Пиаже и рассматривается в рамках исключительно познавательного развития как показатель прохождения определенной возрастной стадии. Во многом в связи с тем, что эгоцентризм, в понимании Ж. Пиаже, действительно относится, прежде всего, к когнитивной сфере, обычно упускается из вида значение этой характеристики для анализа отношений ребенка с его окружением и с миром в целом. Стоит также отметить, что не всегда уделяется достаточно внимания различиям в проявлениях эгоцентризма у разных испытуемых. Литература
Статьи по теме
Теория и методология | Свиридов В.В. Психотерапия и психокоррекция | Карягина Т.Д., Кухтова Н.В., Олифирович Н.И., Шермазанян Л.Г. Профессионализация эмпатии и предикторы выгорания помогающих специалистов |
© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ
|