Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 97Рубрики 51Авторы 8583Ключевые слова 21029 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2018

11 место — направление «Психология»

1,661 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,025 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отношение педагогов к учащимся как фактор качества образовательной среды * 2219

Ясвин В.А., доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией управления развитием образовательных систем НИИ столичного образования Московского городского педагогического университета, Москва, Россия, vitalber@yandex.ru

Аннотация

В статье рассматривается качество образовательной среды с точки зрения её социальнопсихологических характеристик, обусловленных педагогическими позициями учителей. Приводятся данные эмпирических исследований отношения педагогов к учащимся и учащихся к педагогам. Представлена типология педагогических позиций учителей, разработанная на основе типологии «воспитывающих сред» Я. Корчака. Различные педагогические позиции анализируются с точки зрения их социальнопсихологической эффективности, стимулирования свободной активности учащихся как субъектов образовательного процесса.

Ключевые слова: образовательная среда, педагогическое качество образовательной среды, типология сред, моделирование среды, отношение педагогов к учащимся, взаимоотношения педагогов и учащихся, типология педагогических позиций учителей

Рубрика: Прикладные исследования и практика

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, проект № 131677020 2013 г. «Разработка методологических основ экологической психологии образования как направления психологопедагогической науки».

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Метод векторного моделирования среды предполагает построение системы координат, состоящей из двух осей: «свободазависимость» и «активностьпассивность». «Активность» понимается как инициативность, стремление к чемулибо, упорство в этом стремлении, борьба личности за свои интересы, отстаивание этих интересов и т. п. Соответственно, «пассивность» рассматривается как «нулевая активность». «Свобода» связывается с независимостью суждений и поступков, возможностью выбора, самостоятельностью и т. п. «Зависимость» понимается как приспособленчество, конформизм и т. п.

По итогам ответов экспертов или респондентов на ряд диагностических вопросов в системе координат строится соответствующий вектор, позволяющий типологизировать и характеризовать среду. На основе такой диагностики анализируемая среда может быть отнесена к одному из четырех базовых типов: догматическая среда, карьерная среда, безмятежная среда и творческая среда. Догматическая среда способствует формированию зависимой и пассивной личности; идейная — свободной и активной личности; безмятежного потребления — свободной, однако пассивной личности, карьерная среда — активной, но зависимой личности. Педагогическое качество образовательной среды определяется тем, насколько данная среда стимулирует свободную активность учащихся в образовательном процессе.

Литература
  1. Карпова О.И. Диагностика отношения к школе в процессе психологопедагогической экспертизы образовательной среды: Дисс… канд. психол. наук. М., 2003.
  2. Ковалев Г.А. Психическое развитие ребенка и жизненная среда // Вопросы психологии. 1993. № 1.
  3. Корчак Я. Как любить ребенка // Педагогическое наследие. М., 1990.
  4. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 4.
  5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
  6. Рубцов В.В. Основы социальногенетической психологии. М.Воронеж, 1996.
  7. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования // 2я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы докладов. М., 2000.
  8. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М., 2001.
  9. Ясвин В.А. Экспертная методика «Индекс толерантности» // Вестник МГОУ. Серия «Психологические науки». 2007. № 2.
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика