Исследование взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания и этнонациональных установок

885

Аннотация

В статье излагаются и обсуждаются результаты эмпирического исследования проблем взаимосвязи этнонациональных установок и предпочитае- мых стратегий совладания. Показано, что согласие с установками на меньшую значимость «национального» связано с предпочтением таких стратегий совладания, как планирование решения проблемы, самоконтроль и принятие ответственности; согласие с установками на позитивное отношение к своей национальности связано с поиском социальной поддержки. Подтверждено, что во взаимосвязи этнонациональных установок с предпочитаемыми стратегиями совла- дания присутствуют ярко выраженные возрастные и половые особенности.

Общая информация

Ключевые слова: стратегии совладания, этнонациональные установки, националистические установки, патриотические установки, поиск социальной поддержки

Рубрика издания: Экспериментальные исследования

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Фомичева А.Е., Хухлаев О.Е. Исследование взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания и этнонациональных установок // Социальная психология и общество. 2013. Том 4. № 4. С. 58–68.

Полный текст

Постановка проблемы

Современная социальная ситуация требует от человека быстрого и эффективного приспособления к изменениям и со­владания с возникающими трудными ситуациями. Высокая социальная мобильность больших групп людей, сетевые принципы коммуникации и социальной организации, возрастающее количество межкультурных перемещений объективно ведут к возникновению многих проблем, с которыми люди раньше не сталкивались в своей жизни [Белинская, 2009]. Одна из них проявляется в активизации межкультурных контактов и сопутствующем росте социальной конфликтности на этой почве. В свою очередь, межкультурное взаимодействие связано с отношением к «национальности» в целом, которое в отечественной психологии обозначается как «этно­национальные установки» [Хухлаев, 2008]. Поэтому исследование взаимосвязи между предпочитаемыми стратегиями совладания и эт- нонациональными установками представляется актуальным. Особенно значимым в рамках изучения этой проблемы является выявление природы националистических установок и националистического поведения людей в современном мире при помощи исследования такого фактора, как стратегии совладания.

Проблема совладания — одна из наиболее активно развивающихся областей в современной психологии. Важным аспектом изучения психологии совлада­ния является выделение стратегий и способов разрешения трудных ситуаций и причин, которые влияют на их выбор. В этом контексте выделяется несколько основных подходов, которые детально описаны в соответствующей отечественной и зарубежной литературе [3; 6; 8; 10; 20; 21 и др.]. В отечественной психологии проблема совладания неразрывно связана с представлением о личностной активности и саморегуляции, что находит свое отражение в субъектно-деятельностном подходе [1; 4, 8; 12; 13 и др.]. Согласно данному подходу, способность к совладанию, которая применяется сознательно и целенаправленно, может рассматриваться как одна из важнейших характеристик субъекта [Крюкова, 2005]. При этом Т.Л. Крюкова понимает копинг не только и не столько как результат взаимодействия внутренних качеств личности и особенностей жизненной ситуации, с которой необходимо справляться, но как «зеркало субъектной активности» [Крюкова, 2005, с. 53]. Другими словами, становление индивидуального стиля совладания включает помимо приспособительной активности преобразующую активность, которая изменяет ситуацию и личность как субъекта этой активности.

Если обратить внимание на факторы совладания, то одним из самых значимых будет социально-психологический, раскрывающий роль группы в данном процессе. Этот фактор включает особенности и влияние культуры, гендерных различий, качества межличностных отношений и взаимодействия на возникновение и преодоление трудностей. Рассмотрим подробнее, как совладание связано с возрастом и полом.

Существует множество данных о связи совладания с возрастом, однако они во многом неоднозначны. Тем не менее, можно выделить определенные закономерности [Балабанова, 2002; Исаева, 2009; Крюкова, 2005; Якунин, 2010]. Большинство отечественных исследователей сходятся во мнении, что подростковый возраст играет ключевую роль в становлении механизмов со­владания: подростки пробуют различные способы решения сложных ситуаций и выбирают наиболее подходящие и эффективные из них [Балабанова, 2002; Исаева, 2009; Крюкова, 2005]. Далее в процессе взросления резких изменений стиля со­владания, согласно существующим данным, уже не происходит. Молодые люди (до 20 лет) чаще выбирают стратегии кон- фронтативного копинга, дистанцирования, избегания, а более старшие используют преимущественно самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности и планирование решения проблемы [Крюкова, 2005, с. 144].

Многие исследователи также отмечают, что стратегии совладания различаются у мужчин и женщин [Балабанова, 2002; Исаева, 2009; Крюкова, 2005; Якунин, 2010]. Важно отметить, что для мужчин более значимы самоэффективность и вклю­ченность в социальные взаимосвязи, в то время как для женщин — отношение эмоциональной привязанности к близким людям [8, с. 125—126]. Выявлены различия: женщины чаще мужчин выбирают социально-ориентированные стратегии, такие как поиск социальной поддержки, а также положительную переоценку. При этом они чаще используют одновременно проблемно-ориентированный и эмоционально-ориентированный копинг, в то же время типично мужской способ реагирования при столкновении с трудностями — активные действия или избегание.

Перейдем к описанию понятия «этнона- циональные установки». Под данным видом социальных установок понимается предрасположенность индивида к оценке проявлений феномена национальности (эт- ничности), или оценочное отношение к феномену национальности [Хухлаев, 2011]. Этнонацио- нальные установки включают убеждения, взгляды, мнения людей относительно истории и современной жизни их этнической общности и взаимосвязей с другими народами и их представителями. Они являются генерализованными установками, так как существуют вне контекста конкретных межгрупповых отношений. Выделяют «националистические установки» — неприязненное отношение к представителям иных национальностей; «патриотические установки» — ощущение гордости за свою национальную принадлежность и ощущение связи с людьми «своей национальности»; «нейтральные этнонациональные установки — нейтральное, индифферентное отношение к факту своей национальной принадлежности и установки на «периферий- ность» вопросов, связанных с национальностью; «негативистские этнонациональ­ные установки» — отрицательное отношение к феномену национальности и национальной принадлежности в целом [Хухлаев, 2011а].

Ранее проведенное исследование взаимосвязи стратегий совладания и этнона- циональных установок [Хухлаев, 2009] в подростковом и юношеском возрастах показало, что склонность к конфронтативному копингу является прямым и самым значимым пре­диктором националистических установок, он также влияет на снижение согласия с негативистскими этнонациональными установками. Стратегии «бегства-избегания» и «планирования решения проблемы» являются прямыми предикторами не­гативистских этнонациональных установок. Они же снижают согласие с нейтральными этнонациональными установками. Кроме того, исследование показало, что националистические установки чаще встречаются у юношей, чем у девушек.

Программа эмпирического исследования

Согласно гипотезе исследования, существует взаимосвязь между предпочитаемыми стратегиями совладания и этнона­циональными установками. Было выдвинуто предположение, что согласие с установками на меньшую значимость «национального» связано с предпочтением стратегии планирования решения проблемы, а согласие с установками на позитивное отношение к своей национальности связано со стратегией поиска социальной поддержки. Дополнительной гипотезой стало предположение, что взаимосвязь между этнонациональными установками и предпочитаемыми стратегиями совладания имеет возрастную и половую специфику.

Были использованы три методики: для исследования стратегий и стилей совлада- ющего поведения — «Опросник способов совладания» [Крюкова, 2005а] и шкала «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» [Крюкова, 2005], для выявления особенностей этнонациональных установок — методика «Шкала этнонацио­нальных установок» [Хухлаев, 2011]. Для выявления взаимосвязи предпочитаемых стратегий совладания и этнонациональных установок использовался множественный регрессионный анализ (пошаговый метод).

Для установления достоверности различий по определенным параметрам между разными группами испытуемых использовались Н-критерий Краскела-Уоллеса и U-критерий Манна-Уитни.

В проведенном исследовании приняли участие 608 человек в возрасте от 16 до 90 лет, жители Москвы и Московской области. Выборка уравнивалась по полу и включила в себя 304 мужчины и 304 женщины. Был проведен сравнительный анализ по показателям, выявленным с помощью данных методик, между мужчинами и женщинами и в различных возрастных группах. Границы возрастных групп были определены нами исходя из периодизации, предложенной О.В. Хухлаевой [Хухлаева, 2002] и включающей в себя возрастные периоды от 16 до 18 лет (ранняя юность), от 19 до 25 лет (поздняя юность), от 26 до 39 лет (ранняя взрослость), от 40 до 59 лет (поздняя взрослость), от 60 лет (старость). В каждой возрастной группе выборка также уравнивалась по полу. Национальность респондентов: 87 % выборки составляют русские, 2,5 % армяне, по 1,5 % евреи, татары и украинцы, число представителей других национальностей составляет менее одного процента. В процентном соотношении по национальному составу выборка примерно соответствует данным переписи населения 2010 года.

Результаты эмпирического исследования и их обсуждение

Сначала были изучены половые и возрастные особенности этнонациональных установок и предпочитаемых стратегий совладания. В целом по выборке выявлены значимые различия между мужчинами и женщинами по националистическим, патриотическим и негативистским этнона- циональным установкам. У мужчин более выражены националистические, негати­вистские установки, для женщин же более характерны патриотические этнонацио- нальные установки. Другими словами, оказалось, что мужчинам более свойственно соглашаться с негативным мнением о других национальностях либо не придавать значения ни собственной национальной принадлежности, ни национальности других людей. Мужчины чаще женщин высказывают полярные мнения и демонстрируют либо полное безразличие, либо чрезмерную заинтересованность вопросами, связанными с национальностью. Для женщин же более характерно выражать гордость за свой народ, четко ощущать принадлежность к нему. В структуре профиля во всех возрастных группах наименее выражены националистические этно- национальные установки.

В целом националистические установки у респондентов в исследуемой выборке не являются широко распространенными, но и встречаются не редко. В раннем юношеском возрасте большинство демонстрирует либо нейтральное отношение к людям других национальностей, либо негативное отношение к самому феномену национальности. Начиная с позднего юношеского возраста, ранней взрослости и в период поздней взрослости наиболее часто опрошенные соглашались с установками, связанными с гордостью за свою страну, чувством принадлежности к ней. В старшем возрасте наиболее выраженными оказались нейтральные установки.

Изучение возрастной специфики стратегий совладания показало, что респонденты старшего возраста и периода взрослости реже выбирают конфронта- тивный копинг, чем респонденты юно­
шеского возраста. Наибольшей величины данный показатель достигает в период поздней юности. Взрослые люди чаще используют тщательно обдуманные и контролируемые действия по разрешению трудных ситуаций: они выбирают самоконтроль, принятие ответственности и планирование решения проблемы, то есть конструктивные и субъектные, по сути, стратегии. Использование стратегии бегства-избегания чаще встречается в группе респондентов младшего юношеского возраста, чем в других возрастах: поскольку это одна из наименее эффективных стратегий, становясь взрослее, люди все реже используют ее, осознавая, что данный способ не поможет им надолго избавиться от трудностей.

Стратегию планирования решения проблемы реже других используют респонденты в период ранней юности и в старшем возрасте. Это можно объяснить тем, что механизмы совладания формируются в раннем юношеском возрасте, и по сравнению с совладанием у людей более взрослых они еще недостаточно зрелые [Алексеева, 2002; Исаева, 2009; Крюкова, 2005]. Относительно группы старшего возраста можно предположить, что в ней стратегия планирования решения проблемы используется реже в связи с тем, что она требует затраты большого количества сил. Это можно связать также со спецификой проблем данного возраста, которые не всегда можно разрешить при помощи конкретных действий, а возможно только изменить собственное отношение и понимание происходящего, то есть усилия совладания должны быть направлены не на изменение ситуации, а на пересмотр отношения к ней.

Как и в более ранних исследованиях [Балабанова, 2002; Исаева, 2009; Крюкова, 2005], наши результаты подтверждают, что женщины значимо чаще, чем мужчины, прибегают к стратегиям поиска социальной поддержки, положительной переоценки, принятия ответственности и бегства-избегания.

Далее мы рассмотрели взаимосвязь между этнонациональными установками и предпочитаемыми стратегиями со­владания. Результаты, полученные по выборке в целом, приведены в таблице.

По результатам регрессионного анализа в целом по выборке можно отметить, что националистические этнонаци- ональные установки положительно связаны, прежде всего, с конфронтативным копингом. Данная взаимосвязь показывает, что нетерпимость по отношению к представителям других национальностей обусловлена стремлением радикально решать проблемные ситуации, склонностью к активным действиям без тщательного их обдумывания и контроля.

Помимо этого установки на значимость «национального» отрицательно связаны со стратегией принятия ответственности (признанием своей роли в возникновении проблемы). В то же время принятие ответственности положительно связано с низкой значимостью или отрицательным отношением к вопросам, связанным с национальностью. По мнению Е.В. Алексеевой [Алексеева, 2002], ответственность — важнейшее внутреннее условие организации жизнедеятельности человека, регулятор его жизненных выборов. Поэтому ответственность дает возможность выстраивать различные стратегии, пробовать разные способы достижения цели. Можно предположить, что принятие на себя ответственности — это некая переходная стадия, в результате прохождения которой совладание идет по одному или по другому сценарию: либо оно развивается конструктивно и служит развитию, либо человек снимает с себя личную ответственность и уходит от проблем, отрицает их, проявляет агрессию [Алексеева, 2002]. В связи с этим существование неприязни по отношению к каким- либо национальностям можно объяснить неумением конструктивно и самостоятельно совладать с трудностями, нежеланием осознавать внутренние причины, которые привели к возникновению проблемы. Результатом неспособности к совладанию может оказаться агрессия, направленная на другие этнические или национальные группы.

Следующая закономерность — установки на позитивное отношение к своей национальности положительно связаны со стратегией поиска социальной поддержки. Ощущение принадлежности и родства с представителями своего народа присуще людям, которые часто опираются на информационную, эмоциональную или действенную поддержку окружения. Это может быть связано с высокой аффилятивной потребностью таких людей, для которых просто нахождение в обществе «своих» является поддержкой при столкновении с жизненными трудностями. И, напротив, согласие с установками на меньшую значимость «национального» связано с отсутствием стремления получить поддержку окружающих в трудной ситуации. В то же время установки, подчеркивающие низкую значимость национальности, положительно связаны со стратегиями планирования решения проблемы и принятия ответственности. Иначе говоря, люди, которые привыкли самостоятельно справляться с трудностями и нести ответственность за последствия своих действий, в основном не склонны апеллировать к категории «национальность» в своей повседневной жизни.

Дополнительно исследовались взаимосвязи стилей совладания с этнонацио- нальными установками. Полученные результаты подтверждают уже изложенные: националистические установки, негативное отношение к представителям других национальностей связаны с эмоционально-ориентированным стилем со­владания, а негативистские этнонацио- нальные установки — с проблемно-ориентированным. Помимо этого обнаружена взаимосвязь между патриотическими установками и стратегией избегания, которая прослеживается, прежде всего, у женщин.

Различия в изучаемых взаимосвязях между мужчинами и женщинами наблюдаются по параметру националистических установок — у мужчин они связаны наиболее сильно с конфронтацией, а у женщин — с отказом от принятия ответственности и избеганием. Другими словами, мужчины, разделяющие негативное отношение к представителям других национальностей, склонны в трудных ситуациях к агрессивным и рискованным действиям. Подобные установки у женщин свидетельствуют о стремлении избежать проблемы, не признавая вины за ее возникновение. Иначе говоря, для мужчин национализм связан, прежде всего, с агрессивностью, стремлением радикально разрешать конфликтные ситуации, в то время как для женщин это попытка ухода от проблем и отстранения от них. Между мужчинами и женщинами есть и общая черта — взаимосвязь неприязненного отношения к представителям других национальностей с низким уровнем усилий по регулированию своих чувств и действий.

По параметру патриотических установок у мужчин прослеживается взаимосвязь с положительной переоценкой, а у женщин — с поиском социальной поддержки и принятием ответственности. Таким образом, у мужчин ощущение гордости за свою национальную принадлежность связано в большей степени с созданием позитивного смысла в трудных ситуациях, с самоизменением, а для женщин — это скорее поиск дополнительных внешних ресурсов для совладания.

Исходя из этого можно заключить, что даже когда мужчины и женщины соглашаются с одними и теми же установками, для них это имеет разный психологический смысл. Это говорит о том, что механизмы формирования установок на национализм и патриотизм среди мужчин и женщин принципиально различны.

Перейдем к сравнению взаимосвязей изучаемых феноменов в разных возрастных группах. Общим является то, что негативное отношение к представителям других национальностей отрицательно связано со стратегиями самоконтроля и принятия ответственности у представителей трех возрастов: поздней юности, ранней и поздней взрослости. Также можно отметить положительную связь проблемно-ориентированного ко­пинга с установками на низкую значимость национальности в этих возрастных группах.

Представляется важным, что результаты, полученные среди респондентов раннего юношеского возраста, существенно отличаются от результатов других возрастных групп. Так, националистические установки в период ранней юности связаны, прежде всего, с поиском социальной поддержки, а в других возрастах — с конфронтативным копин­гом, что свидетельствует о том, что в этот сравнительно непродолжительный период времени в жизни человека происходят существенные изменения как в отношении к «национальному», так и в способах, при помощи которых молодые люди справляются с трудными ситуациями.

Результаты группы респондентов старшего возраста также имеют свои отличительные особенности. Во-первых, эти респонденты демонстрируют согласие с меньшим количеством способов совладания, чем респонденты других возрастов. Во-вторых, на первый план у них выходит стратегия положительной переоценки, которая напрямую связана с установками на высокую значимость национальности и в обратную сторону — с установками на ее низкую значимость. Таким образом, для людей старшего возраста ощущение важности национальности связано, прежде всего, с поиском положительных сторон в трудных ситуациях, с философским взглядом на жизнь; отрицание значимости категории «национальность» для них, напротив, не связано с переоценкой событий.

Итак, проведенное исследование проясняет характер взаимосвязи между предпочитаемыми стратегиями совлада­ния и этнонациональными установками, а также подтверждает существование значимых возрастных и половых особенностей данной взаимосвязи.

Литература

  1. Абульханова К.А. Рубинштейновская категория субъекта и ее различные методологические значения / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.
  2. Алексеева Е.В. Проявление ответственности подростков в совладании с жизненны) ми проблемами: Дисс. ... канд. психол. наук. СПб., 2002.
  3. Анциферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая защита // Психологичес) кий журнал. 1994. Т. 15. № 1.
  4. Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода / Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой, В.Н. Дружинина. М., 2000.
  5. Балабанова Е.С. Гендерные различия стратегий совладания с жизненными трудно) стями // Социологические исследования. 2002. № 11.
  6. Белинская Е.П. Совладание как социально-психологическая проблема // Психологические исследования: электрон. журн. 2009. № 1(3). URL: http://psystudy.ru
  7. Исаева Е.Р. Копинг-поведение: анализ возрастных и гендерных различий на примере российской популяции // Вестник ТГПУ. 2009. № 11 (89).
  8. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: Дисс. … д-ра психол. наук. Кострома, 2005.
  9. Крюкова Т.Л., Куфтяк Е.В. Опросник способов совладания (Адаптация методики WCQ) // Психологическая диагностика. 2005. № 3.
  10. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behaviour» в системе понятий психологии лично) сти // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5.
  11. Петровский В.А. Деятельностное опосредствование межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. 2011. № 1.
  12. Сергиенко Е.А. Становление субъекта: неоконченная дискуссия // Психологиче) ский журнал. 2003. Т. 24. № 2.
  13. Сергиенко Е.А., Виленская Г.А., Ковалева Ю.В. Контроль поведения как субъект) ная регуляция. М., 2010.
  14. Хухлаев О.Е. Националистические аттитюды современной российской молоде) жи: опыт эмпирического исследования // Пятый всероссийский конгресс политоло) гов «Изменения в политике и политика изменений: стратегии, институты, факто) ры». Доклады. М., 2009.
  15. Хухлаев О.Е. Этнонациональные установки современной российской молоде) жи // Вопросы психологии. 2011. № 1.
  16. Хухлаев О.Е., Бучек А.А., Зинурова Р.И., Радина Н.К., Тудупова Т.Ц., Хакимов Э.Р. Этнонациональные установки и ценности современной молодежи // Культурно)ис) торическая психология. 2011. № 4.
  17. Хухлаев О.Е., Кузнецов И.М. Национализм как социально-психологический феномен: к постановке вопроса // Акмеология. 2008. № 3, 4.
  18. Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учебное по) собие для студентов высших учебных заведений. М., 2002.
  19. Якунин И.А. Возрастная специфика совладающего поведения // Вестник РГГУ. 2010. № 17.
  20. Folkman S., Moskowitz J.T. Coping: Pitfalls and Promise // Annual Review of Psychology. 2004. № 55.
  21. Lazarus R.S., Folkman S. Stress, Appraisal, and Coping. N.Y., 1984.

Информация об авторах

Фомичева Анастасия Евгеньевна, кандидат психологических наук, независимый исследователь, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2627-8532, e-mail: nastyafom5@gmail.com

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1930
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 885
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 0