Проблема диалогической личности в контексте современной психотехники

782

Аннотация

Статья посвящена вариативности понимания личности в психологии и проблеме отсутствия категории личности в современной отечественной психологической практике. Статья направлена на прояснение категории личности в контексте современного психотехнического подхода с учетом ключевых критериев психотехничности, в том числе диалогичности. Рассматривается предположение об общей закономерности преодоления всех критических ситуаций, в том числе и ситуации невозможности переживания. Выделяются ключевые характеристики личности, и обосновывается значимость работы с личностью, а значит, необходимость владения представлениями о данной категории.

Общая информация

Ключевые слова: личность, диалогичность, совокупный субъект , психотехника, развитие личности, шаг развития личности, угол отклонения смысла, критическая ситуация, переживание, деятельность

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060310

Для цитаты: Желябин А.В. Проблема диалогической личности в контексте современной психотехники // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 3. С. 134–149. DOI: 10.17759/sps.2015060310

Фрагмент статьи

Все приведенные характеристики подразумевают и еще одну неназывае­мую и принимаемую как самоочевидную характеристику: личность является до­стоянием индивида. То есть личность как психическое образование локализу­ется в пределах одного человека. Этот тезис отметим пока как аксиому, из ко­торой исходит большинство персоноло­гических теорий. Так мы получаем две смыслообразу­ющие и две описательные характеристи­ки личности. Смыслообразующие: а) личность является источником субъ­ектности и б) личность определяет уни­кальность человека. Описательные: в) личность изменчива и г) личность ус­тойчива и статична.

Литература

  1. Бандура А. Теория социального научения. СПб: Евразия, 2000. 320 с.
  2. Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических си­туаций // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 3. С. 90—101.
  3. Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуа­ций. М.: Издательство Московского университета, 1984. 200 с.
  4. Вересов Н.Н. Культура и творчество как психологические идеи // Вопросы психо­логии. 1992. № 1. С. 124—128.
  5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: АСТ Москва: Хранитель, 2008. 668 с.
  6. Гальперин П.Я. О формировании умственных действий и понятий // Культурно­историческая психология. 2010. № 3. С.111—114.
  7. Желябин А.В. Категория развития в современном психотехническом контексте [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. № 4. С. 219—231. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Zhelyabin.phtml (дата обращения: 24.01.2015).
  8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. 445 с.
  10. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2014. 400 с.
  11. Олпорт Г. Становление личности: Избранные труды / Под общ. ред. Д.А. Леон­тьева. М.: Смысл, 2002. 464 с.
  12. Петровский А.В. Трехфакторная модель значимого другого // Вопросы психоло­гии. 1991. № 1. С. 7—18.
  13. Петровский В.А. Петровский Артур Владимирович // Культурно-историческая психология. 2008. № 2. С. 112—118.
  14. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка: пер. с франц. и англ. / Сост., комм., ред. пе­ревода В.А. Лукова. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 528 с.
  15. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психагогика. М.: Смысл, 2005. 488 с.
  16. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 1999. 464 с.
  17. Скиннер Б. Оперантное научение // История зарубежной психологии: Тексты / Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. М.: Издательство Московского университета, 1986. С. 60—95.
  18. Фрейд З. Толкование сновидений / Под общ. ред. Е.С. Калмыковой, М.Б. Аграче­вой, А.М. Боковикова. М.: СТД, 2005. 680 с.
  19. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и при­менение. СПб.: Питер, 2003. 608 с.
  20. Шведовский О.В. Микродинамика личностных изменений в процессе понимаю­щей психотерапии [Электронный ресурс] // Наука/Педагогика. URL: http://nauka­pedagogika.com/viewer/43164/d (дата обращения: 21.05.2014).
  21. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. 360 с.
  22. Эриксон Э. Детство и общество / Пер. и науч. ред. А.А. Алексеева. СПб.: Летний сад, 2000. 416 с.
  23. Bredikyte M. Study of Developmental Acts in Practice. [Электронный ресурс] // ISCAR Summer University. 2010. URL: http://iscarschool.com/wp-content/uploads/ 2014/07/bredikyte_su2014-2.pptx.pdf (дата обращения: 24.10.2014).

Информация об авторах

Желябин Антон Валерьевич, Московский государственный психолого-педагогический университет, аспирант кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета клинической и консультативной психологии, ООО «Неформально», Москва, Россия, e-mail: zhelyabinav@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2156
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 782
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1