Апробация личностного опросника Н.Б. Астаниной «Методика изучения доверия к себе» *

1536

Аннотация

В данной статье анализируется представление об одной из базовых характеристик личности «доверие к себе», предлагается методический инструмент для ее диагностики — опросник Н.Б. Астаниной «Методика изучения доверия к себе». Представлены результаты апробации опросника на взрослой выборке. Проанализированы валидность и надежность опросника. Результаты психометрического анализа показали удовлетворительные характеристики, достаточные для использования в исследовательских целях.

Общая информация

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда грант № 15-06-10508.

Ключевые слова: доверие к себе, самоотношение, самоценность, валидность, надежность

Рубрика издания: Методический инструментарий

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2015060413

Для цитаты: Рунец О.В. Апробация личностного опросника Н.Б. Астаниной «Методика изучения доверия к себе» // Социальная психология и общество. 2015. Том 6. № 4. С. 170–182. DOI: 10.17759/sps.2015060413

Полный текст

В настоящее время проблема доверия как формы межличностных отношений заняла достойное место в социально-психологических исследованиях. Рассмотрение феномена доверия к себе, проявляющегося в форме самоотноше- ния и определяющего отношение к другому, практически находится вне поля исследований социальной психологии. Однако, как показали исследования [1; 3; 11; 18], доверие к себе является важным предиктором успешности человека в со- циономических профессиях.

Анализ проблемы доверия с позиции трех основных направлений показал особенности понимания феномена:

• с позиции этико-философского подхода, представлено описание морально­нравственной сущности доверия [11; 14; 19], выраженной в избирательности взаимоотношений между людьми и определяющейся культурными нормами;

• социолого-политологический подход акцентирует внимание на проблеме доверия как регуляторе социального взаимодействия [15; 20; 22; 24], выраженного в качестве взаимообмена, взаимовыгодного сотрудничества [21], и «...ожиданием того, что другие члены общества будут вести себя предсказуемо, честно, в согласии с общими нормами» [20];

• психологический подход к исследованию проблемы доверия [8; 13; 15; 23; 25] позволил рассмотреть доверие в разных ракурсах

•    установка или системы установок (аттитюдов) по отношению к миру и к самому себе [25];

•    ценностного отношения к себе и к другому [8; 13; 23];

•    двухполюсной установки-отношения, сущность которой представлена соотношением меры доверия к миру и меры доверия к себе [16].

Данные подходы позволили обосновать феномен доверия в качестве самостоятельного конструкта, описать и построить теоретическую модель, выделить функции доверия и его виды.

Особого внимания заслуживает проблема изучения доверия к себе и его проявления в профессиональной деятельности. Показано, что сбалансированность меры доверия к себе и другим является одной из важнейших детерминант, способствующих успешной адаптации специалистов [18] и надежности в профессиональной деятельности [1], влияющих на профессиональное становление [12]. В работах А.Б. Купрейченко большое внимание уделяется значимости феномена доверия себе в управленческой деятельности [8], в исследовании М.В. Ал- лахвердова изучалась роль доверия к себе при принятии решений в межличностном взаимодействии [3]. Согласно исследованиям Ю.С Уколовой, доверие к себе связано с ситуативной, актуальной значимостью и априорной надежностью другого, способствует адекватной оценке своих партнеров по общению и продуктивному взаимодействию с ними [17].

В рамках нашего исследования мы, также как и автор опросника «Методика изучения доверия к себе» [4], опираемся на понимание феномена доверия, основанное на концепции Т.П. Скрип­киной, где доверие к себе рассматривается как ценностное отношение к своему внутреннему миру, проявляющееся в переживании значимости собственной личности [16]. Согласно данному определению, Т.П. Скрипкина описала трехкомпонентную структуру доверия к себе, состоящую из конативного, когнитивного и эмоционального компонентов. Сущность конативного компонента заключается в осуществлении выбора стратегий и тактик поведения личности. Когнитивный компонент базируется на представлении о себе и своих возможностях, основанных на прошлом опыте. Содержанием эмоционального компонента является эмоциональное отношение личности к себе [4].

Е.П. Ильин, обобщая работы, посвященные исследованию феномена доверия, пишет об отсутствии четкого и обобщенного определения понятия [6], что объясняет определенные трудности в выборе адекватных психодиагностических методов исследования разнообразных проявлений доверия, в том числе и доверия к себе.

Теоретический анализ исследований, посвященных проблеме доверия к себе, позволил выделить опросник Н.Б. Аста- ниной «Методика изучения доверия к себе» [4]. В работах автора приведена доказательная база о валидности и надежности предложенного опросника, обоснованы внутриличностные корреляты доверия к себе, такие как: самоотношение, локус контроль, уровень самореализации личности, которые удовлетворяют требованиям к диагностическому инструментарию необходимому для целей нашего исследования. Однако предложенный опросник был создан для изучения доверия к себе у подростков и респондентов юношеского возраста.

Цель статьи — описание этапов апробации опросника «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной на взрослом контингенте.

Описание методики

При разработке опросника Н.Б. Аста- нина использовала метод семантического дифференциала. Каждый пункт представлен двумя противоположными утверждениями, одно из которых предлагается выбрать и оценить с помощью биполярной градуированной оценочной семибалльной шкалы. Опросник состоит из 15 пунктов. Каждый пункт содержит утверждения, представленные в различных вариантах: в виде умозаключений, выводов, которые составляют содержание когнитивного компонента доверия к себе; в виде описания эмоциональных переживаний поведения человека в значимых ситуациях и ситуациях неопределенности. Общий показатель доверия к себе высчитывается путем суммирования баллов по всем пунктам.

Математический анализ проведен с помощью пакета IBM SPSS 19.

Исследование психометрических
свойств опросника «Методика
изучения доверия к себе»

Этапы проведения исследования. Исследование состояло из нескольких этапов и проводилось в Москве, Краснодаре. Испытуемыми были студенты, медицинские работники, инженеры, военные, преподаватели вузов, служащие, в количестве 239 человек. Из них в основном исследовании приняли участие 197 человек (41 мужчина и 156 женщин, средний возраст 33 года), и 42 человека (12 мужчин, 30 женщин, средний возраст 28 лет) для проведения тест-ретеста.

Надежность методики. Для проверки надежности опросника «Методика изучения доверия к себе» изучалась внутренняя согласованность пунктов с помощью коэффициента альфа - Кронбаха. Коэффициент а=0,704, что указывает на достаточную внутреннюю согласованность опросника.

Для проверки ретестовой надежности опросника он был предложен 42 респондентам (12 мужчин, 30 женщин, средний возраст 28 лет) дважды с интервалом измерения в один месяц. Показатель rs=0, 706 при уровне значимости p<0,01 свидетельствует об удовлетворительной ре­тестовой надежности.

Следующим этапом было осуществить проверку на соответствие закону нормального распределения. Для этого применялись следующие критерии: критерий асимметрии и эксцесса, статистический критерий Колмогорова-Смирнова. Описательные статистики суммарного показателя опросника «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной приведены в табл. 1.

Таблица 1

Описательные статистики суммарного показателя опросника
«Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной

Показатели

Значение

Среднее

69,365

Стандартная ошибка среднего

0,819

Медиана

70

Мода

67

Стандартное отклонение

11,501

Дисперсия

132,264

Асимметрия

-0,241

Стандартная ошибка асимметрии

0,173

Эксцесс

-0,073

Стандартная ошибка эксцесса

0,345

Размах

62

Минимум

36

Максимум

98

Как видно из табл. 1, эксцесс показателя опросника «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной равен -0,073, следовательно, кривая распределения плосковершинна. Критерий асимметрии равен -0,241, что указывает на левостороннюю асимметрию. По величине критериев эксцесса и асимметрии можно сделать допущение о нормальности распределения показателя опросника «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной.

Для проверки гипотезы о нормальности распределения применялся критерий Колмогорова-Смирнова. Коэффициент Z составил 0,815 при p>0,1 (p=0,519), указывает на соответствие эмпирического распределения закону нормального распределения. Полученные результаты совпадают с данными, указанными автором опросника «Методика изучения доверия к себе» при апробации на подростковой выборке [4].

 

Гендерные различия. Для выявления гендерных различий выборка была разделена по полу. Было выделено 2 группы: первая — 43 мужчины, вторая — 154 женщины. Характеристики гендерных групп представлены в табл. 2.

Возрастные различия. Для выявления возрастных различий выборка была разделена, согласно медианному значению, по возрасту — 33 года. Было выделено 2 группы: первая группа — 99 респондентов в возрасте от 20 до 33 лет и вторая группа более зрелого возраста — от 34 до 53 лет. Характеристики возрастных групп представлены в табл. 2.

Таблица 2

Характеристики возрастных и гендерных групп по показателю опросника «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной

Показатель

Группы

N

Среднее

Стандартное отклонение

Стандартная ошибка среднего

Доверие к себе

>= 33,00

99

70,80

10,67

1,07

< 33,00

98

67,86

12,18

1,23

м

43

69,74

10,96

1,67

ж

154

69,22

11,69

,94

Результаты оценки гендерных и возрастных различий по опроснику «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной представлены в табл. 3.

Таблица 3

Оценка гендерных и возрастных различий по опроснику
«Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной

Группы

Критерий равенства дисперсий Ливиня

t-критерий равенства средних

F

Значимость

t

Степени свободы

p

Разность средних

Стандартная ошибка разности

По возрасту

1,23

,27

1,80

195

,07

2,94

1,63

По полу

,28

,59

,26

195

,79

,52

1,99

Анализ показал, что группы, разделенные по гендерному признаку, не различаются по суммарному показателю опросника «Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной. Обращает на себя внимание наличие тенденции к появлению различий между двумя совокупностями разделенных по возрасту, что объясняется возрастными периодами. Так, первую группу можно охарактеризовать как стремящуюся к профессиональному становлению. В этот период деятельность протекает в условиях роста ситуаций неопределенности из-за отсутствия достаточного профессионального опыта [7]. Поэтому профессиональное становление характеризуется обращением к доверию к себе как обеспечивающему разрешение ситуации неопределенности. Вторая группа характеризуется высокой работоспособностью и продуктивностью, наличием авторитетности, что указывает на накопление достаточного профессионального опыта, чтобы не только самим его использовать, но и передавать другим [7], что проявляется в снижении количества ситуаций неопределенности, а, следовательно, к снижению необходимости обращения к доверию к себе.

Для изучения конструктной валидности теста использовался метод перекрестной валидизации, путем расчета коэффициентов корреляции между показателями опросника «Методика изучения доверия к себе» и показателями МИС [10]. Наличие связей между параметрами определялось с помощью коэффициентов ранговой корреляции Спир­мена.

С целью проверки возможности описания доверия профессионала себе посредством апробируемого опросника следующим шагом было разделение всей генеральной совокупности на четыре независимых группы, согласно возрастной периодизации, предложенной В.Ф. Мор­гуном [9]. Специфика анализируемых групп описывалась на основе ведущей деятельности — этапов профессионализации специалистов. Характеристика групп приведена в табл. 4.

Таблица 4

Описательная характеристика возрастных групп по показателю опросника
«Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной

Группы

N

Среднее

Стандартное отклонение

Стандартная ошибка

95% доверительный интервал для среднего

Нижняя граница

Верхняя граница

1

34

66,82

12,49

2,14

62,46

71,18

2

57

68,74

11,88

1,57

65,58

71,89

3

59

72,08

10,46

1,36

69,36

74,81

4

47

68,42

11,27

1,64

65,11

71,73

Итого

197

69,33

11,51

,82

67,71

70,95

 
 

В первую группу вошли люди 20— 23 лет, социально-психологический статус, которых можно описать как: молодой специалист, студент, работник с небольшим стажем. Для данной группы характерно поиск своего места в обществе. Личностное и профессиональное самоопределение.

Вторая группа 24—29 лет — специалисты со стажем работы 5—7 лет. Для данной категории работников свойственна мотивационная ориентация на конкретные профессиональные цели, на профессиональный рост и специализацию в выбранной профессии, они характеризуются сформированностью представлений о своем будущем.

Специалистам в возрасте от 30 до 40 лет (группа 3) свойственна высокая работоспособность и продуктивность.

Данная возрастная группа включает в основном людей, обладающих богатым жизненным и профессиональным опытом.

Четвертая группа специалистов — 40—53 года — вершина жизненного пути личности. Этот период характеризуется профессиональным мастерством, достижением определенного положения в обществе, стремлением передать свой жизненный и профессиональный опыт.

Полученные данные, приведенные в табл. 5, свидетельствуют, что показатели доверия к себе во всех четырех группах значимо положительно коррелируют с показателем по шкале МИС «Самоувернность», при этом теснота связей усиливается с ростом профессионализации и сохраняется на всех последующих этапах профессионального пути. Данные результаты показывают, что в процессе профессионализации усиливается ощущение силы профессионального Я, у доверяющего себе доминирует мотив успеха, он ощущает свою компетентность и способность решать жизненные проблемы. Препятствия на пути к достижению цели воспринимаются как преодолимые. Таким образом, можно предположить, что в процессе профессионализации доверие к себе проявляется в самоотноше- нии к себе как к компетентному специалисту.

Таблица 5

Результаты корреляционного анализа показателя опросника
«Методика изучения доверия к себе» Н.Б. Астаниной и шкал МИС

Шкалы МИС

Корреляции по Спирману. Доверие к себе

1-я группа (20—23 года)

2-я группа (24—29 лет)

3-я группа (30—39 лет)

4-я группа (40—53 года)

Открытость

0.55

0.154

0.285

0.169

Самоуверенность

0.402*

0.477*

0.385**

0.456**

Саморуководство

0.275

0.321*

0.303*

0.186

Зеркальное Я

-0.05

0.269

0.362*

0.006

Самоценность

0.474*

0.232

0.128

0.030

Самопринятие

-0.136

0.175

0.197

0.204

Самопривязанность

0.253

0.140

0.184

0.254

Конфликтность

-0.278

-0.382**

-0.87

-0.154

Самообвинение

-0.345*

-0.489**

-0.063

-0.443**

 

В группах 2 и 3 доверие к себе положительно коррелирует с показателем по шкале МИС «Саморуководство». Так, наличие достоверной связи между показателями позволяет предположить, что доверяющие себе профессионалы имеют представление об источниках собственной активности, результатах, достижениях и развитии профессионального Я. Наличие подобной взаимосвязи логично объясняется тем, что именно в этих группах наиболее ярко проявляется стремление к профессиональной самореализации, выражающееся в работоспособности и продуктивности; важным является накопление жизненного и профессионального опыта, всего того, что позволяет ощущать себя компетентным специалистом.

Шкалы «Самоуверенность» и «Са- моруководство» являются компонентами фактора самоуважение в процедуре факторизации матриц интеркорреляций значений шкал МИС [2], что позволяет нам говорить о том, что доверие профессионала к себе во многом определяется отношением личности к самой себе как профессионалу. Так, в условиях моделируемого эксперимента показано, что люди, склонные доверять себе, работают более эффективно в ситуации неопределенности, в частности, в условиях вы- игрыша/проигрыша [3].

В 1-й, 2-й и 4-й группах показатель доверия к себе имеет отрицательные корреляции со шкалой «Самообвинение». Наличие данной связи может свидетельствовать о том, что доверие к себе как личностный феномен берет на себя функцию защиты Я и способствует устранению барьеров на пути к достижению цели. Наличие самообвинения как личностного свойства часто свидетельствует о внутренней неустойчивости [2]. Наличие отрицательной связи между доверием к себе и самообвинением показывает, что личность, доверяющая себе, характеризуется устойчивостью к неопределенности, в том числе и в профессиональной сфере, усиление отрицательной взаимосвязи с ростом профессионализации подтверждает высказанное предположение.

Полученные данные различаются от результатов на подростковой и юношеской выборке, где доверие к себе значимо положительно коррелирует с показателем «Саморуководство», «Самоценность» и отрицательно коррелирует с показателем «Самообвинение» и «Внутренняя конфликтность» [4]. Анализируя связи, автор указывает на возрастные особенности респондентов и связывает полученные результаты с проявлением юношеского возраста, характеризующегося формированием мировоззрения, самостоятельности суждений, повышением требования к моральному облику человека, формированием самооценки, стремлением к саморуководству [5].

Таким образом, в соответствии с задачей исследования нами был апробирован на взрослой выборке опросник «Методика изучения доверия к себе». Получены показатели содержательной валидности, ретестовой надежности, внутренней согласованности, позволяющие говорить о том, что данный метод успешно может быть применен на взрослой выборке при исследовании доверия к себе как самоот- ношения.

Выводы

•     Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяют рекомендовать опросник «Методика изучения доверия себе» Н.Б. Астаниной к использованию в исследовательской практике на взрослой выборке как удовлетворяющий основным требованиям к конструированию диагностического инструмента.

•     Результаты анализа связей показателей опросника «Методика изучения доверия себе» и опросника МИС позволяют рассматривать доверие профессионала к себе как самоотношение.

С целью дальнейшей апробации опросника в настоящее время проводится проверка опросника на различных профессиональных группах.

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда грант № 15­06-10508.

Литература

  1. Акимова А.Ю. Доверие к технике в представлении машинистов локомотивов // Вестник ННГУ. 2012. №1—1. C. 376—382.
  2. Аладьин А.А. Психодиагностика и психокоррекция в воспитательном процессе: методическое пособие / А.А. Аладьин, Л.А. Пергаменщик, И.А Фурманов, С.В. От­чик. Мн.: БелНИИО, 1992. 152 с.
  3. Аллахвердов М.В. Имплицитная теория доверия как основа принятия реше­ний // Ананьевские чтения—2010. Современные прикладные направления и про­блемы психологии: Материалы научной конференции. СПб, 2010. С. 14—16.
  4. Астанина Н.Б. Создание и апробация нового личностного опросника «Методика изучения доверия к себе» [Электронный ресурс] // Психологическая наука и обра­зование psyedu.ru. 2010. № 3. URL: http://psyedu.ru/journal/2010/3/Astanina.phtml (дата обращения: 12.11.2015).
  5. Ермолаева М.В. Психология развития: метод. пособие для студ. заочной и дис­танционной форм обучения. 2-е изд. М.: Московский психолого-социальный инсти­тут; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. 376 с.
  6. ИльинЕ.П. Психология доверия. СПб.: Питер, 2013. 288 с
  7. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Издатель­ский центр «Академия», 2004. 304 с.
  8. Купрейченко А.Б. Психология доверия и недоверия. М.: Изд-во «Институт пси­хологии РАН», 2008. 562 с.
  9. МоргунВ.Ф. Проблема периодизации развития личности в психологии: учеб. по­собие / В.Ф. Моргун, Н.Ю. Ткачева. М.: Изд-во Московского университета, 1981. 84 с.
  10. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. 29 с.
  11. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история / Б.Ф. Поршнев. М.: Наука, 1979. 131 с.
  12. Пухарева Т.С. Значение доверия в деловых отношениях // Социокультурные проблемы современного человека: материалы III международной научно-практиче­ской конференции (22—26 апреля 2008 г.) / под ред. О.А. Шамшиковой, Н.Я. Боль­шуновой. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. С. 155—158.
  13. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Издательская группа «Прогресс»; «Универс», 1994. 480 с.
  14. Рутковский Б.А. Понятие доверия в марксистской этике: автореф. дис. … канд. фи­лософ. наук / Б.А. Рутковский; Ин-т философии. Киев: Ин-т философии, 1967. 21 с.
  15. Селигмен А. Проблема доверия / Пер. с англ. И. Мюрберг, Л. Соболевой. М.: Идея Пресс, 2002. 61 с.
  16. Скрипкина Т.П. Философско-психологическая концепция доверия как социаль­но-психологического явления // Доверие в социально-психологическом взаимодей­ствии: Коллективная монография / Под ред. Т.П. Скрипкиной. — Ростов н/Д., 2006. С. 15 — 39.
  17. Уколова Ю.С. Категории «вера» и «доверие» — семантика различий // Наука. Релігія. Суспільство. 2008. № 2. С. 192—200.
  18. ФатхиО.Г. Доверие как фактор повышения адаптационных возможностей в экс­тремальных ситуациях: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05: Ростов-н/Д, 2003. 218 c.
  19. ФранкС.Л. Смысл жизни. Брюссель: Изд-во «Жизнь с Богом», 1976. 170 с.
  20. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М.: ООО Изд-во АСТ, 2004. 730 с.
  21. ШоР. Б. Ключи к доверию в организации: Результативность, порядочность, про­явление заботы. М.: Дело, 2000. 63 c.
  22. Штомпка П. Доверие — основа общества.М.: Логос, 2012 С. 273—281.
  23. Bretherton I. The origins of attachment theory: John Bowlby and Mary Ainsworth // Developmental Psychology. 1992. Vol. 28. P. 759—777. doi:10.1037/0012-1649.28.5.759
  24. Luhmann N. Trust and Power. Wiley: Chichester, UK, 1979. 228 p.
  25. Rotter J.B. Interpersonal trust, trustworthiness, and gullibility // American Psychologist. 1980. Vol. 35. P. 1—7. doi:10.1037/0003-066X.35.1.1

Информация об авторах

Рунец Оксана Владимировна, аспирант лаборатории психологии труда и организационной психологии, Институт психологии РАН, Москва, Россия, e-mail: orunez@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3433
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 29

Скачиваний

Всего: 1536
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 15