Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков*

1775

Аннотация

Статья посвящена своеобразию протекания подросткового возраста в контексте изменчивого российского общества 2010-х годов. Рассматриваются основные уязвимости и социальные риски современных подростков — затрудненное самоопределение, аутоагрессивные, виктимные и противоправные формы поведения, буллинг и кибербуллинг, злоупотребление психоактивными веществами. Обсуждаются ключевые задачи профилактики как социально-психологической работы по предупреждению небезопасного и неблагополучного поведения и продвижению ценностей выстраивания благополучных жизненных траекторий. Обобщение практического опыта и результатов современных исследований подросткового периода позволяет обозначить проблемные зоны, существующие в обществе и, в частности, в образовательной среде с точки зрения решения психолого-педагогических задач в контексте выстраивания и сопровождения индивидуальных жизненных траекторий подростков.

Общая информация

* Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 15-36-01317).

Ключевые слова: подростковый возраст, социальные риски, социальная ситуация развития подростка, жизненная траектория

Рубрика издания: Прикладные исследования и практика

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2016070208

Для цитаты: Хломов К.Д. Социальные риски в контексте индивидуальных жизненных траекторий современных подростков // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 109–125. DOI: 10.17759/sps.2016070208

Фрагмент статьи

Чем отличается жизнь современного подростка от той, что была раньше? Обозначим зоны произошедших изменений в обществе, повлиявших на жизнь подростка. Во-первых, это современные коммуникационные технологии, влияющие на жизнь социальной среды, семьи и на взросление человека [21].

Литература

  1. Александрова Н.В., Кмита Н.В., Лафи С.Г. Социально-психологические мишени превенции химической аддикции несовершеннолетних // Омский Научный Вест- ник. 2013 № 4 (141). С. 145—148.
  2. Андреева Г.М. К вопросу о кризисе идентичности в условиях социальных трансформаций // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011,
  3. № 6 (20). [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n6- 20/580-andreeva20.html (дата обращения: 12.01.2016).
  4. Арон И.С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков, находящихся в особой социальной ситуации развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 154—164. doi:10.17759/psyedu.2015070115
  5. Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Глазкова О.В. Основы мониторинга в области профилактики аддикций [Электронный ресурс] // Психологическая наука и обра- зование psyedu.ru. 2012. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57043. shtml (дата обращения: 12.01.2016)
  6. Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуаль- ном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3—16.
  7. Банников Г.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая диагностика антивиталь- ных переживаний и склонности к импульсивному, аутоагрессивному поведению у под- ростков (предварительные результаты) [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 127—146. doi:10.17759/psyedu.2014060116
  8. Барцалкина В.В., Флорова Н.Б. Инструментарий профилактики и клинических исследований в сфере зависимого поведения [Электронный ресурс] // Современ- ная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 102—114. URL: https://psyjournals.ru/ jmfp/2014/n3/72773.shtml (дата обращения: 12.01.2016)
  9. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181 с.
  10. Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Изменчивость и постоянство как факторы соци- ализации личности // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 5 (7). [Электронный ресурс] URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5- 7/226-belinskaya7 (дата обращения: 12.01.2016)
  11. Бовина И.Б. Проблема диагностики риска суицида и возможности теста имплицит- ных ассоциаций для ее разрешения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 147—155. doi:10.17759/psyedu.2014060117
  12. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Коноплева И.Н., Ковалев М.А., Конкин В.Ю. Наркотики и наркоманы: особенности социальных представлений в двух группах молодежи [Элек- тронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 3. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n3/55545.shtml (дата обращения: 12.01.2016)
  13. Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной инфор- мационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и обра- зование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 1—11. doi:10.17759/psyedu.2015070101
  14. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 47—55. doi:10.17759/psyedu.2014060107
  15. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учите- лей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 1. С. 103—116.
  16. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный фе- номен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. № 3. С. 149—160.
  17. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных тех- нологий // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2014. № 3. С. 177—191.
  18. Великоцкая А.М. Значимые факторы социальной ситуации развития подростка- правонарушителя [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 56—68. doi:10.17759/psyedu.2014060108
  19. Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2 МГУ, 1929—1931. 172 с.
  20. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психологиче- ская наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 246—256. doi:10.17759/ psyedu.2014060221
  21. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика // Сб. ста- тей / Под общ. ред. А. А. Полонникова. Мн.: БГУ, 2003. С. 35—47.
  22. Жилинская А.В. Интернет как ресурс для решения задач подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс] // Психологическая нау- ка и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 11—18. doi:10.17759/psyedu.2014060103
  23. Зверева М.В., Печникова Л.С. Самоповреждающее поведение у подростков в нор- ме и при психической патологии [Электронный ресурс] // Клиническая и специ- альная психология. 2013. № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n4/Zvereva_ Pechnikova.shtml (дата обращения: 12.01.2016)
  24. Зуев К.Б. Представления о гендерных ролях подростков из полных и неполных семей // Психологические исследования, Выпуск 1 (серия «Труды молодых ученых ИП РАН») / под ред. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2006. С. 126—138.
  25. Иванова А.В. Восстановительный подход при работе с правонарушениями несо- вершеннолетних // Круглый стол Центра «Перекресток» МГППУ по теме «Воспи- тательный компонент в реагировании государства на правонарушения несовершен- нолетних» 19.02.2014.
  26. Ковалевская Е.В. Актуальное психическое состояние старшеклассников в усло- виях интерактивного обучения [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 48—58. doi:10.17759/psyedu.2015070205
  27. Комиссия по народонаселению и развитию. [Электронный ресурс] // Сорок пя- тая сессия ООН (15 апреля 2011 года и 23—27 апреля 2012 года) http://daccess-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/337/19/PDF/N1233719.pdf?OpenElement (дата обращения: 12.01.2016)
  28. Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива. М.: На- ука, 1988. 270 с.
  29. Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2013. 24 c.
  30. Кондрашкин А.В., Хломов К.Д. Постановка проблемы: девиантное поведение подрост- ков, социальная ситуация и Интернет // Юридическая психология. 2013. № 1. С. 18—24.
  31. Коренкова Е.В. Организация межведомственного взаимодействия по профилактике детского травматизма на объектах транспорта и предупреждение развития молодежного движения «трейнсерфинг // Круглый стол СК РФ по теме «Организация взаимодей- ствия правоохранительных органов, органов государственной власти местного само- управления, структурных подразделений ОАО «РЖД» в сфере предупреждения трав- матизма граждан на объектах транспорта и транспортной инфраструктуры» 22.10.2015
  32. Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отече- ственных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С. 166—178.
  33. Лобб М.С. Now-for-next в психотерапии. М.: Общество Практикующих Психоло- гов (Гештальт-подход) «Московский Гештальт Институт», 2014. 368 с.
  34. Марцинковская Т.Д., Сиюченко Т.С. Идентичность как фактор социализации в мультикультурной среде // Вопросы психологии. 2014. № 6. С. 3—13.
  35. Моховиков А.Н. Экзистенциальная боль: природа, диагностика, особенности психоте- рапевтической работы с клиентом // 1 Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы сообщений. М.: Смысл, 2001. С. 74—77.
  36. Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Педагогическое общество России, 2001. 326 с.
  37. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml (дата обращения: 12.01.2016).
  38. Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации // Куль- турно-историческая психология. 2006. № 1. С. 26—31.
  39. Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А. Индивидуально-психологические особенности родителей как предикторы высококонфликтных разводов [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 2. URL: http://psyjournals. ru/psyedu_ru/2012/n2/53468.shtml (дата обращения 12.01.16).
  40. Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и пер- спектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120—132.
  41. Солнцева Н.Е. Динамика потребления психоактивных веществ и формирования социальных установок у подростков Санкт-Петербурга // [Электронный ресурс] Ад- диктивное поведение: профилактика и реабилитация. 2011. URL: http://psyjournals. ru/addictive_behavior/issue/46116_full.shtml (дата обращения: 12.01.2016).
  42. Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные харак- теристики процесса развития личности // М., Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 672 с.
  43. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая нау- ка и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 2—10. doi:10.17759/psyedu.2014060102
  44. Хломов К.Д., Кондрашкин А.В., Кузин П.А., Калякина С.М., Тюльканова К.И., Медведев Д.П. Подросток в онлайн-игре: включенное наблюдение и опыт социальной работы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 118—133. doi:10.17759/psyedu.2014060411
  45. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для студ. / Сост. Л.М. Семенюк; под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Институт практической психологии, 1994. С. 169—176.
  46. Antrobas L. Is 25 the new cut-off point for adulthood? [Электронный ресурс]. URL: http://www.bbc.com/news/magazine-24173194  (дата  обращения:  12.01.2016).
  47. Gini G., Pozzoli T. Association between bullying and psychosomatic problems: A meta- analysis // Pediatrics. 2009. 123(3). P. 1059—1065. doi: 10.1542/peds.2008-1215.
  48. Haynie D.L., Nansel T., Eitel P., Crump A.D., Saylor K., Yu K., Simons-Morton B. Bullies, victims and bully/victims: Distinct groups of at-risk youth // Journal of Early Adolescence. 2001. Vol. 21. No. 1. P. 29—49. doi: 10.1177/0272431601021001002
  49. Olweus D., Limber S.P., Flerx V.C., Mul- lin N., Riese J., Snyder M. Olweus bullying prevention program: Schoolwide guide. Center City, MN: Hazelden, 2007.
  50. Youth Risk Behavior Surveillance. Surveillance Summaries [Электронный ресурс] // Vol. 63. No. 4. June 13, 2014, U.S. Department of Health and Human Ser- vices Centers for Disease Control and Prevention / http://www.cdc.gov/mmwr/pdf/ss/ ss6304.pdf (дата обращения: 12.01.2016).

Информация об авторах

Хломов Кирилл Даниилович, кандидат психологических наук, доцент, начальник психологической службы, старший научный сотрудник, лаборатория когнитивных исследований факультета психологии института общественных наук, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154, e-mail: khlomov-kd@universitas.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5128
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 17

Скачиваний

Всего: 1775
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 24