Хломов К.Д. кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, начальник психологической службы, старший научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХиГС), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-1016-6154 e-mail: khlomov-kd@universitas.ru
Статья посвящена своеобразию протекания подросткового возраста в контексте изменчивого российского общества 2010-х годов. Рассматриваются основные уязвимости и социальные риски современных подростков — затрудненное самоопределение, аутоагрессивные, виктимные и противоправные формы поведения, буллинг и кибербуллинг, злоупотребление психоактивными веществами. Обсуждаются ключевые задачи профилактики как социально-психологической работы по предупреждению небезопасного и неблагополучного поведения и продвижению ценностей выстраивания благополучных жизненных траекторий. Обобщение практического опыта и результатов современных исследований подросткового периода позволяет обозначить проблемные зоны, существующие в обществе и, в частности, в образовательной среде с точки зрения решения психолого-педагогических задач в контексте выстраивания и сопровождения индивидуальных жизненных траекторий подростков.
* Статья подготовлена при поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда (проект № 15-36-01317).
Чем отличается жизнь современного подростка от той, что была
раньше? Обозначим зоны произошедших изменений в обществе, повлиявших на жизнь
подростка. Во-первых, это современные коммуникационные технологии, влияющие на
жизнь социальной среды, семьи и на взросление человека [21].
Арон И.С. Мотивация к профессиональному самоопределению подростков,
находящихся в особой социальной ситуации развития [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 154—164.
doi:10.17759/psyedu.2015070115
Аршинова В.В., Барцалкина В.В., Глазкова О.В. Основы мониторинга в
области профилактики аддикций [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
обра- зование psyedu.ru. 2012. № 4. URL:
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n4/57043.
shtml (дата обращения: 12.01.2016)
Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в
виртуаль- ном мире // Вопросы психологии. 2009. № 3. С. 3—16.
БанниковГ.С., Павлова Т.С., Вихристюк О.В. Скрининговая
диагностика антивиталь- ных переживаний и склонности к импульсивному,
аутоагрессивному поведению у под- ростков (предварительные результаты)
[Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014.
Том 6. № 1. С. 127—146. doi:10.17759/psyedu.2014060116
Барцалкина В.В., Флорова Н.Б. Инструментарий профилактики и
клинических исследований в сфере зависимого поведения [Электронный ресурс] //
Современ- ная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 102—114. URL:
https://psyjournals.ru/
jmfp/2014/n3/72773.shtml (дата обращения: 12.01.2016)
Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 181
с.
Белинская Е.П., Дубовская Е.М. Изменчивость и постоянство как
факторы соци- ализации личности // Психологические исследования: электрон.
науч. журн. 2009. № 5 (7). [Электронный ресурс] URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2009n5-
7/226-belinskaya7 (дата обращения: 12.01.2016)
БовинаИ.Б. Проблема диагностики риска суицида и возможности
теста имплицит- ных ассоциаций для ее разрешения [Электронный ресурс] //
Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 147—155.
doi:10.17759/psyedu.2014060117
БовинаИ.Б.,ДворянчиковН.В.,КоноплеваИ.Н.,КовалевМ.А.,КонкинВ.Ю. Наркотики и
наркоманы: особенности социальных представлений в двух группах молодежи [Элек-
тронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 3.
URL:
https://psyjournals.ru/psyedu_ru/2012/n3/55545.shtml
(дата обращения: 12.01.2016)
Богдановская И.М., Иконникова Г.Ю., Королева Н.Н. Роль современной
инфор- мационно-коммуникативной среды в формировании идентичности и образа мира
современных подростков [Электронный ресурс] // Психологическая наука и обра-
зование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 1—11.
doi:10.17759/psyedu.2015070101
Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности
учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru.
2014. Том 6. № 1. С. 47—55. doi:10.17759/psyedu.2014060107
Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция
учите- лей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. № 1. С.
103—116.
Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и
культурный фе- номен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. № 3.
С. 149—160.
БочаверА.А.,ХломовК.Д. Кибербуллинг: травля
в пространстве современных тех- нологий // Психология. Журнал высшей школы
экономики. 2014. № 3. С. 177—191.
Великоцкая А.М. Значимые факторы социальной ситуации развития
подростка- правонарушителя [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 56—68.
doi:10.17759/psyedu.2014060108
Выготский Л.С. Педология подростка. М.: Бюро заочного обучения при 2
МГУ, 1929—1931. 172 с.
Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге
на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психологиче-
ская наука и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 2. С. 246—256. doi:10.17759/
psyedu.2014060221
ДжердженК.Дж. Социальный конструкционизм: знание и
практика // Сб. ста- тей / Под общ. ред. А. А. Полонникова. Мн.: БГУ, 2003. С.
35—47.
ЖилинскаяА.В. Интернет как ресурс для решения задач
подросткового возраста: обзор психологических исследований [Электронный ресурс]
// Психологическая нау- ка и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 11—18.
doi:10.17759/psyedu.2014060103
Зверева М.В., Печникова Л.С. Самоповреждающее поведение у подростков
в нор- ме и при психической патологии [Электронный ресурс] // Клиническая и
специ- альная психология. 2013. № 4. URL:
https://psyjournals.ru/psyclin/2013/n4/Zvereva_
Pechnikova.shtml (дата обращения: 12.01.2016)
Зуев К.Б. Представления о гендерных ролях подростков из полных и
неполных семей // Психологические исследования, Выпуск 1 (серия «Труды молодых
ученых ИП РАН») / под ред. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А. М.: Издательство
«Институт психологии РАН», 2006. С. 126—138.
Иванова А.В. Восстановительный подход при работе с правонарушениями
несо- вершеннолетних // Круглый стол Центра «Перекресток» МГППУ по теме «Воспи-
тательный компонент в реагировании государства на правонарушения несовершен-
нолетних» 19.02.2014.
Ковалевская Е.В. Актуальное психическое состояние старшеклассников в
усло- виях интерактивного обучения [Электронный ресурс] // Психологическая
наука и образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 2. С. 48—58.
doi:10.17759/psyedu.2015070205
Комиссия по народонаселению и развитию. [Электронный ресурс] // Сорок пя-
тая сессия ООН (15 апреля 2011 года и 23—27 апреля 2012 года)
http://daccess-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N12/337/19/PDF/N1233719.pdf?OpenElement (дата
обращения: 12.01.2016)
Кон И.С. Ребенок и общество. Историко-этнографическая перспектива.
М.: На- ука, 1988. 270 с.
Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков,
находящихся в различных социальных ситуациях развития: Автореф. дис. … канд.
психол. наук. М., 2013. 24 c.
КондрашкинА.В.,ХломовК.Д. Постановка
проблемы: девиантное поведение подрост- ков, социальная ситуация и Интернет //
Юридическая психология. 2013. № 1. С. 18—24.
КоренковаЕ.В. Организация межведомственного взаимодействия
по профилактике детского травматизма на объектах транспорта и предупреждение
развития молодежного движения «трейнсерфинг // Круглый стол СК РФ по теме
«Организация взаимодей- ствия правоохранительных органов, органов
государственной власти местного само- управления, структурных подразделений ОАО
«РЖД» в сфере предупреждения трав- матизма граждан на объектах транспорта и
транспортной инфраструктуры» 22.10.2015
Леонтьев А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах
отече- ственных психологов / Сост. Л.В. Куликов. СПб.: Питер, 2000. С.
166—178.
Лобб М.С. Now-for-next в психотерапии. М.: Общество Практикующих
Психоло- гов (Гештальт-подход) «Московский Гештальт Институт», 2014. 368
с.
Марцинковская Т.Д., Сиюченко Т.С. Идентичность как фактор
социализации в мультикультурной среде // Вопросы психологии. 2014. № 6. С.
3—13.
МоховиковА.Н. Экзистенциальная боль: природа, диагностика,
особенности психоте- рапевтической работы с клиентом // 1 Всероссийская
научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: Материалы
сообщений. М.: Смысл, 2001. С. 74—77.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология: Учебник. М.: Педагогическое
общество России, 2001. 326 с.
ПоливановаК.Н. Практики развития: взросление в современном
мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара
«Новое детство». URL:
https://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295.shtml
(дата обращения: 12.01.2016).
Поливанова К.Н. Психологический анализ возрастной периодизации //
Куль- турно-историческая психология. 2006. № 1. С. 26—31.
Сафуанов Ф.С., Русаковская О.А. Индивидуально-психологические
особенности родителей как предикторы высококонфликтных разводов [Электронный
ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 2. URL:
http://psyjournals.
ru/psyedu_ru/2012/n2/53468.shtml (дата обращения 12.01.16).
Сергиенко Е.А. Системно-субъектный подход: обоснование и пер-
спектива // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 1. С. 120—132.
Солнцева Н.Е. Динамика потребления психоактивных веществ и
формирования социальных установок у подростков Санкт-Петербурга // [Электронный
ресурс] Ад- диктивное поведение: профилактика и реабилитация. 2011. URL:
http://psyjournals.
ru/addictive_behavior/issue/46116_full.shtml (дата обращения: 12.01.2016).
Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные
харак- теристики процесса развития личности // М., Московский
психолого-социальный институт: Флинта, 1999. 672 с.
ХломовК.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог:
социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] //
Психологическая нау- ка и образование psyedu.ru. 2014. Том 6. № 1. С. 2—10.
doi:10.17759/psyedu.2014060102
Хломов К.Д., Кондрашкин А.В., Кузин П.А., Калякина С.М., Тюльканова
К.И., Медведев Д.П. Подросток в онлайн-игре: включенное наблюдение и опыт
социальной работы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование
psyedu.ru. 2014. Том 6. № 4. С. 118—133. doi:10.17759/psyedu.2014060411
ЭльконинД.Б. К проблеме периодизации психического развития в
детском возрасте// Хрестоматия по возрастной психологии: учеб. пособие для
студ. / Сост. Л.М. Семенюк; под. ред. Д.И. Фельдштейна. М., Институт
практической психологии, 1994. С. 169—176.
Gini G., Pozzoli T. Association between bullying and psychosomatic
problems: A meta- analysis // Pediatrics. 2009. 123(3). P. 1059—1065. doi:
10.1542/peds.2008-1215.
Haynie D.L., Nansel T., Eitel P., Crump A.D., Saylor K., Yu K.,
Simons-Morton B. Bullies, victims and bully/victims: Distinct groups of
at-risk youth // Journal of Early Adolescence. 2001. Vol. 21. No. 1. P. 29—49.
doi: 10.1177/0272431601021001002
Olweus D., Limber S.P., Flerx V.C., Mul- lin N., Riese J., Snyder M.
Olweus bullying prevention program: Schoolwide guide. Center City, MN:
Hazelden, 2007.
Youth Risk Behavior Surveillance. Surveillance Summaries [Электронный
ресурс] // Vol. 63. No. 4. June 13, 2014, U.S. Department of Health and Human
Ser- vices Centers for Disease Control and Prevention /
http://www.cdc.gov/mmwr/pdf/ss/
ss6304.pdf (дата обращения: 12.01.2016).