Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности

1701

Аннотация

В статье представлены результаты исследования социальных представлений об успешности подростков с различными сочетаниями интеллектуальной и социальной успешности. Объем выборки составил 456 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах г. Москвы. Для изучения структуры социальных представлений использовался метод П. Вержеса, а для контроля полученных результатов — индивидуальные беседы и метод фокус-групп. Показаны различия в содержании социальных представлений об успешности подростков как в перечне понятий, так и в их интерпретации участниками исследования. Установлено, что интеллектуально успешные подростки склонны воспринимать успех как результат собственных действий, а их сверстники склонны преувеличивать роль обстоятельств. Значительные различия как в ядре социальных представлений, так и в буферных зонах и периферии зафиксированы у интеллектуально успешных подростков с разным интрагрупповым интегральным статусом, максимальные различия — между «звездами» и «аутсайдерами». Все участники исследования интерпретируют успешность как свойство, относящееся к будущему, вне зависимости от их актуальных достижений.

Общая информация

Ключевые слова: социальные представления, успешность, подростки, интеллектуальная успешность, социальная успешность, групповой статус

Рубрика издания: Эмпирические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080208

Для цитаты: Кондратьев М.Д. Социальные представления об успешности подростков с разным интрагрупповым статусом и разным уровнем интеллектуальной успешности // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 116–130. DOI: 10.17759/sps.2017080208

Литература

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект-Пресс, 2000. 288 с.
  2. Бовина И.Б., Дворянчиков Н.В., Коноплева И.Н. Особенности обыденных представлений молодежи о самоубийцах [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 1. URL: https://psyjournals.ru/psyedu_ ru/2013/n1/59084.shtml (дата обращения: 09.08.2016)
  3. Богоявленская Д.Б. Рабочая концепция одаренности. М., 2003. 90 с.
  4. Воловикова И.М., Мустафина Л.Ш. Структура социальных представлений российской молодежи // Психологические проблемы современного российского общества / отв. редактор А.Л. Журавлев и др. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2012 . 575 с.
  5. Донцов А.И., Емельянова Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М.: Изд-во МГУ, 1987. 128 с.
  6. Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества // Социальная психология и общество. 2014. Том 5. № 3. С. 125—142.
  7. Мешкова Н.В. Зарубежные исследования одаренности: социально- психологический аспект [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Том 4. № 1. С. 26—44. URL: https://psyjournals.ru/jmfp/2015/ n1/76175.shtml (дата обращения: 25.02.2017)
  8. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 c.
  9. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающиеся способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития: Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2015 г. № 1239. [Электронный ресурс]// URL: http://government.ru/media/files/oxUAa6PpURsefK 00tPz6M5vhRX3qC81D.pdf (дата обращения: 19.07.2016).
  10. Тимошина И.Н. Структура социальных представлений студентов о статусе в современном обществе // Социальная психология и общество. 2016. Том 7. № 2. С. 51—64. doi:10.17759/sps.2016070204
  11. Федотова С.В. Структура социальных представлений молодежи о социальном статусе // Вестник Российского нового университета. Серия «Человек в современном мире». 2015. № 4. С. 37—45.
  12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996 (2006). 344 c.
  13. Юркевич В.С. Одаренные дети: сегодняшние тенденции и завтрашние вызовы // Психологическая наука и образование. 2011. № 4. С. 99—108.
  14. Nuttin J. Motivation, Planning, and Action: A Relational Theory of Behavior Dynamics. Leuven and Hillsdale. NJ: Leuven University Press and Erlbaum, 1984. 251 p.

Информация об авторах

Кондратьев Михаил Дмитриевич, кандидат психологических наук, доцент факультета психологии ИОН, РАНХиГС, Москва, Россия, e-mail: mdkondr@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 2399
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10

Скачиваний

Всего: 1701
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3