Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования

1432

Аннотация

В статье представлен анализ существующих определений феномена профессиональной среды и разнообразных подходов к пониманию ее компонентов. Уделено внимание рассмотрению таких социально-психологических составляющих профессиональной среды, как профессиональная культура, профессиональные группы и сообщества. На основе теоретического анализа в статье предложено авторское понимание функций профессиональной среды, представлена и разработанная авторами модель динамики вовлеченности в профессиональную среду, описаны ее этапы. Вовлеченность в профессиональную среду рассматривается как устойчивое состояние активного взаимодействия субъекта с профессиональной средой, проявляющееся в поведенческой активности как внутри среды, так и за ее пределами в качестве представителя этой профессиональной среды. Акцентирована многоаспектность и актуальность изучения взаимовлияния профессиональной среды и профессионального образования. Приведены аргументы в пользу сближения образовательной и профессиональной среды. В статье впервые обоснована необходимость изучения взаимосвязи вовлеченности в профессиональную среду и вовлеченности в непрерывное образование как условия успешной адаптации и развития современного профессионала.

Общая информация

Ключевые слова: профессиональная среда, профессиональное сообщество, непрерывное образование, выбор профессии, динамика вовлеченности, этапы вовлеченности, поливариативная карьера

Рубрика издания: Теоретические исследования

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2017080201

Для цитаты: Литвинова Е.Ю., Киселева Н.В. Вовлеченность в профессиональную среду и ее значение для непрерывного образования // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 5–20. DOI: 10.17759/sps.2017080201

Литература

  1. Горбатко Е.С. Управление процессами интеграции основного высшего и дополнительного образования на основе компетентностного подхода: дисс. канд. эконом. наук. М., 2014. 161 с.
  2. Деркач А.А. Роль организационной среды в становлении личности профессионала // Акмеология. 2011. № 3 (39). С. 8—18.
  3. Долженко Р.А. Удовлетворенность, лояльность, вовлеченность персонала: уточнение и конкретизация понятий // Вестник АГАУ. 2014. № 9 (119). С. 157—162.
  4. Дружилов С.А. Влияние профессиональной группы и профессионального сообщества на становление и сохранение индивидуального профессионализма [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 3. URL: http://web.snauka.ru/issues/2015/03/49885 (дата обращения: 03.02.2017).
  5. Дружилов С.А. Психология профессионализма субъекта труда: концептуальные основания // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. 2005. № 12. С. 30—43.
  6. Ермакова Л.И. К вопросу о концептуальных основах развития региональных моделей системы непрерывного образования // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2012. № 1. С. 240—246.
  7. Зеер Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для вузов. М.: Издательский центр «Академия», 2009. 240 с.
  8. Климов Е.А. Путь в профессионализм (психологический взгляд). М.: Флинта, 2003. 320 с.
  9. Кондратьев М.Ю. К портрету отечественного профессионального психологического сообщества: блестки реальности на официальном фраке // Социальная психология и общество. М.: Изд-во: МГППУ. 2015. Т. 6. № 3. С. 174—188.
  10. Липатов С.М. Вовлеченность работника в организацию» или «увлеченность работой»: соотношение понятий [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 104—110. // Научная библиотека КиберЛенинка. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vovlechennost-rabotnika-v-organizatsiyu-iliuvlechennost-rabotoy-sootnoshenie-ponyatiy (дата обращения: 03.02.2017).
  11. Литвинова Е.Ю. Киселева Н.В. Структурная модель вовлеченности обучающихся в непрерывное образование // Социальная психология и общество. 2016. Т. 7. № 3. С. 5—17. doi: 10.17759/sps.2016070301
  12. Литвинова Е.Ю. Поливариативная карьера: перспективы изучения // Современная зарубежная психология. 2013. № 2. С. 118—129.
  13. Мангер Т.Э. Диверсификация системы непрерывного образования в социально- культурной сфере: автореф. д-ра пед. наук. Тамбов., 2008. 34 с.
  14. Мандрикова Е.Ю., Горбунова А.А. Взаимосвязь увлеченности работой, личностных ресурсов и удовлетворенности трудом сотрудников [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2012. Т. 2. № 4. С. 2—22. URL: http:// cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-uvlechennosti-rabotoy-lichnostnyh-resursov-i-udovletvorennosti-trudom-sotrudnikov (дата обращения: 03.02.2017).
  15. Мониторинг непрерывного образования: инструмент управления и социологические аспекты / Под ред. А.Е. Карпухиной. Сер. «Мониторинг. Образование. Кадры». М.: МАКС Пресс, 2006. 340 с.
  16. Муратова Е.И., Федоров И.В. Модель адаптации студентов к профессиональной среде // Высшее образование в России. 2009. № 6. С. 91—97.
  17. Непрерывное образование — стимул человеческого развития и фактор социально- экономических неравенств / Под ред. Ю.В. Латова. М.: ЦСПиМ, 2014. 433 с.
  18. Непрерывное образование и потребность в нем / Под ред. Г.А. Ключарева. М.: Наука, 2005. 153 с.
  19. Непрерывное образование: актуальное состояние, проблемы и перспективы / Под ред. Ю.В. Братчиковой. Екатеринбург: УГПУ, 2013. 132 с.
  20. Печеранский И.П. Отчет «Future work skills 2020»: задачи для непрерывного образования (философско-педагогические заметки) // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1(13). С. 14—22 doi: 10.15393/j5.art.2016.3046
  21. Пряжников Н.С. Ценность труда и увлеченность работой [Электронный ресурс] // Организационная психология. 2015. Т. 5. № 1. С. 111—119 // Научная библиотека КиберЛенинка.URL: http://cyberleninka.ru/article/n/tsennost-truda-i-uvlechennost-rabotoy (дата обращения: 03.02.2017).
  22. Пушкарёв Ю.В., Пушкарёва Е.А. Философия непрерывного образования в контексте развития глобальной культуры // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2016. № 3. С. 60—67. doi: http:// dx.doi.org/10.15293/2226-3365.1603.06
  23. Родичев Н.Ф. Непрерывность общего образования и постиндустриализации общества // Организационная среда XXI века: Статьи и доклады III Международной научно- практической конференции / Под ред. Н.В. Тихомировой. М.: МЭСИ, 2012. С. 117—122.
  24. Сафьян Н.В. Вовлеченность обучающегося в непрерывное образование как социально-психологический феномен // Молодые ученые — столичному образованию: тезисы городской научно-практической конференции. МГППУ XIV. М: ГБОУ ВПО МГППУ, 2015. С. 160—162.
  25. Таюрский А.И. Инновации в области непрерывного образования (на примере института проблем непрерывного образования РАО) // Развитие непрерывного образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Т. 1. / Под ред. Е.Н. Беловой. Красноярск: Изд-во КГПУ, 2009. 280 с.
  26. Фомина С.Н. Подготовка специалистов социальной сферы к конструктивному решению конфликтов в профессиональной среде // Ученые записки Российского государственного социального университета. М.: Изд-во РГСУ, 2010. № 6. С. 70—73.
  27. Хеллевиг Й. Вовлеченность персонала в России. Предварительная электронная версия. Helsinki, RussiaAdvisoryGroupOy, 2012. 119 с.
  28. Числова В.А. Профессиональное сообщество как модель повышения профессиональной компетенции педагогов для работы в инклюзивной среде // Мир науки, культуры, образования. Горно-Алтайск: Мир науки, культуры, образования, 2015. № 4(53). С. 116—118.
  29. Чуланова О.Л. Формирование системы непрерывного профессионального образования в инновационной организации на основе компетентностного подхода // Проблемы экономики. Организации и управления в России и мире: материалы международной научно-практической конференции. Прага: WORD PRESS s r.o., 2013. С. 530—537.
  30. Шауфели В., Дийкстра П., Иванова Т. Увлеченность работой: Как научиться любить свою работу и получать от нее удовольствие. М.: Когито-центр, 2015. 137 с.
  31. Шмелев А.Г. Коммуникация, кооперация и конкуренция в самоорганизующихся профессиональных интернет-сообществах // Образовательная политика. М.: ФИРО, 2010. № 9—10(47). С. 27—46.
  32. Шмелев А.Г., Науменко А.С. Интернет-сообщество психодиагностов как инструмент профессиональной интеграции и охраны профессиональной тайны // Вестник Южно-уральского государственного университета. Серия: Психология. Челябинск: Изд-во ЮУУНИУ, 2009. № 30(163). С. 31—45.
  33. Toom A., Pietarinen J., Soini T., Pyhältö How does the learning environment in teacher education cultivate first year student teachers’ sense of professional agency in the professional community? // Teaching and Teacher Education. 2017. № 63. P. 126—136.
  34. Timperley H.S. Continuing Professional Development // International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences (Second Edition). 2015. P. 796—802.
  35. Kirk J. Message From the Chairperson: Focus on Professional Involvement // Journal of Renal Nutrition. November 2015. Vol. 25. № 6, P. 518. DOI: https://doi.org/10.1053/j.jrn.2015.08.004
  36. Schaufeli W., Bakker A. Defining and measuring work engagement: Bringing clarity to the concept // Work engagement: A handbook of essential theory and research / In A. Bakker, M. Leiter (eds.). New York: Psychology Press, 2010. P. 5—24.

Информация об авторах

Литвинова Елена Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: elen-litvinova@ya.ru

Киселева Надежда Владимировна, аспирантка кафедры психологии управления, факультет социальной психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: 2133940@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2355
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1432
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 5