Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 116Рубрики 53Авторы 9136Новости 1808Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Оцифрованный разум: медиатизация социального познания в культуре, науке и искусстве 434

Хорошилов Д.А.
кандидат психологических наук, старший научный сотрудник кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: d.khoroshilov@gmail.com

Аннотация

В настоящей статье аргументируется теоретическая гипотеза, согласно которой отечественная концепция социального познания как конструирования образа социального мира (Г.М. Андреева) требует существенного дополнения с точки зрения новых исследований глубинной медиатизации повседневности (Н. Коулдри, А. Хепп). Вслед за этими социологами предлагается говорить о медиаконструировании образа мира, т.е. опосредствовании его языком медиакоммуникаций. Языковой код медиа — не вербальный, а образно-визуальный — анализируется в эпистемологическом контексте «визуального поворота» гуманитарных наук. Реализацией тренда в отечественной психологии является эстетическая парадигма исследования повседневности (Т.Д. Марцинковская, М.С. Гусельцева, Д.А. Хорошилов). Ее основная идея — сопоставление языков научных понятий и образов искусства и медиа, позволяющее эксплицировать «режимы»/«оптики видимости» повседневной жизни общества и культуры. В заключении статьи дается эстетико-психологическое объяснение феномена глубинной медиатизации социального познания, начиная от классических повестей Н.В. Гоголя и заканчивая популярным сериалом «Черное зеркало».

Ссылка для цитирования

Финансирование

Работа выполнена при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 19-013-00612 «Кросс-культурный анализ личностных и ситуационных детерминант совладания с трудными жизненными ситуациями»).

Литература

 

  1. Андреева Г.М. Образ мира и/или реальный мир? // Вопросы психологии. 2013. № 3. C. 33—43.
  2. Балашова Е.Ю. Клинико-психологические аспекты отношений человека с цифровым миром // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме / Под ред. Т.Д Марцинковской, В.Р. Орестовой, О.В. Гавриченко. М.: МПГУ, 2019. С. 171—176.
  3. Белинская Е.П. Психология интернет-коммуникации. М., Воронеж: МПСУ, МОДЭК, 2013. 192 с.
  4. Беньямин В. Учение о подобии: медиаэстетические произведения. М.: РГГУ, 2012. 288 с.
  5. Берджер Д. Искусство видеть. М.: Клаудсберри, 2012. 184 с.
  6. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
  7. Богомолова Н.Н. Социальная психология массовой коммуникации. М.: Аспект Пресс, 2010. 191 с.
  8. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции. М.: Постум, 2017. 240 с.
  9. Больц Н. Азбука медиа. М.: Европа, 2011. 136 c.
  10. Бурдье П. О телевидении и журналистике. М.: Фонд научных исследований «Прагматика культуры», Институт экспериментальной социологии, 2002. 160 с.
  11. Бурдье П., Болтански Л., Кастель Р., Шамборедон Ж.-К. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. М.: Праксис, 2014. 450 c.
  12. Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в психологии. М.: Юрайт, 2017. 362 с.
  13. Вайзер Д. Техники фототерапии: исследование личных фотографий и семейных фотоальбомов. М.: Генезис, 2017. 424 с.
  14. Визуальная антропология: вопросы редколлегии // Антропологический форум. 2007. № 7. С. 6—108.
  15. Войскунский А.Е. Психология и интернет. М.: Акрополь, 2010. 439 с.
  16. Володина М.Н. Язык СМИ и информационно-языковая экология общества // Язык и дискурс средств массовой информации в ХХI веке / Под ред. М.Н. Володиной. М.: Академический проект, 2011. С. 6—19.
  17. Гаранян Н.Г. Теория социального сравнения в клинической психологии // Психологический журнал. 2015. 36. № 4. C. 36—49.
  18. Гринфилд А. Радикальные технологии: устройство повседневной жизни. М.: Дело РАНХиГС, 2018. 424 c.
  19. Гусельцева М.С. Психология повседневности в свете методологии латентных изменений. М.: Акрополь, 2019. 375 с.
  20. Диди-Юберман Ж. То, что мы видим, то, что смотрит на нас. СПб.: Наука, 2001. 263 с.
  21. Зиммель Г. Социология чувств // Социология. М.: Едиториал УРСС, 2003. С. 121—127.
  22. Инишев И. «Иконический поворот» в теориях культуры и общества // Логос. 2012. № 1. С. 184—211.
  23. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: ВШЭ, 2017. 591 с.
  24. Кирия И.В., Новикова А.А. История и теория медиа. М.: ВШЭ, 2017. 423 с.
  25. Леонтьев А.А. Прикладная психолингвистика речевого общения и массовой коммуникации. М.: Смысл, 2008. 272 с.
  26. Луман Н. Реальность массмедиа. М.: Праксис, 2005. 256 с.
  27. Маклюэн М. Понимание медиа. Внешние расширения человека. М.: Кучково Поле, 2018.
  28. Маньковская Н.Б., Бычков В.В. Современное искусство как феномен техногенной цивилизации. М.: ВГИК, 2011. 208 с.
  29. Марцинковская Т.Д. Культура и субкультура в пространстве психологического хронотопа. М.: Смысл, 2017. 271 с.
  30. Мазур Н. Исследования визуальной культуры: история и предыстория // Мир образов. Образы мира. Антология исследований визуальной культуры / Под ред. Н.Н. Мазур. СПб., М.: Новое Издательство, 2018. С. 4—18.
  31. Мегрелидзе К.Р. Основные проблемы социологии мышления. М.: ЛКИ, 2007. 488 с.
  32. Мечковская Н.Б. Семиотика: язык, природа, культура. М.: Академия, 2007. 432 с.
  33. Мороз О.В. Современные медиа как свидетель: российский опыт (само)описания сообщества // Шаги-Steps. 2016. № 1. C. 139—153.
  34. Ним Е.Г. Исследуя медиатизацию общества: концепт медиатизированных миров // Социологический журнал. 2017. Том 23. № 3. С. 8—25.
  35. Петровская Е.В. Теория образа. М.: РГГУ, 2010. 281 с.
  36. Рассказова Е.И., Емелин В.А., Тхостов А.Ш. Диагностика психологических последствийвлияния информационных технологийна человека. М.: Акрополь, 2015. 115 с.
  37. Раш М. Новые медиа в искусстве. М.: Ад Маргинем, 2018.
  38. Смирнов С.Д. Прогностическая направленность образа мира как основа динамического контроля неопределенности // Психологический журнал. 2016. Т. 37. № 5. С. 5—13.
  39. Соколова Е.Т., Хорошилов Д.А. Глубинная герменевтика в визуальном анализе (на примере фильма В. Аллена «Зелиг») // Социальная психология и общество. 2018. Т. 9. № 3. С. 118—126. doi:10.17759/sps.2018090312
  40. Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. М.: Смысл, 2017. 375 с.
  41. Сонтаг С. О фотографии. М.: Ад Маргинем, 2013. 272 с.
  42. Трюффо Ф. Хичкок / Трюффо. М.: Эйзенштейн-центр, 1996. 224 с.
  43. Хорошилов Д.А. Коллективные переживания прекарности в современной культуре (памяти Т.Г. Стефаненко) [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2018. т. 11. № 58. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 26.08.2019).
  44. Человек как субъект и объект медиапсихологии. М.: МГУ, 2011. 824 с.
  45. Черных А. Ритуалы и мифы медиа. М.: Центр гуманитарных инициатив, Гнозис, 2015. 160 с.
  46. Штомпка П. Визуальная социология. М: Логос, 2010. 168 с.
  47. Ямпольский М. Изображение: курс лекций. М: НЛО, 2019. 424 с.
  48. Couldry N., Hepp A. The mediated construction of reality. Cambridge: Polity Press, 2017. 290 p.
  49. Giles D. Media psychology. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 2003. 336 p.
  50. Thompson J.B. The media and modernity: a social theory of the media. Stanford: Stanford University Press, 1995. 314 p.

 

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика