Личностные и социально-психологические особенности девушек, самопрезентирующих кросс-пол в социальных сетях

514

Аннотация

Самопрезентация личности посредством социальных сетей предполагает свободу для экспериментирования с гендерной идентичностью. Представляя себя на свое собственное усмотрение, человек имеет возможность примерить модели поведения, на которые не осмеливается в реальной жизни. В статье описаны результаты эмпирического исследования, целью которого является изучение проявления явления кросс-пола в социальных сетях среди девушек 18—25 лет. В исследовании приняли участие 157 девушек: 75 человек составили группу «кросс-пол», 82 человека — контрольную. Благодаря количественному анализу (уровень статистической значимости при решении всех задач исследования p≤0,01) респонденты контрольной группы и группы «кросс-пол» были сопоставлены по четырем методикам, что позволило указать на наиболее яркие характеристики представительниц каждой из групп. Исходя из данных по методике диагностики межличностных отношений Т. Лири (ДМО), группа «кросс-пол» разделена на две подгруппы: первая — с преобладанием нонконформных тенденций, со склонностью к конфликтным проявлениям (68% респондентов), вторая — с противоположным стилем межличностного взаимодействия (32% респондентов). Структура респондентов с учетом выраженности показателей по методике «Сексуальные установки» Айзенка-Вильсона позволила получить представление о девушках, имеющих мужской профиль в социальных сетях. В большинстве случаев группа оказалась однородной по сексуальным установкам. Исключением является показатель агрессии по отношению к партнеру, в данном случае имеет место деление на подгруппы с высокими показателями (43% респондентов) и низкими (48% респондентов). Интересна взаимосвязь высоких показателей по данной шкале с коэффициентом «Доминирование» (ДМО) и низких — с коэффициентом «Дружелюбие» (ДМО).

Общая информация

Ключевые слова: кросс-пол, личностные черты, межличностное взаимодействие, сексуальные установки

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100409

Для цитаты: Первитская А.М. Личностные и социально-психологические особенности девушек, самопрезентирующих кросс-пол в социальных сетях // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 131–142. DOI: 10.17759/sps.2019100409

Литература

 

  1. Ажгихина Н. Гендерные стереотипы в современных масс-медиа // Женщины: свобода слова и творчества: сборник статей. М.: Эслан, 2001. 200 с.
  2. Айзман Н.И., Зинченко Ю.П. Особенности сексуальной сферы студенток вуза // Сибирский психологический журнал. 2012. № 43. С. 59—67.
  3. Костикова И.В. Введение в гендерные исследования: учебное пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. 235 с.
  4. Гущин В.А., Бугаков И.С., Лустберг А.Э., Черепенчук И.С., Малиновская С.В. Творческое движение ролевых игр // Неформальные молодежные сообщества Санкт-Петербурга: теория, практика, методы профилактики экстремизма / Под ред. А.А. Козлова. СПб.: «Контакт», 2008. 277 с.
  5. Жуйкова И.В. Гендерные особенности выбора поведенческих стратегий в подростковом возрасте // Новые педагогические технологии. 2014. № 16. С. 119—122.
  6. Здравомыслова Е.А., Темкина А.А. Социальное конструирование гендера // Социологический журнал. 2003. № 3—4. С. 171—182.
  7. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб.: Питер, 2010. 688 с.
  8. Касабова И.С. Критерии выбора одежды современными девушками в связи с их гендерной идентичностью // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. 2016. № 1. С. 99—105.
  9. Клецина И.С. Гендерная социализация: учебное пособие. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 1998. 92 с.
  10. Козлов В.В., Шухова Н.А. Гендерная психология: учебник для вузов. СПб.: Речь, 2010. 270 с.
  11. Кулдина Е.С. Практики кросспола в аниме-субкультуре // Тезисы докладов междисциплинарной научно-исследовательской студенческой конференции «Модернизация России: варианты, пути, решения» (Санкт-Петербург, 24 апреля 2010). СПб: Издательство Политехнического университета, 2010. С. 263—266.
  12. Латина С.В. Феминизм и гендерные исследования. Запад и Россия // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 527—531.
  13. Мещерякова Э.И., Жигинас Н.В. Психологические особенности маскулинного и феминного агрессивного речевого стиля // Сибирский психологический журнал. 2002. № 16—17. С. 52—55.
  14. Остапенко И.А. Гендерная идентичность и самопрезентация в Интернет- коммуникации (социально-философский анализ): Дис. … канд. философ. наук. Ростов-на-Дону, 2004. 196 с.
  15. Омельченко Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры = Youth Cultures and Subcultures. М.: Ин-т социологии РАН, 2000. 261 с.
  16. Пикулёва О.А. Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия // Вестник С-Петерб. ун-та. Сер. 6 «Философия, политология, социология, право, международные отношения». 2005. № 3. С. 75—97.
  17. Эксакусто Т.В., Чередниченко М.О. Особенности ценностных и карьерных ориентаций женщин с разной гендерной идентичностью // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 11 (39). С. 142—148.
  18. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. London: Routledge, 1990.
  19. Lakoff R. Language and women’s Place / Language in Society. 1973. № 2. P. 45—79.

Информация об авторах

Первитская Алёна Михайловна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии, Институт педагогики, психологии и физической культуры, ФГБОУ ВПО «Курганский государственный университет», Москва, Россия, e-mail: alenka3@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 752
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 514
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 7