Использование профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа как показатель личностного перфекционизма

580

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования личностных особенностей людей, использующих для самопрезентации в социальных медиа профессиональные фотографии. Особое внимание уделено изучению склонности респондентов к перфекционизму как личностной характеристике. Перфекционизм в исследовании рассматривается как черта, имеющая деструктивные и адаптивные формы, выражающаяся в высоких личностных стандартах, переживании несоответствия реального и идеального «Я», высоком уровне организованности. В исследовании приняли участие 100 респондентов в возрасте от 22 до 39 лет, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа. Респонденты были разделены на две группы. Первую группу составили люди, использующие для самопрезентации в социальных медиа исключительно профессиональные фотографии. Во вторую группу были включены люди, в персональных профилях которых профессиональные снимки составляют не более 15% от общего количества. Для изучения личностных характеристик респондентов были использованы: шкала перфекционистской самопрезентации П. Хьюитта (в адаптации А. Золотаревой), опросник «Нарциссические черты личности» (в адаптации О. Шамшиковой, Н. Клепиковой), короткий опросник Темной Триады (в адаптации М. Егоровой, М. Ситниковой, О. Паршикова), пятифакторный опросник личности «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации А. Хромова), тест «Интерперсональная диагностика личности» Т. Лири. Исследование показало, что людям, использующим профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа, присущи повышенный уровень перфекционистской самопрезентации, авторитарности, агрессии, подозрительности, подчиняемости, экстраверсии, контролирования, нарциссизма, макиавеллизма, психопатии. В результате факторного анализа были выделены шесть личностных факторов перфекционизма, которые были названы: «Ложь ради восхищения», «Полярность в межличностном взаимодействии», «Ригидная демонстрация превосходства», «Потребность во внимании», «Нарциссизм», «Подчинение ради принятия». Показано, что перфекционизм респондентов связан лишь с теми нарциссическими характеристиками, которые описывают неспособность к объективному восприятию себя и выстраиванию конструктивных отношений с другими людьми.

Общая информация

Ключевые слова: перфекционизм, самопрезентация, социальные медиа

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2019100408

Финансирование. Работа выполнена при поддержке Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».

Для цитаты: Подбуцкая Н.В., Кныш А.Е., Богдан Ж.Б. Использование профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа как показатель личностного перфекционизма // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 112–130. DOI: 10.17759/sps.2019100408

Полный текст

Введение

В последнее десятилетие наблюдаются глубокие изменения норм социальной перцепции [1; 4]. Вследствие появления и быстрого распространения социальных медиа миллионы жителей планеты получили возможность создания идеального образа себя в виртуальном пространстве [3]. Через короткие заметки, цитаты, музыку, фотографии и видео пользователи социальных сетей рассказывают истории о себе, делая акцент на самых интересных и неординарных моментах своей жизни, тем самым формируя у своих подписчиков искаженное представление о своей личности [4; 13; 39].

Особое значение в процессе создания виртуального образа имеют фотографии. Последние технические достижения привнесли множество доступных новшеств в процесс обработки фотографий [25]. Если раньше фотографы добивались совершенного изображения путем работы с объективом, фокусом, передержкой кадра, светом и тенью, то сейчас эти классические приемы сочетаются со специальными инструментами компьютерной ретуши, которая позволяет изменить изначальный снимок до неузнаваемости [21]. Профессия фотографа обрела колоссальную популярность, а тысячи пользователей социальных сетей получили возможность сотрудничать с профессиональными фотографами для создания с помощью фотографий «пер­фектного» образа себя [33].

Отдельную роль в процессе популяризации профессиональной фотографии сыграли такие интернет-ресурсы, как Instagram и Snapchat, которые, в первую очередь, позволяют людям делиться 113 фотографиями [31]. Безусловно, пользователи могут делать и ретушировать фотографии самостоятельно, чему способствует распространение различных фотофильтров, позволяющих корректировать изображение без специальных технических навыков. Тем не менее тысячи людей по всему миру предпочитают пользоваться услугами профессиональных фотографов не только в дни торжественных мероприятий, но и в повседневной жизни, и даже во время путешествий [38]. Дороговизна услуг востребованных профессиональных фотографов не останавливает охотников за идеальным образом себя.

Через профессиональные фотографии человек демонстрирует не только свое собственное внешнее превосходство, но и свое место в мире [8]. При этом образы на фотографии и в реальной жизни могут кардинально расходиться. Нежелание мириться с реальным фотоизображением себя и потребность в регулярном фотофиксировании своего улучшенного образа являются прямым доказательством неготовности принимать себя таким, как есть, и желания казаться лучше в глазах других людей. Такая самопре- зентация позволяет воплощать мечты и идеализированные представления, недоступные в реальной жизни. Через такие фотографии человек получает внимание и восхищение, которые недоступны для него в реальной жизни [19].

Особенности самопрезентаций пользователей социальных медиа в последние годы привлекают все больше внимания ученых. Относительно исследованным является феномен одержимости «сэл­фи», который выражается в навязчивом и повторяющемся представлении себя в социальных медиа через серии автопортретов, сделанных с помощью фотокамеры смартфона. Ряд отечественных и зарубежных ученых, исследовавших личностные особенности людей, одержимых «сэлфи», связывают такое стремление к идеализации себя через автопортреты с нарциссизмом (В. Барбоса, К. Барри, М. Игнатова) [11; 20; 26]. На наш взгляд, феномен одержимости профессиональной фотографией является не менее интересным и даже более сложным и комплексным.

«Сэлфи»-мания связана с доступностью таких технических средств, как смартфоны с фотокамерами. Фактически любой обладатель такого девайса способен делать «сэлфи» без дополнительных затрат. Профессиональная фотография, напротив, требует материальных и временных затрат, а также организационных усилий. Продумывание образа, подбор одежды, макияжа, необходимого интерьера превращают профессиональную фотосессию в сложный многоступенчатый процесс, требующий концентрации, аккуратности и внимания к деталям. Одержимость профессиональными фотосессиями требует определенной личностной направленности.

На наш взгляд, такая одержимость участием в профессиональных фото­сессиях является одним из проявлений личностного перфекционизма, который, в свою очередь, может быть индикатором различных психологических нарушений. Долгие годы перфекционизм рассматривался как одно из проявлений нарциссизма [12; 15], но исследования конца 1990-х—начала 2000-х годов убедительно показывают, что перфекцио­низм представляет собой характеристику, присущую не только нарциссическим личностям, имеющую множество видов и проявлений [36], выполняющую конструктивную адаптивную функцию [29].

Цель данной статьи — идентификация феномена повторяющегося участия в профессиональных фотосессиях как проявления личностного перфекциониз­ма и изучение личностных факторов его возникновения.

Самопрезентация через
профессиональные фотографии
в социальных медиа как проявление
перфекционизма

Эмпирическое изучение перфекци­онизма как черты личности берет свое начало в 60-х годах ХХ века и продолжается до сих пор. Источники, особенности проявления, измерения, связь с расстройствами личности, структура перфекционизма — все эти темы активно исследуются представителями различных психологических школ и направлений. В самом общем виде под перфекци­онизмом понимают следование высоким стандартам и предъявление самых высоких требований к себе и окружающим [6]. Среди основных проявлений перфекцио­низма принято выделять: 1) завышенные личностные стандарты; 2) одержимость порядком; 3) проблемы с поддержанием межличностных отношений; 4) высокую тревогу при выполнении заданий; 5) откладывание работы на потом из-за страха совершить ошибку [37].

Изначально перфекционизм был описан в работах психоаналитиков (Х. Ко- хут, К. Хорни) как одно из самых ярких проявлений нарциссической личности [12; 15]. Перфекционизм рассматривался как условие формирования грандиозного Я, за которым нарцисс пытается скрыть свою слабость и беспомощность. Именно перфекционизм обеспечивает создание безупречного внешнего образа, способного скрыть внутреннюю пустоту и стыд [34]. В работах упомянутых психоаналитиков перфекционизм описывается как патологическое проявление личности.

Существенно расширили представления о природе и источниках проявления перфекционизма когнитивисты, обнаружившие не только патологические, но и адаптивные его формы (Б. Кокс, М. Эннс, И. Клара) [22]. Особую ценность имеют исследования Р. Фроста, показавшего, что за стремлением к совершенству могут скрываться два разнонаправленных импульса: стремление к достижению через развитие и озабоченность оценкой окружающих [23].

Наибольшее распространение получила модель перфекционизма Хьюит­та-Флетта, прошедшая эмпирическую проверку в работах Б. МакКреари с коллегами [27]. С помощью факторного анализа исследователи выделили три вида перфекционизма:

—  социально предписанный пер­фекционизм — дезадаптивный вид экс- тернального перфекционизма, который проявляется в стремлении личности следовать завышенным стандартам, сформированным социумом;

— личностный критический перфек­ционизм — дезадаптивный вид интер- нального перфекционизма, который проявляется в системе завышенных стандартов, блокирующих способность человека к нормальной активности;

— личностный перфекционизм, ориентированный на достижение — адаптивный вид интернального перфекциониз­ма, который позволяет сочетать высокие внутренние требования к себе и эффективность жизнедеятельности.

Особого внимания в контексте темы исследования заслуживает модель Р. Слейни [37], которая была эмпирически апробирована В. Ясной с коллегами [2]. Согласно этой модели перфекционизм как комплексный феномен включает в себя три центральные характеристики: стандарты (стремление к достижению, высокие ожидания от результатов собственной работы), несоответствие (болезненное переживание из-за разрыва между реальным представлением о себе и завышенными ожиданиями), порядок (направленность на четкую организацию деятельности).

Рассмотрим более подробно признаки перфекционизма, которые можно выделить в поведении людей, использующих для самопрезентации в социальных медиа профессиональные фотоснимки.

Первым признаком являются высокие стандарты. Работа с профессиональным фотографом дает возможность перфек­ционисту не только создать улучшенный образ себя с учетом собственных представлений о прекрасном, но и верифицировать валидность этих представлений через одобрение фотографа. Таким образом, профессиональный фотограф является не только мастером, создающим художественные изображения с учетом пожеланий перфекциониста, но и первым зрителем, подтверждающим высокое качество полученных изображений. Фотограф выполняет функцию объекта, «отзеркалива- ющего» совершенство перфекциониста, и тем самым снижает уровень тревожности последнего. Таким образом, участие в профессиональных фотосессиях позволяет перфекционисту удовлетворять потребность в соответствии высоким стандартам внешнего совершенства.

Вторым признаком является потребность в преодолении несоответствия между реальным и желаемым представлениями о себе. Одним из основных преимуществ профессиональной фотографии является возможность создания идеального образа через использование совершенных студийных интерьеров или особенных пейзажей, привлечение профессиональных стилистов, парикмахеров и визажистов. Результатом двухчасовой фотосессии становятся сотни снимков, из которых только несколько десятков войдут в финальную подборку и будут переданы клиенту. Соответственно, все несовершенные изображения, выставляющие перфекциониста в невыгодном свете, отбраковываются еще фотографом.

С помощью участия в профессиональной съемке перфекционист формирует у своих «зрителей» представление о себе как более совершенном, более благополучном, более счастливом и т.д. Добиться такого результата с помощью любительской фотографии в случайных интерьерах не представляется для пер­фекциониста возможным. Часто такие «случайные» фотографии вызывают у него разочарование и желание прибегнуть к новой фотосессии для того, чтобы уменьшить разрыв между реальным и желаемым образом себя.

Третьим признаком перфекциониз­ма является потребность в соблюдении порядка. Профессиональная фотосес­сия — это достаточно сложный и много­шаговый процесс, который включает в себя множество элементов, требующих длительной подготовки. Среди наиболее общих этапов:

1)  выбор профессионального фотографа (знакомство с портфолио нескольких профессиональных фотографов для выбора наиболее подходящего);

2)    подбор локации или студии (осмотр нескольких вариантов);

3)    разработка идеи (подбор аксессуаров, продумывание образа, подбор костюмов);

4)    согласование графиков фотографа, парикмахера, визажиста;

5)    проведение фотосессии;

6)    предварительный и финальный просмотр отобранных изображений;

7)    размещение снимков в социальной сети.

Каждый из этих этапов требует внимания и организованности, учета деталей и предупреждения возможных неожиданностей во время фотосессии. Перфек­ционист, участвующий в подготовке к профессиональной фотосессии, получает широкое поле для проявления своей потребности в порядке и организации.

Теоретический анализ поведенческих проявлений человека, регулярно участвующего в фотосессиях и выкладывающего профессиональные фотоснимки в социальных медиа, указывает на его склонность к перфекционизму. Какие же личностные факторы или проблемы лежат в основе такого перфекционизма?

Многолетние исследования перфек­ционизма показывают, что его адаптивные формы чаще всего связаны со стремлением к достижению и самосовершенствованию [28], а дезадаптивные формы связаны с тревожностью, депрессией [7; 30], прокрастинацией, нарцис­сизмом, макиавеллизмом и психопатией [35], межличностными проблемами [24], низкой удовлетворенностью жизнью [32]. Причем связи дезадаптивных проявлений перфекционизма с негативными личностными образованиями оказались более крепкими, чем связи адаптивных проявлений с позитивными.

Для эмпирической проверки наличия личностных признаков перфекционизма у людей, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа, было проведено исследование, представленное ниже.

Программа исследования

Цель исследования — изучить личностные особенности и факторы возникновения перфекционизма людей, использующих для самопрезентации в социальных медиа профессиональные фотографии для создания идеализированного образа себя.

Гипотезы исследования:

1. Люди, использующие исключительно профессиональные фотографии в социальных медиа, характеризуются наличием выраженной склонности к перфекционист­ской самопрезентации, а также проблемами в межличностном общении.

2.   Существует несколько личностных факторов проявления перфекционизма в социальных сетях через использование профессиональной фотографии, которые связаны с показателями Темной Триады (макиавеллизм, нарциссизм, психопатия) и проблемами в межличностных отношениях.

Задачи исследования:

—  выявить личностные особенности людей, проявляющих перфекционизм в социальных медиа через использование профессиональных фотографий для презентации себя;

—  определить личностные факторы проявления перфекционизма в социальных медиа.

Участники исследования:

В исследовании приняли участие 100 человек в возрасте от 22 до 39 лет (SD=2,88). 68% респондентов составили женщины, 32% — мужчины.

Критериями отбора испытуемых были:

—   наличие персональных профилей в трех и более социальных медиа;

—   регулярное посещение персональных профилей в социальных медиа (не реже одного раза в день);

—   длительность пребывания в социальных медиа (не менее 5 лет);

—  опыт участия в профессиональных фотосессиях и размещения профессиональных фотографий в профилях социальных медиа.

Из общей выборки респондентов на основании анализа содержания публичных профилей в социальных медиа были сформированы две группы исследования (группа № 1, группа № 2).

Группу № 1 составили 50 человек (64% — женщины, 36% — мужчины), которые используют для самопрезентации в профилях социальных медиа исключительно профессиональные фотографии.

Группу № 2 составили 50 человек (70% — женщины, 30% — мужчины), в персональных профилях которых профессиональные снимки составляют не более 15% всех фотографий. Соотношение профессиональных фотографий и их общего количества вычислялось с помощью анализа публичных профилей участников исследования в социальных медиа.

Методики исследования

Психодиагностический аппарат исследования составили следующие методики:

—   шкала перфекционистской само- презентации П. Хьюитта (в адаптации А. Золотаревой) [10];

—   опросник «Нарциссические черты личности» (в адаптации О. Шамшико- вой, Н. Клепиковой) [17];

—   тест «Интерперсональная диагностика личности» Т. Лири [14];

—  пятифакторный опросник личности «Большая пятерка» Р. МакКрае, П. Коста (в адаптации А. Хромова) [16];

—   короткий опросник Темной Триады (в адаптации М. Егоровой, М. Ситниковой, О. Паршикова) [9].

Методы анализа данных

Для проверки нормальности распределения данных использовался критерий Колмогорова-Смирнова. Сравнение данных в группах исследования проводилось с использованием Т-критерия Стьюдента. Для выявления личностных факторов проявления перфекционизма использовался факторный анализ (метод главных компонент с вращением Varimax).

Результаты исследования

Сравнение распределений всех переменных исследования с нормальным распределением показало отсутствие значимых различий (р>0,05, критерий Колмогорова-Смирнова), что подтвердило возможность использования параметрических методов при статистической обработке данных.

В табл. 1 представлены те психологические переменные, при сравнении которых были обнаружены значимые различия.

Таблица 1

Личностные характеристики респондентов, использующих профессиональные
фотографии для самопрезентации в социальных медиа (группа № 1),
в сравнении с не использующими их (группа № 2)

Примечание: р≤0,01, р≤0,05

 

Результаты статистического сравнения данных, полученных с помощью шкалы перфекционистской самопрезентации П. Хьюитта, указывают на наличие достоверных различий по всем трем шкалам: демонстрация совершенства (Т=5,93, р<0,01), поведенческое не- проявление несовершенства (Т=5,65, р<0,01), вербальное непроявление несовершенства (Т=5,20, р<0,01). Респонденты группы № 1 показали более высокие результаты по всем трем шкалам. Это свидетельствует о том, что перфекцио­низм является неотъемлемой чертой их личности не только при формировании образа в социальных медиа, но и в реальной жизни. Полученные различия доказывают первую гипотезу исследования о существовании выраженной склонности к личностному перфекционизму у людей, использующих профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных медиа.

Сравнение результатов тестирования респондентов двух групп с помощью методики «Интерперсональная диагностика личности» Т. Лири позволило выявить статистически вероятные различия по шкалам: авторитарности (Т=6,72, р<0,01), агрессивности (Т=4,63, р<0,01), подозрительности (Т=8,46, р<0,01) и под- чиняемости (Т=2,132, р<0,05). По всем перечисленным шкалам результаты испытуемых группы № 1 оказались выше. Преобладание у респондентов-перфек­ционистов именно этих шкал указывает на их склонность к использованию полярных позиций в межличностных отношениях. Высокий уровень подозрительности свидетельствует о базовой неспособности доверять окружающим, что провоцирует поиск наиболее эффективной стратегии общения с собеседником. Если собеседник кажется перфекциони­сту слабым, он использует агрессию и авторитарность для отстаивания своей точки зрения. Если собеседник, напротив, кажется гораздо более сильным, то перфекционист с готовностью подчиняется, не веря в возможность смены расклада сил. Такой подход к общению делает перфекциониста ригидным и неестественным, блокируя возможность установления конструктивных отношений с окружающими.

При сравнении результатов «Большой пятерки» значимые различия были обнаружены по шкалам экстраверсии (Т=5,09, р<0,01) и контролирования (Т=8,31, р<0,01). По обеим шкалам результаты испытуемых группы № 1 оказались достоверно более высокими. Это указывает на центрированность сознания перфекциониста на внешних взаимодействиях. Именно контакты с окружающими обеспечивают поддержку представлений перфекциониста о совершенном «Я». Без «зрителей» перфек­ционист чувствует себя недооцененным. Высокие баллы по шкале контролирования указывают на особую аккуратность, точность, организованность испытуемых группы № 1, их любовь к порядку, что является одним из трех базовых признаков перфекционизма.

Анализ результатов опросника Темной Триады показал статистически достоверные различия по всем трем шкалам: макиавеллизму (Т=6,043, р<0,01), нарциссизму (Т=5,922, р<0,01) и психопатии (Т=6,814, р<0,01). У респондентов группы № 1 были выявлены достоверно более высокие баллы по всем трем показателям. Это указывает на неспособность респондентов группы № 1 к естественной позитивной коммуникации с окружающими. В общении они демонстрируют претенциозность, высокомерие, самовлюбленность, эгоизм. Они также не испытывают уважения к другим людям и достаточно цинично используют манипуляцию для достижения своих целей.

Опросник «Нарциссические черты личности» был использован нами, т.к. перфекционизм традиционно тесно связывают именно с нарциссизмом, что не всегда подтверждается эмпирически. Как мы и предполагали, далеко не все признаки нарциссизма оказались более выраженными у испытуемых группы № 1. Значимые различия были обнаружены по шкалам:

— поглощенность фантазиями (Т=8,12, р<0,01), что выражается у пер­фекционистов в неготовности воспринимать себя и окружающий мир без приукрашивания;

—  потребность во внимании (Т=6,91, р<0,01), как правило, вызвана необходимостью в идеалистическом «отзеркаливании»;

— манипуляция в межличностных отношениях (Т=7,23, р<0,01), вызванная базовым недоверием к окружающим;

— отсутствие эмпатии (Т=6,93, р<0,01) как неспособность сопереживать другому человеку и воспринимать его как равного или подобного себе.

Таким образом, людям, использующим профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных сетях, присущи не все черты нарциссической личности, а в основном те, которые указывают на неспособность к объективному восприятию себя и наличие проблем в межличностных отношениях.

Описанные психологические особенности респондентов группы №1 явно свидетельствуют о выраженности у них личностного перфекционизма и целого ряда характеристик, усложняющих их взаимодействие с окружающим миром. С целью выделения личностных факторов, которые могут лежать в основе проявления личностного перфекционизма при самопрезентации в социальных ме­диа, был проведен факторный анализ с вращением Varimax (табл. 2).

Таблица 2

Личностные факторы перфекционизма (группа № 1)

Анализ взаимосвязей между рассматриваемыми показателями позволил выявить ряд латентных переменных, отображающих потенциальные личностные детерминанты проявления перфекцио­низма в социальных медиа. В результате факторного анализа было выделено 6 факторов, которые описали 63,39% общей дисперсии и позволили составить картину о потенциальных причинах проявления личностного перфекционизма испытуемых.

Первый фактор «Ложь ради восхищения» (14,32% дисперсии) включил в себя переменные: зависимость, экстра­версия, контролирование, психопатия и демонстрация внешнего превосходства. Данный фактор описывает сочетание личностной пустоты, хладнокровия и неуважения к другим людям с потребностью в постоянном восхищении от окружающих. Такое восхищение перфекцио­нист получает путем создания ложного образа себя, манипуляции и обмана.

Второй фактор «Полярность в межличностном взаимодействии» (12,9% дисперсии) включил в себя переменные: агрессивный, дружелюбный, поведенческое непроявление несовершенства, вербальное непроявление несовершенства.

Этот фактор описывает чрезмерную гибкость поведенческой самопрезентации личности, когда внешнее совершенство достигается через использование подходящей для ситуации стратегии, от агрессии до приятельства и дружелюбия.

Третий фактор «Ригидная демонстрация превосходства» (10,29% дисперсии) включил в себя переменные: авторитарный, поведенческое непроявление несовершенства, заносчивое поведение. Этот фактор описывает стремление к внешнему совершенству через демонстрацию силы и превосходства над другими.

Четвертый фактор «Потребность во внимании» (9,08% дисперсии) включил в себя переменные: демонстрация совершенства и потребность во внимании. Фактор описывает потребность во внешнем одобрении и восхищении, которая удовлетворяется через формирование идеального внешнего образа «Я».

Пятый фактор «Нарциссизм» (8,93% дисперсии) включил в себя переменные: нарциссизм, вербальное непроявление несовершенства, отсутствие эмпатии, сверхзанятость чувством зависти. Этот фактор включает в себя показатели, традиционно присущие личности с выраженными нарциссическими чертами.

Шестой фактор «Подчинение ради принятия» (7,95% дисперсии) включил в себя переменные: подчиняемый, привязанность и поведенческое непроявление несовершенства. Данный фактор описывает внешнее проявление послушания ради получения позитивного внимания от объекта привязанности через последовательную демонстрацию поведенческого совершенства.

Стоит отметить, что абсолютно все факторы включили в себя хотя бы одну из переменных, указывающих на перфекцио­нистскую самопрезентацию. Это позволяет нам утверждать, что именно перфекцио­низм как личностная черта лежит в основе стремления к созданию идеализированного образа в социальных медиа через использование профессиональных фотографий.

Статистическое сравнение результатов и факторный анализ также позволили подтвердить, что испытуемые, использующие профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных ме­диа, характеризуются личностными чертами и используют стратегии в поведении, которые усложняют их отношения с окружающими. Проблемы в межличностных отношениях являются одним из типичных проявлений перфекционизма.

Таким образом, эмпирическое исследование позволило нам доказать обозначенные гипотезы и подтвердить теоретические выводы о личностном перфекционизме людей, использующих профессиональные фотографии для са- мопрезентации в социальных медиа.

Обсуждение результатов

В ходе теоретического анализа феномена использования профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа и эмпирического исследования личностных характеристик людей, использующих профессиональные фотографии, была установлена его связь с личностными проявлениями перфек­ционизма. И если люди, использующие для представления себя «сэлфи»-фото, характеризуются, в первую очередь, высокими показателями по шкале нарцис­сизма (К. Барри с коллегами) [26], то респонденты, рассматриваемые в нашем исследовании, показали склонность не только к нарциссизму, но и к целому ряду других деструктивных черт: агрессии, авторитарности, макиавеллизму, психопатии, манипулятивности, отсутствию эмпатии и т.п.

Это указывает на то, что феномен использования профессиональных фотографий в социальных медиа более сложный и многосторонний. Судя по полученным эмпирическим данным, люди этого типа делятся на несколько групп, которые объединяются выраженной склонностью к перфекционизму и проблемами в межличностных отношениях. Связь между этими двумя феноменами была ранее показана в исследованиях В. Ясной, С. Ени- колопова [18], Р. Гилмана, Р. Адамса [24]. Исследователи указывают на то, что проблемы в межличностных отношениях, как правило, присущи дезадаптивным проявлениям перфекционизма.

Факторный анализ показал, что в один и тот же фактор, наряду с перфекциониз­мом, входят противоположные друг другу характеристики, связанные со сферой межличностного общения (например, агрессия и дружелюбие), что указывает на полярность мышления, наличие которой у перфекционистов доказал Н. Гаранян [6].

Проведенное исследование существенно обогащает научные представления о людях, использующих для самопрезентации в социальных медиа исключительно профессиональные фото. Факторный анализ продемонстрировал дезадаптивность перфекциониз­ма испытуемых, о чем свидетельствует отсутствие факторов, указывающих на адаптивные формы его проявления. Напротив, перфекционизм респондентов связан с демонстративностью, манипу- лятивностью и даже психопатией. Анализ социальных профилей таких людей может использоваться в качестве дополнительного инструмента при профотбо­ре, особенно если должность, на которую рассматривается кандидат, связана с социальным взаимодействием.

Идентификация феномена перфекци­онизма в самопрезентации в социальных медиа открывает новые горизонты и ставит новые исследовательские вопросы. Первостепенный интерес представляют социальные источники формирования такого рода перфекционизма: стили родительского воспитания, стратегии взаимодействия с окружающими, опыт межличностного общения. Отдельного внимания заслуживают возрастные и гендерные особенности проявления перфекционизма в социальных медиа, что позволило бы уточнить стадии становления личностного перфекционизма и лучше понять его источники. Дальнейшей разработки требует исследование взаимосвязи между перфекционизмом в социальных сетях и поведением на рабочем месте. Социальные профили сегодня представляют собой легкодоступный и иногда более «говорящий» источник информации для анализа личности кандидата, чем психологические методики.

Выводы

1. Теоретический анализ феномена использования профессиональных фотографий для самопрезентации в социальных медиа позволил выделить черты, указывающие на его связь с личностным перфекционизмом (высокие стандарты, несоответствие, организованность).

2.   Эмпирическое исследование показало, что людям, использующим профессиональные фотографии для самопрезентации в социальных сетях, присущи повышенный уровень перфекционист­ской самопрезентации, авторитарности, агрессии, подозрительности, подчиняемости, экстраверсии, контролирования, нарциссизма, макиавеллизма, психопатии. Все эти характеристики указывают на неспособность испытуемых рассматриваемой группы к установлению естественных конструктивных отношений с окружающими.

3.   Анализ склонности испытуемых к нарциссизму показал, что у них выражены лишь некоторые его проявления, а именно: поглощенность фантазиями, потребность во внимании, манипуляции в межличностных отношениях и отсутствие эмпатии. Т.е. в основном те характеристики, которые описывают неспособность к объективному восприятию себя и выстраиванию конструктивных отношений с другими людьми.

4.  В результате факторного анализа были выделены шесть личностных факторов перфекционизма, которые были названы: «Ложь ради восхищения», «Полярность в межличностном взаимодействии», «Ригидная демонстрация превосходства», «Потребность во внимании», «Нарцис­сизм», «Подчинение ради принятия».

Финансирование

Работа выполнена при поддержке Национального технического университета «Харьковский политехнический институт».

Литература

 

  1. Андреева Г.М. Психология социального познания: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2005. 303 с.
  2. Апробация методики измерения перфекционизма Р. Слейни «Почти совершенная шкала» / Ясная В.А. [и др.] // Теоретическая и экспериментальная психология. 2011. Т. 4. № 4. С. 30—45.
  3. Асмолов А.Г., Асмолов Г.А. От Мы-медиа к Я-медиа: трансформации идентичности в виртуальном мире // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 1. С. 3—21.
  4. Войскунский А.Е. Социальная перцепция в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2014. № 2. С. 90—104.
  5. Войскунский А.Е., Евдокименко А.С., Федунина Н.Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. № 1. С. 66—83.
  6. Гаранян Н.Г. Психологические модели перфекционизма // Вопросы психологии. 2009. № 5. С. 74—83.
  7. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Консультативная психология и психотерапия. 2001. № 4. С. 18—48.
  8. Гогерчак С.Ю., Могилевская Г.И. Феномен перфекционизма как междисциплинарная проблема // European Social Science Journal. 2014. Т. 1. № 3. С. 268—272.
  9. Егорова М.С., Ситникова М.А., Паршикова О.В. Адаптация Короткого опросника Темной триады // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 43. С. 1—7.
  10. Золотарева А.А. Адаптация методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта // Психологический журнал. 2011. Т. 32. № 6. С. 62—69.
  11. Игнатова М.П. Selfie: элемент повседневной культуры современного общества или продукт нарциссизма? // «Интернет и современное общество» (IMS—2015): сб. тр. XVII объединенной конференции (Санкт-Петербург, 22—25 июня 2015 г.). СПб.: Университет ИТМО, 2015. С. 60—61.
  12. Кохут Х. Анализ самости: Систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности. М.: Когито-Центр, 2003. 308 c.
  13. Погонцева Д.В. Самопрезентация в киберпространстве // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. № 1. С. 66—72.
  14. Рабочая книга практического психолога: Пособие для специалистов, работающих с персоналом / Под ред. А.А. Бодалева, А.А. Деркача, Л.Г. Лаптева. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. 640 с.
  15. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. М.: Прогресс, 1993. 220 с.
  16. Хромов А.Б. Пятифакторный опросник личности: Учебно-методическое пособие. Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2000. 23 с.
  17. Шамшикова О.А., Клепикова Н.М. Опросник «Нарциссические черты личности» // Психологический журнал. 2010. Т. 31. № 2. С. 114—128.
  18. Ясная В.А., Ениколопов С.Н. Современные модели перфекционизма [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2013. Т. 6. № 29. С. 1—18. URL: http:// psystudy.ru (дата обращения: 10.08.2018).
  19. A Networked Self: Identity, Community, and Culture on Social Network Sites / Papacharissi Z. (ed.). New York; London: Routledge, 2011. 328 p.
  20. Barbosa M.V., Serés Seuma T., Merola J.S. From the family portrait to the profile picture. Uses of photography in the Facebook social network [Electronic resource] // Revista Latina de Comunicación Social. 2018. 73. P. 718—729. URL: http://www.revistalatinacs. org/073paper/1278/37en.html (дата обращения: 31.07.2018). doi:10.4185/RLCS-2018- 1278en
  21. Collins R., Greenwood K. Photocommunication Across Media. New York: Routledge, 2017. 228 p.
  22. Cox B.J., Enns M.W., Clara I.P. The multidimensional structure of perfectionism in clinically distressed and college student samples // Psychological Assessment. 2002. Vol. 14 (3). P. 365—373.
  23. Frost R.O., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cognitive Therapy and Research. 1990. Vol. 14 (5). P. 449—468.
  24. Gilman R., Adams R., Nounopoulos A. The interpersonal relationships and social perceptions of adolescent perfectionists // Journal of Research on Adolescence. 2011. Vol. 21 (2). P. 505—511. doi: 10.1111/j.1532—7795.2010.00689.x
  25. Lesage F. Searching, Sorting, and Managing Glut: Media Software Inscription Strategies for ‘Being Creative / In Stephanie Taylor, Susan Luckman (eds.) // The New Normal of Working Lives: Critical Studies in Contemporary Work and Employment / S. Taylor, S. Luckman (eds.). Cham: Palgrave Macmillan, 2017. P. 109—126.
  26. Let me take a selfie: Associations between self-photography, narcissism, and self-esteem / Barry Christopher T., Doucette Hannah, Loflin Della C., Rivera-Hudson Nicole, Herrington Lacey L. // Psychology of Popular Media Culture. 2017. Vol. 6 (1). P. 48—60.
  27. McCreary B.T., Joiner T.E., Schmidt N.B., Ialongo N.S. The structure and correlates of perfectionism in African American children // Journal of Clinical Child and Adolescent Psychology. 2004. Vol. 33 (2). P. 313—324. doi: 10.1207/s15374424jccp3302_13
  28. Rice K.G., Stuart J. Differentiating adaptive and maladaptive perfectionism on the MMPI—2 and MIPS Revised // Journal of Personality Assessment. 2010. Vol. 92. P. 158—167. doi: 10.1080/00223890903510407
  29. Sedikides C., Luke M. On when self—enhancement and self-criticism function adaptively and maladaptively / In E.C. Chang (ed.) // Self-criticism and self-enhancement: Theory, research, and clinical implications. Washington DC, 2007. P. 181—198.
  30. Self-critical perfectionism, acculturative stress, and depression among international students / Rice K.G., Choi C., Zhang Y., Morero Y., Anderson D. // The Counseling Psychologist. 2012. Vol. 40 (4). P. 575—600.
  31. Serafinelli E. Analysis of Photo Sharing and Visual Social Relationships: Instagram as a case study // Photographies. 2017. Vol. 10 (1). P. 91—111. doi: 10.1080/17540763.2016.1258657
  32. Sherry S.B., Mackinnon S.P., Macneil M.A., Fitzpatrick S. Discrepancies confer vulnerability to depressive symptoms: A three-wave longitudinal study // Journal of Counseling Psychology. 2012. Vol. 60 (1). P. 112—126.
  33. Siibak A. Constructing the Self through the Photo selection — Visual Impression Management on Social Networking Websites [Electronic resource] // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2009. Vol. 3 (1). Art. 1. URL: https:// cyberpsychology.eu/article/view/4218/3260 (дата обращения: 04.09.2018).
  34. Sorotzkin B. The quest for perfection: Avoiding guilt or avoiding shame? // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training. 1985. Vol. 22 (3). P. 564—571. doi: 10.1037/h0085541
  35. Stoeber J. How other-oriented perfectionism differs from self-oriented and socially prescribed perfectionism: Further findings // Journal of Psychopathology and Behavioral Assessment. 2015. Vol. 37 (4). P. 611—623.
  36. The interpersonal expression of perfection: Perfectionistic self-presentation and psychological distress [Electronic resource] / Hewitt P.L., Flett G.L., Sherry S.B., Habke M., Parkin M., Lam R.W., McMurtry B., Ediger E., Fairlie P., Stein M.B. // Journal of Personality and Social Psychology. 2003. Vol. 84 (6). P. 1303—1325. URL: https://hewittlab.psych.ubc.ca/files/2014/11/2003-Hewitt-et-al.-The-interpersonal-expression-of-perfection-perfectionistic-self-presentation-and-psychological-distress.pdf (дата обращения: 29.08.2018).
  37. The revised Almost Perfect Scale / Slaney R.B., Rice K.G., Mobley M., Trippi J., Ashby J.S. // Measurement and Evaluation in Counseling and Development. 2001. Vol. 34 (3). P. 130—145.
  38. Tifentale A., Manovich L. Competitive Photography and the Presentation of the Self / In Eckel J., Ruchatz J., Wirth S. (eds) // Exploring the Selfie: Historical, Analytical, and Theoretical Approaches to Digital Self-Photography / Eckel J., Ruchatz J., Wirth S. (eds). Palgrave Macmillan, 2018. P. 167—187.
  39. Zhao Sh., Grasmuck S., Martin J. Identity construction on Facebook: Digital empowerment in anchored relationships // Computers in Human Behavior. 2008. Vol. 24 (5). P. 1816—1836. doi: 10.1016/j.chb.2008.02.012

Информация об авторах

Подбуцкая Нина Викторовна, доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Харьков, Украина, e-mail: podbutskaya_nina@ukr.net

Кныш Анастасия Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Харьков, Украина, e-mail: n_knysh@ukr.net

Богдан Жанна Борисовна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии управления социальными системами, Национальный технический университет «Харьковский политехнический институт», Харьков, Украина, e-mail: janna.bogdan1979@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 1071
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 13

Скачиваний

Всего: 580
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 3