Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 108Рубрики 53Авторы 9098Новости 1795Ключевые слова 5095 Правила публикацииВебинарыRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2019

18 место — направление «Психология»

0,643 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,245 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взаимосвязь индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах 231

Ефремова М.В.
кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (ФГБОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5327-1451
e-mail: mefremova@hse.ru

Бульцева М.А.
младший научный сотрудник, Центр социокультурных исследований, Национальный Иследовательский Университет "Высшая Школа Экономики" (ФГБОУ ВО «НИУ ВШЭ»), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5899-9916
e-mail: mbultseva@hse.ru

Аннотация

Цель исследования состоит в изучении взаимосвязи индивидуальных ценностей и просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах (реальной жизни). Контекст и актуальность исследования. Просоциальное поведение способствует как благополучию отдельных людей, так и процветанию общества в целом. Его детерминированность разными факторами, в числе которых особое значение имеют индивидуальные ценности, является контекстуально обусловленной. С распространением информационно-коммуникационных технологий доля людей, активно вовлеченных в разного рода взаимодействия в интернете, становится все выше. При этом специфические особенности онлайн-контекста в отношении просоциального поведения и взаимосвязи ценностей с просоциальным поведением в онлайн-контексте изучены не были. Дизайн и методология исследования. Исследование проводилось с помощью социально-психологического опроса и имело кросс-секционный одновыборочный корреляционный дизайн. Для измерения просоциального поведения в онлайн- и офлайн-контекстах был разработан и апробирован специальный инструментарий. Ценности рассматривались в подходе Ш. Шварца и измерялись при помощи сокращенной версии опросника индивидуальных ценностей, включенного в анкету Европейского социального исследования (ESS). Выборка исследования является достаточно разнородной и включает в себя 187 респондентов из разных регионов Российской Федерации (средний возраст 35,4 года, 66% — женщины). Метод построения выборки — невероятностный, выборка согласных (convenience sampling). Методы. Исследование построено на основании количественных методов. Для обработки и анализа данных использовались анализ описательных статистик, t-тест для парных выборок и регрессионный анализ методом одновременного ввода переменных, реализованные в программе SPSS 22.0. Результаты. Было обнаружено, что просоциальное поведение российских респондентов в большей мере выражено в офлайн-контексте, в сравнении с онлайн. При этом с просоциальным поведением в офлайн-контексте значимо позитивно связаны только ценности Самопреодоления, в то время как с просоциальным поведением в онлайн-контексте позитивно связаны как ценности Самопреодоления, так и Самоутверждения. Основные выводы. Полученные в исследовании результаты позволяют сделать вывод о том, что интернет все еще является неосвоенным в полной мере полем для осуществления просоциального поведения, по крайней мере, для россиян. Примечателен тот факт, что связь ценностей и просоциального поведения зависит от контекста, в котором просоциальное поведение может реализовываться. Была установлена универсальность позитивной связи ценностей Самопреодоления и просоциального поведения. Однако результат относительно позитивной связи ценностей Самоутверждения и просоциального поведения в онлайн-контексте является принципиально новым.

Ссылка для цитирования

Финансирование

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 19-18-00169.

Литература

 

1.                   Айсина Р.М., Нестерова А.А. Киберсоциализация молодежи в информационно- коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 42—57. doi:10.17759/ sps.2019100404

2.                   Гриценко В.В., Ковалева Ю.В. Связь ценностей культуры с нормами и типами просоциального поведения русских и белорусов // Психологический журнал. 2014. № 35 (4). С. 56—67.

3.                   Гришунина Е.В., Пятакова Е.Н. Особенности личности волонтеров // Вопросы психологии. 2014. №. 5. С. 71—78.

4.                   Емелин В.А., Рассказова Е.И., Тхостов А.Ш. Психологические последствия развития информационных технологий // Национальный психологический журнал. № 1. С. 81—87.

5.                   Жеребин В.М., Алексеева О.А., Вершинская О.Н. Социально-психологические особенности пользователей Интернета // Народонаселение. 2017. № 1 (75). С. 116— 124.

6.                   Кухтова Н.В., Доморацкая Н.В. Просоциальное поведение специалистов, ориентированных на оказание помощи: теоретические основы и методики изучения. Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2011. 49 с.

7.                   Медиаскоп (Mediascope). Рейтинги. Интернет 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://mediascope.net/data/ (дата обращения: 25.02.2020).

8.                   Мишанкина Н.А. Социальные нормы в интернет-коммуникации: социолингвистический аспект // Гуманитарная информатика. 2013. № 7. С. 72—78.

9.                   Молчанов С.В. Морально-ценностные ориентации как функция социальной ситуации развития // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 1. С. 73— 79.

10.               Муздыбаев К. Психология ответственности. Л.: Наука, 1983. С. 125.

11.               Поддьяков А.Н. Альтер-альтруизм // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. № 4 (3). С. 98—107.

12.               Припорова Е.А., Агадуллина Е.Р. Социальные мотивы использования социальных сетей: анализ групп пользователей // Социальная психология и общество. 2019. Том 10. № 4. С. 96—111. doi:10.17759/sps.2019100407

13.               Статдата.ру (Statdata.ru). Население России: численность, динамика, статистика. 2020 [Электронный ресурс]. URL: http://www.statdata.ru/russia (дата обращения: 25.02.2020).

14.               Сулакшин С.С. Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение) // Политика и общество. 2014. № 9. С. 1065—1081.

15.               Усачева А.В. Психологические особенности интернет-коммуникаций // Вестник университета. 2014. № 1. С. 277—281.

16.               Bacchini D., Affuso G., Aquilar S. Multiple forms and settings of exposure to violence and values unique and interactive relationships with antisocial behavior in adolescence // Journal of interpersonal violence. 2015. Vol. 30 (17). P. 3065—3088.

17.               Bardi A., Schwartz S.H. Values and behavior: Strength and structure of relations // Personality and Social Psychology Bulletin. 2003. Vol. 29 (10). P. 1207—1220.

18.               Batson C.D., Ahmad N., Lishner D.A. Empathy and Altruism // The Oxford Handbook of Positive Psychology / In Lopez S., Snyder C. (eds.). Oxford, New York: Oxford University Press, 2009. P. 417—426.

19.               Bem D.J. Self-perception: An alternative interpretation of cognitive dissonance phenomena // Psychological review. 1967. Vol. 74 (3). P. 183—200.

20.               Bosancianu C.M., Powell S., Bratović E. Social Capital and Pro-Social Behavior Online and Offline // International Journal of Internet Science. 2013. Vol. 8 (1). P. 49—68.

21.               Brief A.P., Motowidlo S.J. Prosocial organizational behaviors // Academy of management Review. 1986. Vol. 11 (4). P. 710—725.

22.               CAF World Giving Index. 2019. [Electronic source]. URL: https://www.cafonline. org/docs/default-source/about-us-publications/caf_wgi_10th_edition_report_2712a_ web_101019.pdf (Accessed 25.02.2019).

23.               Caprara G.V., Steca P., Zelli A., Capanna C. A new scale for measuring adults’ prosocialness // European Journal of psychological assessment. 2005. Vol. 21 (2). P. 77— 89.

24.               Caprara G.V., Steca P. Prosocial Agency: The Contribution of Values and Self— Efficacy Beliefs to Prosocial Behavior Across Ages // Journal of Social and Clinical Psychology. 2007. Vol. 26 (2). P. 218—239.

25.               Cemalcılar Z. Understanding individual characteristics of adolescents who volunteer // Personality and Individual Differences. 2009. № 46. P. 432—436.

26.               Chiou W.B., Chen S.W., Liao D.C. Does Facebook promote self-interest? Enactment of indiscriminate one-to-many communication on online social networking sites decreases prosocial behavior // Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking. 2014. Vol. 17 (2). P. 68—73.

27.               Daniel E., Bilgin A.S., Brezina I., Strohmeier C.E., Vainre M. Values and helping behavior: A study in four cultures // International Journal of Psychology. 2015. Vol. 50 (3). P. 186—192.

28.               Dollinger S.J., Burke P.A., Gump N.W. Creativity and values // Creativity Research Journal. 2007. Vol. 19 (2/3). P. 91—103.

29.               Dunn E.W., Aknin L.B., Norton M.I. Spending money on others promotes happiness // Science. 2008. Vol. 319 (5870). P. 1687—1688.

30.               Eisenberg N., Miller P.A. The relation of empathy to prosocial and related behaviors // Psychological bulletin. 1987. Vol. 101 (1). P. 91—119.

31.               Feigin S., Owens G., Goodyear-Smith F. Theories of human altruism: A systematic review // Annals of Neuroscience and Psychology. 2014. Vol. 1 (1). P. 1—9.

32.               Gentile D.A., Anderson C.A., Yukawa S., Ihori N., Saleem M., Ming L.K., Rowell Huesmann L. The effects of prosocial video games on prosocial behaviors: International evidence from correlational, longitudinal, and experimental studies // Personality and Social Psychology Bulletin. 2009. Vol. 35 (6). P. 752—763.

33.               Graziano W.G., Habashi M.M., Sheese B.E., Tobin R.M. Agreeableness, empathy, and helping: A person× situation perspective // Journal of personality and social psychology. 2007. Vol. 93 (4). P. 583—599.

34.               Greitemeyer T. Effects of prosocial media on social behavior: When and why does media exposure affect helping and aggression? // Current Directions in Psychological Science. 2011. Vol. 20 (4). P. 251—255.

35.               Khang H., Jeong I. Perceived self and behavioral traits as antecedents of an online empathic experience and prosocial behavior: Evidence from South Korea // Computers in Human Behavior. 2016. № 64. P. 888—897.

36.               Kinnunen S.P., Lindeman M., Verkasalo M. Help-giving and moral courage on the Internet // Cyberpsychology: Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. 2016. Vol. 10 (4). Article 6.

37.               Knack S., Keefer P. Does social capital have an economic payoff? A cross-country investigation // The Quarterly journal of economics. 1997. Vol. 112 (4). P. 1251—1288.

38.               Kogen L., Dilliplane S. How media portrayals of suffering influence willingness to help: The role of solvability frames // Journal of Media Psychology: Theories, Methods, and Applications. 2019. Vol. 31 (2). P. 92—102.

39.               Lane D.S., Dal Cin S. Sharing beyond Slacktivism: the effect of socially observable prosocial media sharing on subsequent offline helping behavior // Information, Communication & Society. 2018. Vol. 21 (11). P. 1523—1540.

40.               Latané B., Rodin J. A lady in distress: Inhibiting effects of friends and strangers on bystander intervention // Journal of Experimental Social Psychology. 1969. Vol. 5 (2). P. 189—202.

41.               Lay J.C., Hoppmann C.A. Altruism and Prosocial Behavior // Encyclopedia of Geropsychology. 2015. P. 1—9.

42.               Levin D.B. Building social norms on the Internet // Yale Journal of Law and Technology. 2002. Vol. 4 (1). Article 2.

43.               Lonnqvist J.E., Leikas S., Paunonen S., Nissinen V., Verkasalo M. Conformism moderates the relations between values, anticipated regret, and behavior // Personality and Social Psychology Bulletin. 2006. Vol. 32 (11). P. 1469—1481.

44.               Ma H.K., Li S.C., Pow J.W. The relation of Internet use to prosocial and antisocial behavior in Chineese adolescents // Cyberpsychology, behavior and social networking. 2011. Vol. 14 (3). P. 123—130.

45.               McClintock C.G., Allison S.T. Social value orientation and helping behavior 1 // Journal of Applied Social Psychology. 1989. Vol. 19 (4). P. 353—362.

46.               Penner L.A. Dispositional and organizational influences on sustained volunteerism: An interactionist perspective // Journal of social issues. 2002. Vol. 58 (3). P. 447—467.

47.               Piliavin I.M., Rodin J., Piliavin J.A. Good samaritanism: an underground phenomenon? // Journal of personality and social psychology. 1969. Vol. 13 (4). P. 289—299.

48.               Podsakoff P.M., Ahearne M., MacKenzie S.B. Organizational citizenship behavior and the quantity and quality of work group performance // Journal of applied psychology. 1997. Vol. 82 (2). P. 262—270.

49.               Rokeach M. The nature of human values. New York: Free press, 1973. 438 p.

50.               Runco M. The Real Creativity Crisis [Electronic source] // Creativity & Human Development. 2015. URL: https://creativityjournal.net/component/k2/item/286-the-real-creativity-crisis#.XjVsi2gzbIU. (Accessed 25.02.2020).

51.               Rushton J.P., Chrisjohn R.D., Fekken G.C. The altruistic personality and the self-report altruism scale // Personality and individual differences. 1981. Vol. 2 (4). P. 293—302.

52.               Sagiv L., Schwartz S.H. Value priorities and subjective well-being: Direct relations and congruity effects // European journal of social psychology. 2000 Vol. 30 (2). P. 177—198.

53.               Sanderson R., McQuilkin J. Many kinds of kindness: the relationship between values and prosocial behaviour // Values and Behavior. Springer, Cham. 2017. P. 75—96.

54.               Schaller M., Cialdini R.B. The economics of empathic helping: Support for a mood management motive // Journal of Experimental Social Psychology. 1988. Vol. 24 (2). P. 163—181.

55.               Schwartz S.H. Basic values: How they motivate and inhibit prosocial behavior. // Prosocial motives, emotions, and behavior: The better angels of our nature / In M. Mikulincer, P.R. Shaver (eds.). 2010. P. 221—241.

56.               Schwartz S.H. Universals in the content and structure of values: Theoretical advances and empirical tests in 20 countries // Advances in experimental social psychology. 1992. № 25. P. 1—65.

57.               Schwartz S.H., Cieciuch J., Vecchione M., Davidov E., Fischer R., Beierlein C., Ramos A., Verkasalo M., Lönnqvist J.-E., Demirutku K., Dirilen-Gumus O., Konty M. Refining the theory of basic individual values // Journal of Personality and Social Psychology. 2012. Vol. 103 (4). P. 663—688.

58.               Seo Y.J., Scammon D.L. Does feeling holier than others predict good deeds? Self-construal, self-enhancement and helping behavior // Journal of Consumer Marketing. 2014. Vol. 31 (6/7). P. 441—451.

59.               Smith B.M.M., Nelson L.D. Personality correlates of helping behavior // Psychological reports. 1975. Vol. 37 (1). P. 307—310.

60.               Sproull L. Prosocial behavior on the net // Daedalus. 2011. Vol. 140 (4). P. 140—153.

61.               Stern P.C., Dietz T. The value basis of environmental concern // Journal of Social Issues. 1994. № 50. P. 65—84.

62.               Subrahmanyam K., Greenfield P., Kraut R., Gross E. The impact of computer use on children’s and adolescents’ development // Applied Developmental Psychology. 2001. № 22. P. 7—30.

63.               Wispe L.G. Positive forms of social behavior: An overview // Journal of social issues. 1972. Vol. 28 (3). P. 1—19.

Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2020 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика