Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 129Рубрики 53Авторы 10012Новости 1955Ключевые слова 5095 Подать рукописьRSS RSS
Социальная психология и общество - №4 / 2020 | Перейти к описанию
Scopus
Web of Science СС

Включен в Web of Science СС (ESCI)

Включен в Scopus

РИНЦ

Включен в Science Index

Входит в Ядро РИНЦ, Russian Science Citation Index

ВАК

CrossRef

Социальная психология и общество

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2221-1527

ISSN (online): 2311-7052

DOI: https://doi.org/10.17759/sps

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 2010 года

Периодичность: 4 номера в год

Язык журнала: русский

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Деятельностный подход как ресурс развития психологической теории лояльности группе принадлежности 83

|

Горностаев С.В.
кандидат психологических наук, доцент, ФКОУ ВО «Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний» (Академия ФСИН России), Рязань, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5259-0258
e-mail: stanislavrz@yandex.ru

Поздняков В.М.
доктор психологических наук, профессор кафедры научных основ экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия
ORCID: https://orcid.org/0000-0001-9487-4435
e-mail: pozdnyakov53@mail.ru

Аннотация

Цель. Преодоление противоречий в концептуальных исследованиях лояльности за счет обогащения интегративной концепции лояльности отечественными подходами, ранее успешно использованными для решения смежных научных проблем. Контекст и актуальность. Исследование способствует формированию единой теоретико- методологической базы для проведения как теоретических, так и прикладных исследований лояльности, позволяющей систематизировать знания о феномене и сопоставлять результаты проводимых исследований. Используемая методология. На основе положений деятельностного подхода, содержащихся в работах отечественных психологов (Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.), предложено концептуальное решение проблемы лояльности группе принадлежности, позволяющее интегрировать различные научные подходы к пониманию лояльности, которые имели место за рубежом и в России. Понимание лояльности как причастности личности к группе на взаимосвязанных уровнях самоопределения, групповых отношений, а также мотивации, направленности и процессуальных особенностей групповой активности развито за счет введения в теоретический анализ феномена категории «деятельность». Ее применение позволило рассмотреть в единстве внутренний (психологический) и внешний (поведенческий) аспекты лояльности, а также ее индивидуальный и социальный уровни в рамках общей концепции, позволило дополнить общую концепцию лояльности положениями, касающимися системообразующих факторов лояльности, динамики и механизмов ее развития, возможностей ее целенаправленной диагностики и коррекции, а также возможности сосуществования лояльностей. Основные выводы. В работе аргументируется рассмотрение ведущей групповой деятель-ности как системообразующего фактора лояльности. Сделан общий вывод о перспективности применения в исследованиях лояльности деятельностного подхода.

Ссылка для цитирования

Литература

 

1.        Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

2.        Андрющенко О.В.Лояльность в организациях: теоретико-методологический аспект: Дисс. ... канд. социол. наук. М., 2011. 288 с.

3.        Бакулина М.С. Системный и комплексный подходы: сходство и различие// Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2011. № 2. С. 168—173.

4.        Балабанова Л.В., Сардак Е.В. Лояльность в системе управления персоналом предприятия // Socio-economic problems of management / S.I. Drobyazko (ed). Melbourne, 2015. С. 100—107.

5.        Басов М.Я. Избранные психологические произведения. М.: Педагогика, 1975. 432 с.

6.        Берлизева Я.В. Интегральная модель организационной лояльности персонала // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. Т. 2. № 4. С.174—178. DOI:10.21603/2078- 8975-2013-4-174-178

7.        Бобрус О.Н. Современные подходы к изучению корпоративной лояльности персонала // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 9. С. 117— 120.

8.        Выготский Л.С. Психология развития человека. М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. 1136 с.

9.        Горностаев С.В. Методика цветовых метафор как средство диагностики служебной лояльности // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2017. № 3 (70). С. 67—72.

10.    Давыдов В.В., Радзиховский Л.А. Теория Л.С. Выготского и деятельностный подход в психологии // Вопросы психологии. 1980. № 6. С.67—80.

11.    Донцов А.И. К проблеме целостности субъекта коллективной деятельности // Вопросы психологии. 1979. № 3. С. 25—34.

12.    Журавлев А.Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С.72—80.

13.    КузьминЕ.С. Основы социальной психологии. Л.: Изд-воЛГУ, 1967. 174с.

14.    Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

15.    Леонтьев А.Н. Деятельность и личность // Вопросы философии. 1974. № 4. С.165—196.

16.    Мясищев В.Н. Психология отношений / Под ред. А.А. Бодалева. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 356 с.

17.    Обращение к читателю // Экспериментальная психология. 2017. Т. 10. № 2. С. 4. DOI:10.17759/exppsy.2017100201

18.    Оксинойд К.Э. Организационное поведение. М.: КНОРУС, 2009. 480 с.

19.    Парсонс Т. Система современных обществ / Под ред. М.С. Ковалевой. М.: Аспект Пресс, 1998. 270 с.

20.    Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. 592 с.

21.    Петровский А.В., Шпалинский В.В.Социальная психология коллектива. М.: Просвещение, 1978. 176 с.

22.    Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА-М, 1998. 528 с.

23.    Петровский В.А. Деятельностное опосредствование межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. 2011. № 1. С. 5—16.

24.    Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2008. 713 с.

25.    Чернышев А.С., Сарычев С.В. Параметрическая теория коллектива: история создания и тенденции развития [Электронный ресурс] // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2009. № 3. С.101—112. URL: http://scientific-notes. ru/index.php?page=6&new=11 (дата обращения: 10.09.2017).

26.    AllportF.H.Institutional Behavior. Chapel Hill: University of North Carolina Press, 1933. 526 p.

27.    Boszormenyi-NagyI., Spark G. Invisible loyalties: reciprocity in intergenerational family therapy. Hagerstown: Harper & Row, 1973. 409p.

28.    Coelho P., Rita P., Santos Z.On the relationship between consumer-brand identification, brand community, and brand loyalty // Journal of Retailing and Consumer Services. 2018. Vol. 43. P. 101—110. DOI:10.1016/j.jretconser.2018.03.011

29.    ConnorJ. The Sociology of Loyalty. N.Y.: Springer Science Business Media, LLC, 2007. 161 р.

30.    Copeland M.T. Relations of consumers’ buying habits to marketing methods // Harvard Business Review. 1923. Vol. 1. № 3. P. 282—289.

31.    Corenblum A.F. Loyalty in a formal organization (T). University of British Columbia, 1964. [Электронныйресурс]. URL: https://open.library.ubc.ca/cIRcle/collections/831/ items/1.0102377 (дата обращения: 15.05.2017).

32.    Coughlan R. Employee Loyalty as Adherence to Shared Moral Values // Journal of Managerial Issues.2005. Vol. 17. № 1. P. 43—57.

33.    Day G.S. A two-dimensional conceptofbrand loyalty//Journal of Advertising Research. 1969. Vol. 9. P. 29—35. DOI:10.1007/978-3-642-51565-1_26

34.    Dick A.S., Basu K. Customer Loyalty: Toward an Integrated Conceptual Framework // Journal of the Academy of Marketing Science. 1994. № 22. P. 99—113. DOI:10.1177/0092070394222001

35.    Eelen J., Özturan P., Verlegh P.The differential impact of brand loyalty on traditional and online word of mouth: The moderating roles of self-brand connection and the desire to help the brand // International Journal of Research in Marketing. 2017. Vol. 34. № 4. P. 872—891. DOI:10.1016/j. ijresmar.2017.08.002

36.    Fletcher G.P. Loyalty: an essay on the morality of relationships. Oxford: Oxford University Press, 1993. 224 p.

37.    Jacoby J., Kyner D. Brand Loyalty vs. Repeat Purchasing Behavior // Journal of Marketing Research. 1973. Vol. 10. № 1. P.1—9. DOI:10.2307/3149402

38.    James W. A Pluralistic Universe. New York [etc.]: Longmans, Green, and co., 1909. 405 p.

39.    Keller S. The limits of loyalty. Cambridge: Cambridge University Press, 2007. 232p.

40.    Kleinig J. On loyalty and loyalties: The contours of a problematic virtue. Oxford: Oxford University Press, 2014. 315p.

41.    Maurer H.H.The political attitudes of the Lutheran parish in America: a study in religious sectionalism // American journal of sociology. 1928. Vol. 33. № 4. P. 568—585. DOI:10.1086/214485

42.    Picón-Berjoyo A., Ruiz-Moreno C., Castro I. A mediating and multigroup analysis of customer loyalty // European Management Journal. 2016. Vol. 34. № 6. P. 701—713. DOI:10.1016/j. emj.2016.07.006

43.    Rogers A.K. The philosophy of loyalty // The journal of philosophy, psychology and scientific methods. 1918. Vol. 15. № 1. P 9—22. DOI:10.2307/2940573

44.    Royce J. The Philosophy of Loyalty. Norwood: Norwood Press, J.S.Cushing Co, Berwick&Smith Co., 1914. 409 p.

45.    SingerE.A. Love and loyalty // The philosophical review. 1916. Vol. 25. № 3. P.456—465. DOI:10.2307/2178275

46.    So K., King C., Sparks B., Wang Y.The Role of Customer Engagement in Building Consumer Loyalty to Tourism Brands // Journal of Travel Research. 2016. Vol. 55. № 1. P. 64—78. DOI:10.1177/0047287514541008

47.    Tanner A.E.Review of The philosophy of loyalty by Josiah Royce // The American journal of psychology. 1908. Vol. 19. № 3. P. 409—412. DOI:10.2307/1413202

48.    Tasci A. A quest for destination loyalty by profiling loyal travelers // Journal of Destination Marketing and Management. 2017. Vol. 6. № 3.P. 207—220. DOI:10.1016/j.jdmm.2016.04.001

49.    ThompsonC.B. Scientific Management in Practice // The Quarterly Journal of Economics. 1915. Vol. 29. № 2. P. 262—307. DOI:10.2307/1884960

50.    Thornberry P. Human Rights and the Shaping of Loyalties // Political Loyalty and the Nation- State / In M.Waller and A.Linklater (eds.). London and New York: Routledge, 2003. P. 91—104.

Статьи по теме
 
Электронная редакция психологических журналов
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2022 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License Репозиторий открытого доступа     Рейтинг репозиториев Webometrics

Яндекс.Метрика