Интегративная социально-психологическая модель оценки и прогнозирования эффективности межкультурного взаимодействия

558

Аннотация

Цель. Обобщение психологических подходов к анализу эффективности межкультурного взаимодействия и интеграция их со смежными концепциями, позволяющими построить объяснительную модель достижения эффективности коммуникации в ситуации межкультурного общения. Контекст и актуальность. В традиционных моделях межкультурной компетентности оказывается пропущенным звено, в котором анализируется конкретная коммуникативная ситуация. Для вопроса, связанного с эффективностью межкультурного взаимодействия, наиболее актуальной является модель, в фокусе которой лежит именно результат коммуникации — коммуникативистская теория управления беспокойством/неопределенностью У. Гудиканста. Сочетание коммуникативистского и компетентностного подходов может вывести теоретический анализ на более высокий уровень понимания и прогнозирования межкультурного взаимодействия. Данный подход описывает процесс обеспечения межкультурной коммуникации как управление неопределенностью и беспокойством, а социально-психологические механизмы, лежащие в основании этих процессов, могут быть описаны с помощью теории неопределенности—идентичности М. Хогга и теории межгрупповой угрозы У. Стефана и коллег. В этом случае комплексная модель с использованием коммуникативистского и социально-психологического подходов позволит проанализировать механизм, с помощью которого межкультурная компетентность способствует межкультурной эффективности. Используемая методология. Системный подход, метод сравнительного анализа. Основные выводы. Интегративная социально-психологическая модель оценки и прогнозирования эффективности межкультурного взаимодействия позволяет построить адекватное фундаментальное научное обоснование изучения эффективности межкультурного взаимодействия в конкретных коммуникативных ситуациях.

Общая информация

Ключевые слова: межкультурное взаимодействие, неопределенность, тревога, межкультурная компетентность, межкультурная коммуникация, идентичность

Рубрика издания: Теоретические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/sps.2020110403

Финансирование. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 19-013-00892.

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Хухлаев О.Е. Интегративная социально-психологическая модель оценки и прогнозирования эффективности межкультурного взаимодействия // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 4. С. 26–41. DOI: 10.17759/sps.2020110403

Литература

 

1.        Апальков В.Г., Сысоев П.В. Компонентный состав межкультурной компетенции // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 8 (64). С. 89—93.

2.        Брубейкер Р. Этничность без групп / Пер. с англ. И. Борисовой. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. 408 с.

3.        Варшавер Е.А. Теория контакта: обзор // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2015. № 5. С. 184—216.

4.        Купавская А.С. Развитие этнокультурной компетентности подростка методом социально- психологического тренинга: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МГУ, 2008. 24 с.

5.        Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А. Рефлексия множественности выбора в психологии межкультурных коммуникаций [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015. Т. 8. № 40. С. 10. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 20.09.2019).

6.        Ang S., Van Dyne L., Koh C. Cultural intelligence: its measurement and effects on cultural judgment and decision making, cultural adaptation, and task performance // Manag. Organ. Rev. 2007. Vol. 3. P. 335—71.

7.        Avery D.R. Support for diversity in organizations: A theoretical exploration of its origins and offshoots // Organizational Psychology Review. 2011. Vol. 1. P. 239—256 DOI:10.1177/2041386611402115

8.        Bennett M.J. A developmental approach to training for intercultural sensitivity // Int. J. Intercult. Relat. 1986. Vol. 10. P. 179—96.

9.        Bennett M.J. Towards ethnorelativism: a developmental model of intercultural sensitivity // Education for the Intercultural Experience / In Paige R.M. (ed.). Yarmouth, ME: Intercultural, 1993. P. 21—71.

10.    Berger C.R. Communicating under uncertainty // Interpersonal processes: New directions in communication research / In M.E. Roloff, G.R. Miller (eds.). Newbury Park, CA: SAGE, 1987. P. 39—62.

11.    Berger C.R., Calabrese R.J. Some explorations in initial interaction and beyond: Toward a developmental theory of interpersonal communication // Human Communication Research. 1975. Vol. 1. P. 99—112.

12.    Chen X.P., Liu D., Portnoy R.A. Multilevel Investigation of Motivational Cultural Intelligence, Organizational Diversity Climate, and Cultural Sales: Evidence From U.S. Real Estate Firms // Journal of Applied Psychology. 2012. Vol. 97. No. 1. P. 93—106.

13.    Deardorff D.K. Identification and assessment of intercultural competence as a student outcome of internationalization // J. Stud. Int. Educ. 2006. Vol. 10. P. 241—66.

14.    Defining the content domain of intercultural competence for global leaders / Bird A., Mendenhall M., Stevens M.J., Oddou G. // J. Manag. Psychol. 2010. Vol. 25. P. 810—28.

15.    Development and validation of a measure of intercultural adjustment potential in Japanese sojourners: the Intercultural Adjustment Potential Scale (ICAPS) / Matsumoto D., LeRoux J., Ratzlaff C., Tatani H., Uchida H., et al. // Int. J. Intercult. Relat. 2001. Vol. 25. P. 483—510.

16.    Earley P.C., Ang S. Cultural Intelligence: Individual Interactions Across Cultures. Stanford, CA: Stanford Univ. Press, 2003. 424 p.

17.    Gudykunst W.B., Nishida T. Anxiety, uncertainty, and perceived effectiveness of communication across relationships and cultures // International Journal of Intercultural Relations. 2001. Vol. 25 (1). P. 55—71.

18.    Gudykunst W.B. A model of uncertainty reduction in intercultural encounters // Journal of Language and Social Psychology. 1985. Vol. 4. P. 79—98.

19.    Gudykunst W.B. Toward a theory of effective interpersonal and intergroup communication: An anxiety/uncertainty management perspective // Intercultural communication competence / In R.L. Wiseman, J. Koester (eds.). Newbury Park, CA: Sage, 1993. P. 33—71.

20.    Hammer M.R. Additional intercultural validity testing of the intercultural development inventory // Int. J. Intercult. Relat. 2011. Vol. 35. P. 474—87.

21.    Hogg M.A. Subjective uncertainty reduction through self-categorization: A motivational theory of social identity processes // European Review of Social Psychology. 2000. Vol. 11. P. 223—255.

22.    Hogg M.A. Uncertainty-identity theory // Handbook of theories of social psychology / In P.A.M. Van Lange, A.W. Kruglanski, E.T. Higgins (eds.). Thousand Oaks, CA: SAGE, 2012. Vol. 2. P. 62—80.

23.    Input-based and time-based models of international adjustment: meta-analytic evidence and theoretical extensions / Bhaskar-Shrinivas P., Harrison D.A., Shaffer M.A., Luk D.M. // Acad. Manag. J. 2005. Vol. 48. P. 259—81.

24.    Javidan M., Teagarden M.B. Conceptualizing and measuring global mindset // Adv. Glob. Leadersh. 2011. Vol. 6. P. 13—39.

25.    Kealey D.J. The challenge of international personnel selection // Handbook of Intercultural Training / In D.L. Landis, R.S. Bhagat (eds.). Thousand Oaks, CA: Sage, 1996. P. 81—105.

26.    Kelley C., Meyers J. Intercultural Adaptability Inventory (Manual). Minneapolis, MN: Natl. Comput. Syst, 1995.

27.    Langer E. Mindfulness. Reading, MA: Addison-Wesley, 1989. 256 p.

28.    Leung K., Ang S., Tan M.L. Intercultural Competence // The Annual Review of Organizational Psychology and Organizational Behavior. 2014. Vol. 1. P. 489—519.

29.    Lloyd S., Härtel C. Intercultural competencies for culturally diverse work teams // J. Manag. Psychol. 2010. Vol. 25. P. 845—75.

30.    Logan S., Steel Z., Hun C. Investigating the Effect of Anxiety, Uncertainty and Ethnocentrism on Willingness to Interact in an Intercultural Communication // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2014. Vol. 46. Is.1. P. 39—52.

31.    Matsumoto D., Hwang H.C. Assessing cross-cultural competence: a review of available tests // J. Cross-Cult. Psychol. 2013. Vol. 44. P. 849—73.

32.    Mindful attention reduces linguistic intergroup bias / Tincher M.M., Lebois L.A.M., Barsalou L.W. // Mindfulness. 2016. Vol. 7(2). P. 349—360. DOI:10.1007/s12671-015-0450-3

33.    Mindfulness Practices Moderate the Association Between Intergroup Anxiety and Outgroup Attitudes / Price-Blackshear M.A., Kamble S.V., Mudhol V., Sheldon K.M., Bettencourt B.A. // Mindfulness. 2017. Vol 8. Is. 5. P. 1172—1183. DOI:10.1007/s12671-017-0689-y

34.    Ng K.Y., Van Dyne L., Ang S. Cultural intelligence: a review, reflections, and recommendations for future research // Conducting Multinational Research Projects in Organizational Psychology / In A.M. Ryan, F.T.L. Leong, F. Oswald (eds.). Washington, DC: Am. Psychol. Assoc, 2012. P. 29—58.

35.    Pettigrew T.F., Tropp L.R. A meta-analytic test of intergroup contact theory // Journal of personality and social psychology. 2006. Vol. 90. № 5. P. 751—783.

36.    Stephan W.G., Ybarra O., Morrison K.R. Intergroup threat theory // Handbook of Prejudice, Stereotyping, and Discrimination. N.Y.: Taylor & Francis Group, 2009. P. 43—60.

37.    Stephan W., Stephan C. Reducing intercultural anxiety through intercultural contact // International Journal of Intercultural Relations. 1992. Vol. 16. P. 89—106.

38.    Stephan W., Stephan C., Gudykunst W.B Anxiety in intergroup relations: a comparison of anxiety // Uncertainty management theory and integrated threat theory. Int. J. Intercultural Rel. 1999. Vol. 23. No. 4. P. 613—628.

39.    Triandis H.C. Interpersonal behavior. Monterey, CA: Brooks/Cole, 1977. 446 p.

40.    Uncertainty, entitativity, and group identification / Hogg M.A., Sherman D.K., Dierselhuis J., Maitner A.T., Moffitt G. // Journal of Experimental Social Psychology. 2007. Vol. 43. P. 135—142.

41.    Van der Zee K.I., Van Oudenhoven J.P. The Multicultural Personality Questionnaire: a multidimensional instrument of multicultural effectiveness // Eur. J. Personal. 2000. Vol. 14. P. 291—309.

42.    Whaley A.L., Davis K.E. Cultural competence and evidence-based practice in mental health services: a complementary perspective // Am. Psychol. 2007. Vol. 62. P. 563—74.

Информация об авторах

Хухлаев Олег Евгеньевич, кандидат психологических наук, доцент, эксперт, Еврейский Музей и Центр Толерантности, независимый исследователь, Акко, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4620-9534, e-mail: huhlaevoe@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 695
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 6

Скачиваний

Всего: 558
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 6