Вестник практической психологии образования
2007. Том 4. № 1. С. 70–72
ISSN: 2658-3100 (online)
Психологический мониторинг — инструмент развития образования
Общая информация
Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов
Тип материала: доклад
Для цитаты: Алехина С.В. Психологический мониторинг — инструмент развития образования [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2007. Том 4. № 1. С. 70–72. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2007_n1/28694 (дата обращения: 22.11.2024)
Полный текст
Проблема информационно-аналитического обеспечения системы управления образованием в части мониторинга и проектирования образовательных и воспитательных программ, психологической безопасности и развивающего характера образовательной среды обсуждается сегодня как актуальная задача развития службы практической психологии образования и улучшения качества психологического обеспечения образовательного процесса.
В настоящее время слово «мониторинг» применительно к образовательному процессу стало общеупотребительным, но, к сожалению не однозначным. С одной стороны, потребность в аналитической информации о системе образования очень высока, и органы управления образованием крайне заинтересованы в получении объективной картины, так как это дает возможность принимать более эффективные управленческие решения. С другой стороны, сегодня отсутствует единое понимание того, что такое психологический мониторинг в системе образования: мониторинговыми исследованиями сегодня называют все что угодно — начиная с выстраивания рейтинга учеников, фронтальной срезовой диагностики развития психических функций и заканчивая подсчетом количества психологов в общеобразовательных учреждениях.
Между тем, в регионах существует опыт проведения «психологического мониторинга» в его точном понимании. Так, например, развитие системы образования г. Москвы осуществляется в режиме организационного и педагогического проектирования. Комплексные программы развития, объединенные под общим названием «Столичное образование», предполагают разработку и внедрение инновационных технологий, новых подходов к содержанию образования, организации образовательного процесса и социально-психологического сопровождения его участников, в основе которого лежит профилактика актуальных проблем развития и адаптации учащихся. Особое внимание уделяется проектированию образовательных сред и ситуаций сопровождения для учащихся, испытывающих различные трудности в обучении, социальной адаптации и психологическом развитии.
В настоящее время ни психологи (практики, исследователи), ни управленцы в области образования не располагают научно обоснованной, статистически достоверной информацией о социально-психологическом состоянии детской популяции в Москве, наиболее актуальных проблемах и задачах развития учащихся образовательных учреждений различного типа и уровня. Важнейшую роль в осуществлении такой аналитико-проектировочной деятельности играет психологический мониторинг развития.
Слово «мониторинг» произошло от латинского слова «monitor» — в переводе оно означает «напоминающий» или «предостерегающий». Понятие «мониторинг» может рассматриваться и как способ исследования реальности, используемый в различных науках, и как способ обеспечения управляющего звена своевременной и качественной информацией о состоянии системы и происходящих в ней процессах.
В научной литературе 80-х годов XX века понятие мониторинга наиболее общим образом обозначает различную «деятельность по наблюдению», «систему повторных, целенаправленных наблюдений» или «методику и систему наблюдений». Во всех определениях ключевым словом является слово «наблюдение». Позже «наблюдение» сменяется на «контроль с периодическим слежением» или «процесс отслеживания информации по изучаемой системе». На сегодняшний момент представляется наиболее точным и универсальным следующее определение мониторинга. Мониторинг — это многоуровневая, иерархическая система организации, сбора, хранения обработки и распространения информации об обследуемой системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления, которая позволяет судить о состоянии объекта мониторинга в любой момент и может обеспечить прогноз его развития.
Мониторинг может быть рассмотрен как информационная, диагностическая, научная, прогностическая система, реализация которой осуществляется в рамках управленческой деятельности. Информация, собираемая в процессе мониторинга, служит целям повышения эффективности управленческих решений. При всем разнообразии можно выделить единый компонент мониторинга — это его нацеленность на управленческие решения.
Использование мониторинга в психологии началось сравнительно недавно. По определению А.А. Орлова, психологический мониторинг выявляет тенденции и закономерности психологического развития определенных групп людей. Предметом психологического мониторинга, например, могут быть психологическая готовность детей к школьному обучению, динамика профессионального и личностного самоопределения, динамика изменений определенной возрастной или профессиональной группы, функционирование и развитие психических процессов и др.
Психологический мониторинг — особый вид мониторинга. Важно рассматривать в качестве предмета мониторинга не само психологическое развитие ребенка, а условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Представляется маловероятной ситуация, когда управленческое решение может оказывать целенаправленное воздействие на психику человека. Психологический мониторинг развития представляет собой комплексную программу, позволяющую оперативно предоставлять информацию о психологическом состоянии детей школьного возраста, актуальных и потенциальных проблемах их развития в целях прогноза, коррекции и управления в рамках определенной образовательной системы (например, школы или другого образовательного учреждения).
С помощью мониторинга делаются попытки ответить на вопросы об эффективности той или иной технологии обучения, о выделении факторов, влияющих на обучение, о доказательстве зависимости квалификации педагога и результатов обучения учащихся и др. Вместе с тем, необходимо отметить ряд существенных недостатков в подготовке и проведении мониторинговых исследований, в частности, некорректное использование психологического инструментария, преувеличение значения компьютерного варианта тестирования, недостаточную оценку социальных факторов, отсутствие стандартов и нормативно-правовой базы.
В зависимости от тех оснований, которые могут быть использованы для сравнения, выделяют различные виды мониторинга: динамический, сравнительный, комплексный, информационный, проблемный, базовый и др.
При проведении психологического мониторинга необходимо четко представлять порядок разработки и проведения такого сложного исследования. Планирование и проведение мониторинга предполагает несколько этапов, каждый из которых отвечает конкретной задаче.
1 этап — подготовительный. Уточнение потребностей органов управления образованием в информации, формулирование проблемы, определение объекта и предмета исследования, постановка целей и задач мониторингового исследования, обоснование выборки и деление ее на определенные группы, выделение и научное обоснование показателей мониторинга, подбор и научное обоснование применяемых методов и методик, уточнение процедуры проведения и разработка инструкции по проведению мониторинга, создание компьютерной методики для обработки результатов, согласование сроков и графиков работ.
2 этап — пилотное проведение мониторинга. Проведение пилотного исследования на небольшой выборке, обработка и анализ данных, корректировка содержания анкет, методик и инструкций.
3 этап — полевая стадия исследования. Проведение масштабного мониторинга, сбор первичной эмпирической информации по всей выборке.
4 этап — обработка и анализ информации. Обработка данных, обсуждение полученных результатов, создание аналитической справки для органов управления по результатам мониторинга.
5 этап — составление рекомендаций.
Мы считаем совершенно обоснованным вхождение представителей мониторинговой группы в научно-методические советы и проектные команды для своевременного внедрения рекомендаций мониторинга в практику образования.
Реализация мониторингового исследования предполагает разработку отдельного организационного проекта, разработку организационных форм внедрения проекта, то есть требует материальнотехнических, финансовых и правовых ресурсов.
В настоящее время лабораторией психологического мониторинга Московского психолого-педагогического университета разработано две мониторинговые программы. Одна из них связана с мониторингом состояния службы практической психологии образования, другая — с исследованием социально-психологических проблем обучения, развития и адаптации московских школьников.
Целью первого мониторинга стало изучение основных характеристик профессиональной группы психологов образования, организационных и содержательных особенностей их профессиональной деятельности, а также характеристик стиля их саморегуляции, увлеченности работой, профессионального выгорания. Указанные задачи решались с помощью реализации трехлетней мониторинговой программы. Для оценки состояния психологической службы сотрудниками лаборатории была разработаны показатели, охватывающие основные стороны деятельности психологов, работающих в образовательных учреждениях (ОУ, ПМСС-центры, ДОУ). Данная программа применима не только в г. Москве, но может быть использована в любых регионах Российской Федерации по заказу со стороны органов управления образованием.
Для определения показателей мониторинга социально-психологических проблем развития, обучения и адаптации московских школьников были рассмотрены три основных методологических подхода: — первый подход — мониторинг, ориентированный на модель нормативного развития ребенка на разных возрастных этапах;
— второй подход — мониторинг, ориентированный на основные параметры психолого-педагогического статуса учащегося;
— третий подход — мониторинг, ориентированный на актуальный общественный и управленческий запрос.
Первый был оценен как наиболее привлекательный и научно обоснованный подход к определению содержательных параметров мониторинга. Однако в настоящее время реализация его именно в мониторинговом варианте крайне затруднена по нескольким причинам:
— отсутствие единства в представлении о нормативах возрастного развития в научной психологии;
— отсутствие необходимого диагностического инструментария;
— отсутствие процедур измерения, соответствующих мониторинговым требованиям.
Поэтому основной акцент был сделан на втором из рассматриваемых подходов. Психолого-педагогический статус учащегося — это совокупность характеристик его когнитивного, психосоциального и психофизиологического развития, влияющих на успешность обучения и социализации в конкретной со- циопедагогической среде. Совокупность этих характеристик может быть представлена как некоторая целостность, отражающая, с одной стороны, основные векторы развития ребенка, а с другой стороны, имеющая выраженный прикладной (а, следовательно, и управленческий) характер. Разрабатывая данный подход, мы выделили ряд параметров психолого-педагогического статуса, легших в основу содержания мониторинга.
Для определения актуального запроса (третий подход) нами было проведено экспресс-анкетирование 100 директоров и психологов образовательных учреждений г. Москвы и выявлены актуальные вопросы к потенциальному мониторинговому исследованию и значимые индикаторы. Данный материал позволил нам определить конкретные показатели мониторингового исследования в рамках выделенных ранее параметров психолого-педагогического статуса.
Одновременно с этим мы учитывали особенности социальной ситуации развития, исследуя следующие характеристики образовательной среды: безопасность и психосоциальные факторы риска. Выбирая диагностический материал для исследования уровня психосоциального развития школьника, мы стремились создать батарею тестов, отвечающую следующим требованиям: компактность, минимум времени для выполнения, возможность ответить на широкий спектр вопросов, связанных с развитием школьников.
Все методики собраны в тестовые тетради. Процедура проведения была четко прописана для исполнения. Необходимо заметить, что указанная процедура проведения обследования является самостоятельной и отдельной задачей при разработке технологии реализации мониторингового исследования. Она прописывается в последовательности и регламенте проведения, апробируется на малой выборке и корректируется. Для всех специалистов, проводящих обследование, организауется специальный учебный семинар по процедуре я обследования. В соответствии с концептуальной схемой были проработаны методический аппарат, организационная и математическая модели мониторинга.
Данные психологического мониторинга позволяют дать актуальную оценку происходящим в образовательной среде психологическим изменениям и тенденциям в ее развитии. Постоянно действующий психологический мониторинг может стать серьезной основой дальнейшей аналитической и проектировочной деятельности службы практической психологии образования. На основе его данных (особенно, в сочетании с данными уже существующих мониторингов) возможно углубление наших психологических представлений о различных группах и контингентах учащихся, специфике их развития в разных образовательных средах, критериях психологической оценки качества образования, определение перспектив развития психологической службы образования и самого образования.
Исходя из актуальных задач развития образования, мы считаем необходимым проведение масштабного мониторинга Службы практической психологии образования как инструмента сопровождения и психологической поддержки участников образовательного процесса, в целях оценки эффективности деятельности Службы.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1292
В прошлом месяце: 13
В текущем месяце: 14
Скачиваний
Всего: 4664
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 5