Агрессия у детей младшего школьного возраста

6990

Аннотация

В статье описаны различные направления и формы совместной работы психолога и педагога с агрессивными детьми. Представлена программа социально-психологического тренинга по профилактике и коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста.

Общая информация

Ключевые слова: агрессивные дети, сопровождение агрессивного ребенка, ранние проявления агрессии, коррекция поведения, психологическое просвещение педагогов

Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей

Для цитаты: Долгова А.Г. Агрессия у детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 2. С. 80–84. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n2/28231 (дата обращения: 22.11.2024)

Полный текст

Взаимодействие педагога и психолога в работе с агрессивными детьми

В сопровождении ребенка, получающего коррекционную помощь, значительную роль играет педагог. От стиля его поведения во многом зависит успешность психокор­рекционной работы. Если он учитывает рекомендации психолога при взаимодействии с учеником, то результативность проводимой работы возрастает во много раз. В школе ребенок проводит большую часть своего активного времени, поэтому большое значение имеет то, какой взрослый находится рядом и как он относится к ребенку. Психологи хотели бы видеть в лице учителя помощника. Для этого необходимо наладить контакт с педагогом, объяснить ему важность происходящих с ребенком изменений. Профессиональные взаимоотношения психолога и учителя — решающий фактор, от которого зависит как эффективность работы самого практического психолога, так и результаты труда всего педагогического коллектива.

В своем взаимодействии с педагогами психолог решает следующие задачи:

1.   информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях агрессивного ребенка;

2.   обучение распознаванию собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с агрессивными детьми, а также правилам регуляции собственного состояния и достижения психического равновесия;

3.    обучение навыкам «ненасильственного» общения («активного» слушания); способам избегания оценочности в общении; а также использованию «Я-сообщений» вместо «Ты-сообще- ний»; исключению угроз и приказов; работе с интонацией;

4.    отработка навыков позитивного взаимодействия с агрессивными детьми через ролевую игру;

 

5.   формирование у педагогов позиции отказа от наказаний как основного метода воспитания, перехода к методам убеждения и поощрения;

6.   обучение педагогов умению направлять энергию детей в «мирное русло» (выявление интересов ребенка, включение его в работу различных секций, кружков, студий и т. п.).

Формы работы:

1.   индивидуальное и групповое консультирование;

2.   система разовых практических семинаров, постоянно действующих семинаров, конференций, круглых столов;

3.   участие в работе методических объединений, педсоветов;

4.    тренинговая работа с педагогами.

Индивидуальное и групповое консультирование педагогов по поводу проблем поведения и межличностного взаимодействия с конкретными учащимися является наиболее распространенной формой консультативной работы школьного психолога. Она дает возможность решать школьные проблемы в тесном сотрудничестве психолога, педагогов и администрации школы и помогает создать наиболее благоприятные условия для развития личности ребенка.

В консультативной работе с педагогами можно выделить ряд принципов, на которых основано сотрудничество школьного психолога с педагогическим коллективом:

—  равноправное взаимодействие психолога и педагога;

—  формирование у педагога установки на самостоятельное решение проблем (снятие установки на «готовый рецепт»);

—  принятие участниками консультирования ответственности за совместные решения;

— распределение профессиональных функций между педагогами и психологами.

Консультирование педагога по вопросам взаимодействия с агрессивным ребенком может быть организовано, с одной стороны, по запросу педагога, с другой — по инициативе психолога, который может предложить учителю ознакомиться с той или иной информацией о ребенке (по результатам фронтальной или индивидуальной диагностики) и задуматься над проблемой оказания ему помощи или поддержки.

Организация работы по запросу учителя наиболее эффективна в форме индивидуальных консультаций.

Групповые консультации тоже могут проводиться по запросу педагогов в том случае, если психолог получает одинаковый запрос от нескольких педагогов. Однако, чаще всего такие консультации осуществляются в соответствии с тематическим планом мероприятий образовательного учреждения. Кроме того, групповое консультирование применяется для разрешения межличностных и межгруппо­вых конфликтов в различных системах отношений: учитель—учитель, учитель—ученик, учитель—роди- тели и др. При этом психолог организует ситуацию обсуждения конфликта сначала с каждым оппонентом отдельно, затем — совместно. Он помогает снять эмоциональное напряжение участников конфликта, организовать его конструктивное обсуждение и найти приемлемые способы разрешения ситуации.

Перспективной формой групповой консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, в рамках которого происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения детей в процессе обучения, в том числе и агрессивных. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и составить целостное представление о нем. Затем на этой основе, учитывая актуальное состояние ученика и динамику предыдущего развития, разрабатывается и реализуется общая линия его дальнейшего развития и обучения.

Разовые практические семинары, система постоянно действующих семинаров, конференции, круглые столы — являются частью психологического просвещения.

Их основная цель — создание условий для получения психолого-педагогических знаний и навыков, необходимых педагогам для решения задач педагогического сопровождения ребенка, в том числе агрессивного. Несмотря на общность основной цели этих форм работы, они имеют разную структуру и задачи:

—   практические семинары являются формой групповых занятий, проходящих при активном участии обучаемых. Их отличительными признаками являются обязательная самообразовательная деятельность участников и коллективное обсуждение ее результатов. Разовые семинары направлены на рассмотрение одной или нескольких тем на одном семинаре. Постоянно действующие семинары — это система семинаров по одной теме либо по нескольким темам, проводимых в течение учебного года по запросам педагогов;

—   конференции — это форма работы, которая помогает выявить и обобщить лучший практический опыт. Она может стать и своеобразным подведением итогов работы педагогов и психологов с агрессивными детьми;

—   круглые столы — это наиболее эффективная форма работы в сопровождении агрессивного ребенка, так как она предполагает открытое общение педагогов друг с другом. В ходе проведения круглого стола может проходить обсуждение актуальных вопросов воспитания, развития и обучения детей, имеющих агрессивные особенности; встречи с интересными людьми, знакомство с новыми исследованиями и опытом коллег, сопоставление своего мнения с мнением коллег по выделенным проблемам.

 

Желательно организовывать просветительскую работу таким образом, чтобы она отвечала реальным запросам педагогов. Следует избегать формальных лекций и семинаров, темы которых повторяются из года в год. Организация «Уголка психолога», «Психологической почты» помогут собрать наиболее актуальные запросы и с их учетом оптимально планировать организацию просветительской работы в педагогическом коллективе школы.

Практика показывает, что для педагогов, работающих с детьми, имеющими агрессивные проявления, наиболее актуально обсуждение следующих тем: — понятия «агрессия», «агрессивность», причины возникновения, виды;

—   возрастные особенности проявления агрессии;

—   психологические особенности детей, склонных к агрессии;

—   агрессия и насилие в средствах массовой информации;

—   насилие в школе и его последствия;

—   индивидуальный подход к учащимся, проявляющим агрессию;

—   методы и приемы экстренного реагирования на агрессивные проявления ребенка;

—   влияние семьи на психологическое здоровье ребенка;

—   проблемы межличностных взаимоотношений младшего школьника и профилактика их обострения;

—   влияние стиля взаимодействия педагогов и учащихся на проявление агрессивности в поведении ребенка.

Участие в методических объединениях, педсоветах. Основными целями этой формы работы являются повышение профессионального уровня и развитие творческого потенциала педагогов, организация пространства с целью стимулирования профессионального диалога, обмена опытом, развития рефлексии. Итогом проведения как методических объединений, так и педсоветов является принятие решений внутри коллектива по обсуждаемой проблеме. Так, при обсуждении вопросов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением агрессивных учащихся, могут быть приняты решения по следующим направлениям:

—   выделение основных направлений работы с агрессивными детьми в рамках ОУ;

—   распределение функций в педагогическом коллективе по психолого-педагогическому сопровождению агрессивного ребенка;

—   обсуждение содержания каждого направления работы;

—   определение системы отслеживания результатов проводимой работы.

Тренинговая работа с педагогами. Основная цель социально-психологического тренинга — повышение компетентности в общении, приобретение знаний, формирование умений, навыков, установок, определяющих поведение. Тренинговая работа является интерактивной формой психологического просвещения, когда педагог проживает ситуации на собственном опыте, пропуская их через себя. Акцент делается на работе с чувствами, жизненным опытом, рассматриваются трудности, уже имевшие место в профессиональной сфере. Обратная связь между педагогами при проведении тренингов стимулирует рациональное обсуждение и анализ проблем. Участнику группы предоставляется возможность увидеть и осознать причины своих профессиональных затруднений на основе активного диалога и групповой дискуссии. С помощью обратной связи участники могут реально оценить свой профессиональной опыт, выявить ошибки и найти пути их преодоления.

Формы и методы тренинговой работы разнообразны: тренинговые упражнения, ролевые игры, анализ различных педагогических ситуаций, дискуссии.

При обсуждении в тренинговых группах вопросов, связанных с поиском путей взаимодействия педагога с агрессивным ребенком, можно поставить следующие задачи:

—   ознакомление с психологическими особенностями младшего школьного возраста;

—   ознакомление с методами и приемами взаимодействия педагога с агрессивным ребенком;

—   определение основных направлений взаимодействия педагога с родителями агрессивного ребенка;

—   ознакомление со способами экстренного реагирования на агрессивные проявления ребенка;

—   обучение методам релаксации и саморегуляции педагога;

—   решение задач поддержки агрессивного ребенка через ролевое проигрывание проблемных ситуаций.

Алгоритм взаимодействия педагога и психолога при сопровождении агрессивного ребенка

Алгоритм взаимодействия педагога и психолога при оказании помощи агрессивному ребенку включает в себя несколько шагов:

1.   получение запроса, первичное интервью;

2.   диагностика;

3.    консультирование (индивидуальное и групповое).

Получение запроса, первичное интервью. Чаще всего запрос педагогов касается поведенческих проблем. Начинать беседу с учителем всегда следует не с тривиального информирования, а с вопроса о том, каким он видит конкретного ребенка, насколько обсуждаемая ситуация естественна для этого ребенка. Затем необходимо спокойно и заинтересованно выслушать не только жалобы и претензии педагога, но и его соображения о причинах поступков ребенка. Психолог должен для себя определить, до какой степени мнение учителя отражает истину, и стоит ли немедленно приступать к обсуждению детских проблем или же оставить время для обдумывания ситуации и проведения дополнительных диагностических мероприятий (наблюдения, бесед с ребенком, с родителями и т. д.).

 

Диагностика предполагает применение методов наблюдения, анкетирования и экспертной оценки с целью уточнения запроса и раскрытия причин поведенческих проблем у ребенка. На данном этапе психологу необходимо обобщить полученную информацию и составить план консультирования педагога.

Индивидуальное и групповое консультирование предполагает предоставление педагогу рекомендаций, содержание которых будет ему понятно. Оно не должно включать большое количество психологических терминов. Обязательное условие, которому должны соответствовать рекомендации, — это их практическая направленность на конкретного ребенка, т. е. возможность их реализации в деятельности педагога на уроках, на переменах, во внеклассной работе. Надо, чтобы рекомендации носили конкретный характер, не содержали общих фраз, типа: «развивайте положительные эмоции», «помогите ребенку преодолеть агрессию» и т. д. Кроме того, информация должна быть разумно дозирована, так как достаточно часто педагогу требуется определенное время, чтобы вникнуть в предложенные рекомендации.

Рекомендации психологам по консультированию педагогов

Консультативная помощь педагогам как форма взаимодействия педагога и психолога наиболее востребована, поэтому ей мы уделим особое внимание. Большое значение для успешной работы образовательного учреждения имеет консультирование педагогов начальной школы, так как именно на этом этапе закладываются основы правильных (или неправильных) отношений «учитель—ученик». Чтобы давать квалифицированные рекомендации, специалисту надо понимать психологические особенности взаимоотношений учителя с детьми младшего школьного возраста. В начальных классах характер общения педагога с учениками формирует у детей различное отношение к личности педагога:

—   положительное, когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность и открытость в общении с ним;

—   отрицательное, когда ребенок не принимает личность учителя, проявляя агрессивность, грубость или замкнутость в общении с ним;

—   неопределенное, когда у детей возникает противоречие между неприятием личности учителя и скрытым, но острым интересом к нему.

Учителю следует не обижаться на негативное отношение детей, а попытаться понять причину его возникновения. Вину за не сложившийся контакт с ребенком должен всегда брать на себя взрослый. Профессионально проанализировав свои слова, действия, переживания, педагог сможет установить причину нарушения отношений с ребенком и наладить их, что очень важно для нормального учебно-воспитательного процесса, поскольку существует тесная связь между особенностями общения младших школьников с учителем и формированием у них положительных или отрицательных мотивов в обучении и поведении.

Первоклассники в силу недостаточного жизненного опыта склонны преувеличивать и глубоко переживать строгость педагога (нередко кажущуюся). Это явление нередко недооценивается учителями на начальном этапе обучения детей. Между тем, это чрезвычайно важно: в последующих классах отрицательные эмоции могут закрепиться, перенестись на учебную деятельность в целом, на взаимоотношения с учителями и товарищами. В результате могут возникнуть серьезные отклонения в психическом и личностном развитии ребенка.

Порой педагоги, сами того не желая и не осознавая, провоцируют стрессы у детей, когда требуют от своих учеников такого поведения и уровня успеваемости, которые для некоторых из них являются непосильными. Игнорирование учителем индивидуальных и возрастных особенностей конкретного ребенка может стать причиной негативных психических состояний учащегося, различных школьных фобий (ребенок боится идти в школу, отвечать у доски и т. п.).

Взрослым нужно помнить, что резкое подавление агрессии, строгие наказания могут привести к закреплению негативного поведения. Склонный к суровому возмездию взрослый невольно подает ребенку пример агрессивности. Известно, что дети, часто наблюдающие «злость» значимых взрослых, перенимают форму их поведения. Строгость педагога может привести к подавлению агрессивных импульсов у ребенка в его присутствии, но зато потом, в отсутствие педагога, они выплескиваются. Отсутствие наказаний также приводит к закреплению агрессивности. Поэтому перед педагогом стоит достаточно трудная задача — выбрать оптимальные способы разумного подавления агрессивности. Ребенку обязательно нужно разъяснять справедливость наказания, чтобы у него появилось чувство вины, но не страха и враждебности к учителю.

H.H. Заваденко и Т.Ю. Успенская (см. Дубровина И.В. с соавт. Практическая психология образования. М., 1998) предлагают рекомендации педагогам, которые будут способствовать нормализации взаимоотношений учителя с беспокойным учеником, а также помогут ребенку лучше справляться с учебной нагрузкой.

1.    По возможности игнорировать вызывающие поступки ребенка с признаками агрессии (в допустимых формах) и поощрять его хорошее поведение.

2.    Ограничивать отвлекающие факторы во время уроков до минимума. Этому способствует, в частности, оптимальный выбор места за партой для агрессивного ребенка — в центре класса напротив доски.

3.    Предоставить ребенку возможность быстро обращаться за помощью к учителю в случаях затруднения.

4.    Строить учебные занятия по четко распланированному, стереотипному распорядку.

5.    Предусматривать во время учебного дня возможности для двигательной «разрядки»: занятия физическим трудом, спортивные упражнения.

6.    Научить детей, испытывающих эмоциональные затруднения, правильно проявлять свои чувства. Помочь ребенку научиться реагировать на те или иные ситуации и явления внешней среды в адекватной форме, а не подавлять свои эмоции.

7.    Не оценивать чувства ребенка, не требовать, чтобы он не переживал того, что в данный момент переживает. Как правило, бурные аффективные реакции — результат длительного зажима эмоций.

8.    Научиться раннему выявлению злости у детей. Часто, когда ребенок сердится, его не понимают. В этот момент взрослому достаточно сказать: «Я вижу, что ты злишься...» — чтобы погасить вспышку детских эмоций. Для того чтобы уловить момент, когда ребенок начинает злиться, надо обращать внимание на следующие внешние признаки агрессии:

—   сдерживание дыхания, зажатость горла (ребенок пытается что-то не сказать);

—   скованность в груди (пытается не проявить себя каким-либо образом);

—   напряжение в руках, сжаты кулаки (пытается что- то не сделать);

— закрытые глаза (старается не видеть то, на что злится);

— «набыченный» подбородок.

Как только педагог увидит эти проявления, он должен поговорить с ребенком: «Ты сейчас сердишься, может быть, хочешь побыть один? Или расскажешь, что происходит?» В этот момент на учителя может вылиться море негативных эмоций, но он может в любой момент нейтрализовать ситуацию спокойной интонацией в голосе и своей внутренней уверенной позицией.

Большую консультативную помощь, как психологу, так и педагогу может оказать работа Л.С. Слави­ной «Индивидуальный подход к неуспевающим и недисциплинированным ученикам» (см. Дубровина И.В. с соавт. Практическая психология образования. М., 1998). В ней содержатся очень точные психологические наблюдения, конкретные советы по работе с разными категориями детей. Вот некоторые из них:

— поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать. Если, например, необходимо организовать дисциплинированное поведение ученика на уроке, можно в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка обозначить такие задачи: научиться ничего не говорить учителю сразу при получении плохой отметки, а спросить об этом после уроков; не отвечать на уроке товарищу, даже если он заговорит первый, не выкрикивать, а поднимать руку и т. п.;

— конкретную задачу нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком). Этот прием оказывается значительно более эффективным, чем замечания ребенку во время уроков, когда он уже начал вести себя плохо;

— цель ставится сначала на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 минут урока), по мере овладения новой формой поведения намечаемое время выполнения постепенно увеличивается;

— обязателен каждодневный контроль за выполнением намеченных задач (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе с педагогом ставил бы перед собой конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку своих успехов).

При профессиональном взаимодействии педагогов и психолога важно, чтобы каждый специалист понимал свою роль на любом этапе профилактической и коррекционной работы. Эффективность профилактики и коррекции агрессивности детей зависит от готовности педагога к такой работе. Она предполагает оптимизацию его деятельности и взаимодействия с учениками, развитие умения адекватно реагировать на факторы, провоцирующие агрессивность в условиях школы. Коррекция агрессивного поведения младшего школьника может быть успешной, если педагог осознает необходимость оказания индивидуальной помощи ребенку; имеет соответствующую психолого-педагогическую и медико-социальную подготовку; способен распознать специфические проявления агрессивного поведения и понять, что за ними стоит; умеет правильно выстраивать взаимодействия с ребенком. При этом ребенок должен быть готов принять помощь со стороны ||'д,||о|.,.

Продолжение в следующем номере.

Информация об авторах

Долгова Анна Геннадьевна, заместитель директора , Центр психолого-медико-социальногосопровождения «Ново-Переделкино», Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 2774
В прошлом месяце: 31
В текущем месяце: 25

Скачиваний

Всего: 6990
В прошлом месяце: 16
В текущем месяце: 15