Применение комбинированной системы жетонов для коррекции проблемного поведения у ребенка с РАС в группе детского сада

1719

Аннотация

Показана эффективность применения комбинированной системы жетонов для коррекции аутоагрессии у мальчика с расстройством аутистического спектра. Сократились случаи проблемного поведения у ребенка в детском саду и сформировано адекватное и социально приемлемое поведение.

Общая информация

Ключевые слова: коррекция поведения, проблемное поведение, расстройства аутистического спектра, прикладной анализ поведения, система жетонов

Рубрика издания: Педагогический опыт

Тип материала: краткое сообщение

Для цитаты: Эрц Ю.М., Фала В. Применение комбинированной системы жетонов для коррекции проблемного поведения у ребенка с РАС в группе детского сада // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 38–43.

Полный текст

Введение

Одним из наиболее распространенных препятствий для включения ребенка с аутизмом в коллектив сверстников является наличие проблем в поведении. В случаях, когда агрессивное поведение несет в себе функцию избегания требований в условиях группы, коррекция его сопряжена с трудностями, т.к. групповой формат обучения ограничивает выбор методов коррекции. Инклюзия предполагает особый подход к выбору методик ослабления проблемного поведения, поскольку они должны быть относительно простыми и удобными, и применение их не должно нарушать уклад и социальные нормы, принятые в ин­клюзивной среде. Примером такой методики является система жетонов, в которой используются жетоны разного цвета для штрафов и поощрений [4].

В рамках прикладного анализа поведения применение системы жетонов ведет к закреплению желаемого поведения с помощью условных поощрений (зеленых жетонов) и уменьшению частоты случаев нежелательного поведения с помощью условных отрицательных стимулов (красных жетонов). В данной процедуре штраф означал удаление количества зеленых жетонов, которые получал ребенок за хорошее поведение, равного количеству красных жетонов, которые он получал за проявления аутоаг­рессии. В конце каждой сессии ребенок мог обменивать определенное количество зеленых жетонов на желаемый предмет. Эта процедура сократила частоту случаев нежелательного поведения на 85% по сравнению с данными базисного уровня.

Процедура штрафования — это способ уменьшения частоты случаев нежелательного поведения, когда при наличии проблемного поведения ученик лишается определенного количества (вида) поощрения, положительного стимула, что снижает вероятность повторения этого поведения в будущем [5]. Если в конце учебного дня ученик может обменять накопленные им жетоны на тот или иной вид поощрения, то вследствие потери части жетонов (штрафа) он его не получает [6].

В ряде исследований показано, что применение штрафных санкций является эффективной стратегией снижения проблемного поведения. Исследование Keeney, Fisher, Adelinis, Wilder [4] доказало, что случаи нежелательного поведения сокращаются, если штраф применяется строго после возникновения данного поведения.

Настоящая работа была проделана, чтобы посредством использования системы жетонов с процедурой штрафов, предназначенной как для снижения проблемного поведения, так и для усиления желаемых и социально приемлемых видов поведения, скорректировать аутоагрессию у ребенка с РАС, которого включали в коллектив обычного детского сада.

Описание ребенка

Энди — 4-летний мальчик с диагнозом расстройство аутистического спектра, он посещает инклюзивный детский садик. У Энди наблюдаются аутоагрессия (он бьется головой о твердые предметы или бьет себя руками по голове), агрессия (толкает, бьет других ногами или руками) и разрушительное поведение (кричит, громко плачет, падает на пол, сбивает ногами предметы). Энди пользуется вокальной речью и может обратиться со словесной просьбой ко взрослым (состав фразы от 1-го до 3-х слов), а также умеет назвать более 300 различных предметов и стимулов. За 1,5 года до описанного вмешательства Энди посещал детский сад, но был исключен после 3-х дней пребывания из-за непослушания и аутоагрессии.

В результате наблюдения было сделано предположение, что проявляемые Энди агрессия и аутоагрессия несут в себе функцию избегания требований социального окружения.

Описание метода

Определение видов целевого поведения и сбор данных

Все виды целевого поведения Энди были выявлены авторами статьи в сотрудничестве с семьей и другими педагогами, взаимодействующими в ходе коррекционной работы. Для разработки системы жетонов потребовалось определение как желаемых видов поведения, так и тех видов поведения, которые подлежали коррекции.

Следующие виды поведения были определены как желательное целевое поведение:

•     Самостоятельно заходит в группу.

•    Сидит за столом во время еды в течение 30 сек.

•    Сидит за столом со всеми детьми во время групповых занятий.

•    Заходит в ванную после физической или вербальной подсказки специалиста.

•    Моет руки после физической или вербальной подсказки.

•     Участвует в игровой деятельности 20 сек.

•     Участвует в утренней зарядке вместе с другими детьми.

•     Сидит спокойно рядом с детьми на расстоянии менее 1 м.

•    Следит за другими детьми и за их деятельностью.

•     Имитирует поведение других детей.

•    Сидит спокойно за столом, когда учитель читает книгу.

Следующие виды поведения были определены как нежелательное целевое поведение:

•    Бьется головой о предметы достаточно сильно, до ссадин на лбу.

•    Бьется головой о взрослого.

•   Толкает другого ребенка с такой силой, что тот падает или делает шаг назад.

•   Бьет руками или кулаками по голове так сильно, что остаются красные отметины.

•   Хлопает руками или кулаками по своим бедрам, так что человек, стоящий рядом с ним, может слышать звук удара.

Сбор данных осуществлялся во время процедуры, проводимой В. Фала. Данные включали запись общего количества жетонов, полученных Энди за желаемое поведение (зеленых), а также жетонов, которые Энди получал вследствие нежелательного поведения (красных). Подсчет жетонов производился в конце каждого дня пребывания ребенка в детском саду.

Процедура

Первый этап. Начальный этап включал разработку системы жетонов и определение критериев для поощрения и штрафа. Эта система предполагала использование красных и зеленых жетонов. Энди получал зеленые жетоны (условные поощрения) каждый раз, когда, находясь в детском саду, выполнял одно из перечисленных желаемых действий и получал красные жетоны (условные отрицательные стимулы), если демонстрировал один из видов нежелательного поведения. В конце терапевтической сессии производился подсчет жетонов для обмена их на другие поощрения для Энди — желаемые предметы или мотива­ционную деятельность. Получив известное количество зеленых жетонов, Энди мог выбрать поощрение. Однако при подсчете жетонов необходимо было учитывать оба их вида. Если у Энди были зеленые и красные жетоны, то количество зеленых жетонов, равное количеству полученных им красных, должно было быть удалено (штраф). Например, если Энди получал 20 зеленых жетонов и 5 красных, то он обменивал только 15 зеленых жетонов (20 зеленых минус 5 красных = 15 зеленых).

Был определен критерий для получения поощрения: как минимум 21 зеленый жетон, в то время как максимальное количество зеленых жетонов для получения наиболее привлекательного поощрения составляло 31. Если бы Энди накопил больше 31-го зеленого жетона, он мог бы получить два наиболее привлекательных предмета: iPad и апельсин.

Продолжительность терапевтической сессии (время, проведенное в детском саду) — 1 час 30 минут.

Второй этап. После двух недель реализации первого этапа работы было отмечено, что Энди стал получать достаточное количество зеленых жетонов (даже с относительно большим количеством красных). Было решено изменить критерии для получения поощрений и определить новые виды целевого поведения. Дополнительные критерии были следующими:

•    Сидит за столом самостоятельно, без агрессивных проявлений, во время завтрака.

•   Заходит самостоятельно в ванную после словесной инструкции.

•   Участвует в игровой деятельности в течение не менее 1 мин.

•   Участвует в утренней зарядке в течение 30 секунд.

•   Держит за руки других детей во время танца в кругу в течение 30 секунд.

•   Находится рядом с детьми (на расстоянии меньше одного метра) без агрессивных выпадов.

•    Имитирует любое действие других детей.

•   Сидит спокойно за столом с другими детьми во время творческой деятельности и выполняет задание, как и другие, с помощью словесной и физической подсказок.

Продолжительность терапевтической сессии (время, проведенное в детском саду) — 1 час 30 минут.

Результаты

На графике 1.1. показано количество случаев желаемого и нежелательного поведения. В ходе сбора данных базового уровня средний подсчет для желаемого поведения был 30,2, а средний показатель для нежелательного поведения был 9.4. После вмешательства средний показатель для желаемого поведения увеличился до 41,83, и неадекватное поведение снизилось в среднем до 1,88. Результаты указывают на то, что применение процедуры привело к сокращению нежелательного поведения на 85% по сравнению с данными базисного уровня. Этот результат может означать, что для Энди потеря условных поощрений (зеленых жетонов), вызывающая потерю наиболее привлекательного стимула, может конкурировать с избеганием требований и социальных контактов, которые являются функцией поведения агрессии и аутоагрессии. Аналогичные результаты показали Falcomata, Roane, Hovanetz и Kette-ring [2] в своем исследовании о коррекции проблемных видов поведения, усиливающегося автоматически, вне социального контекста.

В результате описанной работы В. Фала сумела наладить контакт и сотрудничество с Энди. Эффективность применения комбинированной системы жетонов (поощрений и штрафов) для коррекции его проблемного поведения требует еще проверки в различных условиях: когда, например, Энди будут сопровождать другие, менее опытные педагоги. Процесс генерализации запланирован как третий этап применения данной процедуры.

Также важно, чтобы сбор данных осуществлялся сторонними наблюдателями, чтобы убедиться в корректности наблюдений и гарантировать достоверность данных.

При применении данной процедуры в работе с другими детьми следует принять во внимание возможный побочный эффект — возможное возникновение сильных эмоциональных реакций при потере условных поощрений, который в случае с Энди не проявился. 

Литература

  1. Conyers C., Miltenberge R., Mak A., Barens A., Jurgen M., Sailer A., Haugen M., Kopp B. (2004). A Comparison of Response Cost and Differential Reinforcement of Other Behavior to Reduce Disruptive Behavior in a Preschool Classroom. Journal of Applied Behavior Analysis, 37, 411—415.
  2. Falcomata T.S., Roane H., Hovanetz A., Kettering (2004). An evaluation of response cost in the treatment of inappropriate vocalizations maintained by automatic reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 37, 83—87.
  3. Hundert J. (1976). The effectiveness of reinforcement, response cost, and mixed programs on classroom behaviors. Journal of Applied Behavior Analysis, 9, 107.
  4. Keeny K.M., Fisher W.W., Adelinis J.D. & Wilder D.A. (2000). The Effects of Response Cost in the Treatment of Aberrant Behavior Maintained by Negative Reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 33, 255—258.
  5. Luce S.C., Christian W.P., Lipsker L.E., Hall R.V. (1981). Response cost: A case for specificity. The Behavior Analyst, 4, 75—80.
  6. McGoey K., Du Paul G.J. (2000). Token reinforcement and response cost procedures: Reducing the disruptive behavior of preschool children with attention_deficit / hyperactivity disorder. School Psychology Quarterly, 15, 330—343.

Информация об авторах

Эрц Юлия Михайловна, сертифицированный специалист по прикладному анализу поведения (ВСВА), Независимый специалист, Израиль, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-9654-8331, e-mail: yuliaerz@gmail.com

Фала Вероника, клинический психолог, поведенческий аналитик, Кишинев, Молдова, e-mail: fala.veronica@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 3572
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1719
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 1