Аутизм и нарушения развития
2015. Том 13. № 1. С. 38–43
ISSN: 1994-1617 / 2413-4317 (online)
Применение комбинированной системы жетонов для коррекции проблемного поведения у ребенка с РАС в группе детского сада
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: коррекция поведения, проблемное поведение, расстройства аутистического спектра, прикладной анализ поведения, система жетонов
Рубрика издания: Педагогический опыт
Тип материала: краткое сообщение
Для цитаты: Эрц Ю.М., Фала В. Применение комбинированной системы жетонов для коррекции проблемного поведения у ребенка с РАС в группе детского сада // Аутизм и нарушения развития. 2015. Том 13. № 1. С. 38–43.
Полный текст
Введение
Одним из наиболее распространенных препятствий для включения ребенка с аутизмом в коллектив сверстников является наличие проблем в поведении. В случаях, когда агрессивное поведение несет в себе функцию избегания требований в условиях группы, коррекция его сопряжена с трудностями, т.к. групповой формат обучения ограничивает выбор методов коррекции. Инклюзия предполагает особый подход к выбору методик ослабления проблемного поведения, поскольку они должны быть относительно простыми и удобными, и применение их не должно нарушать уклад и социальные нормы, принятые в инклюзивной среде. Примером такой методики является система жетонов, в которой используются жетоны разного цвета для штрафов и поощрений [4].
В рамках прикладного анализа поведения применение системы жетонов ведет к закреплению желаемого поведения с помощью условных поощрений (зеленых жетонов) и уменьшению частоты случаев нежелательного поведения с помощью условных отрицательных стимулов (красных жетонов). В данной процедуре штраф означал удаление количества зеленых жетонов, которые получал ребенок за хорошее поведение, равного количеству красных жетонов, которые он получал за проявления аутоагрессии. В конце каждой сессии ребенок мог обменивать определенное количество зеленых жетонов на желаемый предмет. Эта процедура сократила частоту случаев нежелательного поведения на 85% по сравнению с данными базисного уровня.
Процедура штрафования — это способ уменьшения частоты случаев нежелательного поведения, когда при наличии проблемного поведения ученик лишается определенного количества (вида) поощрения, положительного стимула, что снижает вероятность повторения этого поведения в будущем [5]. Если в конце учебного дня ученик может обменять накопленные им жетоны на тот или иной вид поощрения, то вследствие потери части жетонов (штрафа) он его не получает [6].
В ряде исследований показано, что применение штрафных санкций является эффективной стратегией снижения проблемного поведения. Исследование Keeney, Fisher, Adelinis, Wilder [4] доказало, что случаи нежелательного поведения сокращаются, если штраф применяется строго после возникновения данного поведения.
Настоящая работа была проделана, чтобы посредством использования системы жетонов с процедурой штрафов, предназначенной как для снижения проблемного поведения, так и для усиления желаемых и социально приемлемых видов поведения, скорректировать аутоагрессию у ребенка с РАС, которого включали в коллектив обычного детского сада.
Описание ребенка
Энди — 4-летний мальчик с диагнозом расстройство аутистического спектра, он посещает инклюзивный детский садик. У Энди наблюдаются аутоагрессия (он бьется головой о твердые предметы или бьет себя руками по голове), агрессия (толкает, бьет других ногами или руками) и разрушительное поведение (кричит, громко плачет, падает на пол, сбивает ногами предметы). Энди пользуется вокальной речью и может обратиться со словесной просьбой ко взрослым (состав фразы от 1-го до 3-х слов), а также умеет назвать более 300 различных предметов и стимулов. За 1,5 года до описанного вмешательства Энди посещал детский сад, но был исключен после 3-х дней пребывания из-за непослушания и аутоагрессии.
В результате наблюдения было сделано предположение, что проявляемые Энди агрессия и аутоагрессия несут в себе функцию избегания требований социального окружения.
Описание метода
Определение видов целевого поведения и сбор данных
Все виды целевого поведения Энди были выявлены авторами статьи в сотрудничестве с семьей и другими педагогами, взаимодействующими в ходе коррекционной работы. Для разработки системы жетонов потребовалось определение как желаемых видов поведения, так и тех видов поведения, которые подлежали коррекции.
Следующие виды поведения были определены как желательное целевое поведение:
• Самостоятельно заходит в группу.
• Сидит за столом во время еды в течение 30 сек.
• Сидит за столом со всеми детьми во время групповых занятий.
• Заходит в ванную после физической или вербальной подсказки специалиста.
• Моет руки после физической или вербальной подсказки.
• Участвует в игровой деятельности 20 сек.
• Участвует в утренней зарядке вместе с другими детьми.
• Сидит спокойно рядом с детьми на расстоянии менее 1 м.
• Следит за другими детьми и за их деятельностью.
• Имитирует поведение других детей.
• Сидит спокойно за столом, когда учитель читает книгу.
Следующие виды поведения были определены как нежелательное целевое поведение:
• Бьется головой о предметы достаточно сильно, до ссадин на лбу.
• Бьется головой о взрослого.
• Толкает другого ребенка с такой силой, что тот падает или делает шаг назад.
• Бьет руками или кулаками по голове так сильно, что остаются красные отметины.
• Хлопает руками или кулаками по своим бедрам, так что человек, стоящий рядом с ним, может слышать звук удара.
Сбор данных осуществлялся во время процедуры, проводимой В. Фала. Данные включали запись общего количества жетонов, полученных Энди за желаемое поведение (зеленых), а также жетонов, которые Энди получал вследствие нежелательного поведения (красных). Подсчет жетонов производился в конце каждого дня пребывания ребенка в детском саду.
Процедура
Первый этап. Начальный этап включал разработку системы жетонов и определение критериев для поощрения и штрафа. Эта система предполагала использование красных и зеленых жетонов. Энди получал зеленые жетоны (условные поощрения) каждый раз, когда, находясь в детском саду, выполнял одно из перечисленных желаемых действий и получал красные жетоны (условные отрицательные стимулы), если демонстрировал один из видов нежелательного поведения. В конце терапевтической сессии производился подсчет жетонов для обмена их на другие поощрения для Энди — желаемые предметы или мотивационную деятельность. Получив известное количество зеленых жетонов, Энди мог выбрать поощрение. Однако при подсчете жетонов необходимо было учитывать оба их вида. Если у Энди были зеленые и красные жетоны, то количество зеленых жетонов, равное количеству полученных им красных, должно было быть удалено (штраф). Например, если Энди получал 20 зеленых жетонов и 5 красных, то он обменивал только 15 зеленых жетонов (20 зеленых минус 5 красных = 15 зеленых).
Был определен критерий для получения поощрения: как минимум 21 зеленый жетон, в то время как максимальное количество зеленых жетонов для получения наиболее привлекательного поощрения составляло 31. Если бы Энди накопил больше 31-го зеленого жетона, он мог бы получить два наиболее привлекательных предмета: iPad и апельсин.
Продолжительность терапевтической сессии (время, проведенное в детском саду) — 1 час 30 минут.
Второй этап. После двух недель реализации первого этапа работы было отмечено, что Энди стал получать достаточное количество зеленых жетонов (даже с относительно большим количеством красных). Было решено изменить критерии для получения поощрений и определить новые виды целевого поведения. Дополнительные критерии были следующими:
• Сидит за столом самостоятельно, без агрессивных проявлений, во время завтрака.
• Заходит самостоятельно в ванную после словесной инструкции.
• Участвует в игровой деятельности в течение не менее 1 мин.
• Участвует в утренней зарядке в течение 30 секунд.
• Держит за руки других детей во время танца в кругу в течение 30 секунд.
• Находится рядом с детьми (на расстоянии меньше одного метра) без агрессивных выпадов.
• Имитирует любое действие других детей.
• Сидит спокойно за столом с другими детьми во время творческой деятельности и выполняет задание, как и другие, с помощью словесной и физической подсказок.
Продолжительность терапевтической сессии (время, проведенное в детском саду) — 1 час 30 минут.
Результаты
На графике 1.1. показано количество случаев желаемого и нежелательного поведения. В ходе сбора данных базового уровня средний подсчет для желаемого поведения был 30,2, а средний показатель для нежелательного поведения был 9.4. После вмешательства средний показатель для желаемого поведения увеличился до 41,83, и неадекватное поведение снизилось в среднем до 1,88. Результаты указывают на то, что применение процедуры привело к сокращению нежелательного поведения на 85% по сравнению с данными базисного уровня. Этот результат может означать, что для Энди потеря условных поощрений (зеленых жетонов), вызывающая потерю наиболее привлекательного стимула, может конкурировать с избеганием требований и социальных контактов, которые являются функцией поведения агрессии и аутоагрессии. Аналогичные результаты показали Falcomata, Roane, Hovanetz и Kette-ring [2] в своем исследовании о коррекции проблемных видов поведения, усиливающегося автоматически, вне социального контекста.
В результате описанной работы В. Фала сумела наладить контакт и сотрудничество с Энди. Эффективность применения комбинированной системы жетонов (поощрений и штрафов) для коррекции его проблемного поведения требует еще проверки в различных условиях: когда, например, Энди будут сопровождать другие, менее опытные педагоги. Процесс генерализации запланирован как третий этап применения данной процедуры.
Также важно, чтобы сбор данных осуществлялся сторонними наблюдателями, чтобы убедиться в корректности наблюдений и гарантировать достоверность данных.
При применении данной процедуры в работе с другими детьми следует принять во внимание возможный побочный эффект — возможное возникновение сильных эмоциональных реакций при потере условных поощрений, который в случае с Энди не проявился.
Литература
- Conyers C., Miltenberge R., Mak A., Barens A., Jurgen M., Sailer A., Haugen M., Kopp B. (2004). A Comparison of Response Cost and Differential Reinforcement of Other Behavior to Reduce Disruptive Behavior in a Preschool Classroom. Journal of Applied Behavior Analysis, 37, 411—415.
- Falcomata T.S., Roane H., Hovanetz A., Kettering (2004). An evaluation of response cost in the treatment of inappropriate vocalizations maintained by automatic reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 37, 83—87.
- Hundert J. (1976). The effectiveness of reinforcement, response cost, and mixed programs on classroom behaviors. Journal of Applied Behavior Analysis, 9, 107.
- Keeny K.M., Fisher W.W., Adelinis J.D. & Wilder D.A. (2000). The Effects of Response Cost in the Treatment of Aberrant Behavior Maintained by Negative Reinforcement. Journal of Applied Behavior Analysis, 33, 255—258.
- Luce S.C., Christian W.P., Lipsker L.E., Hall R.V. (1981). Response cost: A case for specificity. The Behavior Analyst, 4, 75—80.
- McGoey K., Du Paul G.J. (2000). Token reinforcement and response cost procedures: Reducing the disruptive behavior of preschool children with attention_deficit / hyperactivity disorder. School Psychology Quarterly, 15, 330—343.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3651
В прошлом месяце: 17
В текущем месяце: 2
Скачиваний
Всего: 1778
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 1