Вестник практической психологии образования
2009. Том 6. № 3. С. 61–66
ISSN: 2658-3100 (online)
'Я пришел в этот мир'. Коррекционно-развивающая программа
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: отклонения, контроль за психическим развитием, ранняя помощь ребенку, развитие и коррекция познавательных процессов
Рубрика издания: Профессиональная подготовка специалистов к работе с различными категориями детей
Для цитаты: Галочкина Т.Ю. 'Я пришел в этот мир'. Коррекционно-развивающая программа [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2009. Том 6. № 3. С. 61–66. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2009_n3/27610 (дата обращения: 16.11.2024)
Полный текст
В последние годы наметился рост числа детей, имеющих отклонения в психическом развитии и испытывающих вследствие этого трудности в обучении. Поиск наиболее эффективных методов коррекции психического развития таких детей является актуальной проблемой для специалистов.
Ранний возраст (с рождения и до 3 лет) в жизни ребенка является наиболее ответственным периодом, когда развиваются моторные функции, ориентировочно-познавательная деятельность, речь, формируется личность.
Пластичность мозга ребенка раннего возраста, сензитивные периоды формирования эмоций, интеллекта, речи и личности определяют большие потенциальные возможности коррекционной помощи. Своевременная адекватная помощь ребенку позволяет более эффективно компенсировать нарушения его психофизического развития и тем самым смягчить, а возможно, и предупредить вторичные отклонения [1]. В раннем детстве контроль за психическим развитием необходим для скорейшего выявления отклонений и планирования индивидуальных мер их коррекции и профилактики. Важность такой работы связана с исключительным значением ранних этапов психического онтогенеза для развития личности. Благодаря быстрым темпам развития в этот период детства незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения от нормального могут привести к выраженным сдвигам в более зрелом возрасте [2].
Успешность познавательного развития ребенка во многом определяется уровнем развития сенсорных процессов, т. е. тем, насколько верно ребенок воспринимает окружающий мир. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент когнитивного развития, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного обучения ребенка разным видам деятельности.
Предлагаемая нами программа содержит коррекционно-развивающие занятия с детьми третьего года жизни с нарушениями психофизического развития. На занятиях предусматривается освоение детьми понятий формы, величины, цвета предметов, развитие у них слухового, тактильного и других анализаторов.
На занятиях используются специально подобранные игры и упражнения. Условием их результативного использования является соблюдение определенной последовательности.
Цель программы: развитие познавательной сферы детей раннего возраста с психофизическими нарушениями.
Задачи:
— развитие эмоционально-делового и предметного общения;
— развитие предметных действий и предметной деятельности;
— накопление и расширение сенсорного опыта;
— развитие наглядно-действенного мышления;
— развитие мелкой моторики;
— развитие и коррекция слухового восприятия и внимания.
Адресат: дети 2—3 лет, их родители и воспитатели.
Структура и особенности построения занятий
Отправной точкой коррекционно-развивающей работы является этап первичной диагностики. Основное его назначение — получить объективные данные о сформированности тех качеств, свойств и функций детей, которые подлежат дальнейшему коррекционно-развивающему воздействию. При этом используются следующие методы: сбор анамнестических данных; наблюдение за детьми в процессе их деятельности; анкетирование родителей; диагностика нервно-психического развития (НПР) на основе нормативных показателей данного возраста (Н.М. Аскарина, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт), психолого-педагогическоя диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста Е.А. Стребелевой.
На основе данных, полученных с помощью диагностики, составляется таблица показателей нервнопсихического развития и развития навыков и умений ребенка (сенсорное развитие, развитие общих движений, мелкой моторики, развитие речи, формирование игровой деятельности и навыков самообслуживания).
Наблюдение за ребенком проводится в произвольном порядке в ситуации общения с воспитателями, родителями, сверстниками, в самостоятельной игровой деятельности. Результаты наблюдения обобщаются и заносятся в таблицу, после чего составляется профиль развития ребенка. Профиль развития является показателем актуального развития ребенка, указывает на ведущее нарушение при задержанном или искаженном развитии.
Коррекционный этап программы, рассчитанный на 3 месяца (с октября по декабрь), представляет собой комплекс занятий, количество которых различно для детей и взрослых (родителей, воспитателей) и определяется тематическими планами.
Оптимальная частота занятий в детской группе — 2 раза в неделю, продолжительность 10—15 минут. Для групп родителей и воспитателей занятия проводятся 2 раза в месяц, продолжительность каждого из них может быть разной и зависит от темы, активности и количества участников группы.
Занятия для родителей и воспитателей проводятся в виде лекций, дискуссий и групповых тренингов. Для родителей также организуется совместные занятия с детьми 1 раз в месяц. Тематический план для родительских групп построен с учетом специфики программы и включает в себя занятия по наиболее интересным для большинства родителей вопросам.
При составлении тематического плана для воспитателей были выделены два основных блока. Первый блок (октябрь, ноябрь) посвящен знакомству воспитателей с особенностями познавательного развития детей раннего возраста с психофизическими нарушениями, а второй (декабрь) —рассмотрению проблем, волнующих каждого воспитателя в его ежедневной работе.
Все занятия с детьми раннего возраста проходят в игровой форме. Занятие строится по следующей схеме:
1. Ритуал приветствия.
Цель — настроить ребенка на предстоящее занятие, сформировать эмоциональный контакт.
2. Основная часть.
— игры и упражнения, направленные на познавательное развитие: развитие зрительного восприятия; развитие и коррекция слухового восприятия и внимания.
— игры и упражнения, направленные на физическое развитие: развитие и коррекция мелкой моторики; развитие общих движений.
3. Заключительная часть (прощание).
Методы и средства оценки эффективности программы
Для оценки эффективности программы проводились диагностические мероприятия, включающие в себя ряд методик: диагностика нервно-психического развития (НПР), диагностика развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой.
Методы и приемы коррекционных мероприятий применялись при работе с группой детей, выделенной в ходе диагностической работы. На этапе заключительной диагностики профиль актуального развития ребенка позволяет объективно оценить эффективность проведенной коррекционной работы, прогнозировать индивидуальный образовательный маршрут ребенка.
Сравнение результатов диагностики, полученных в начале и в конце программы, позволяет говорить о том, что представленная система коррекционных мероприятий способствует развитию познавательной сферы детей с нарушениями психофизического развития.
Учебный план к коррекционно-развивающей программе и планы-конспекты занятий
Срок обучения: 3 месяца.
Режим работы: 23 занятия 2 раза в неделю по 10— 15 минут и 3 диагностических занятия по 30 минут.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП
Диагностическое занятие 1
Задачи: диагностическое обследование познавательной и эмоционально-личностной, сфер ребенка.
Диагностика нервно-психического развития (НПР), диагностика развития детей раннего возраста Е.А. Стребелевой, анкетирование родителей.
ОСНОВНОЙ ЭТАП
Занятие 1
Задачи:
— установление эмоционального контакта с ребенком, повышение его эмоционального тонуса;
— развитие зрительной ориентировки на величину предметов, формирование практических способов ориентировки, обучение использования метода проб;
— развитие слухового восприятия, внимания и мелкой моторики.
Цель: установление эмоционального контакта с ребенком, повышение эмоционального тонуса ребенка.
Психолог встречает ребенка с матрешкой в руках. Здоровается от имени игрушки с ребенком и приглашает поиграть вместе.
Цель: развитие зрительной ориентировки на величину предметов, формирование практических способов ориентировки, обучение использованию метода проб.
Оборудование: двухместная матрешка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку, как «идет» к нему матрешка: «Смотри, вот идет к тебе Ляля. Открой ее, посмотри, что там внутри у нее» (при затруднениях взрослый помогает ребенку открыть матрешку). Психолог говорит: «Вот, там есть еще маленькая, возьми ее. Покажи, как она идет. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры взрослый обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую».
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Оборудование: два колокольчика (у психолога и у ребенка), две коробочки.
Ход игры: психолог показывает коробочку: «Здесь ничего нет, пусто. А тут (показывая другую коробочку)? Здесь что-то лежит. Что это? Давай возьмем. Да, это — колокольчики. Давай позвеним». Психолог показывает способ действия, просит ребенка взять себе колокольчик и, подражая его действиям, позвенеть. Периодически психолог кладет колокольчик на ладошку, фиксируя действие: «Так не звенит». Далее ребенку предлагается попеременно совершать действия с колокольчиком (звенит — не звенит).
Цель: развитие мелкой моторики (учить удерживать соединенные вместе большой и указательный пальцы).
Ход игры: психолог предлагает ребенку поиграть с пальцами, демонстрирует такое положение пальцев: пальцы соединены вместе, при этом указательный и большой пальцы сомкнуты на обеих руках. Взрослый подносит руки к глазам и произносит потешку:
«Бабушка очки надела
И внученьку (Машеньку) рассмотрела».
Затем ребенку предлагается выполнить упражнение, подражая действиям психолога.
Занятие 2
Задачи:
— создание положительного эмоционального настроя;
— развитие зрительной ориентировки на величину предметов, формирование практических способов ориентировки, обучение использования метода проб;
— развитие слухового восприятия, внимания и мелкой моторики.
1. Упражнение «С добрым утром»
Цель: создание положительного эмоционального настроя.
Ход упражнения: ребенок повторяет за психологом слова и движения:
«С добрым утром, глазки! (Указательными пальцами поглаживаем глазки.) Вы проснулись?
С добрым утром, ушки! (Ладошками поглаживаем ушки. Приложить ладони к ушам, изображая Чебурашку.) Вы проснулись?
С добрым утром, ручки! (Погладить ручки.) Вы проснулись?
С добрым утром, ножки! (Погладить ножки.) Вы проснулись?
С добрым утром, солнце! (Поднять ручки вверх и посмотреть глазками наверх.) Мы проснулись!»
Цель: развитие ориентировки в величине предметов; обучение целенаправленным действиям с матрешкой.
Оборудование: трехместная матрешка.
Ход игры: психолог приносит матрешку и обращается к малышу: «Сегодня Ляля пришла в гости не одна, а с двумя подружками. Посмотри, где они спрятались?» (при затруднениях взрослый помогает ребенку открыть матрешку). затем он говорит: «Вот, там есть еще две матрешки, возьми их. Спрячь маленькую матрешку в большую». Если ребенок не выполняет это действие, взрослый сам медленно складывает матрешку. Затем ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. В конце игры психолог обобщает способ действия: «Маленькую матрешку можно спрятать в большую». Психолог обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении используется кинестетический метод, т. е. психолог берет руки ребенка и ими манипулирует игрушкой.
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Оборудование: бубен, детский стульчик.
Ход игры: психолог приносит бубен, показывает, как он звучит, и говорит: «Будем играть. Когда бубен зазвенит, ты можешь бегать, плясать. Когда бубен замолчит, надо бежать к стульчику, в свой домик». Игра проводится несколько раз, и все время обращается внимание на звучание бубна или отсутствие звука.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: психолог предлагает ребенку с помощью пальчиков показать колечко и демонстрирует положение пальцев: большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону. При этом произносит потешку:
«Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке».
Занятие 3
Задачи:
— создание положительного эмоционального настроя;
— развитие ориентировки на количественные признаки (много — мало);
— развитие слухового восприятия, внимания и мелкой моторики.
Психолог встречает ребенка с мягкой игрушкой — мишкой. Здоровается от имени игрушки с ребенком и приглашает поиграть вместе.
Цель: развитие ориентировки на количественный признак (много — мало).
Оборудование: две корзинки, шишки.
Ход игры: психолог берет одну корзинку себе, одну дает ребенку. Он обращает внимание малыша на «разбросанные мишкой» на полу шишки и просит помочь ему собрать их. Психолог кладет в свою корзинку 2—3 шишки, давая возможность ребенку собрать остальные. В конце игры он хвалит малыша: «Молодец, ты собрал мно-о-о-го шишек (сопровождая жестом), а у меня посмотри сколько? Ма-а-а-ло».
Цель: развитие тактильных ощущений, формирование интереса к предметно-игровым действиям
Оборудование: игрушечные мишка, белка, «чудесный мешочек», шишка, грибок.
Ход игры: психолог дает ребенку шишку и грибок и предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», в который можно спрятать игрушки. Предлагает ребенку положить свои игрушки в мешочек. Затягивает шнурок, трясет мешочек. Затем он приносит игрушечных мишку и белку и просит малыша достать для них подарки: для мишки — шишку, для белочки — грибок, — не заглядывая в мешочек. Игру можно повторить с другими предметами.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: психолог показывает малышу, как пальчики умеют здороваться: локти стоят на столе, нижняя часть ладоней сомкнута, пальчики будут «здороваться», начиная с мизинчика, при этом приговаривается: «Здравствуй, пальчик!» Когда все пальцы «поздороваются», взрослый показывает, как нужно взять ладошки «в замочек» — это «здороваются» ладошки.
Занятие 4
Задачи:
— создание положительного эмоционального настроя;
— обучение умению выполнять предметно-игровые действия; развитие слухового восприятия, внимания и мелкой моторики.
Цель: установление эмоционального контакта с ребенком, повышение его эмоционального тонуса.
Психолог встречает ребенка с матрешкой в руках. Здоровается от имени игрушки с ребенком и приглашает поиграть вместе.
Цель: обучение умению выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: две одинаковые матрешки, набор одинаковой детской посуды (две тарелки, две ложки, две чашки, чайник с водой), гречневая крупа в кастрюле.
Ход игры: психолог ставит перед ребенком две матрешки, объясняет, что они пришли в гости, их надо угостить «кашей» и напоить «чаем». Затем он выставляет две тарелки и просит ребенка раздать их матрешкам. Далее ставит кастрюлю с гречкой, ложку и просит ребенка покормить матрешек. При затруднении показывает действие насыпания либо действует совместно с ребенком. Затем психолог спрашивает: «Чем матрешки будут есть кашу? Чем ты ешь кашу?» Просит взять ложки, раздать матрешкам, покормить их. Произносит: «Кушай, Ляля, амам». Аналогично раздаются чашки, в них наливается «чай» из чайника. Если ребенок испытывает затруднения, используются совместные действия.
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Оборудование: металлофон, две палочки.
Ход игры: психолог показывает ребенку музыкальный инструмент и ударяет палочкой по металлофону, извлекая звук. Говорит: «Слышишь, какая музыка получилась». Затем предлагает малышу: «А теперь ты попробуй».
(см. занятие 2)
Занятие 5
Задачи:
— развитие зрительной ориентировки на величину предметов, формирование практических способов ориентировки, обучение использованию метода проб;
— развитие слухового восприятия, внимания и мелкой моторики.
Цель: установление эмоционального контакта с ребенком, повышение эмоционального тонуса ребенка.
Психолог обращается к малышу: «Прежде чем мы начнем играть, нам нужно поздороваться. А здороваться будем особенным способом. Сейчас я тебя научу». После этого он приговаривает:
«Дай ладошечку, моя крошечка.
(Ребенок подает ладошку психологу.)
Я поглажу тебя по ладошечке.
(Поглаживает ребенка по ладошке.)
На ладошечку, моя крошечка.
(Подает ладошку ребенку.)
Ты погладь меня по ладошечке».
Цель: развитие зрительной ориентировки на величину предметов, формирование практических способов ориентировки, обучение умению пользоваться методом проб.
Оборудование: лист, на котором нарисованы три яблока разной величины, три соответствующие им вырезанные из бумаги яблока, лежащие на этом же листе.
Ход игры: психолог показывает малышу лист с яблочками и говорит: «Возьми себе яблочки». После этого он обращает внимание ребенка на то, что на листе остались «дырочки» и предлагает ему вставить яблочки в свои «дырочки». При затруднениях используются совместные действия.
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Оборудование: платок, колокольчик.
Ход игры: психолог показывает ребенку, как звенит колокольчик. Затем завязывает себе глаза, предлагает ребенку убегать от него и при этом звенеть колокольчиком, он будет ловить малыша. «Где колокольчик, где малыш?» Поймав, психолог говорит: «Вот малыш. Я услышал колокольчик и поймал тебя». Затем они меняются ролями — теперь психолог завязывает глаза ребенку и убегает от него, звеня колокольчиком, а малыш его должен поймать.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: психолог предлагает ребенку поиграть с пальчиками. Пальцы согнуты в кулачок, затем по очереди они разгибаются, начиная с большого. При этом психолог произносит потешку:
«Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш».
Занятие 6
Задачи:
— создание положительного эмоционального настроя;
— обучение умению выполнять соотносящиеся действия; развитие слухового восприятия, внимания и мелкой моторики.
Психолог встречает ребенка с игрушкой Лунти- ком в руках. Здоровается от его имени с ребенком и приглашает поиграть вместе.
2. Игра «Выложи дорожку для Лунтика»
Цель: обучение умению выполнять соотносящиеся действия.
Оборудование: мозаика с крупными деталями, игрушка Лунтик.
Ход игры: Психолог обыгрывает игрушку: «Лунтик принес интересную игру «Мозаика». Мы будем вместе играть». Затем показывает образец простого варианта дорожки из одинаковых деталей и сообщает, что эту дорожку выложил Лунтик. Просит ребенка выложить такую же. Затем психолог показывает, как Лунтик топает по дорожке, и произносит потешку:
«Лунтик топал по дорожке.
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
У него устали ножки.
Топ, топ, топ, топ, топ, топ!»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Оборудование: игрушечные заяц, Лунтик, барабан, металлофон.
Ход игры: психолог вначале показывает зайца и говорит: «К нам пришел зайчик, он любит играть на барабане», — при этом демонстрируя звук барабана. Потом говорит: «А это — Лунтик. Он любит играть на металлофоне», — и показывает, как звучит металлофон. Затем психолог закрывает экраном игрушки, извлекает звуки и предлагает малышу: «Угадай, кто сейчас играет: Лунтик или зайчик?» Игра повторяется несколько раз.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: психолог предлагает ребенку сделать стульчик для Лунтика. Для этого левая рука поднимается вертикально вверх, прямые пальцы плотно прижаты друг к другу. Сжатая в кулачок правая рука прижата к левой ладошке. Если упражнение выполняется легко, то можно менять положение рук на счет «раз — два».
Занятие 7
Задачи:
— создание положительного эмоционального настроя;
— развитие зрительной ориентировки на форму предметов, формирование практических способов ориентировки;
— развитие слухового восприятия, внимания и мелкой моторики
1. Упражнение «С добрым утром»
2. Игра «Построй башню»
Цель: развитие зрительной ориентировки на форму предметов, формирование практических способов ориентировки (метод проб), развитие у детей интереса к свойствам предметов окружающего мира.
Оборудование: шарики и кубики одного цвета и размера (на подносе).
Ход игры: психолог обращает внимание малыша на предметы, находящиеся на подносе, и предлагает ему построить башню: «Бери все такие кубики (показывает кубик) и строй башню». При затруднениях психолог действует совместно с ребенком. По окончании игры психолог обобщает: «Башню построили из кубиков. Здесь остались только шарики».
3. Игра «Угадай, кто в домике живет?»
Цель: развитие слухового восприятия и внимания.
Оборудование: игрушечные собачка, кошечка и два домика.
Ход игры: психолог показывает ребенку собачку и говорит: «У меня собачка, она умеет лаять, вот так: «гав, гав!». Она живет в этом домике (сажает собачку в один из домиков). А это — кошечка. Она умеет мяукать: «мяу, мяу!». Она живет в другом домике. Теперь угадай, кто живет в этом домике» (при этом психолог произносит одно из звукоподражаний: мяу или гав). После ответа малыша показывает ему игрушку и говорит: «Правильно, ты угадал. Это собачка так лает (или кошечка так мяукает)».
ч|,1.:.111я111" 3!
Продолжение в следующем номере.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 1368
В прошлом месяце: 11
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 924
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0