Круглый стол по проблемам работы с одаренными и мотивированными детьми в Брянске

1423

Общая информация

Рубрика издания: События

Тип материала: отчет о событии

Для цитаты: Рубцов В.В., Менделевич С.Л., Наумов Л.А., Юркевич В.С. Круглый стол по проблемам работы с одаренными и мотивированными детьми в Брянске [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 1. С. 32–34. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47605 (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

 

11 февраля 2011 года в рамках выездного расширенного заседания Президиума Российской академии образования в Брянске состоялся круглый стол на тему «Опыт работы общеобразовательной школы с одаренными детьми». Заседание проходило в Брянском городском лицее №1 имени А.С. Пушкина, одном из лучших образовательных учреждений города.

Ведущими были: академик РАО, член Президиума РАО, ректор МГППУ В.В. Рубцов, директор знаменитой московской школы Центр Образования «Государственная Пятьдесят седьмая школа» С.Л. Менделе­вич, директор Ресурсного центра одаренности МГППУ В.С. Юркевич, директор Московской педагогической гимназии Л.А. Наумов.

Первый вопрос участников круглого стола касался сути самого термина «одаренные дети». Обсуждался вопрос, как следует относиться к выражению «одаренный ребенок», который часто как ярлык «навешивается» даже на маленьких детей. С.Л. Менде­левич считает правильным, что этот термин в его нынешнем бесконтрольном употреблении отвергается значительной частью педагогического сообщества. Одаренность — это не знак качества, которым награждается ребенок вместе со своими родителями, а прежде всего определенная ситуация развития, в которой в данный момент находится тот или иной ребенок. Лучше всего, по мнению ведущего, в школьной жизни использовать описательные выражения типа «дети с высокими способностями», «школьники, проявившие повышенные возможности», и т. д. Возможно, в экстраординарных случаях можно использовать термин «одаренный ребенок», чтобы привлечь внимание к необычной ситуации его развития, но делать это нужно всегда осторожно и вдумчиво, продумывая все последствия.

Значительную дискуссию вызвала среди слушателей круглого стола проблема так называемых «мотивированных детей». Ряд выступавших из числа учителей («хозяев», принимавших круглый стол) считали, что мотивированные дети — это дети с высокой мотивацией к учению. С таким очень упрощенным взглядом не согласились все ведущие круглого стола. Как считает В.В. Рубцов, мотивированные дети — это дети, у которых отмечается внутренняя мотивация на свое развитие. Они активно развиваются: читают, посещают кружки, работают над исследовательскими проектами, т. е. используют самые разные возможности для собственного развития. Задача педагогов — предоставить им благоприятные возможности для развития. По его мнению, работа с мотивированными детьми — это не просто необходимая педагогическая задача раскрытия способностей детей, не просто подготовка их к самоактуализации в профессиональной творческой деятельности. Это еще и важнейшая гражданская позиция: только включив в серьезную работу детей, пусть еще не раскрывшихся в своих способностях, но уже стремящихся к своему развитию, ищущих себя, мы можем решить задачу повышения интеллектуально-творческого потенциала России. Лишь в этом случае могут в достаточной мере решаться задачи модернизации страны. Работа с одаренными и мотивированными детьми — это не лозунги, считает В.В. Рубцов, а неотложные, немедленные для исполнения задачи, без которых Россия не может двигаться вперед.

В этой же связи ректор МГППУ подчеркнул, что Россия — страна, где особенно много творческих людей. Мы должны, считает В.В. Рубцов, развивать творческий потенциал наших детей, готовить наших одаренных старшеклассников к тому, чтобы они использовали эти возможности в реальной профессиональной деятельности — это важнейшая гражданская задача и для психологов, и для педагогов.

В.С. Юркевич дополнила мысль В.В. Рубцова. По данным, полученным психологами, нормы креатив­ности для русских школьников приходится пересматривать, так как средние по выборке результаты по показателю оригинальности нередко выше, чем в других странах.

Разговор о мотивированных детях продолжил С.Л. Менделевич. По его мнению, из мотивации к учению чаще всего получаются отличники, а когда речь идет о развитии так называемой потенциальной одаренности, которая существует у мотивированных детей, то в этом случае в благоприятных условиях получается одаренный ребенок (подросток). Отличники школе не особенно нужны (в 57-ой школе медалистов всегда меньше, чем на какой-нибудь окраине города), а вот предоставить мотивированному ребенку возможности для развития его способностей, развить и укрепить его мотивацию, сделать его, в конечном итоге, подготовленным к творческой деятельности — это, по сути, главная задача любой школы.

Что же касается того, как рано можно увидеть потенциально одаренного ребенка, то С.Л. Менде­левич привел пример из практики своей школы. Лет шесть назад психолог, научный руководитель школы, попросил обратить внимание на одного ребенка, в котором, как казалось на первый взгляд, ничего особенного не отмечалось. Больше того, этот мальчик оказался выдающимся хулиганом — бил всех детей подряд, всюду пачкал, был груб с учителями. В школе искали для него индивидуальные формы работы, что-то получалось, что-то не очень. И только сейчас, через несколько лет, у него явно проявились весьма высокие математические способности. Потенциальные способности стали актуальными!

По мнению В.С. Юркевич, у мотивированных детей, в отличие от других, ярко обнаруживается особая мотивация к развитию, которая вначале проявляется в выраженной познавательной потребности, потом к ней присоединяются и другие виды этой же мотивации (например, «потребность в умственном напряжении», а далее, к старшему возрасту, — «потребность в самоактуализации»). Мотивация к развитию у детей младшего и среднего школьного возраста в тех случаях, где обучение не приспособлено к индивидуальности ребенка, ярче всего проявляется во внешкольных интересах ребенка. Именно на этих детей и стоит учителю обратить внимание. В старших классах, в «правильной» школе, где продумана работа с одаренными и мотивированными детьми, старшеклассник уже в полной мере реализует свои интересы и склонности в предметном обучении.

Очень интересным получился разговор на тему, какое обучение необходимо для одаренных детей. Какой учитель им нужен? Какие методы обучения являются приоритетными для одаренных детей?

С.Л. Менделевич высказал мнение, что нужно приглашать педагогов из науки, а не просто из вузов, так как привить любовь к исследовательской деятельности может лишь человек, который сам находится в науке и при этом, понятно, достаточно успешен в этой деятельности. Вместе с тем, подчеркнул С.Л. Мен­делевич, далеко не все молодые ученые — готовые педагоги, их надо постепенно вводить в эту профессию, специально готовить, создавать для них определенные условия.

С.Л. Менделевич рассказал о системе обучения одаренных и мотивированных детей в школе №57, где создана непрерывная цепочка подготовки педагогов, когда сама школа готовит для себя будущих своих учителей из своих же выпускников, и они, еще на студенческой скамье, а затем в аспирантуре, а затем, уже став самостоятельными исследователями, выступают в качестве наставника (тьютора) того или иного подростка или группы подростков. Большой интерес слушателей вызвал рассказ С.Л. Мен­делевича про обучение детей по методу team teaching, когда в классе под управлением опытного учителя работает группа молодых педагогов, занимающихся индивидуально с одним — двумя учениками. Небольшая возрастная пауза между учениками и учителями является, по мнению С.Л. Менделевича, благоприятным условием работы с одаренными детьми.

Интересное освещение получила проблема создания команды педагогов в работе с одаренными детьми. Команда педагогов в 57-ой школе — это не просто педагогический коллектив, объединенный общей идей, это еще способность и желание каждого ее члена видеть задачи работы во всей их полноте, это попытка каждого искать и находить свое, только ему принадлежащее место в общей деятельности.

Проблему обучения одаренных детей естественным образом продолжил вопрос одного из слушателей о выпускниках 57-ой школы. С.Л. Менделевич сообщил, что выпускники школы активно включены в самую разную деятельность: есть и финансисты, и врачи, и педагоги, даже государственные деятели, но больше всего, конечно, выпускников школы трудится в науке. Кандидаты, доктора наук, академики... Они работают в лучших университетах мира — в Принстоне, Кембридже, Гарварде и, конечно, в МГУ. Школа гордится своими выпускниками.

Роль психолога в школе, работающей с одаренными детьми, сейчас явно меняется, и это стало еще одной темой для круглого стола. Что необходимо учесть в системе подготовки психологов к работе с одаренными детьми?

В.В. Рубцов рассказал о том, что в МГППУ ведется работа по подготовке магистров по программе «Психология и педагогика образования одаренных детей». Самое главное в этой работе, по его мнению, — не просто «дать знания», а обучать этой работе непосредственно на специальных «базах стажировки», т. е. в образовательных учреждениях, имеющих опыт в работе с одаренными детьми и соответствующие результаты. При МГППУ существует Университетский округ, куда входят школы Москвы, успешно работающие с одаренными детьми в течение ряда лет (кроме 57-ой школы сюда же входит ставшая очень известной школа-интернат «Интеллектуал», «Школа Ломоносова» (гимназия №1530,) прогимназия №1733 (гимназия №1514) и другие).

Эту же линию продолжила В.С. Юркевич, которая считает, что часто сам психолог дискредитирует свою позицию в школе, занимаясь тестированием по методу «ковровых бомбардировок» (выражение С.Л. Мен­делевича), а потом не знает, что делать с этой массой никому не нужных данных. Психолог в школе, ориентированной на работу с одаренными детьми, должен быть не просто «вооружен знаниями», а быть компетентным специалистом. Иначе говоря, он должен многое уметь в школе — разрабатывать вместе с учеником индивидуальный план его обучения, помогать учителю выстроить деловые и эмоциональные отношения с одаренным учеником (а это непросто), консультировать родителей и владеть еще множеством других конкретных и полезных компе­тенций. Только в этом случае он нужен учителю, одаренному школьнику и тем самым школе. Такие психологи в школах, конечно, есть, их очень ценят и администрация, и педагоги, и родители — задача состоит в том, чтобы они появились в школах в нужном количестве. Есть основания надеяться, что нынешняя магистерская программа подготовки психологов и учителей для работы с одаренными детьми, разработанная в МГППУ, сможет эту задачу достойным образом решить.

В связи с разговором о работе психолога в школе возникло обсуждение проблем отбора учащихся в школы, ориентированные на работу с одаренными и мотивированными детьми. По мнению С.Л. Мен­делевича, разовые встречи с детьми и тем более само по себе тестирование малоэффективны и даже в некотором отношении вредны. В этих случаях можно не только пропустить одаренного, но, что много хуже, взять на сложное и напряженное обучение школьника, который с этой работой справляться не будет, и это может стать разрушительным и для его способностей, и для его личности. Отбирать, по его мнению, нужно, во-первых, не одномо­ментно, а только на основании достаточного опыта работы с ребенком, а во-вторых, в конкретной, реальной предметной деятельности. Лучше всего в этом отношении работают, считает С.Л. Менде­левич, приготовительные классы, где ребенок обучается в течение года, вечерние школы, летние и зимние тематические школы, где можно внимательно присмотреться к ребенку, увидеть его в конкретной деятельности и в реальном общении со сверстниками.

На вопрос слушателей: «А как же Вашей школе разрешают отбирать в школу детей?» — директор одной из самых известных московских школ рассказал о системе подготовки к школе будущих первоклассников, необходимости четких и понятных для родителей критериев отбора, максимальной прозрачности и гласности любых деталей приема детей в школу. «Условия отбора и результаты отбора и обучения у нас таковы, что московские органы образования, в конечном итоге, согласились с нашей системой. Хотя проблемы (с родителями, конечно) иной раз появляются, но мы научились с ними справляться», — закончил С.Л. Менделевич.

Очень заинтересовало слушателей сообщение о создании общественной Ассоциации школ, работающих с одаренными детьми. Каковы задачи, цели и формы работы этой Ассоциации? Каковы основные направления построения системы критериев для отбора школ, соответствующих требованиям работы с одаренными детьми, и для сертификации учителей, готовых к этой работе?

На все эти вопросы С.Л. Менделевич, руководитель Ассоциации, дал подробные ответы. Он считает, что эту работу нужно будет делать «всем миром», т. е. всем сообществом учителей, накопивших опыт такой работы, которые путем долгих поисков пришли к пониманию, что является самым важным в работе с одаренными детьми, а что может рассматриваться только как стиль учителя, который может и должен быть индивидуальным.

Л.А. Наумов посвятил свое сообщение работе муль- типредметной электронной гимназии, которая призвана решить ряд проблем обучения детей, находящихся в массовых школах. По его мнению, электронная гимназия, а точнее, специализированный портал, на базе которого она создается, должна решать не только задачи индивидуализированного обучения, но и быть площадкой для развития интеллектуально-творческих способностей и личности детей. С этой целью нужно создавать творческие мастерские самого разного типа, решать вопросы профессионального самоопределения и социализации.

Такая мультипредметная гимназия не может прямо дублировать школу «в реале», лишь перекладывая ее на электронный язык, ей . необходимо выстраивать особую систему индивидуализированного обучения, искать новые методы работы с одаренными и мотивированными детьми.

В.В. Рубцов и С.Л. Менделевич подвели итоги круглого стола, высказав мнение, что обсуждение оказалось вполне плодотворным. В заключение ведущие круглого стола и слушатели обменялись контактными данными в надежде на продолжение сотрудничества.

Информация об авторах

Рубцов Виталий Владимирович, доктор психологических наук, профессор, академик РАО, заведующий кафедрой ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), президент Федерации психологов образования России, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2050-8587, e-mail: rubtsovvv@mgppu.ru

Менделевич Сергей Львович, директор ГОУ ЦО № 57 «Пятьдесят седьмая школа», Москва, Россия

Наумов Леонид Анатольевич, кандидат исторических наук, директор Гимназии №1505 «Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория», Москва, Россия

Юркевич Виктория Соломоновна, кандидат психологических наук, профессор кафедры возрастной психологии им. Л.Ф. Обуховой факультета психологии образования, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3575-7586, e-mail: vinni-vi@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1474
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1423
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0