Вестник практической психологии образования 2011. Том. 8, № 1. С. 55–61
ISSN:
2658-3100 (online)
Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества 1444
Журавлев А.Л. доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-10899 e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru
Нестик Т.А. доктор психологических наук, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1410-4762 e-mail: nestik@ipras.ru
В последние годы внимание исследователей и практиков сдвигается с
индивидуальной креативности на креативность коллективную. Если в 1950—1980-е
г.г. основное внимание уделялось способам повышения индивидуальной
креативности, то в последние 20 лет основные усилия направлены на повышение
креативности малых групп и организаций. Эти изменения связаны, прежде всего, с
изменением характера задач и условий деятельности современных организаций
(Журавлев, Нестик, 2010). Ускорение изменений и формирование инновационной
экономики требует от проектных и управленческих команд, с одной стороны,
способности к совместному творчеству, а с другой стороны — способности к
слаженным действиям при реализации идей.
Цель настоящей статьи — проанализировать основные теоретические подходы к
изучению групповых и организационных факторов креативности как группового
феномена и наметить наиболее перспективные направления исследований в этой
области.
Литература
Анкона Д., Бресман Х. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в
отрасли. — Минск: Гревцов Баблишер, 2009.
Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. — М.: HIPPO, 2003.
Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличностном взаимодействии. —
М.: ИП РАН, 2004.
Гавреева Г.С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности
малой группы: Автореф. ... канд. психол. наук. — М.: ГУУ, 2008.
Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления совместной деятельностью:
новые направления исследований. — М.: ИП РАН, 2010.
Карцев В.П., Ярошевский М.Г. Ролевые функции ученых и МЛО в
исследовательском коллективе // Комплексное изучение человека и формирование
всесторонне развитой личности. — М., 1978. — С. 11—13.
Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Психологический механизм группового
(коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии
творчества. — М.: Наука, 1983. — С. 279—295.
Amason A.C., Thompson K.R., Hochwarter W.A., Harrison A.W. An important
dimension in successful management teams // Organizational Dynamics. — 1995. —
24(2). — P. 20—35.
Barry B., Steward G.L. Composition, process, and performance in
selfmanaged groups: the role of personality // Journal of Applied Psychology.
— 1997. — Vol. 82. — P. 62—78.
Brophy D. R. Understanding, measuring, and enhancing collective creative
problem-solving efforts // Creativity Research Journal. — 1998. — 11. — P.
199229.
Burt R.S. Structural Holes and Good Ideas // American Journal of Sociology.
— 2003. — Vol. 110. — №2. — P. 349—399.
Carnevale P.J., Probst T.M. Social values and social conflict in creative
problem solving and categorization // Journal of Personality and Social
Psychology. — 1998. — 74. — P. 1300—1309.
Collaros P.A., Anderson L.R. Effect of perceived expertness upon creativity
of members of brainstorming groups // Journal of Applied Psychology. — 1969. —
53. P. 159—163
Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity // R.J. Sternber
(Ed.). Handbook of creativity. — New York: Cambridge University Press, 1999. —
P. 297—312.
Egan T.M. Creativity in the context of team diversity: team leader
perspectives // Advances in Developing Human Resources, 2005. — Vol. 7. — Issue
2. — P. 207—225.
Ford C. A theory of individual creative action in multiple social domains
// Academy of Management Review. — 1996. — 21. — P. 1112—1142.
Gigone D., Hastie R. The common knowledge effect: information sharing and
group judgment // Journal of Personality & Social Psychology. — 1993. —
65(5). — P. 959—974.
Granovetter M.S. The strength of weak ties // American Journal of
Sociology. — 1973. — 78(6). — P. 1360—1380.
Greitemeyer T., SchulzHardt S. Preference-consistent evaluation of
information in the hidden profile paradigm: beyond grouplevel explanations for
the dominance of shared information in group decisions // J. Personal. Soc.
Psychol. — 2003. — 84(2). — P. 322—239.
Hambrick D.C., Cho T.S., Chen M.J. The influence of top management team
heterogeneity on firms’ competitive moves // Administrative Science Quarterly.
— 1996. — 41. P. 659—684.
Homma M., Tajima K., Hayashi M. The effects of misperception of performance
in brainstorming groups // Japanese Journal of Experimental Social Psychology.
— 1995. — 34. — P. 221—231.
James K. Goal conflict and originality of thinking // Creativity Research
Journal. — 1995. — 8. — P. 285—290.
Janis I. Groupthink (2nd ed.). — Boston: Houghton Mifflin, 1982.
Jehn K.A. A qualitative analysis of conflict types and dimensions in
organizational groups // Administrative Science Quarterly. — 1997. — 42. — P.
530—557.
Kanter R.M. When a thousand flowers bloom: Collective and social conditions
for innovation in organizations // Research in Organizational Behavior (ed. by
B.M. Staw and L.L. Cummings). — 1988. — 10. — P. 169—211.
Kirton M. Adaptors and innovators: Styles of creativity an problemsolving.
— New York: Routledge, 1989.
Kruglanski A.W.,Webster D.M. Motivated closing of the mind: “seizing” and
“freezing” // Psychological Review. 1996. — Vol. 103(2). — P. 263—283.
Kurtzberg T.R. Feeling creative, being creative: an empirical study of
diversity and creativity in teams // Creativity Research Journal. — 2005. —
Vol. 17. — Issue 1. P. 51—65.
Kurtzberg T.R., Amabile T.M. From Guilford to creative synergy: opening the
black box of teamlevel creativity // Creativity Research Journal. — 2000—2001.
— Vol. 13. — № 3, 4. — P. 285—294
Larson J.R. Jr., FosterFishman P.G., Keys C.B. Discussion of shared and
unshared information in decisionmaking groups // J. Personal. Soc. Psychol. —
1994. — 67. — P. 446—461
Nemeth C.J. Dissent as driving cognition, attitudes, and judgments //
Social Cognition, 1995, 13. — P. 273—291.
Nijstad B.A., Rietzschel E.F., Stroebe W. Four Principles of Group
Creativity // Creativity and innovation in organizational teams / Ed. by Leigh
L. Thompson, HoonSeok Choi. — Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum, 2006. — P.
161—179.
Perry-Smith J. When being social facilitates creativity social networks
and creativity within organizations // Handbook of organizational creativity /
Ed. by J. Zhou and Chr. E. Shalley. — N.Y.: Lawrence Erlbaum, 2008. — P.
189—210.
Reagans R., McEvily B. Network structure and knowledge transfer: The
effects of cohesion and range // Administrative Science Quarterly. — 2003. —
48. — P. 240—267.
Rodan S., Galunic C. More than network structure: how knowledge
heterogeneity influences managerial performance and innovativeness // Strategic
Management Journal. — 2004. — №25. — P. 541—562.
Rowatt W.C., Nesselroade K.P., Beggan J.K., Allison S.T. Perceptions of
brainstorming in groups: The quality over quantity hypothesis // Journal of
Creative Behavior. — 1997. — 31. — P. 131—150.
Seitz J.A. A Communitarian Approach to Creativity // Mind, Culture, and
Activity. — 2003. — Vol. 10. — №3. — P. 245—249.
Shaw M.E. Communication networks // Advances in experimental social
psychology / Ed. by L. Berkovitz. — N.Y.: Academic Press, 1964. — P.
111—147.
Shin S.J., Zhou J. Transformational leadership, conservation, and
creativity: Evidence from Korea // Academy of Management Journal. — 2003. — 46.
— P. 703—714.
Simonton D.K. Artistic creativity and interpersonal relationships across
and within generations // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984.
— Vol. 46. — P. 1273—1286.
Sosik J.M., Kahai S.S., Avolio B. J. Leadership style, anonymity, and
creativity in group decision support systems: The mediating role of optimal
flow // Journal of Creative Behavior. — 1999. — 33. — P. 227—257.
Stasser G. The uncertain role of unshared information in collective choice
// Shared cognition in organizations: The management of knowledge / L.L.
Thompson, J.M. Levine, D.M. Messick (Eds.). — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum
Associates, Inc., 1999. — P. 49—70.
Tierney P. Leadership and Employee Creativity // Handbook of organizational
creativity / Ed. by J. Zhou and Chr.E. Shalley. — N.Y.: Lawrence Erlbaum, 2008.
— P. 95—124.
Tierney P., Farmer S.M. The Pygmalion process and employee creativity //
Journal of Management. — 2004. — 30. — P. 413—432.
Tindale R.S, Meisenhelder H.H., Dykema Engblade A.A., Hogg M.A. Shared
cognition in small groups // Group Processes. Blackwell Handbook of Social
Psychology / Ed. by M.A. Hogg, S. Tindale. — London: Blackwell Publishing,
2003. — P. 1—30.
West M.A., Richter A.W. Climates and Cultures for Innovation and Creativity
at Work // Handbook of organizational creativity / Ed. by J. Zhou and Chr.E.
Shalley. — N.Y.: Lawrence Erlbaum, 2008. — P. 211—236.
Wittenbaum G.M. The bias toward discussing shared information: Why are
highstatus group members immune? // Commun. Res. — 2000. — 27(3). — P.
379—401.
Yu L. How Team communication affects innovation // MIT Sloan Management
Review. — 2005. — Vol. 46. — Issue 4. — P. 7.