Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества

1343

Аннотация

В статье анализируются современные научные подходы, связанные с феноменом группового творчества и факторами, влияющими на него.

Общая информация

Рубрика издания: Научно-методическое сопровождение профессиональной деятельности педагогов-психологов

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Внутригрупповые и организационные факторы совместного творчества [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2011. Том 8. № 1. С. 55–61. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2011_n1/47608 (дата обращения: 28.03.2024)

Фрагмент статьи

Введение

В последние годы внимание исследователей и практиков сдвигается с индивидуальной креативности на креативность коллективную. Если в 1950—1980-е г.г. основное внимание уделялось способам повышения индивидуальной креативности, то в последние 20 лет основные усилия направлены на повышение креативности малых групп и организаций. Эти изменения связаны, прежде всего, с изменением характера задач и условий деятельности современных организаций (Журавлев, Нестик, 2010). Ускорение изменений и формирование инновационной экономики требует от проектных и управленческих команд, с одной стороны, способности к совместному творчеству, а с другой стороны — способности к слаженным действиям при реализации идей.

Цель настоящей статьи — проанализировать основные теоретические подходы к изучению групповых и организационных факторов креативности как группового феномена и наметить наиболее перспективные направления исследований в этой области.

Литература

  1. Анкона Д., Бресман Х. Команды прорыва. Источники инноваций и лидерства в отрасли. — Минск: Гревцов Баблишер, 2009.
  2. Белбин Р.М. Типы ролей в командах менеджеров. — М.: HIPPO, 2003.
  3. Воронин А.Н. Интеллект и креативность в межличнос­тном взаимодействии. — М.: ИП РАН, 2004.
  4. Гавреева Г.С. Влияние внутригрупповых процессов на развитие креативности малой группы: Автореф. ... канд. психол. наук. — М.: ГУУ, 2008.
  5. Журавлев А.Л., Нестик Т.А. Психология управления со­вместной деятельностью: новые направления иссле­дований. — М.: ИП РАН, 2010.
  6. Карцев В.П., Ярошевский М.Г. Ролевые функции уче­ных и МЛО в исследовательском коллективе // Комп­лексное изучение человека и формирование всесто­ронне развитой личности. — М., 1978. — С. 11—13.
  7. Пономарев Я.А., Гаджиев Ч.М. Психологический меха­низм группового (коллективного) решения творческих задач // Исследование проблем психологии творче­ства. — М.: Наука, 1983. — С. 279—295.
  8. Юревич А.В. Социальная психология науки. — СПб: РХГИ, 2001.
  9. Amabile T.M. Creativity in context. — Boulder, CO: Westview Press, 1996.
  10. Amason A.C., Thompson K.R., Hochwarter W.A., Harris­on A.W. An important dimension in successful management teams // Organizational Dynamics. — 1995. — 24(2). — P. 20—35.
  11. Barry B., Steward G.L. Composition, process, and performance in self­managed groups: the role of personality // Journal of Applied Psychology. — 1997. — Vol. 82. — P. 62—78.
  12. Brophy D. R. Understanding, measuring, and enhancing collective creative problem­-solving efforts // Creativity Research Journal. — 1998. — 11. — P. 199­229.
  13. Burt R.S. Structural Holes and Good Ideas // American Journal of Sociology. — 2003. — Vol. 110. — №2. — P. 349—399.
  14. Carnevale P.J., Probst T.M. Social values and social conflict in creative problem solving and categorization // Journal of Personality and Social Psychology. — 1998. — 74. — P. 1300—1309.
  15. Collaros P.A., Anderson L.R. Effect of perceived expertness upon creativity of members of brainstorming groups // Journal of Applied Psychology. — 1969. — 53. P. 159—163
  16. Collins M.A., Amabile T.M. Motivation and creativity // R.J. Sternber (Ed.). Handbook of creativity. — New York: Cambridge University Press, 1999. — P. 297—312.
  17. Egan T.M. Creativity in the context of team diversity: team leader perspectives // Advances in Developing Human Resources, 2005. — Vol. 7. — Issue 2. — P. 207—225.
  18. Ford C. A theory of individual creative action in multiple social domains // Academy of Management Review. — 1996. — 21. — P. 1112—1142.
  19. Gigone D., Hastie R. The common knowledge effect: information sharing and group judgment // Journal of Personality & Social Psychology. — 1993. — 65(5). — P. 959—974.
  20. Granovetter M.S. The strength of weak ties // American Journal of Sociology. — 1973. — 78(6). — P. 1360—1380.
  21. Greitemeyer T., Schulz­Hardt S. Preference-­consistent evaluation of information in the hidden profile paradigm: beyond group­level explanations for the dominance of shared information in group decisions // J. Personal. Soc. Psychol. — 2003. — 84(2). — P. 322—239.
  22. Hambrick D.C., Cho T.S., Chen M.­J. The influence of top management team heterogeneity on firms’ competitive moves // Administrative Science Quarterly. — 1996. — 41. P. 659—684.
  23. Homma M., Tajima K., Hayashi M. The effects of misperception of performance in brainstorming groups // Japanese Journal of Experimental Social Psychology. — 1995. — 34. — P. 221—231.
  24. James K. Goal conflict and originality of thinking // Creativity Research Journal. — 1995. — 8. — P. 285—290.
  25. Janis I. Groupthink (2nd ed.). — Boston: Houghton Mifflin, 1982.
  26. Jehn K.A. A qualitative analysis of conflict types and dimensions in organizational groups // Administrative Science Quarterly. — 1997. — 42. — P. 530—557.
  27. Kanter R.M. When a thousand flowers bloom: Collective and social conditions for innovation in organizations // Research in Organizational Behavior (ed. by B.M. Staw and L.L. Cummings). — 1988. — 10. — P. 169—211.
  28. Kirton M. Adaptors and innovators: Styles of creativity an problem­solving. — New York: Routledge, 1989.
  29. Kruglanski A.W.,Webster D.M. Motivated closing of the mind: “seizing” and “freezing” // Psychological Review. 1996. — Vol. 103(2). — P. 263—283.
  30. Kurtzberg T.R. Feeling creative, being creative: an empirical study of diversity and creativity in teams // Creativity Research Journal. — 2005. — Vol. 17. — Issue 1. P. 51—65.
  31. Kurtzberg T.R., Amabile T.M. From Guilford to creative synergy: opening the black box of team­level creativity // Creativity Research Journal. — 2000—2001. — Vol. 13. — № 3, 4. — P. 285—294
  32. Larson J.R. Jr., Foster­Fishman P.G., Keys C.B. Discussion of shared and unshared information in decision­making groups // J. Personal. Soc. Psychol. — 1994. — 67. — P. 446—461
  33. Nemeth C.J. Dissent as driving cognition, attitudes, and judgments // Social Cognition, 1995, 13. — P. 273—291.
  34. Nijstad B.A., Rietzschel E.F., Stroebe W. Four Principles of Group Creativity // Creativity and innovation in organizational teams / Ed. by Leigh L. Thompson, Hoon­Seok Choi. — Mahwah, New Jersey: Lawrence Erlbaum, 2006. — P. 161—179.
  35. Perry­-Smith J. When being social facilitates creativity social networks and creativity within organizations // Handbook of organizational creativity / Ed. by J. Zhou and Chr. E. Shalley. — N.Y.: Lawrence Erlbaum, 2008. — P. 189—210.
  36. Reagans R., McEvily B. Network structure and knowledge transfer: The effects of cohesion and range // Administrative Science Quarterly. — 2003. — 48. — P. 240—267.
  37. Rodan S., Galunic C. More than network structure: how knowledge heterogeneity influences managerial performance and innovativeness // Strategic Management Journal. — 2004. — №25. — P. 541—562.
  38. Rowatt W.C., Nesselroade K.P., Beggan J.K., Allison S.T. Perceptions of brainstorming in groups: The quality over quantity hypothesis // Journal of Creative Behavior. — 1997. — 31. — P. 131—150.
  39. Seitz J.A. A Communitarian Approach to Creativity // Mind, Culture, and Activity. — 2003. — Vol. 10. — №3. — P. 245—249.
  40. Shaw M.E. Communication networks // Advances in experimental social psychology / Ed. by L. Berkovitz. — N.Y.: Academic Press, 1964. — P. 111—147.
  41. Shin S.J., Zhou J. Transformational leadership, conservation, and creativity: Evidence from Korea // Academy of Management Journal. — 2003. — 46. — P. 703—714.
  42. Simonton D.K. Artistic creativity and interpersonal relationships across and within generations // Journal of Personality and Social Psychology. — 1984. — Vol. 46. — P. 1273—1286.
  43. Sosik J.M., Kahai S.S., Avolio B. J. Leadership style, anonymity, and creativity in group decision support systems: The mediating role of optimal flow // Journal of Creative Behavior. — 1999. — 33. — P. 227—257.
  44. Stasser G. The uncertain role of unshared information in collective choice // Shared cognition in organizations: The management of knowledge / L.L. Thompson, J.M. Levine, D.M. Messick (Eds.). — Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, Inc., 1999. — P. 49—70.
  45. Tierney P. Leadership and Employee Creativity // Handbook of organizational creativity / Ed. by J. Zhou and Chr.E. Shalley. — N.Y.: Lawrence Erlbaum, 2008. — P. 95—124.
  46. Tierney P., Farmer S.M. The Pygmalion process and employee creativity // Journal of Management. — 2004. — 30. — P. 413—432.
  47. Tindale R.S, Meisenhelder H.H., Dykema Engblade A.A., Hogg M.A. Shared cognition in small groups // Group Processes. Blackwell Handbook of Social Psychology / Ed. by M.A. Hogg, S. Tindale. — London: Blackwell Publishing, 2003. — P. 1—30.
  48. West M.A., Richter A.W. Climates and Cultures for Innovation and Creativity at Work // Handbook of organizational creativity / Ed. by J. Zhou and Chr.E. Shalley. — N.Y.: Lawrence Erlbaum, 2008. — P. 211—236.
  49. Wittenbaum G.M. The bias toward discussing shared information: Why are highstatus group members immune? // Commun. Res. — 2000. — 27(3). — P. 379—401.
  50. Yu L. How Team communication affects innovation // MIT Sloan Management Review. — 2005. — Vol. 46. — Issue 4. — P. 7.

Информация об авторах

Журавлев Анатолий Лактионович, доктор психологических наук, академик РАН, профессор, научный руководитель, Институт психологии Российской академии наук (ФГБУН ИП РАН), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2502-1089, e-mail: alzhuravlev2018@yandex.ru

Нестик Тимофей Александрович, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией социальной и экономической психологии, ФГБУН «Институт психологии Российской академии наук» (ФГБУН ИП РАН), ведущий научный сотрудник кафедры психологии личности факультета психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1410-4762, e-mail: nestik@ipras.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1417
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 1

Скачиваний

Всего: 1343
В прошлом месяце: 3
В текущем месяце: 2