Цель данной статьи — рассказать об актуальной проблеме и реально существующей опасности деструктивного воздействия на личность подростка в современном обществе. О признаках, этапах, технологиях психологического манипулирования и способах профилактики данного явления. По нашему мнению, подобная информация необходима учителям, классным руководителям, социальным педагогам и другим специалистам в области образования, т. е. именно тем людям, в чьих силах предотвратить попадание подростков в рискованные ситуации в переходные моменты их жизни. В статье также предложены правила ассертивности, которые помогут взрослым избежать созависимости с проблемными подростками и предотвратить эмоциональное «выгорание» педагогов и родителей.
* Окончание. Начало в «Вестнике практической психологии образования» № 3, 4 за 2010 год.
Астапов В.М. Микадзе Ю.В. Психология детей с нарушениями и отклонениями
психического развития. — СПб: Питер, 2008.
Благовещенский Н. Учитель и ученик: между эросом и танатосом. Психоанализ
педагогического процесса. — СПб, 2000.
Брязгунов И.П. Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или Все о
гиперактивных детях. — М.: Психотерапия, 2008.
Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: Практическое
руководство. — Часть I. — М.: Генезис, 2007.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. — М.: Смысл, Эксмо, 2004.
Глазман О.Л. Проблема буллинга (насилия в школе) // Ананьевские чтения —
2005. Развитие специальной (коррекционной) психологии в изменяющейся России. —
СПб: Издво СПбГУ, 2005. — С. 436—437.
Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. — М.: Прогресс, Универс,
1995.
Емельянова Е.А. Кризис в со-зависимых отношениях. — СПб: Речь, 2004.
Зимбардо Ф., Андерсен С. Объяснение контроля сознания: экзотические и
повседневные манипуляции сознанием // Журнал практического психолога. — 2000.
— № 1—2. — С. 8—34.