Вестник практической психологии образования
2012. Том 9. № 1. С. 3–7
ISSN: 2658-3100 (online)
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества»
Аннотация
Общая информация
Рубрика издания: События
Тип материала: отчет о событии
Для цитаты: VII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества» [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 1. С. 3–7. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n1/conference (дата обращения: 28.12.2024)
Полный текст
С 13 по 15 декабря 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете состоялась VII Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества».
Конференция проводилась в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», предложенной Президентом России Д.А. Медведевым и решением коллегии Министерства образования и науки РФ от 11 февраля 2009 г
Основная идея конференции состояла в консолидации усилий профессионального психологического сообщества для решения актуальных задач модернизации общего и высшего профессионального образования.
Целью конференции явилось определение ведущих направлений психологического обеспечения процесса модернизации общего и высшего профессионального образования, привлечение государственных, политических, коммерческих и общественных структур к комплексному решению проблем современного образования и его реформированию.
Организаторами конференции выступили: Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», Российская академия образования, Московский городской психологопедагогический университет, Федеральный институт развития образования, Институт психологии РАН, Психологический институт РАО, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.
Конференция прошла при поддержке Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации и Департамента образования города Москвы.
Участниками конференции стали представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, специалисты и руководители психологических служб и образовательных учреждений 56 субъектов Российской Федерации, члены Федерации психологов образования России, психологи стран ближнего и дальнего зарубежья, представители органов власти, бизнеса, некоммерческих общественных организаций, профильных вузов, учреждений дополнительного образования. Всего в конференции приняли участие около 300 человек.
Информационные партнеры конференции: всероссийский научно-методический журнал «Вестник практической психологии образования», журнал «Психологическая наука и образование», информационные ресурсы www.rospsy.ru,www.mgppu.ru,www.cppo.ru, а также портал «Детская психология» www.childpsy.ru.
Сопредседателями конференции традиционно выступили представители Министерства образования и науки Российской Федерации, Департамента образования города Москвы, Федерации психологов образования России: директор Департамента воспитания и социализации детей Левитская А.А., заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Шерри Н.С., Президент Федерации психологов образования России Рубцов В.В.
Оргкомитет Конференции: Асмолов А.Г., Дубровина И.В., Егорова М.А., Журавлев А.Л., Забродин Ю.М., Зинченко Ю.П., Клюева Т.Н., Малых С.Б., Марголис А.А., Мелентьева О.С., Романова Е.С., Тихонов Ю.М., Шад-риков В.Д.
С приветственным словом к участникам конференции обратилась Шерри Наталия Сергеевна, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы.
На пленарном заседании, открывавшем конференцию, выступили с докладами:
Рубцов В.В., доктор психологических наук, профессор, академик Российской академии образования, Президент Федерации психологов образования России, ректор Московского городского психолого-педагогического университета, директор Психологического института Российской академии образования (Москва) с докладом «На пути к деятельностной педагогике: новые стандарты общего образования и обусловленная ими необходимость модернизации системы психолого-педагогической подготовки педагогических кадров»;
Фельдштейн Д.И., доктор психологических наук, профессор, вицепрезидент Российской академии образования, действительный член (академик) РАО (Москва). Тема доклада: «Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования»;
Асмолов А.Г., доктор психологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, вице-президент Российского психологического общества, директор ФИРО (Москва). Тема доклада: «Системно-деятельностный подход по проектированию современной школы»;
Безруких М.М., доктор биологических наук, профессор, действительный член Российской академии образования, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (Москва). Тема доклада: «Современный дошкольник: мифы и реалии развития».
Программа конференции состояла из 6 круглых столов, 12 секционных заседаний, 1 семинара, 2 мастер-классов, 1 дискуссионной площадки. Также в рамках мероприятий были проведены собрания Московского регионального отделения и представителей региональных отделений Федерации психологов образования России.
В рамках конференции состоялись Круглые столы:
«Психологическая служба в вузе». Соруководители: Романова Е.С., Корнилова О.А., Набатникова Л.П. Выступающие: Набатникова Л.П., Корнилова О.А. На Круглом столе обсуждали следующие важные вопросы:
— какой должна быть психологическая служба в вузе;
— проблемы и задачи психологической службы в вузе;
перспективы развития психологической службы в вузе.
«Акмеогенез: гражданское и профессиональное становление личности». Ведущие: Ковтунович М.Г., Забродин Ю.М. На Круглом столе обсуждались следующие важные вопросы:
— ценностно-мотивационная сфера личности профессионала (мотивационно-смысловые интенции, ценностные смыслы, мировоззрение, картина мира профессионала);
— взаимосвязь ценностных ориентаций личности и профессионального выбора;
— факторы профессионального становления студентов в системе высшего профессионального образования (образцы социального поведения, ключевые и общие социальные, культурные и профессиональные компетенции, их формирование и развитие);
— когнитивные и личностные особенности становления профессионала по действию в чрезвычайной ситуации;
— концепция профессиональной подготовки менеджеров по управлению в чрезвычайной ситуации;
— активные методы обучения и воспитания как способ формирования специальных компетенций будущих менеджеров.
«Оценка качества инклюзивного процесса в образовании». Ведущие: Кутепова Е.Н., Ахутина ТВ., Семаго М.М.
«Психологическая служба как ресурс для создания саморазвивающей среды образовательного учреждения». Ведущие: Умняшова И.Б., Сашин- кова. На Круглом столе обсуждались следующие важные вопросы:
— саморазвивающая среда как одна из характеристик организационной культуры образовательного учреждения;
— актуальность создания саморазвивающей среды в ОУ;
— принципы построения саморазвивающей среды ОУ;
— цели и задачи саморазвивающей среды;
— роль психологической службы в создании само- развивающей среды ОУ.
«Психолого-педагогические методы и технологии в различных образовательных сферах». Ведущие: Вачков И.В., Мелентьева О.С. На Круглом столе обсуждались следующие важные вопросы:
— методологические основы психологических технологий в системе образования;
— методы и приемы оказания психологической помощи субъектам образовательной среды;
— инновационные психологические технологии в образовательной среде.
«Антропологическая психология». Ведущий: Филонов Л.Б. На Круглом столе обсуждались следующие важные вопросы:
— ведущие направления исследования возможностей человека;
— место психолого-антропологических исследований в системе «развивающихся антропологией»: социальной, педагогической, культурной, юридической и др.;
— основные принципы диагностики индивида, личности, индивидуальности;
— позиция исследователей: «Психогенез определяет антропогенез».
В рамках Конференции были проведены следующие секционные заседания:
«Система национальной общественно-государственной экспертизы». Соруководители: Рубцов В.В., Забродин Ю.М. Обсуждавшиеся вопросы:
— психологические критерии и методы измерения
результатов образовательных процессов, измерение личностных качеств как результатов образования;
— общественно-государственная экспертиза основных образовательных программ по направлению «Психолого-педагогическое образование»;
— общественно-государственная оценка профессиональной квалификации психологов образования (профессиональный стандарт психологов образования).
«Социальное самоопределение и социальная активность: психологические проблемы моло- дежнойполитики». Соруководители: Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б., Капцов А.В., Фетискин Н.П., Чернышев А.С., Шамионов Р.М. Обсуждавшиеся вопросы:
— компоненты и детерминанты социального само
определения молодежи;
— формы и факторы социальной активности современной российской молодежи как стратегического ресурса развития общества;
— детерминация профессионального, экономического, нравственного, политического и т. д. самоопределения личности и группы;
— динамика сознания личности и группы в процессе самоопределения;
— методы развития социальной активности молодежи и психологического сопровождения самоопределения.
«Психологическая служба как ресурс развития современного образования». Соруководители: Дубровина И.В., Мелентьева О.С. Обсуждавшиеся вопросы:
— организационные и структурные проблемы службы практической психологии образования в рамках реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
— психологическая культура: феноменология, структура, генезис;
— психология в школе: перспективы преподавания в свете новых стандартов;
— технологии поддержки психологического здоровья субъектов образовательной среды;
— проблема суицидального поведения среди учащихся образовательных учреждений;
«Социальные и психологические основы включающего образования». Соруководители: Алехина С.В., Вачков И.В., Семаго Н.Я. Обсуждавшиеся вопросы:
—социокультурные, философские и методологические аспекты инклюзивного образования;
—участие семьи в образовательном процессе как условие эффек тивной работы с ребенком в инклюзивной практике;
—психологопедагогическое сопровождение индивидуального учеб ного плана ребенка с ОВЗ в условиях массовой школы;
—организация среды при обучении и сопровождении ребенка с ОВЗ в образовании. «Проблемы развития, обучения и психологопедагогическо го сопровождения одаренных детей: сегодняшний опыт и завтрашние перспективы».
Соруководители: Менделевич С.Л., Юрке вич В.С. Обсуждавшиеся вопросы:
—развитие и обучение одаренных детей в школьных и внешкольных учреждениях;
—развитие творческих возможностей у одаренных детей; —психологопедагогическое сопровождение и социальная поддержка одаренных детей;
—подготовка администраторов, педагогов и школьных психологов для работы с одаренными детьми;
—семья одаренного ребенка. В рамках Конференции прошла Дискуссионная площадка «Детимигранты в инклюзивном образовании: ресурсы для ин теграции и/или стигматизация различий?». Ведущий: Хухлаев О.Е. Ключевыми темами в процессе обсуждения стали:
—чем ребенокмигрант похож на ребенка с ОВЗ;
—насколько корректно рассматривать сопровождение ребенкамиг ранта в контексте инклюзивного образования;
—если это так, то в чем преимущества этого подхода и какие риски он ведет за собой;
—чем модель инклюзивного образования может быть полезна пси хологу, работающему с инокультурными детьми.
Традиционно на Конференции была проведена торжественная ежегодная церемония награждения членов Федерации психо логов образования России.
Памятный знак и грамоту Федерации психологов образования Рос сии за многолетний труд по развитию Психологической службы в Российской Федерации, за большой вклад в психологическую науку и в свя зи с юбилеем получил Председатель Курского регионального отделения, заведующий кафедрой психологии Курского государственного университета, доктор наук профессор Чернышев Алексей Сергеевич.
Грамоты Федерации психологов образования России были вручены следующим психологам следующих региональных отделений: Волгоград ского, Зеленогорского, Казанского, Карельского, Коломенского, Курс кого, Липецкого, Обнинского, Оренбургского, Пензенского, Подольско го, Псковского, Туймазинского, Челябинского, Калининградского, города Электросталь, Республики Чувашия, Республики Калмыкия.
Грамоты вручали Президент Федерации психологов образования России Рубцов Виталий Владимирович, исполнительный директор Федерации психологов образования России Мелентьева Ольга Ста ниславовна и вицепрезидент Федерации психологов образования России Забродин Юрий Михайлович.
Закрывал Конференцию Забродин Ю.М., доктор психологических наук, профессор, проректор по научной работе Московского городс А.С. Чернышев7 №1(30) январь—март 2012 События кого психологопедагогического университета, вице президент Федерации психологов образования Рос сии (Москва).
Резолюция
VII Всероссийской научно-практической конференции: «Психология образования: Детство как стратегический ресурс развития общества»
В работе VII Всероссийской научно-практической конференции «Детство как стратегический ресурс развития общества» приняли участие члены Федерации психологов образования России, руководители и специалисты Министерства образования и науки Российской Федерации, специалисты органов управлений образованием субъектов Российской Федерации, деканы психологических факультетов и заведующие кафедрами психологии педагогических университетов, преподаватели и научные работники ведущих российских вузов, научно-исследовательских институтов и научно-практических центров, ответственные за деятельность службы практической психологии, руководители образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центров), педагоги-психологи образовательных учреждений, руководители и специалисты региональных и муниципальных психолого-медико-педагогических комиссий и консилиумов (ПМПК), руководители общероссийских общественных организаций, представители региональных отделений Федерации психологов образования России.
Обсудив пленарные доклады и материалы, представленные в рамках программы конференции, участники конференции отмечают следующее:
1. Современный период характеризуется радикальной модернизацией всей российской образовательной системы. В этот период необходимо особое внимание уделить проблемам, связанным с Детством, рассматривая его как стратегический ресурс развития общества. Задачи, связанные с этим, требуют глубинного понимания специфики функционирования и воспроизводства современного Детства, его исторической, социокультурной и психологической составляющих в контексте принципиально важных изменений, которые произошли в человеческом сообществе вообще и в Детстве, в частности.
2. В связи с новыми стратегическими ориентирами модернизации педагогического образования, установленными инициативами Президента РФ Д.А. Медведева, решениями Госсовета России, поручениями Президента РФ и Правительства РФ, значительно возрастает роль и определяются новые функции психолого-педагогического образования. Новые нормативные акты, в том числе, принятые Федеральные образовательные стандарты общего и профессионального образования, определяют перспективные задачи развития всей системы психологического сопровождения образовательного процесса и особенности психологической подготовки работников образования.
3. Возникает насущная необходимость в повышении уровня психологической подготовки всех работников сферы образования (учителей, воспитателей, методистов, администраторов образовательных учреждений и органов управления образованием российских регионов) в условиях модернизации системы педагогического образования России. Одной из важнейших задач является инновационная подготовка практических психологов, построенная на деятельностной парадигме и опирающаяся на сеть специализированных образовательных учреждений — баз практики, которые могли бы получить общественнопрофессиональную сертификацию в системе ФПО России.
4. Существенно возрастает роль психолога образования как специалиста, который будет способствовать достижению высокого уровня и формированию объективной оценки главных образовательных результатов — формирования необходимых предметных и надпредметных компетенций и личностных качеств обучающихся.
5. Конференция выступает с предложением обратиться в Министерство образования и науки Российской Федерации о внесении изменений в проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (прилагается).
6. Конференция считает целесообразным при формировании плана работ Исполнительной дирекции ФПОР предусмотреть следующие мероприятия:
— создать при ФПО России совместно с УМО по пси
холого-педагогическому образованию систему общественно-профессиональной экспертизы содержания ООП и оценки качества высшего и послевузовского профессионального образования по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование»;
— рекомендовать к широкому распространению и внедрению в систему высшего профессионального образования страны опыт МГППУ по проведению профессиональных конкурсов для студентов старших курсов педагогических вузов, обучающиехся на факультетах по специальностям педагогического профиля;
— организовать и провести в 2012 г. Все
российский конкурс психолого-педагогических программ «Новые технологии для “Новой школы”»;
— организовать и провести в сентябре-ок
тябре 2012 г. Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2012»;
— организовать и провести в сентябре-октябре 2012 г. Всероссийский форум «Обучение. Воспитание. Развитие — 2012».
Метрики
Просмотров
Всего: 456
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 0
Скачиваний
Всего: 308
В прошлом месяце: 0
В текущем месяце: 0