Психолого-педагогическое сопровождение психосексуального развития личности мужчины на этапе формирования психосексуальной ориентации

631

Аннотация

В статье рассмотрены психосексуальное развитие личности мужчины на этапе формирования психосексуальной ориентации и возможности специфического психолого-педагогического сопровождения.

Общая информация

Рубрика издания: Психология самоопределения личности в образовании и профессии

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Холодный В.А. Психолого-педагогическое сопровождение психосексуального развития личности мужчины на этапе формирования психосексуальной ориентации [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 3. С. 115–127. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n3/Cold (дата обращения: 16.11.2024)

Полный текст

Введение

Революционные изменения в общественном сознании, произошедшие в Советском Союзе на рубеже 80­90-х годов XX-го века, вывели социум из господствовавшего на протяжении веков этического патернализма, рухнуло традиционалистское сознание. Закономерно открылись небывалые возможности для индивидуализации и плюрализации культур и стилей жизни, закономерно затронувшие и сексуальность. Под сексуальностью мы понимаем совокупность психических реакций, переживаний и поступков, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения. Поскольку психосексуальное развитие индивидуума является неотъемлемым элементом формирования личности, вслед за изменением отношения общества к сексуальности неизбежно начался процесс развития системы гендерного образования в России.

Опыт западноевропейских стран в области сексуального просвещения показал неэффективность семейного полового образования и бесплодность практики запретов. Динамичность современного стиля жизни, урбанизация, поляризация общества, свободный доступ к средствам массовой информации, Интернету, широкое распространение и доступность сексиндустрии делают невозможным гендерное воспитание с акцентом на запретах и защите от негативной или «преждевременной» информации. Социокультурная реальность современного светского общества ограничивает до минимума и регуляцию сексуального поведения христианскими, мусульманскими или другими религиозными ценностями. Создание систем общественного сексуального просвещения, акцент на убеждении и знании уже приносят первые положительные результаты в западноевропейских странах, особенно в том, что касается уменьшения количества абортов, заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем [5]. То есть стратегия, направленная на формирование в России генедерного образования, была выбрана правильно.

При этом очевидно, что передача знаний — лишь один из элементов формирования сексуальности. Вне поля зрения оказалось такое более сложное явление, как психосексуальное развитие человека. В современной научной литературе отсутствует систематизированная доступная для специалистов-практиков информация о сущности этого явления и возможностях его психолого-педагогического сопровождения. А значит, последнее или игнорируется, или ведется эмпирически на основании собственного жизненного опыта специалиста, усвоенных традиций воспитания, уникальной индивидуальной сексуальной культуры, на формирование которой оказывают влияние и генетически детерминированная половая конституция, и опыт парного сексуального и семейного взаимодействия. Отсутствие теоретической рефлексии чревато серьезными, зачастую роковыми ошибками.

Целью статьи является оригинальное систематизированное изложение сущности психосексуального развития личности на этапе формирования психосексуальной ориентации. При этом будет показана зависимость психосексуального развития от стадии формирования либидо и возможностей психолого-педагогического сопровождения этого процесса. Основанием для данной работы послужат:

—    результаты анализа достижений сексологии как междисциплинарной области знаний;

—    обобщения, сделанные автором на основе собственного практического опыта.

Источники психосексуального развития

При формировании личности сексуальные и несек­суальные переживания диалектически связаны. Биологические детерминанты психосексуального развития в конечном итоге реализуются через половые гормоны, концентрация которых достигает в период полового созревания максимальных значений, превышающих таковые у взрослых [11]. Вторым источником психосексуального развития является половая социализация, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и правила сексуального поведения. Решающее значение при этом имеют структура деятельности индивида, нормы половой морали, типичные формы раннего сексуального экспериментирования, нормативное определение супружеских ролей [3], а также его взаимоотношения с представителями референтной группы. Референтная группа — наиболее авторитетные личности предшествующих поколений и современности, определяющие, что и как надлежит делать или не следует делать при интимном сближении. Инструмент контроля — чувство стыда. Нарушение установленных норм поведения вызывает возмущение не только у окружающих, но и у самого нарушителя, который становится внутренним свидетелем и судьей своих собственных поступков.

Сексуальная активность, биологически обусловленная активирующим влиянием половых гормонов, представляет особый пласт развития личности, порождаемый диалектическим противоречием между сексуальной индивидуальностью человека и принятой в социуме моделью сексуального поведения. При этом модели поведения в различных социальных общностях (этнических, религиозных, профессиональных, клановых, семейных) могут различаться. Если учесть, что нормативная модель сексуальности является парной, то на указанные градации общества накладывается отпечаток не совпадающих норм социальных групп, к которым принадлежит каждый из участников парного взаимодействия.

Психосексуальное развитие не является исключением из принятого в гуманистической парадигме развития личности положения, которое определяет приоритетным источником развития собственную активность человека, его волевые усилия при неотъемлемом признании роли биологических и социальных факторов [2]. Таким образом, третьей и главной детерминантой психосексуального развития является собственная активность человека.

Периодизация психосексуального развития мужчины

Принятая периодизация психосексуального развития основывается в большей степени на периодизации жизненного пути и в меньшей — на биологическом развитии организма (табл. 1).

Психосексуальная ориентация — характерная для индивидуума направленность полового влечения (либидо) и форм его реализации, определяющих выбор сексуального партнера и собственной сексуальной роли. Включает выбор объекта полового влечения с его индивидуальными особенностями: половая принадлежность, возраст, тип внешности, телосложение, «рисунок» поведения, — а также формирование сексуальных стимулов и сценария сексуального поведения. Психосексуальная ориентация является частным проявлением такой характеристики личности, как направленность. Формирование психосексуальной ориентации завершает психосексуальное развитие после формирования полового самосознания и стереотипа полоролевого поведения в предыдущие возрастные периоды.

Формирование психосексуальной ориентации происходит в следующие периоды становления сексуальности, по классификации Г.С. Васильченко (1990).

1.   Пубертатный период начинается с появления вторичных половых признаков: мутация голоса, увеличение яичек, изменение мошонки, интенсификация оволосения, — и заканчивается началом половой жизни в форме полового акта.

2.   Переходный период длится до установления условно-физиологического ритма (УФР) половой активности, который чаще всего реализуется при регулярной половой жизни в браке.

3.   Период зрелой сексуальности начинается с установления условно физиологического ритма, под которым понимается уровень половой активности, который максимально приближается к истинной внутренней потребности организма, определяемой конституциональными, физиологическими параметрами организма, системой взглядов индивида, условиями жизни, уникальным рисунком парного взаимодействия. Это наиболее продолжительный период сексуальной активности. Длится до появления инволюционных изменений сексуальности.

4.   Инволюционные изменения: снижение половой активности, ослабление интереса к сексуальной сфере, регресс полового влечения до эротического, а затем платонического, — начинаются в среднем в 51­55 лет, обуславливаясь дефицитом тестостерона — мужского полового гормона [11, 19, 20, 23].

 

Возраст

Этапы психосексуального развития

Периоды становления сексуальности

Стадии формирования либидо

Фазы формирования либидо

до 5 лет

Формирование полового самосознания

Парапубертатный

Понятийная

 

6-11 лет

Формирование стереотипа полоролевого поведения

Препубертатный

12-16 лет

Формирование психосексуальной ориентации

Пубертатный

Платоническое либидо

Выработка установки

Реализация

Эротическое либидо

Выработка установки

Реализация

Сексуальное либидо

Выработка установки

от 16 лет

Переходный

Реализация

Зрелая сексуальность

Зрелая сексуальность

Выработка установки

Реализация

после

51-55 лет

 

Инволюционный

Редукция либидо

 

Табл. 1. Периодизация психосексуального развития мужчины

Формирование либидо в эти же периоды подразделяется на 4 стадии: 1) платоническая; 2) эротическая; 3) сексуальная; 4) зрелой сексуальности.

Каждая из стадий протекает в две фазы:

1)   фаза выработки установок, в которой соответствующая информация накапливается, усваивается, перерабатывается в соответствии с индивидуальными особенностями и социальными нормами, формируется готовность к реализации сформированных тенденций;

2)   фаза реализации, в которой опытным путем в процессе научения апробируются и закрепляются установки, выработанные в предыдущей фазе, что формирует соответствующую направленность личности. Если в процессе реализации оказывается, что выбранные установки не соответствуют внутренним потребностям личности, ее ценностям, убеждениям, мировоззрению, противоречат традициям, не одобряются социумом (семьей, друзьями, соседями), то осуществляется «возврат» от второй фазы к первой. В этом случае человек уже имеет опыт, запас информации, а потому это уже возврат к прошлому на качественно новом, более высоком уровне психосексуального развития, на новом витке спирали развития (по диалектическому закону отрицания отрицания). Такие «возвраты» могут быть неоднократными [11].

Чем меньше временной разрыв между фазами, тем гармоничнее формируется соответствующий компонент либидо (платонический, эротический, сексуальный). Если фаза реализации соответствующей стадии формирования либидо своевременно не пройдена, то под действием сформировавшейся физиологической зрелости, гормональных изменений и социальных факторов все равно происходит переход к следующей стадии (от платонической к эротической, а затем и сексуальной), однако соответствующий компонент либидо (платонический, эротический, сексуальный) считается нереализованным, что неизбежно приведет к затруднению общения с противоположным полом [10]. Чем выше уровень нереализованных установок, тем больше вероятность формирования отклонений (девиаций) психосексуального развития. Гармонизация психосексуального развития возможна при возврате к предыдущей стадии формирования либидо (от сексуальной к эротической, от сексуальной к платонической, от эротической к платонической) с ее реализацией.

На каждой из стадий формирования либидо происходят специфические психосексуальные явления, определяющие сущность развития личности. Поэтому требуется и специфическое психолого-педагогическое сопровождение, основанное на анализе, оценке и учете этих явлений. Это позволяет специалисту использовать более гибкие рычаги, работать ювелир- нее, изящнее, деликатнее, а значит, и приблизить развивающегося мужчину к гармонии и совершенству. Охарактеризуем стадии формирования либидо и их психолого-педагогическое сопровождение.

Платоническая стадия

Платоническая стадия формирования либидо характеризуется появлением обожания, поклонения, симпатии, влюбленности в объект противоположного пола с его идеализацией, готовностью к самоотречению и жертвенности, стремлением быть героем, спасающим или совершающим воображаемые подвиги в честь него, потребностью в духовном общении с ним. Имеется сильный накал чувств и убежденность в их вечности и неповторимости. Образ идеальной возлюбленной часто десексуализирован, на первый план выходят потребность в общении, самораскры­тии с объектом противоположного пола, эмоциональном тепле [6]. Активность личности отчетливо выражается в формировании желания нравиться, носить привлекательную одежду, повышенном внимании к своей внешности, зачастую недовольство ею, желании изменить ее. Половая сегрегация, возникшая в предыдущие периоды, рушится: появляется интерес к совместным компаниям, общению парами. Эта стадия реализуется при духовном общении, сидении рядом на занятиях, совместной общественной деятельности, занятии спортом, в кружках, участии в неформальных объединениях, обмене компьютерными программами, играми. Юноша дает списать домашнее задание, помогает девушке нести сумки или готовиться к занятиям, налаживает работу компьютера, провожает после занятий до дома, подвозит на мотоцикле, машине. Выражением симпатии могут быть подарки, приглашение в кафе, кино, на концерт. В процессе поиска способов обратить на себя внимание подростки могут дергать девушек за косы, прятать портфель, публично подсмеиваться, ввязываться в драки с другими юношами из-за конкуренции, недостойного, по их мнению, обращения к девушке.

Очень важно на этой стадии, чтобы идеальный образ объекта противоположного пола стал привязанным или редуцированным к реальной доступной для общения девушке. Представляется важным заметить, что широта диапазона поиска в фазе выработки установок на этой стадии достигает максимума [11, 21] среди всех этапов психосексуального развития (формирование полового самосознания, половой роли, половой ориентации), а затем в фазе реализации происходит сужение диапазона, тем самым формируется направленность личности.

Бывает так, что молодой человек имеет несколько объектов симпатии или часто их меняет. Не следует автоматически расценивать это как ветреность, легкомыслие, непостоянство, склонность к изменам. Это может быть нормальным проявлением активности личности, при котором путем «проигрывания», методом проб и ошибок отбираются те признаки и особенности объекта влечения, которые наиболее соответствуют фантазиям индивида и объективной возможности реализации. Наоборот, возводимые в идеал постоянство, «любовь с первого взгляда», длящаяся годами безответная любовь, любовь к идеальному объекту (литературному персонажу, героине фильма, модели, киноактрисе, артистке) без привязки к реальной девушке формируют узкий диапазон приемлемости, «застывший выбор», склонность к формированию неосуществимых фантастических запросов, сложность межличностной и сексуальной адаптации, что сводит к минимуму возможность выбора «подходящей» супруги, соответствующей внутренним потребностям, по любви. В результате у такого мужчины будет дисгармоничный брак, брак по необходимости, «по расчету».

Психологическими результатами реализации этой стадии являются обогащение воображения через фантазии, спектра переживаемых эмоций, развитие образного мышления. Через формирование навыков обращать на себя внимание, устанавливать коммуникацию и строить отношения с противоположным полом молодой человек учится чувствовать, воспринимать, усваивать и применять в соответствии со своей индивидуальностью социокультурный опыт. Важной является выработка способностей к эмпатии, взаимопониманию через отождествление себя с собеседником, вживание, способность ощущать свою сопричастность и переноситься во внутренний мир другого человека, к установлению интимно насыщенных, ис­поведальных отношений с девушками. Юноша учится смотреть на мир глазами другого человека. Это предполагает актуализацию невербализируемого интуитивного опыта понимания и переживания. В процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения [8]. Необходимым элементом этой фазы является и необходимость сравнивать собственные переживания и опыт с оопытом сверстников своего пола. Так возникают исповедальные, интимно насыщенные отношения, такие, как дружба, и с представителями своего пола. Развитие воли формируется через способность преобразовывать свои мечты и фантазии в конкретные планы, а затем и в практическую деятельность. Способность к выбору между осуществимыми и неосуществимыми мечтами, выработка умения отказываться от нереальных планов, соотнесение последних с собственными возможностями, способностями, социальным статусом развивает гибкость интеллекта, формирует способность к самоанализу и адекватную самооценку. Личностный рост заключается в формировании на практике убежденности, что не все мечты, желания, планы могут быть реализованы. Возникает необходимость в соотнесении собственных особенностей с действующими в группе социальными нормативами, усвоении и овладении навыками и опытом социума.

С другой стороны, это побуждает человека к физическому, интеллектуальному и духовному самосовершенствованию, самопознанию, психологическому самоанализу, постижению психологии окружающих, заставляет искать пути реализации, признания в социально престижных и полезных видах деятельности: высокооплачиваемая работа, спорт, хобби, политика, искусство и др. Значение психосексуального развития как источника саморазвития и самосовершенствования будет прослеживаться на всех этапах формирования либидо.

Платоническое либидо гуманистически возвышает половой инстинкт до уникального человеческого чувства — любви, создающего счастье физической и духовной близости между мужчиной и женщиной. Кроме того, для большинства людей с началом половой жизни неизбежно встает проблема легитимизации интимного сближения как для окружающих, так и для самого себя. Именно способность любить, начинающая формироваться в платонической стадии, делает последующую интимную близость легитимной, уменьшает вероятность фрустрации, так как романтический мотив «любви» в современном мире выглядит таким же респектабельным, каким раньше было вступление в брак [7].

Для мужчин с нереализованной платонической стадией характерны следующие типичные нарушения [4, 10, 11]:

1)   рассогласование платонического и сексуального либидо, в результате мужчина любит одну женщину, а живет — с другой;

2)   обедненность половой жизни, сводящейся к телесному компоненту, при этом любое, даже временное, снижение сексуального влечения приводит к тревоге, страху, неуверенности в себе, интимные отношения прекращаются из-за неумения вести и получать удовольствие от некоитальных форм интимного общения с женщиной;

3)   затруднения в коммуникации с женщинами на досексуальных этапах знакомства (не сформированы навыки привлечения к себе внимания, проявления симпатии, выбора желаемого в процессе общения поведения) заставляют предпринимать попытки сразу перейти к сексуальному общению, что настораживает и отпугивает. Если все же удается найти партнера, минуя платоническое общение, то такая связь, как правило, быстро прекращается из-за выявляющейся впоследствии несовместимости по несексуальным факторам (культурному, бытовому, психологическому). Поиск постоянного партнера приводит к множественным кратковременным, зачастую психологически травмирующим сексуальным связям, что усугубляет дисгармонию личности.

Специфическое психолого-педагогическое сопровождение этой стадии проводится в следующих направлениях:

1)   формирование нормативного словарного запаса, описывающего сексуальность;

2)   знакомство молодого человека с произведениями мировой культуры о любви, эросе в соответствии с достигнутым уровнем психосексуального развития, так как именно произведения искусства, как ничто другое, трансформируют половой инстинкт до эстетических вершин;

3)   информирование и формирование способности к спокойному и сдержанному восприятию некоторых существующих негативных сексуальных явлений: развращение, насилие и др. Исследования показывают, что, несмотря на усилия родителей, ребенок все равно получает массу неподконтрольной информации, касающейся сексуальности, среди которой будет и негативная, и «преждевременная». Основные усилия общественной системы образования должны быть сосредоточены на том, чтобы своевременно, то есть до влияния «улицы», дать ребенку деликатно, честно и эстетично необходимую информацию;

4)   тренинги межгендерного общения, невербального общения, умения обратить на себя внимание, обучение способам времяпровождения;

5)   помощь в формировании представления и помощь в выборе желаемого объекта влечения. При этом необходимо бережное отношение к чувствам юноши, дружеское участие. Необходимо помочь соотнести фантазии индивида с объективной возможностью их реализации. При этом формируется правильное отношение к аксиоме, что не все мечты, желания, планы могут быть реализованы. С другой стороны, это не должно останавливать человека в саморазвитии;

6)   помощь в выборе способов саморазвития, са­мораскрытия и самореализации в соответствии с индивидуальными способностями и психологическими особенностями. Создание условий для общения учащихся и студентов в рамках неаудиторных форм работы (кружки, секции, художественная самодеятельность, конкурсы). Особо нуждаются в последних юноши малообщительные, плохо успевающие, не принимаемые коллективом. Нужно постараться найти возможность для реализации и самораскрытия таких студентов вне учебной деятельности. Не беда, если юноша будет не очень успешным в учебной деятельности. Главное, чтобы он сформировался полноценной личностью, которая сумеет достичь гармонии и счастья не только в профессиональной деятельности, но и в личной жизни.

Эротическая стадия

Эротическая стадия проявляется стремлением к нежности, вербальным и тактильным ласкам, прикосновениям, телесному контакту, объятиям, поцелуям. Вначале все это проигрывается в фантазиях, объекту влечения пишутся записки, письма, отправляются сообщения (в том числе, предназначенные для публичного озвучивания), предпринимаются попытки написать стихи, картины, музыку. Сны приобретают эротическое содержание, сопровождаются эрекция­ми и поллюциями. Мечты обсуждаются с друзьями. О значении этого явления уже говорилось выше. В произведениях искусства привлекают внимание эротические сцены, свидания, объяснения в любви, при этом многое юноша фантазирует и домысливает. Так продолжает формироваться и закрепляться потребность в познании окружающей реальности через духовную культуру человечества. Эти интересы зачастую захватывают весь коллектив, оставляя интактными молодых людей с задержкой или дисгармонией психосексуального развития на предыдущих этапах. Может совершенно пропасть интерес к учебе, прежним занятиям: спорту, музыке, танцам. Реализуется данная стадия при совместных прогулках, обучении спортивным дисциплинам (теннис, катание на коньках, на лыжах, плавание, борьба), танцах, свиданиях, ухаживаниях, когда молодые люди ходят обнявшись, целуются, даже прилюдно. Все эти явления происходят преимущественно без оргазма, что является стимулом к переходу к сексуальной стадии. Формой реализации телесного контакта на этой стадии является петтинг — достижение оргазма путем возбуждения эрогенных зон, необязательно генитальных, в условиях двустороннего контакта, исключающего непосредственное соприкосновения гениталий. Типичный пример петтинга — форсирование поцелуев и тесных объятий. Таким образом молодой человек учится чувствовать свою возлюбленную, изучает собственные реакции. Психологический образ любви становится более зрелым, обогащается спектр ощущений и восприятия, совершенствуется сенсорная память.

Ряд юношей общается с девушками через социальные сети знакомств Интернета. Это отражает современный этап развития цивилизации — создание информационного общества, при котором более комфортная сфера коммуникации смещается в электронные сети, где создается специфическая разновидность объективного мира — виртуальная реальность. Сущностной особенностью такой реальности является конструирование искусственного иллюзорного мира, воспроизводящего не столько объективную реальность, сколько реальность субъективную — процессы, происходящие в психике человека. В результате погружения в виртуальную среду психика человека все больше начинает отражать не столько окружающий мир, сколько процессы, генерируемые самой психикой в этой среде. Современные технологии позволяют максимально приблизить восприятие виртуальной реальности к физической, в том числе путем имитации сенсорных ощущений. Кроме традиционных зрительных и звуковых уже сымитированы кинестетические, вестибулярные и обонятельные ощущения, создана возможность полного преобразования движений всего тела в цифровой формат с последующей интеграцией в виртуальный мир, в том числе в компьютерные игры. За счет размывания границ между физической и виртуальной реальностью, более высокого уровня мотивации (ведь виртуальная реальность может конструироваться самостоятельно), образности и яркости передачи информации, эмоциональной насыщенности последняя может стать более значимой для человека. Стимулом для общения через Интернет является удовлетворение базовых человеческих потребностей, которые не могут быть реализованы в данный момент в необходимой степени в процессе реального общения: потребность в интимно насыщенных отношениях, потребность в получении информации, потребность в повышении своей компетенции в реальной жизнедеятельности, потребность в повышении своего социального статуса, в са- мопрезентации, потребность в расширении сферы коммуникации, потребность в игровой деятельности. И, наконец, Интернет позволяет экспериментировать с сексуальным поведением в формах, не могущих реализоваться в реальной жизни, что обогащает опыт сексуальных переживаний, образность мышления, приносит сексуальную разрядку, может избавить от форм сексуального поведения, связанных с риском нарушения закона, риском для социального статуса, здоровья, безопасности.

Вместе с тем, поскольку биологической задачей психосексуального развития является формирование репродуктивно эффективного поведения индивидуума, то общение через социальные сети не является полноценной реализацией эротической стадии. В пограничных случаях возможно формирование и рефлекторная фиксация своеобразного виртуального эротизма и аутоэротизма, при котором возбуждение и сексуальное удовлетворение достигается без физического контакта с партнером, что искажает психосексуальное развитие. Комфорт, получаемый при виртуальном общении, может быть обманчивым, уменьшая готовность и потребность человека прилагать усилия к поиску реальных партнеров, а иногда — может подрывать существующие партнерские отношения. В контексте рассматриваемой проблемы представляется перспективным включение Интернета, в том числе социальных сетей, в систему общественного сексуального образования.

Следствием либерализации сексуальной морали стало снятие многих запретов и ограничений, что привело к упрощению традиционного ритуала ухаживания. Вместе с тем, отсутствие четких правил создало нормативную неопределенность. Наиболее часто задаваемые подростками вопросы, касаются того, как нужно вести себя на свидании, когда можно девушку обнять, когда можно поцеловать, можно ли пригласить ее к себе в гости. Это создает необходимость для творческого подхода к ухаживанию, развивает качества, описанные при развитии платонической стадии либидо. Однако озабоченность ритуальной стороной ухаживания настолько сильна, что молодой человек зачастую глух к переживаниям, и даже собственные чувства отступают перед вопросом, правильно ли он поступает относительно своей возрастной группы [6].

Специфическое психолого-педагогическое сопровождение этой стадии проводится в следующих направлениях:

1)   обучение культуре и эстетике переживаний, умению выражать, вербально описывать свои чувства, ценить их, радоваться их возникновению. Формирование отношения к любым испытанным чувствам и переживаниям, даже негативным, как к уникальному жизненному опыту, обогащающему внутренний мир человека;

2)   профилактика последствий виртуализации общения. Чрезмерное увлечение общением через Интернет — отражение неумения, нежелания реальной коммуникации, проявление страхов, ощущения одиночества, ненужности, недостатка внимания, любви окружающих. Поиск и работа с причиной такого увлечения — задача психолога.

Сексуальная стадия

Сексуальная стадия характеризуется желанием совершить половой акт, которое вначале появляется в фантазиях, затем частично реализуется при мастурбации в сочетании с фантазиями, при петтинге, а затем полностью реализуется при половом акте. Для успешной реализации этой стадии необходимо хорошее нейрогуморальное обеспечение, прежде всего высокий уровень мужского полового гормона — тестостерона, что характерно для периода пубертатного развития. Причем для создания достаточной мотивации для начала гетеросексуальной реализации сексуального либидо необходим более высокий уровень тестостерона, чем для последующего поддержания сексуальной активности [11].

Образ, на который проецируются фантазии, нередко представляет собой рафинированный сексуальный объект, лишенный всех других характеристик. Эта стадия может протекать бурно, особенно у лиц с сильной половой конституцией, на фоне специфических эмоций низшего порядка, феноменов, не поддающихся контролю и возникающих непроизвольно: избирательного любопытства к любой сексуальной тематике, спонтанных эрекций с сексуальным возбуждением, ночных поллюций, мастурбации. Сметаются и подавляются все проявления платонического и эротического либидо. Быстро устанавливается чисто мужская коитально и оргазмически фокусированная модель сексуальной одержимости с резко выраженной сексуальной агрессивностью, нацеленной на овладение. Молодой человек начинает экспериментировать с сексуальным поведением. Бурный темп полового созревания опережает развитие тонких коммуникативных качеств, способность к сопереживанию, развитие культуры межполовых отношений, духовную и социальную зрелость. Зачастую эротическое либидо еще не успело сформироваться или реализоваться, что вносит дисгармонию в отношения с девушками, ожидающими, в силу своих биоэволюционных психофизиологических особенностей, более эроти­чески насыщенных отношений [1,4, 14, 16, 17].

Все это порождает душевные кризисы в результате внутреннего конфликта между успевшими сложиться морально-этическими установками и неадекватной самооценкой. Причиной неадекватной самооценки служит отсутствие объективной информации у юноши о биологической и сексуальной сущности процессов, происходящих в его организме. Пытаясь бороться с физиологическими, психологическими, сексологическими и поведенческими явлениями пубертатного периода, подросток, как и миллионы людей до него (но он этого не знает), терпит поражение. Биологические детерминанты настойчиво продолжают выполнять свою задачу — формирование репродуктивно эффективного поведения особи. Юношу одолевают сомнения в ценности собственной личности и, особенно, волевых качеств, снижается самоуважение, трудности и неудачи в учебе и общении воспринимаются как следствие своего «порока» [6]. Обостряется потребность в сопереживании, дружеском участии, поддержке, одобрении, что формирует стремление к интимно насыщенным отношениям и принятию своей социальной группой. Потребность в принятии может реализоваться через полное отождествление себя с группой, подчинение ей, усреднение поведения. Именно группы сверстников являются тем местом, где подросток компенсирует недопонимание в семье, получает поддержку, утешение, возможность обсудить волнующие его темы, получить недостающую информацию, дает выход своим эмоциям. Такое вживание в коллектив является важной и необходимой вехой социализации индивидуума, способствует овладению групповыми приемами и средствами деятельности, освоению общественных норм, оттачиванию стереотипов полоролевого поведения. Реализация потребности в групповом принятии и дружеском участии проявляется в обсуждении со сверстниками своего пола «запретных» тем. Тем самым волнующие сексуальные переживания «заземляются», уменьшается их накал, устраняется диссонанс между фантазиями, с одной стороны, и психологической и культурной неготовностью молодого человека к восприятию женщины не только как сексуального объекта, с другой. Это дает человеку не только новую информацию, но и позволяет осознать естественность своих переживаний, снять страхи, напряжение, в том числе посредством юмора, смеха.

В противоположность индивидуумам с сильной половой конституцией у лиц со слабой половой конституцией, задержкой полового созревания пубертатный период протекает гармоничнее, так как в их распоряжении больше времени для консолидации самосознания и воли, чтобы преодолеть испытания, связанные с морфологическими, физиологическими, психологическими, сексуальными, коммуникативными и поведенческими изменениями, принять свой новый образ, новое отношение к себе социума, осознать свою взрослость. Так, изменения внешности, носившие до этого преимущественно количественный характер, становятся качественными. Появление вторичных половых признаков, изменение в целом собственного образа тела вначале, как правило, не принимается индивидуумом. Если неприятие принимает стойкий характер, то формируется дисморфо- фобия — болезненная идея объективно отсутствующего или необоснованно преувеличенного физического недостатка. С большинством девушек у молодых людей со слабой половой конституцией формируются более гармоничные отношения. Такие юноши в ситуации интимного сближения длительно проводят предварительные ласки, воздействуя преимущественно на экстрагенитальные эрогенные зоны, что положительно оценивается женщинами за счет реализации их эротических ожиданий, даже если они имели опыт сближения с другими мужчинами. Отсутствие у мужчины опыта для сравнения своей конституции с другими делает эту особенность неосоз­наваемой и стабилизирует брачные отношения в последующем. Нельзя не отметить, что задержка пубертатного развития имеет и свои отрицательные психологические стороны.

Половая конституция тесно связана с выраженностью такого мужского качества, как агрессивность. Это порождает целый ряд сложных психосоциальных проблем. Мужчины, у которых агрессивные импульсы повышены, нередко оказываются в конфликте с законом и моралью, а те, у кого они понижены, часто воспринимаются окружающими и чувствуют себя недостаточно мужественными. Очень тонким делом является и разграничение условной, игровой, подчас даже нормативной эротической агрессии и реального сексуального насилия, крайним случаем которого является изнасилование. Гендерное равенство делает некоторые границы в этом вопросе проблематичными и спорными, причем мнения мужчин и женщин сплошь и рядом расходятся [4, 7]. Это порождает немало конкретных правовых и социально-психологических коллизий.

Реализация сексуальной стадии формирования либидо часто происходит у мужчин через сексуальные эксцессы — повторные половые акты в течение суток, каждый из которых завершается оргазмом. Личностные мотивы для сексуальных эксцессов следующие:

1)   расчетливость: предельно использовать благоприятную ситуацию для сексуального насыщения;

2)   мужское тщеславие: реализация типичной мужской биосоциальной модели сексуальности, характерными чертами которой являются экстенсивность, предметность. Мужская модель не связана с эмоциональной близостью, переживается не как отношения, а как завоевание и достижение, связана с агрессивностью, принуждением, насилием. Мужественность отождествляется с сексуальностью, оцениваемой количественно: размер наружных половых органов, сила эрекции, частота половых актов, количество женщин [5, 7, 18]. Реализация данной модели закрепляет стереотип полоролевого поведения, которое начинает формироваться в допубертатных периодах, и адаптирует полоролевое поведение относительно сексуальной активности. Характерным является явление переноса: мужчина со сформированной моделью поведения в виде стремления к завоеванию, достижению реализует данные качества в несексуальной социальной деятельности, что создает условия для более полной и успешной реализации личностного потенциала;

3)   альтруизм: стремление сделать максимально приятно женщине. Положительное подкрепление способствует переносу альтруизма на несексуальное взаимодействие. Альтруизм — важная составляющая личности, мотивы могут варьировать от защиты своего «Я», борьбы с депрессией до выражения общечеловеческих ценностей. Альтруизм результативно обеспечивает заботу о детях, родителях, супруге, других близких, повышает самоуважение, ведет к общественному одобрению, помогает индивидууму гармонично влиться в микросоциум, формирует социальные нормы ответственности [9].

В целом, душевные кризисы пубертатного периода, экспериментирование с сексуальным поведением постепенно сужают эталон желаемых качеств полового партнера, что является основой и стимулом для формирования последующей стадии формирования либидо — зрелой сексуальности, которая может оптимально реализоваться при вступлении в устойчивые моногамные отношения, наиболее распространенной формой которых является брак. То есть душевный кризис и стимулирует развитие либидо, и создает предпосылки для личностного роста через формирование установки на создание семьи.

Реализация сексуального либидо ведет к личностному росту через проявление социальной и психологической заботы, ответственности за своего партнера, его здоровье через профилактику нежелательной беременности, ответственности за свое здоровье через профилактику инфекций, передаваемых половым путем. Продолжают развиваться способности к само- рефлексии, постижению психологической сущности, как своей, так и окружающих. Вырабатывается способность соотносить свои биологические возможности с психологическими и социальными.

Гармоничная реализация сексуальной стадии возможна только при завершении предыдущих стадий, когда мужчина уже умеет правильно провести платоническое общение с девушкой, гармонично перевести его в эротический контакт и, наконец, завершить половым актом. Уровень сексуального накала обостряет способность предвидеть желания партнера, воспринимать невербальные знаки общения, чувствовать психологическое состояние партнера, тем самым развивается умение прогнозировать, что развивает интеллект, коммуникативную и психологическую гибкость. Формируется способность к социально гибкому многомерному мышлению, не чувствительному к формальным противоречиям. Как и на предыдущих стадиях, поисковая активность в этой стадии катализирует психические процессы, происходящие на предыдущих стадиях. Также поисковая активность, продолжает стимулировать личность к общей поведенческой активности через интеллектуальное и физическое развитие. Целью же развития является социальная и профессиональная реализация своих способностей, знаний, умений, позволяющих занять соответствующее место в обществе. А это, в свою очередь, позволяет дополнительно повысить свою эффективность в деле привлечения к себе внимания девушек, материального обеспечения будущей семьи.

Специфическое психолого-педагогическое сопровождение этой стадии проводится в следующих направлениях:

1)   информирование юноши о специфических сексологических явлениях этой стадии, что позволяет ему осознавать естественность физиологических процессов, собственных переживаний и, в результате, снимает напряжение, избавляет от тревоги, страхов, опасений;

2)   предотвращение процессов излишнего отождествления индивида с группой, нивелирования его собственного «Я», его «растворения», подчинения группой. Для этого необходимо оказывать помощь в развитии ряда важных навыков и умений. Например:

—   умение ответственно вести себя в кризисных ситуациях, требующих противодействовать группе;

—   умение противостоять манипулированию со стороны окружающих;

—    умение отстаивать собственную позицию;

—    умение отвечать «нет».

Также в рамках данного направления оказывается помощь в формировании внутреннего локуса контроля, наличие которого позволяет человеку не совершить аморальные, антисоциальные, криминальные поступки, не формировать в себе внутреннюю деви­антную культуру и девиантное поведение;

3)   повышение самооценки юноши, в том числе — путем организации деятельности, направленной на его самораскрытие, самореализацию. В рамках данной деятельности могут использоваться методы и приемы рациональной психотерапии. Кроме того, необходимо оказание помощи в преодолении испытаний, связанных с особенностями периода полового созревания. Эти испытания могут быть связаны с гормональными, морфологическими, коммуникативными и поведенческими изменениями;

4)   вооружение молодого человека информацией, материальными возможностями для безопасного секса. Должен быть доступный способ получения необходимой помощи для него и его сексуального партера при возникновении нежелательных медицинских последствий сексуального поведения;

5)   профилактика агрессивности заключается в создании вокруг юноши атмосферы любви, понимания, нежности, ласки. Каждый человек должен ежедневно получать необходимую ему любовь и ласку. Он должен точно знать, что окружающие, близкие его любят, ценят, надеются, верят в него. Необходимо обучение навыкам регуляции своего сексуального поведения, информирование о правовом регулировании сексуального поведения. Повышенную агрессивность следует направлять в социально приемлемые виды деятельности, например, на спорт.

Стадия зрелой сексуальности характеризуется гармоничным сочетанием платонического, эротического, сексуального либидо с ценностями, установками, убеждением, мировоззрением личности, в том числе — с наличием таких чувств, как ответственность, любовь, сопереживание. Сформированность зрелой сексуальности является отражением зрелости личности в целом. Именно в этой стадии любовь изящно реализуется в единстве физического и духовного.

Хорошо прослеживается общая закономерность: на каждой стадии формирования сексуальности имеются задатки последующей. Так, фаза выработки установок зрелой сексуальности начинается уже на сексуальной стадии. Уже упоминались как душевные кризисы, порождаемые специфическими эмоциями низшего порядка и феноменами, не поддающимися контролю, так и внутренние конфликты. Последние возникают между успевшими сложиться морально-этическими установками, с одной стороны, и неадекватной самооценкой специфических физиологических, психологических, сексуальных, коммуникативных и поведенческих процессов пубертатного периода, с другой. Гармонизация отношений между индивидуальными психосексуальными особенностями и ценностями, стандартами, нормативами социума — реализуется через умение контролировать свои эмоции, чувства, желания, поступки, непроизвольно возникающие сексологические феномены. Когда отсутствуют возможности для создания семьи — указанная гармонизация невозможна. В стадии зрелой сексуальности мужчина уже обретает контроль над своим сексуальным поведением в соответствии со временем и обстоятельствами, а также собственными морально-этическими установками, не утрачивая при этом возможности для обозначения и реализации собственной сексуально-психологической индивидуальности.

Это происходит и за счет выработки универсальных защитных механизмов, позволяющих регулировать свое сексуальное поведение. Перечислим их в порядке, предложенном З. Фрейдом и А. Фрейд, от более развитых к менее развитым [12].

1.   Сублимация — удовлетворение неприемлемой или неосуществимой сексуальной потребности в форме, которая поощряется обществом и потому приносит человеку истинное удовольствие, поскольку является нравственно приемлемой или социально востребованной. Например, воплощение сексуального влечения в художественном творчестве, замещение сексуального влечения заботой о семье, о детях, родителях, общественной деятельностью, работой, хобби. Сублимация — явление не только вынужденное, но и культурно специфическое [7, 22].

2.   Вытеснение (репрессия) — нерефлексируемое забывание или снижение значимости неприятных фактов, негативных сексуальных ощущений и эмоций, нереализованных сексуальных потребностей. Этот защитный механизм выражается в русской пословице «Время лечит».

3.   Рационализация — нивелирование сексуальной проблемы путем изменения ценностей, установок, убеждений, взглядов с помощью логических рассуждений.

4.   Идентификация — моделирование собственного поведения по образцу другого, более авторитетного представителя референтной группы.

Следует заметить, что любой из универсальных защитных механизмов может стать патологическим. Так, сублимация может быть социально приемлемой, но деструктивной для личности: излишнее занятие работой, общественной деятельностью, чрезмерное увлечение чем-либо, хобби, «внимание» к собственному здоровью, внешности. Все это может привести к полному прекращению половой жизни или к прекращению формирования любого из компонентов либидо. В принципе, осознанный отказ от половой жизни — не патология, а неотъемлемое право выбора зрелой психически здоровой личности. Но необходимо понимать, что это, во-первых, должна быть зрелая и психически здоровая личность, а во-вторых, такая сублимация может блокировать репродуктивное поведение индивидуума, что нарушает важнейшее биологическое свойство жизни — воспроизведение себе подобных.

Вытеснение может привести к развитию истерической амнезии — утрате из памяти эмоционально неприятных событий.

Излишняя рационализация ведет к формированию сверхценных идей — суждений, определяющих поведение. Напомним, что особенность этих идей заключается в том, что они возникают в результате реальных обстоятельств, но им придается чрезмерное значение, они вызывают чрезмерно сильное эмоциональное напряжение и, в результате, занимают в сознании индивида не соответствующее их значению место. Деятельность становится непродуктивной. Такие идеи поддаются коррекции, но склонны к рецидиву, могут переходить в бред. Примерами могут быть сверхценная идея физического недостатка или ревности, при которой человек подозревает близкого человека в неверности. Он постоянно занят сбором доказательств измены: подозрительные пятна на одежде, белье, обивке мебели, запахи, пометки в записной книжке, чувство замешательства супруга в определенных ситуациях.

Идентификация может сформировать личностно или социально неадекватное поведение, которое будет блокировать или делать дискомфортной коммуникацию для личности или для окружающих.

Стадия зрелой сексуальности в формировании либидо реализуется наиболее полно в период зрелой сексуальности, поскольку именно в это время закрепляются устойчивые моногамные отношения. Гармония выражается принципом, провозглашенным в древнем трактате о любви «Камасутра»: «В делах любви каждый должен руководствоваться традициями и нравами своей страны, но больше всего — собственными склонностями».

Традиционная модель мужской сексуальности, как и гегемонной маскулинности, индивидуальных различий не признавала и пыталась подогнать разных людей к одному образцу. Сегодня эта модель перестала существовать, что заставляет человека задумываться, что хорошо и правильно не для мифического абстрактного «настоящего мужчины», а «лично для меня»? Необходимость оценивать и выбирать требует дополнительных усилий. У некоторых мужчин чувство несовместимости собственного Я и нормативного коктейля из «крутизны», соревновательности, автономии и гиперсексуальности порождает мужскую сексуальную тревожность. Изменение традиционной модели мужской сексуальности имеет и безусловно положительное для мужчины приобретение — бoльшую возможность выбора в соответствии со своими индивидуальными биологическими и социальными особенностями, так как свобода и самостоятельность — такие же неотъемлемые черты мужского стереотипа поведения, как сила и соревновательность [1,7].

У мужчины формируются собственная сексуальная культура и стиль жизни, где вместо внешних ограничений и запретов регулятором поведения становятся индивидуальные этические нормы и установки, то есть поведение регулируется за счет внутреннего локуса контроля. Это отражает общую тенденцию конца XX-го — начала XIX-го века — движение от этического патернализма к моральной автономии: человек освобождается от диктата референтной группы. Только таким путем достигается гармоничная реализация конституционально-биологических, психологических, социокультурных сексуальных особенностей человека. Формирование внутреннего локуса контроля — свойство, отражающее психологическую зрелость личности в целом, а потому зрелая сексуальность, способность к установлению длительных, устойчивых, интимно насыщенных отношений неотделимы от зрелости и здоровья личности в целом [13].

Специфическое психолого-педагогическое сопровождение этой стадии заключается в следующем:

1)   акцент на уходе от «прокрустова ложа» в оценке мужской модели сексуальности: смещение акцента с силы и соревновательности на свободу и самостоятельность, обеспечивающие возможность выбора индивидуального сексуального сценария в соответствии со своими индивидуальными биологическими и социальными особенностями;

2)   профилактика трансформации универсальных защитных механизмов в деструктивные и психопатологические формы.

Обобщенная характеристика специфического психолого-педагогического сопровождения психосексуального развития мужчины на этапе формирования психосексуальной ориентации представлена в табл. 2. При этом считаем необходимым заметить, что с учетом уровня и особенностей психосексуального развития индивида специфические воздействия могут смещаться между стадиями.

Заключение

Понимание процесса развития личности без учета ее психосексуального развития является неполным. В свою очередь, зрелая сексуальность неотделима от зрелости и здоровья личности.

 

Платоническая стадия

Эротическая стадия

Сексуальная стадия

Стадия зрелой сексуальности

1.  Формирование нормативного словарного запаса, описывающего сексуальность.

2.  Знакомство с произведениями мировой культуры о любви, эросе.

3.  Информирование и формирование способности к спокойному

и сдержанному восприятию некоторых существующих негативных сексуальных явлений.

4.  Тренинги общения.

5.  Помощь в формировании представления и выборе желаемого объекта влечения

6.  Помощь в самораскрытии и самореализации.

1.  Формирование культуры и эстетики переживаний, выражения

своих чувств.

2.  Профилактика последствий виртуализации общения.

1.  Информация

о специфических сексологических явлениях данной стадии.

2.  Тренинги противодействия «огрупплению» поведения, манипулированию, формирование внутреннего локуса контроля.

3.  Повышение самооценки.

4.  Информирование

и создание материальных возможностей для безопасного секса.

5.  Профилактика агрессивности.

1. Уход от «прокрустова ложа» в оценке мужской модели сексуальности.

2.  Профилактика трансформации универсальных защитных механизмов в деструктивные

и психопатологические формы.

 

Табл. 2. Специфическое психолого-педагогическое сопровождение психосексуального развития мужчины на этапе формирования психосексуальной ориентации

Развитие личности мужчины на этапе формирования психосексуальной ориентации происходит под действием биологических и социальных факторов при приоритетной роли собственной активности индивидуума. Разные индивиды имеют не только количественно не одинаковый уровень сексуальных потребностей, но и качественно разные, не сводимые друг к другу иерархии индивидуальных жизненных ценностей. Понимание специфических явлений этого этапа в зависимости от стадии формирования либидо позволяет проводить специфическое психолого-педа- гогичекое сопровождение развития личности.

Гуманистический смысл психосексуального развития заключается в том, что половой инстинкт, соединенный с социальными факторами, побуждает человека к физическому, интеллектуальному и духовному самосовершенствованию, самопознанию, психологическому самоанализу, постижению психологии окружающих, заставляет искать пути самореализации, признания в социально престижных и полезных видах деятельности. Психосексуальное развитие, как источник саморазвития и самосовершенствования, прослеживается на всех этапах формирования либидо. Активность индивидуума при успешном преодолении биосоциальной дисгармонии позволяет, в конечном итоге, сформироваться зрелой сексуальности как важному свойству личности, и создает условия для всесторонней реализации мужчины.

Литература

  1. Берн Ш. Гендерная психология. — СПб: Прайм-ЕВРОЗ-НАК, 2004. — 320 с.
  2. Берулава Г.А. Методологические основы практической психологии: Учебное пособие. — М.: МПСИ; Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. — 192 с.
  3. Келли Г. Основы современной сексологии. — СПб: Питер, 2000. — 896 с.
  4. Кон И.С. Введение в сексологию. — М.: Медицина, 1989. — 336 с.
  5. Кон И.С. Человеческие сексуальности на пороге ХХI века // Вопросы философии. — 2001. — №8.— С. 29–41.
  6. Кон И.С. Подростковая и юношеская сексуальность // Секс и мы. — 2006. — С. 4–13.
  7. Кон И.С. Мужская сексуальность по данным массовых опросов // Андрология и генитальная хирургия. — 2007. — № 4. — С. 19–28.
  8. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. — М.: Смысл, 2001. — 511 с.
  9. Майерс Д. Социальная психология. — СПб: Питер, 1999. — 750 с.
  10. Репродуктивное здоровье и сексуальность подростков / Под ред. А.М. Куликова. — СПб: РОО «Взгляд в будущее», 2006. — 88 с.
  11. Сексопатология: Справочник / Под ред. Г.С. Васильченко. — М.: Медицина, 1990. — 576 с.
  12. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
  13. Холодный В. А. Психологические проблемы гендерного образования в высшей школе // Олимпийский Сочи: Социум. Культура. Личность: Материалы I Всероссийской конференции. — Сочи: РИО СГУТиКД, 2008. — С. 108–112.
  14. Alexander M.G., Fisher T.D. Truth and consequences: using the bogus pipeline to examine sex differences in self-reported sexuality // The Journ. of Sex Research. — 2003. — V. 40. — №1. — Pp. 27–35.
  15. Edwards T.M., Moore B.C., Guillette L.J. Reproductive dysgenesis in wildlife: a comparative view // International Journ. of Andrology. — 2006. — V. 29(1). — Pp. 109–121.
  16. Eplov L., Giraldi A., Davidsen M. et al. Sexual desire in a nationally representative Danish population // The Journ. Of Sexual Medicine. — 2007. — V. 4. — Pp. 47–56.
  17. Geer J.H., Robertson G.G. Implicit attitudes in sexuality: gender differences // Archives of Sexual Behavior. — 2005. — V. 34(6). — Pp. 671–680.
  18. Hyde J.S. The Gender Similarities Hypothesis // American Psychologist. — 2005. — V. 60. — №6. — Pp. 581–592.
  19. Laumann E.O., Paik A., Glasser D.B. et al. A cross-national study of subjective sexual well_being among older women and men: findings from the Global Study of sexual attitudes and behaviors // Archives of Sexual Behavior. — 2006. — V. 35(2). — Pp. 145–161.
  20. Lindau S.T., Schumm L.P., Laumann E.O. et al. A study of sexuality and health among older adults in the United States // N. Engl. Journ. Med. — 2007. — Pp. 762–774.
  21. Lippa R.A. The preferred traits of mates in a cross_ national study of heterosexual and homosexual men and women: an examination of biological and cultural influences // Archives of Sexual Behavior. — 2007. — V. 36. — Pp. 193–208.
  22. Schmitt D.P. Universal sex differences in the desire for sexual variety: tests from 53 nations, 6 continents and 13 islands // Journ. of Personality and Social Psychology. — 2003. — V. 85. — №1. — Pp. 85–104.
  23. Travison T.G., Araujo A.B., O’Donnell A.B. et al. Population_level decline in serum testosterone levels in American men // The Journ. of Clinical Endocrinology and Metabolism. — 2007. — V. 92. — №1. — Pp. 196–202.

Информация об авторах

Холодный Вячеслав Анатольевич, кандидат медицинских наук, доцент, врач-уролог, Центрального клинического санатория им. Дзержинского ФСБ РФ, Сочи, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 624
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 631
В прошлом месяце: 36
В текущем месяце: 20